31 декабря 2014 г.

Новый год к нам мчится, или "Если бы я был(а) Дедом Морозом..."-2

Фото из личного архива
   Мчится, убегая, Лошадь. Догоняет, бежит Козочка. Нет, не опоздает, догонит.
   Время бежит, летят дни, недели, месяцы, годы. И мы бежим вместе. Каждый из нас бежит.    Но сегодня, 31 декабря, за несколько часов до начала Нового, 2015-го, года давайте остановимся, чтобы проводить уходящий год в историю, пожелать родным и близким людям благополучия, здоровья, вдохновения...
   У многих моих блогодрузей стало традицией поздравлять читателей блогомира с волшебным праздником. 
   Очень нравится слушать видеообращение Ирины Коткиной, ЧУМработницы из Ненецкого автономного округа. В её "ЧУМотеку" всегда захожу с удовольствием.
   В прошлом году аккурат перед Новым годом я поздравляла всех вместе со своими учениками ("Если бы я был(а) Дедом Морозом...", или О чём мечтают современные подростки?"). В этом году решила продолжить начатое уже с новыми учениками. (Поразило, что сообщение набрало за последний месяц 361 просмотр). Если дети мечтают о том, что "было бы, если...", значит они и желают этого. Итак, говорят и желают дети.

27 декабря 2014 г.

Блоговым конкурсам быть, или Подводим итоги предметной декады


   С 15-го по 26-ое декабря в нашей школе (МБУ СОШ №86 г.о. Тольятти) проводилась декада гуманитарных наук (план). Внеклассных мероприятий, открытых уроков было проведено немало. Учителя русского языка и литературы, английского языка, истории и обществознания и, конечно, ученики были главными действующими лицами.
   Впервые в моей практике я решилась на проведение двух блоговых конкурсов: "Угадай фразеологизм!" и "Синквейн? Синквейн!". Первый блин комом не получился, но комочки есть.

21 декабря 2014 г.

Синквейн? Синквейн!


Язык.
Русский, английский.
Учит, рассказывает, повествует.
Даёт способность общения.
Жизнь.
Автор - Михаил Ососов (5 "Б")
   
   Сколько уже сказано и написано о синквейнах! Такие небольшие стихотворения, кажется, могут сочинять все. Но вот мои нынешние ученики впервые услышали это слово неделю назад. Разобрав новый термин, ребята получили задание: сочинить синквейны и поучаствовать с ними в конкурсе в рамках декады гуманитарных наук.
   Синквейнов поступило немало и от моих учеников, и от учеников из других классов. Очень бы хотелось, уважаемые читатели, чтобы вы нам помогли выбрать лучшие творения.
   Достаточно из каждого раздела выбрать ТРИ самых-самых (заполнить форму в конце сообщения, голосование продлится до 19:00 25 декабря 2014 г.). Будем вам очень благодарны за ваше внимание и вашу оценку.
   Мнение автора блога не всегда совпадает с мнением авторов синквейнов.

20 декабря 2014 г.

Виртуальная выставка "История русского языка"

   В рамках декады гуманитарных наук в МБУ СОШ №86 г.о. Тольятти было объявлено о виртуальной выставке рисунков "История русского языка".
   Самыми активными участниками стали учащиеся 5 "Б" и 5 "Д" класса (учитель Т.Ю. Врублевская) и учащиеся 7 "А" класса (учитель - автор блога).
   Предлагаю всем читателям блога познакомиться с работами учащихся.
   

18 декабря 2014 г.

Блоговый конкурс "Угадай фразеологизм!"

   В нашей школе в эти дни проходит декада гуманитарных наук. Учителями и учащимися проводится немало мероприятий, где главные герои: Лингвистика (русский и английский языки), Литература, История, Обществознание. 
   В рамках декады в блоге проводится 
конкурс "Угадай фразеологизм!"
   Участвовать могут все желающие учащиеся 1-11-х классов.
   Перед вами 17 рисунков, иллюстрирующих какой-то фразеологизм. Ваша задача - отгадать эти выражения и в комментариях к сообщению записать ответ. Обращаю внимание, что все рисунки пронумерованы. Свои ответы тоже нумеруйте. Выиграет тот, кто правильно угадает ВСЕ фразеологизмы. Если сразу несколько человек ответят правильно, будет учитываться быстрота ответа. Ответы будут приниматься до 21:00 20 декабря 2014 г. Все комментарии будут опубликованы после окончания конкурса. Регистрация в блоге не нужна. Оставляя комментарий, не забудьте указать свои имя, фамилию и класс.
   Победители будут определяться по параллелям. 
Желаю всем удачи!

Школьный перекрёсток судеб: "Поющий тростник" Г.Галаховой

http://www.livelib.ru/
   Не помню где и когда увидела отзывы о "Поющем тростнике", немало увидела рекомендаций прочитать эту повесть о первоклассниках, поэтому не стала откладывать в долгий ящик книгу, а просто стала её читать. 
   Небольшая по объёму повесть (около 120 страниц) заняла у меня немало времени. Нет, не потому что неинтересно, а потому что очень интересно. Есть книги, которые заставляют остановиться и размышлять. "Поющий тростник" из их числа. 
   Что я знала о повести? Это детская книга о первоклассниках. Написана в 1970 г. Дату написания узнала только тогда, когда прочитала. Всё думала, в какие же годы происходит действие (хотя в книге есть эпизод о посещении ребятами Пискарёвского кладбища, где написано, что прошло 28 лет с тех военных времён).
   И ещё: это книга не детская. Она о детях, но читать нужно взрослым. Кажется, прошло более сорокА лет, а написано словно о нас, сегодняшних. 
   В своём сообщении буду обращаться к учителям, потому что эта книга о нас и для нас.

15 декабря 2014 г.

Будет ли в Тольятти Новый год?

Около подъезда снега много
   Это фотосообщение появилось у меня в противовес сообщению Лилии Павловны Казанцевой, учителя географии из Краснодара (читайте "Предновогоднюю прогулку по новогоднему Краснодару").
   Уже в комментарии к сообщению посетовала я на то, что в моём славном городе который год Новый год никто не ждёт. Нет, конечно, тольяттинцы, особенно дети, ждут, но вот город НЕ ЖДЁТ.
   Вспоминаются мне декабрьские зимние дни лет так шесть-семь назад. Тольятти начинал сиять новогодними огнями-фонарями, зажигались ёлки на центральных площадках города, все здания были по-новогоднему украшены. Что имеем сегодня? То же, что и вчера (в прошлом году), и позавчера...
   В субботу наконец-то выпал снег. Да-да, две недели зимы мы провели без снега. Морозы есть, а белого покрывала нет. Естественно, и стар, и млад высыпали на улицу. Ещё с утра было так скользко, что можно было передвигаться исключительно осторожно. Спасибо некоторым магазинам, школам, позаботившимся о безопасности жителей - посЫпали дорожки песком. А вечером снежок занёс дорожки, ставшие ещё утром катком, и мы отправились на прогулку.

11 декабря 2014 г.

"Полезные мелочи", или О приёмах, помогающих запомнить трудные правила-2

Продолжение. Первая часть - здесь. 
"Не чавкать!"
http://vserisunki.ru/publ/
dlja_detej/62
А вот совет старшеклассницы прямо принять было невозможно. Она оказалась свидетелем того, как я бьюсь на дополнительных занятиях с нашими вечными
чувствовать – участвовать, снова напоминаю про часть («Если концерт сольный, нельзя сказать, что артист в нем участвует, участвовать – брать на себя не все дело, а часть» и т.п.). Успех был сомнительный, во всяком случае частичный. И тогда ученица сказала: «А нас учительница просто учила: 
кто чавкает, тот свинья!». 
Неприятная фраза. Но бывают тяжелые случаи, когда почти все средства хороши. И тогда я говорю: «Мне одна ученица даже так один раз сказала: кто чавкает...».

Искусство побеждать
   Ученики Людмилы Романовны Готлиб не ошибаются в написании слова искусство. Тем, кто уже хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, она советует при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца:
V – victory – победа
И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае.

Не вся правда

http://experience.tripster.ru/experience/4251/
   Рассказывает Адель Григорьевна Миримская: «Ученик ошибся в слове подлинный. Подчеркиваю слово, а рядом пишу красным: 
«Линь – орудие пытки?». 
Ученик недоумевает. «Давай посмотрим в словаре». У Ожегова приводятся омонимы: 1) пресноводная рыба; 2) (спец.) веревка для корабельных снастей. Никаких пыток. Но некоторые ученые полагают, что было такое веревочное орудие для битья, кнут – линь, линек. Сведения, произнесенные под пыткой, называли подлинными».
   «Этимологический словарь русского языка» Фасмера иначе комментирует слово подлинный:«...обычно сближают с подлинник «длинный шест» (см. длина) на том якобы основании, что при судебной расправе били «подлинниками» – длинными палками, чтобы выпытать правду». В любом случае удивительна уверенность наших предков в том, что сказанное для того, чтобы прекратить мучения, и есть самая настоящая правда (сейчас-то мы знаем, что это совсем не так).
   Подобный разговор, занимающий вместе с чтением словаря не больше пяти минут, заставляет обратиться к лексическому значению слова, задуматься о сложных связях между историей и языком, убедиться в том, что в науке о языке многое нельзя считать окончательно решенным; побуждает подумать над некоторыми моральными и юридическими вопросами... И, безусловно, помогает запомнить правописание прилагательного подлинный.


Продолжение следует...

9 декабря 2014 г.

Блоговый праздник, или есть 2000-ный комментарий!

   Как-то стало традицией у многих моих блогодрузей отмечать блоговые праздники. Я присоединяюсь к таким праздникам. Почему бы не порадоваться лишний раз тому, чтО приносит радость.
   Сегодня праздник у меня. 2000-ный комментарий! Долго пришлось мне ждать его. Делаю определённые выводы: не всё комментируется, чтО читается. Судите сами: самые читаемые сообщения - несколько выпусков под общим названием "Пишем сочинение на лингвистическую тему" - не имеют ни одного комментария! Думаю, данные сообщения очень популярны среди учеников и коллег, но... Но всё-таки о празднике.
   Кто же стал виновником сего торжества? Думаю, Вы можете догадаться. Этот обаятельный человек, человек-двигатель, человек-зажигалка сам является активным блогером (ведёт 3 блога). Догадались? Правильно, автор двухтысячного комментария - Лилия Павловна Казанцева, автор блога "Г Е О Г Р А Ф О Ч К А". Она является частым моим гостем, чему я очень рада. В этом случае Географочка не обошла своим внимание сообщение "Люди говорят о..., или Как мы повторяем фразеологию". Лилия Павловна, спасибо Вам огромное за Вашу преданность нашему общему делу - блоговедению. Спасибо за честность и открытость!
   Огромное спасибо всем вам, мои дорогие друзья и читатели! Без вашего присутствия не было бы моей работы здесь. Работы, приносящей радость: радость общения, радость взаимопонимания, радость взаимопомощи. СПАСИБО!
Немного статистики
"Пятёрка" самых комментируемых сообщений:
1. "Блог - победитель конкурса, или А был ли вирус?" (сообщение написано 7 января 2014 г., собрало 68 комментариев); 
2. "Не имей сто рублей, а имей СТО друзей!" (сообщение написано 4 ноября 2014 г., собрало 34 комментария); 
3. "С днём рождения, блог!" (сообщение написано 28 июня 2014 г., собрало 31 комментарий);
4. "Постэкзаменационный отдых, или Лесная велопрогулка" (сообщение написано 8 июня 2014 г., собрало 28 комментариев);
5. "О цветах, и не только..." (сообщение написано 23 июля 2014 г., собрало 28 комментариев).

   Хочется верить, что к 3000-ому комментарию статистика изменится.


СПАСИБО, ДРУЗЬЯ И ЧИТАТЕЛИ БЛОГА!
 ***************************************************** 
Блоговые праздники: 
"Не имей сто рублей, а имей СТО друзей!"

8 декабря 2014 г.

"Люди говорят о...", или Как мы повторяем фразеологизмы

   "Фразеологию" люблю, скрывать не буду. К моему огромному сожалению, на изучение этого интереснейшего во всех отношениях раздела отводится всего часа два. А как о многом хочется сказать! Как многое хотят рассказать сами дети!
   Конечно, дают ребятам проиллюстрировать фразеологизмы, составить кроссворд, сочинить рассказ и т.п. Да много чего можно придумать, когда изучаешь "Фразеологию".
   Кроме перечисленного, мои ученики сочиняют листовки "Люди говорят о...". О воде, о голове, о носе, о сердце, о руке и т.п. 
   С вашего позволения, уважаемые читатели, представлю вам некоторые листовки. 
   Не судите строго!
   Может, кто-то из учеников вспомнит ещё фразеологизмы о том, о чём говорят люди...

"Полезные мелочи", или О приёмах, помогающих запомнить трудные правила

   Около 10 лет назад я получила брошюру "Полезные мелочи: Методические находки" (М.: Чистые пруды, 2005). Пользуюсь ей очень часто. Собрана кладезь приёмов, которые помогают моим ученикам запоминать непростые орфографические и пунктуационные правила русского языка.
   Моим сегодняшним ученикам 7-го класса работается со мной нелегко: слишком много мы вспоминаем=учим. В первую очередь, именно им будут предназначаться "выпуски" "полезных мелочей". Если кому-то из читателей пригодятся материалы сообщений, то благодарить будем вместе автора-составителя брошюры Н.А. Шапиро и всех учителей, кто бескорыстно делится с нами этими самыми "полезными мелочами".
   Авторы нам предлагают познакомиться с 58-ю приёмчиками. С вашего позволения, уважаемые ученики и читатели этого сообщения, начну не с 1-го, а с 10-го. Не потому что мне так хочется, а потому что этот приём позволяет выучить раз и навсегда слово "интЕЛЛИгент". Ох, как часто мы делаем в нём ошибки.

6 декабря 2014 г.

Страшно. Больно. Горько: "Книжный вор" Маркуса Зусака

Источник
Источник
   Опубликовано 6 декабря 2014 г.
   Наконец-то и я прочитала роман Маркуса Зусака "Книжный вор" (интерактивный плакат к книге каждый из вас может посмотреть, если пройдёт по ссылке).
   Отзывы удивительные. И +Ирина Вяткина, и +Irina Golubeva, и +Анна Анатольевна Гончарова, и +Анна Павлова, и +Maria Sonina открыли для меня эту книгу. Спасибо, друзья!
   Писать о книге нелегко. Потому что мыслей много, а вывод один; потому что писатель рассказывает о фашизме в Германии, а вывод один; потому что главный герой - Смерть (лицо мужского пола), а вывод всё равно один.
   Вывод: история, в которую веришь, герои, в которых и которым веришь, действия, в которые веришь. Фашизм - страшное зло, убивающее Человека. Нельзя жить с верой в свою СВЕРХпозицию в этом мире.
   В "Прологе" мы встречаемся с рассказчиком.
   Сначала краски.
   Потом люди.
   Так я обычно вижу мир...
   Этот герой - Смерть. Да-да, именно это герой, а не героиня. 

Литературный декабрь-2014

25 ноября 2014 г.

Об интеллектуальной игре "История научных идей и открытий"

   24 ноября три ученицы нашей школы: Виктория Будылина, Дарья Валянова, Вероника Карнаухова (все из 7 «А» класса) приняли участие в интеллектуальной игре «История научных идей и открытий». Проводил это мероприятие Центр творческого развития и гуманитарного образования "Эрудит". Соревновались 20 школьных команд учащихся 7-8-х классов.
   Игра состояла из трёх раундов, в каждом из которых задавалось по три вопроса. Все вопросы, конечно, были посвящены науке: изобретениям и изобретателям, научным открытиям и учёным. Ребятам нужно было вспомнить и о теории относительности и её создателе Альберте Эйнштейне, и о плесени и Александре Флеминге, и о прижившихся (микроволновая печь, застёжка-липучка) и не прижившихся в нашей жизни изобретениях (защитной маске на случай метели, парикмахерской машинке с пылесосом).

23 ноября 2014 г.

Морфемика и словообразование: повторяя, учим (10 класс)

http://www.psix-slygba.21203s11.edusite.ru/p1aa1.html

Уважаемые учащиеся 10-го "А" класса!
   На уроках русского языка мы начинаем повторять такой раздел языкознания, как "Морфемика". Дополнительные материалы вы можете прочитать в учебнике Г.Ф. Хлебинской (стр. 206-207) и Н.Г. Гольцовой (стр. 42). 
   Выполните упражнения на выбор (учебник Г.Ф. Хлебинской): из § 45, упр. 157, 158 или 159; § 46, упр. 160, 161, 162 или 163; упр. 164, 165, 166, 167, 168, 169 или 170.
   Таким образом, вы должны поработать над тремя упражнениями.

"Весна придёт обязательно..." (В.Токарева)

   Вернулась к Виктории Токаревой быстро (моё первое знакомство - рассказ "Кока и Магомед"). Почитала отзывы Натальи Клементьевой, Марии Сониной, Елены Цековой, Марины Низеньковой. Подумала, что пришло и моё время почитать Токареву. Так в моих руках, благодаря хорошей знакомой, оказалась книга "Летающие качели". Но хватило меня пока только на две повести. Пока на две. Как-то взгрустнулось после прочтения "Звезды в тумане" и "Неромантичного человека". Легко взгрустнулось (если вспомнить А.С. Пушкина с его "светлой печалью"). Потому что всё искренно, потому что всё правда, потому что всё жизненно. 
      "Это произошло тринадцатого января... Моя подруга увела моего Мужа и я осталась без Мужа и без Подруги. Без дружбы, без любви и без семьи. Единомоментно". 
   Впечатляющее начало... Причём - и я уверена в этом - нам знакомы такие женщины: соседка, подруга подруги, знакомая дальней знакомой... Кажется, что всю повесть мы будем слышать рыдания героини, но... Рыдания есть, непонимание того, как это могло произойти, тоже. Но самое главное - есть обычная жизнь обычной обманутой жены, которая буквально в один миг понимает, что ей просто нужно уйти "из прежней жизни, где... всё умерло, кроме детства Машки Кудрявцевой" [дочери героини], "переместиться в другую цивилизацию", куда можно купить билет, цена которого - страдания. "Ибо одни страдания заставляют душу трудиться и созидать...". "Надо бояться прожить гладенькую благополучную жизнь".
   "Пройдёт время. Туман рассеется. И моя звезда с обломанным лучом будет светить тихим и чистым светом, как будто на небе произвели генеральную уборку и протёрли каждую звёздочку".
   И ведь каждая звёздочка светит или будет светить. Каждая звёздочка имеет право встретить весну.
   Повесть "Неромантичный человек" совсем о других героях. Танька, мечтающая о том, чтобы "сесть на облако и поплыть", Мишка, тот самый "неромантичный человек", лётчик. Зарисовки из деревенской жизни. Нет, не зарисовки из жизни, а сама жизнь.
"Говорят, что молодость - самое счастливое время в жизни. Это говорят те, кто давно был молод и забыл, что это такое.
Молодость - полутрагическое состояние, когда понимаешь, что зачем-то явился на белый свет. А вот зачем?" 
   О любви и влюблённости, о мудрости и глупости, о детстве и молодости. Да, местами наивно, но эта та советская наивность, по которой многие из нас ностальгируют.
   С удивлением узнала, что художественный фильм "Шла собака по роялю" снят по этой удивительной повести. 
   Пока В.Токареву отложила в сторону, но в ближайшее время обязательно вернусь. Не смогу не вернуться.

15 ноября 2014 г.

Повторяем орфограмму "Н-НН в причастиях и прилагательных", или Домашнее задание для учащихся 7 "А" класса

Уважаемые семиклассники!
Мы вновь обращаемся к одному из сложных орфографических правил "Одна и две буквы Н в прилагательных и причастиях". Предлагаю вам сначала вспомнить основные положения правила. Взгляните на опорный конспект!
   

9 ноября 2014 г.

Об областной научно-практической конференции

- У нас же каникулы! А что Вы делаете в школе?
- В каникулы у нас работы ещё больше.

- Какой работы?
- Отчёты, журналы, кабинеты и пр., и пр., и пр.
   
   Коллеги, думаю, что участвовать в таком диалоге вам приходилось не единожды. И ученики, и их родители нередко откровенно удивляются, чем мы можем заниматься в каникулы, тем более в летние. А для меня всегда каникулы пролетают быстро и всегда не хватает ещё одного дня. Эти каникулы были очень насыщенными. Один день точно. Обо всём по порядку.
   6 ноября педагоги нашей школы приняли очень активное участие в областной научно-практической конференции "Использование учебно-лабораторного оборудования в учебном процессе". 
   Областная столица - Самара. Но конференция проводилась в селе Елховка. На всё село одна школа. Но какая!!!
   Добирались мы до Елховки около двух часов. Мешал густой туман. Видимость была практически нулевая. Надо отдать должное профессионализму водителя! И конечно, поблагодарить за комфортную поездку!
    1 час 50 минут в пути - и перед нами появилась школа...

4 ноября 2014 г.

"Не имей сто рублей, а имей СТО ДРУЗЕЙ!"

http://www.belgorod.fm/
   Уважаемый читатель! Как ты думаешь, что объединяет эти иностранные пословицы и поговорки?
   Если сам бежишь прочь на 50 шагов, не смейся над тем, кто бежит на 100 (японская).
   Хороший человек и в 15 лет не ссылается на молодость, и в 100 лет не жалуется на старость (киргизская).
   Один грамм хвастливости портит 100 килограмм достоинства (французская).
   Какая душа в 5 лет, такая она и в сто лет (японская).
   ДорОга дружбы – столетняя дорога (афганская).
   
   А ещё есть и русские пословицы:
  • Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
   Конечно, вы догадались! Да-да-да! Это цифра 100! 
   У меня сегодня блогопраздник! "Блог учителя русского языка и литературы" (никак не придумаю название блогу) теперь читает целая СОТНЯ! 
   И сотыми читателями буду считать двух блогеров. Объясню почему.

2 ноября 2014 г.

Потрясение "Шутом" Ю.П. Вяземского

http://www.movielib.ru
"Жил-был Шут. Но никто из окружающих не знал этого настоящего его имени... И только он сам знал своё истинное имя - Шут, гордился им.., носил его глубоко под сердцем..., и лишь по вечерам, наедине с самим собой, дождавшись, пока родители лягут спать и не смогут нарушить его одиночество, заносил это имя в свой "Дневник".
           
   О жизни и смерти Шута я читала взахлёб. Пожалуй, это одно из лучших произведений - размышлений подростка о взаимоотношениях с ровесниками и учителями - после "Чучела" Владимира Железникова.
   К своему сожалению, с книгой Юрия Павловича Вяземского познакомилась только что. Оказывается, написана она была ещё в 80-е гг. ХХ в. 

31 октября 2014 г.

"Мир его глазами": рассказ В.Токаревой "Кока и Магомед"

   Была готова уже сегодня написАть отзыв о прочитанной на одном дыхании книге, но... в следующий раз. Потому что +Марина Низенькова, участница проекта "Читать не вредно - вредно не читать!" ворвалась своим отзывом в моё сердце.
http://vokrugknig.blogspot.ru/
   Надо сказать, что я давно присматриваюсь к рассказам Виктории Токаревой. Но всё как-то недосуг. А вот Марина Геннадьевна читает Токареву. И немало. У меня же сегодня с утра этот процесс пошёл. И тут... Читаю отзыв, а Марина Геннадьевна - словно зная, что я хочу читать Токареву, но никак до неё не доберусь - пишет в конце поста, что, мол, уважаемый читатель, не буду рассказывать о ещё одном рассказе, а только зацеплю тебя фразой... А я девушка любопытная. Не поддалась искушению и... прочитала рассказ "Кока и Магомед".
   Мысли практически исчезли. Остались только чувства. Ты проживаешь жизнь, нет, даже просто живёшь вместе с Риммой, воспитывающей своего ребёнка. Дауна. Всего несколько страниц - и целая жизнь. Жизнь, полная ЛЮБВИ и ЖЕРТВЕННОСТИ. 
   Подобно Марине Геннадьевне, пересказывать не буду. В данном случае это не благодарное дело. Просто процитирую фразы, запавшие в душу.
   
   "Мир его глазами: коза, фасад дома, собака. Сразу хочется улыбаться и жить. А все неприятности – не что иное, как мусор, который следует смести на совок и выбросить в мусорное ведро".

   "Мне стало стыдно за свою семью, которая не умеет или не хочет сострадать. Ну ладно, Верка. Она маленькая. Но Сергей… Во мне поднялась волна неприязни. Потом неприязнь отступила, но оставила в глубине души зерно. Из этого зерна впоследствии стало расти ядовитое дерево, которое постепенно убило мою любовь".

  "Жлобство невозможно истребить, потому что оно врожденное, как шестая хромосома".

   "Кока на сцене – это её победа и её награда. В сущности: приз получала она. Это был приз за всю ее жизнь, потому что последние двадцать лет – не было ни одного дня, не посвященного Коке".

   "Человечество – это огромная кастрюля, где кипят характеры".

   "– Каждая пылинка – это секунда, – объяснил Кока. – Ты стираешь время".

   "Эти люди любили Россию, а Россия их – нет. Евреи для русских – тоже другие. Не дауны, конечно, но… Евреи всего в жизни добиваются талантом и трудом. Однако русские предпочитают обесценить эти усилия, подменить такими качествами, как хитрость, пронырливость… И вот русские евреи сидят в маленькой, жаркой, тесной стране и тоскуют безответно по русской культуре, по русским просторам".

   "Дети должны вырастать и уходить, а не оставаться навечно".

   "Счастье – это сама жизнь, и не надо искать иного". 

   Спасибо, Марина Геннадьевна!

29 октября 2014 г.

"Говардс-Энд" - имя дома

http://www.livelib.ru/
   На долгое время выпала из проекта "Читать не вредно - вредно не читать!" (Не могу сказать, что он закончился, потому что наше читательское братство продолжает делиться отзывами в сообществе). В смысле не пишу отзывы и, к своему огромному сожалению, читаю очень мало. 
   Ещё в августе, прочитав отзыв +Maria Sonina на книгу "Книжный вор" Маркуса Зусака, поспешила в книжный магазин, чтобы приобрести её. Но неужели я могу ограничиться покупкой одной книги? Так в моей библиотеке появился "Говардс-Энд" (написанный ещё в 1910 г., переведённый на русский язык спустя 100 лет!). "По одёжке встречают" - вспомнилась мне пословица. Да-да, глядя на такую красивую обложку, прочитав, что эта книга "вошла в список "100 лучших романов" Новейшей библиотеки США", решила: надо брать. Так в мою библиотеку попал роман классика английской литературы ХХ века Эдварда Моргана Форстера (1879-1970). Но... 415 страниц я читала практически два месяца. Размеренное действие романа, видимо, влияло на меня. Медленно продвигалась я по дорогам Англии вслед за героями, следила за мыслями "разумных интеллигенток"...

27 октября 2014 г.

И снова причастие, или Домашнее задание для учащихся 7 "А" класса

   Уважаемые семиклассники! Мы продолжаем изучать такую часть речи, как причастие. В качестве домашнего задания предлагаю вам выполнить тестовую работу.
Успехов!

26 октября 2014 г.

"Нет ничего лучше Невского проспекта...": повесть Н.В. Гоголя в иллюстрациях

Иллюстрация М.Бычкова
   Кто не читал "Петербургские повести" Н.В. Гоголя! Кто не гулял вместе с писателем по его Петербургу!
   "Нет ничего лучше Невского проспект, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных её жителей не променяет на все блага Невского проспекта...
Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга!..
   О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!..Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект..." (Н.В. Гоголь. "Невский проспект")
   Читая тексты, мы идём вслед за автором, следим за его размышлениями, соглашаемся или нет с его мнением.
Художник А.Мошина

      На уроках литературы в 10 классе мы читаем "Невский проспект". К сожалению, я практически не уделяю внимания иллюстрациям, выполненным к тому или иному произведению. Хочу исправиться. Всех учеников и гостей блога приглашаю прогуляться по иллюстративному "Невскому проспекту". Слишком уж он хорош!
   А учащимся можно подумать, к каким фрагментам повести относится та или иная иллюстрация.

1904 г.
   Иллюстрации
Источник
Источник
Источник
Источник
   Иллюстрация А.Кравченко
Источник

Иллюстрации В. Горяева

Иллюстрации Л.Подлясской
1951 г.
1951 г.
Иллюстрация
Н.Г. Гольц

Иллюстрации

2009 г.
  Конечно, это далеко не все иллюстрации "Невского проспекта". Может, кто-то из вас, уважаемые читатели и гости, подскажете ещё иллюстраторов повести. Но мне эти работы доставили истинное удовольствие. 
   Спасибо вам за совместную прогулку по Невскому! 

22 октября 2014 г.

Изобразительно-выразительные средства языка, или Домашнее задание для учащихся 10-го класса

http://www.drofa.ru/
      Изобразительно-выразительные средства языка - одна из сложных тем в курсе русского языка. Эпитеты, метафоры, олицетворения, синекдохи, метонимии, литоты...
   На ЕГЭ по русскому языку задание, посвящённое средствам выразительности, представляет собой фрагмент рецензии с пропущенными терминами, которые необходимо восстановить, указав номера слов из приведённого списка.

В8. «Бесконечно меняющаяся картина мира описана автором текста с помощью разнообразных средств выразительности. Так, уже в первом предложении употреблены такие лексические средства, как __________ («...неброской, неяркой, скромной...» — предложение 1; «...ярких, выразительных...» — предложение 2). __________(предложения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение автора текста. При описании пейзажей Севера В.Белов использует такой троп, как _____________ «сизоватая ольха», «шуточный ветерок» и т. д.). При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такие синтаксические средства, как____________(предложения 3, 20)».

Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) эпитеты
3) фразеологизм
4) контекстные синонимы
5) анафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) ряды однородных членов
9) риторические восклицания

   Только постоянные тренировки приведут к отличному результату. А кто из вас, уважаемые десятиклассники, откажется от высокого балла на ЕГЭ? Поэтому мы с вами продолжаем работать-работать-работать.

10 октября 2014 г.

Домашнее задание для учащихся 7 "А" класса: повторяем пунктуацию при причастном обороте

uch.znate.ru
   Уважаемые семиклассники!
   На уроках русского языка мы продолжаем с вами изучать причастие.
   Вспомним обособление (выделение запятыми) причастного оборота.
   Поможет вам цифровой образовательный ресурс "Правила обособления причастного оборота".

   А теперь письменное задание (источник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. - М.: Мнемозина, 2012).
   На фотографии вы видите очертания Никитского монастыря, расположенного на окраине старинного русского города Переяславля-Залесского. Рассмотрите фотографию. Какое время суток на ней запечатлено? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Используя любые причастные обороты составьте 5 предложений.
www.cntraveller.ru
  Выд_ляющийся на фоне сум_речного неба, прячущийся за г_ризонтом, плывущие по б_гряно-золотому небу, м_рцающий вдали, с_яющий последними лучами солнца, ра_п_ложенный вдоль реки, едва различимый в сум_рках, укрытый зеленью, в_лнующий зрит_лей, оч_ровывающий своей кр_сотой, погружающийся в ночную мглу, обн_жающий с_луэт м_настыря, погл_щающий дн_вной свет, дремлющий в б_гряных сум_рках, резко разд_ляющий п_йзаж на две к_нтрастные части, пок_ряющий своей обыд_нной кр_сотой, ра_тв_ряющийся в т_мноте, пр_буждающий пр_ятные воспом_нания.
   
Домашнее задание должно быть выполнено в тетради. Желаю удачи!