когда перестают читать.
Д.Дидро
Ни о чём не думает лишь тот,
кто ничего не читает.
Д.Дидро
Переворачивая страницы,
мы совершаем открытие
за открытием.
Жорж Дюамель
"Что читать летом?" - этот вопрос в конце учебного года слышат учителя русского языка и литературы от родителей своих учеников. Единицы же учеников интересуются списком летнего чтения. Может, он, действительно, изжил себя? Может, не навязывать "эту классику", а давать читать то, что просит душа?
"Куда же без "Войны и мира", "Преступления и наказания", "Мёртвых душ"? Если не прочитают это летом, то не прочитают точно в течение учебного года!" - как часто говорят учителя литературы об обязательности чтения больших произведений. Не могу сказать, что думаю так же. Да, доля правды есть: произведения, действительно, объёмные. Но есть и другая сторона: может ли подросток прочитать более двух тысяч страниц за лето? Обычный подросток. Средний ученик. Каких больше, к сожалению.
Из 26 моих девятиклассников в закончившемся учебном году читали все произведения человек 5-6. Это 20% класса! Смирилась ли я с тем, что дети не читают? Нет-нет-нет. Но я смотрю реально: взрослые (родители) не читают сами, не обсуждают прочитанное детьми - одна из причин низкой читательской активности. Есть ли другие причины? Несомненно. И поголовная "гаджетная болезнь", и лень, например...
И всё же читать летом нужно. 20-30 минут в день даже самому ленивому человеку можно найти, чтобы прикоснуться к книге, художественному слову, отправиться вслед за героями... Да, в 8-11-х классах есть объёмные произведения, да, можно прочитать не всё из списка. Я же настаиваю на том, чтобы учащиеся 5-7-х классов даже не прикасались к тому, что будут изучать в школе на уроках литературы! Произведения небольшие по объёму, поэтому с ними можно познакомиться и на уроках. А летом наслаждаться теми произведениями, которые точно понравятся.