Источник |
Продолжение. Начало - часть 1
"В 1892 году Горький «вынырнул» в Тифлисе, нанялся в паровозные мастерские, снял комнату у мастера Калюжного, написал рассказ «Макар Чудра» и напечатал его в газете «Тифлис». Надо отдать ему должное: первая публикация выглядит очень достойно. Никакой мути своей ранней Горький нигде не опубликовал. А после первой публикации он перестаёт быть «босяком» и постепенно становится интеллигентом – сотрудником поволжских провинциальных газет. Печатает там фельетоны под вычурным псевдонимом Иегудиил Хламида, освещает нижегородскую Всемирную выставку, а заодно то один рассказ напечатает, то другой…Источник |
В это же время он в первый раз женится, причем на очень достойной женщине – Екатерине Павловне (Пешковой). О ней можно сразу сказать главное: позже Горький с ней расстанется и женится (гражданским браком) на актрисе МХТ Марии Фёдоровне Андреевой. Эти две женщины – две разные эпохи в жизни Горького, можно сказать, два имиджа. Екатерина Павловна в советские времена прославилась тем, что, оставаясь все-таки женой Горького, «отвечала» у нас за «политический красный крест», то есть помощь политзаключённым, и многим сумела помочь: добывала информацию, добивалась, чтобы посылки доходили до адресатов. Этот островок гуманизма ликвидировали в 1937 году, но саму Екатерину Павловну не тронули, и она помогала впоследствии детям, ставшим сиротами во время войны. Дожила до 1965 года, всё время занималась правозащитной деятельностью, но ближних, по свидетельству внучки, старалась ни во что не посвящать – на всякий случай.
М.Горький, А.Н.Алексин, Е.П.Пешкова с сыном Максимом и С.Г.Скиталец. 1901 |
А пока они жили вместе, Екатерина Павловна была для Горького секретарём и, наверно, учителем. Она и с рукописями разбиралась, и переводила мужу с французского и с немецкого, и какие-то ёлки для бедноты устраивала. В музее-квартире в Нижнем сохранилась библиотека Пешковых – её библиотека. Впрочем, Горький уже и свои библиотеки начал к тому времени собирать, обширные – читал он очень много, быстро и как-то всё без разбору. В романе «Мать» есть рассуждения, которые, возможно, объясняют это бессистемное чтение: там герои сетуют на то, что у рабочего человека отнят целый мир, скрытый в книгах, в культуре, в науке, в других странах. И вот он всеми силами расширял свой кругозор, а потом, меняя место жительства, дарил библиотеки городам. Это было принято, по-видимому: Чехов поступал так же.
Мария Фёдоровна Андреева |
В 1898 году вышел двухтомник Горького «Очерки и рассказы». Если до него Горький был известен, после него стал знаменит. Двухтомник тут же переводят и издают в Европе. И вскоре популярность Горького соперничает уже и с популярностью Л.Н.Толстого, а все прочие просто герои второго ряда на их фоне (за исключением разве что А.П.Чехова). Тут есть загадка. Горький, конечно, автор в свою меру талантливый. Если учесть, что он сумел состояться как писатель, имея начальное образование и в 11 лет оставшись круглым сиротой, предоставленным самому себе, можно, наверно, сказать, что дар его был огромен и частично пошёл на то, чтобы компенсировать крайне неблагоприятные обстоятельства жизни.
Можно понять, почему им восхищались читатели «из простых»: горьковская патетика по сути простодушна и тем созвучна вкусам «начинающих» читателей (и совсем зелёных и неискушённых начинающих писателей). Но в том-то и дело, что им восхищались очень искушённые читатели и писатели. Его приняли как равного, а кое-кто и как старшего. Он же хоть и вошёл в среду писателей, на интеллигенцию смотрел свысока, с недоверием и долей презрения. Не лично на Бунина или Чехова, а так, вообще… Впрочем, модернистов (декадентов) он всех скопом считал мещанами, сочинял про них фельетоны, довольно-таки даже забавные.
Источник |
Тексты, которые вошли в этот двухтомник, делятся на три группы: реалистические, романтические и откровенные аллегории, которые вообще не поддаются классификации по методу и жанру (вроде «Песни о Буревестнике», которая появится позже). Сам Горький об этом сборнике высказывался вычурно: это, мол, «изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца». Обычно пишут, что в нем отразились «свинцовые мерзости русской жизни». Во всех трёх группах текстов, вошедших в сборник, присутствует общая «задняя мысль», и это мысль о революции. Точнее, о том, как бы изменить жизнь к лучшему и кто бы мог взвалить на себя такую задачу.
Источник |
Горький, как никто, знал, что такое «типические обстоятельства» (полные «свинцовых мерзостей») и какие «типические характеры» они формируют. Собственно, вся его жизнь до тех пор, как он стал журналистом, была упрямым противостоянием обстоятельствам. Самого себя он всегда считал человеком вольным и ни к какой почве не привязанным. («Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться», - любимая фраза Горького из его раннего опуса «Песнь старого дуба»). Отношения между характерами и обстоятельствами виделись ему этаким безнадежным замкнутым кругом: мерзкие обстоятельства порождают мерзкие характеры, и никакие другие характеры в этих обстоятельствах появиться не могут, а значит, и некому изменить мир к лучшему. Поэтому Горький в реалистических рассказах занимается так называемыми «босяками» (другое название – «люмпен-пролетариат»): людьми, которые «выламываются» из быта, не могут вписаться в обыденное течение жизни. Тоскуют, маются, бродяжничают, пьют горькую… Ранний Горький их отчасти поэтизировал, уж точно – сочувствовал им и, возможно, надеялся, что от них можно ждать изменений жизни. Но вскоре разочаровался в «босяках», увидев их безнадежную слабость.
Челкаш |
Впрочем, понимая, что Орловы, Челкаши и прочие Коноваловы в этой жизни тоже ничего не изменят (хотя бы потому что алкоголики), Горький начинает мечтать о герое, которого в жизни нет, но который (если бы вдруг появился) сумел бы вывести всех из жизненного болота. И это уже романтические рассказы с романтическими героями, которые, как известно, не зависят ни от каких обстоятельств и вообще являются здесь у нас странниками и пришельцами из неведомых краёв. Горький в своих романтических рассказах не только сочиняет нового героя, но пытается создать новую мифологию и дать свои ответы на все «вечные» вопросы (жизнь, смерть, смысл жизни, добро и зло). С традиционными ответами он, разумеется, не согласен. Что касается аллегорий, то цель этих публицистических произведений одна – «будить бурю». Горький ведь и вправду ощущал себя и Данко, и Буревестником, с безумством храбрых, зовущим человечество к прекрасному будущему".
Источник |
Продолжение следует...
Здравствуйте,Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьИ снова Вы радуете нас, читателей, довольно интересными фактами из биографии Максима Горького.
В годы молодости я зачитывалась его сочинениями, всегда поражалась, насколько непохожими на современные (я имею в виду 70-80-е годы прошлого века) условия были отношения между людьми.
И вообще все эти предреволюционные и послереволюционные времена были полны загадок, притягивали каким-то особым видением мира.
Сейчас история раскрыла все секреты, и стало даже немного скучно. Но Горький по-прежнему актуален, именно межчеловеческими отношениями, которые будут всегда, при любой власти, при любом политическом строе.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо Вам большое за обстоятельный комментарий!
УдалитьМне тоже эта статья нравится: написана лёгким, но таким интересным языком.
О революции 1917-го и отношении к ней Горького - в следующем сообщении.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! С удовольствием читаю продолжение. Спасибо!
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна!
УдалитьСпасибо Вам большое за интерес к постам. Эта статья и мне нравится ))
Какие интересные женщины были рядом с Горьким - этим вольным человеком как в творчестве, так и в жизни
ОтветитьУдалитьСогласна, Анна Борисовна!
УдалитьКрасавицы неимоверные! Да и умные )
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьИ как же сложен путь настоящего писателя... В школьные годы не особо любила читать биографии поэтов и писателей, а сейчас просто зачитываюсь. Почему? Даже и не знаю...
Лилия Павловна, здравствуйте!
УдалитьВ школе на уроках литературы нам частенько показывают писателя, но не человека. Я стараюсь своим ученикам рассказать не только о том, что создал тот или иной поэт или писатель, но и о том, каким был человеком (по воспоминаниям современников, по дневникам). Очень хочется, чтобы ребята уже во взрослом состоянии вернулись к школьной литературе, посмотрели иначе на всё.
Статья эта мне тоже нравится, поэтому и решила включить её в блог. Ведь сама буду обращаться не только к тексту, но и фотографиям.
Вам спасибо за интерес!
Здравствуйте, Ольга Николаевна!Очень понравился Ваш пост.С Вашего разрешения.Буду обращаться при подготовке к урокам.Спасибо большое!
ОтветитьУдалитьP.S.Горький - гигант в литературе, что и говорить.Не зря несколько раз был номинирован на Нобелевскую премию.
Наталья Борисовна, здравствуйте!
УдалитьСтатью писала не я (в первом сообщении есть упоминание об авторе). Разместила в блоге с той целью, чтобы и самой обратиться к ней при необходимости. Интересная информация, поданная вкусно ))
Горький, действительно, был гигантом. Очень люблю его "Фому Гордеева" и "Дело Артамоновых". Жаль, что ни он, ни Чехов, ни Толстой Нобелевскую премию так и не получили.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне вот кажется, что я уже достаточно взрослый, чтобы чего-то добиться, но, как показывает опыт предыдущих поколений, особо торопиться и пытаться непременно поскорее взобраться на вершину, не стоит. Надо испытать себя, проверить на прочность, узнать жизнь.
ОтветитьУдалитьИ мне сейчас очень близко вот это: "Ранний Горький их отчасти поэтизировал, уж точно – сочувствовал им и, возможно, надеялся, что от них можно ждать изменений жизни. Но вскоре разочаровался в «босяках», увидев их безнадежную слабость".
Иван, здравствуй!
УдалитьКаждый писатель у нас открывается по-нашему или по-своему.
На определённом этапе ты воспринимаешь героев Горького именно так, как нужно сейчас. Пройдёт время - возможно, что-то в твоём восприятии изменится. Мне, например, сегодня близки роман "Дело Артамоновых", пьеса "На дне", по-другому оцениваю и воспринимаю роман "Мать".
Не усматривай слабость героев - автор сам для себя сделал выводы. Ищи сильные стороны! Успехов!
Очень рада видеть тебя!