10 марта 2018 г.

Литературный календарь: Максим Горький. Часть 2

Источник
  Продолжение. Начало - часть 1
   "В 1892 году Горький «вынырнул» в Тифлисе, нанялся в паровозные мастерские, снял комнату у мастера Калюжного, написал рассказ «Макар Чудра» и напечатал его в газете «Тифлис». Надо отдать ему должное: первая публикация выглядит очень достойно. Никакой мути своей ранней Горький нигде не опубликовал. А после первой публикации он перестаёт быть «босяком» и постепенно становится интеллигентом – сотрудником поволжских провинциальных газет. Печатает там фельетоны под вычурным псевдонимом Иегудиил Хламида, освещает нижегородскую Всемирную выставку, а заодно то один рассказ напечатает, то другой…
Источник
   В это же время он в первый раз женится, причем на очень достойной женщине – Екатерине Павловне (Пешковой). О ней можно сразу сказать главное: позже Горький с ней расстанется и женится (гражданским браком) на актрисе МХТ Марии Фёдоровне Андреевой. Эти две женщины – две разные эпохи в жизни Горького, можно сказать, два имиджа. Екатерина Павловна в советские времена прославилась тем, что, оставаясь все-таки женой Горького, «отвечала» у нас за «политический красный крест», то есть помощь политзаключённым, и многим сумела помочь: добывала информацию, добивалась, чтобы посылки доходили до адресатов. Этот островок гуманизма ликвидировали в 1937 году, но саму Екатерину Павловну не тронули, и она помогала впоследствии детям, ставшим сиротами во время войны. Дожила до 1965 года, всё время занималась правозащитной деятельностью, но ближних, по свидетельству внучки, старалась ни во что не посвящать – на всякий случай.
М.Горький, А.Н.Алексин,
Е.П.Пешкова с сыном Максимом
и С.Г.Скиталец. 1901
   А пока они жили вместе, Екатерина Павловна была для Горького секретарём и, наверно, учителем. Она и с рукописями разбиралась, и переводила мужу с французского и с немецкого, и какие-то ёлки для бедноты устраивала. В музее-квартире в Нижнем сохранилась библиотека Пешковых – её библиотека. Впрочем, Горький уже и свои библиотеки начал к тому времени собирать, обширные – читал он очень много, быстро и как-то всё без разбору. В романе «Мать» есть рассуждения, которые, возможно, объясняют это бессистемное чтение: там герои сетуют на то, что у рабочего человека отнят целый мир, скрытый в книгах, в культуре, в науке, в других странах. И вот он всеми силами расширял свой кругозор, а потом, меняя место жительства, дарил библиотеки городам. Это было принято, по-видимому: Чехов поступал так же.   
Мария Фёдоровна Андреева
   Мария же Фёдоровна – красавица, которая успела поморочить голову Савве Морозову, чтобы он профинансировал и МХТ, и многие революционные начинания. У неё и кличка партийная была – Феномен. После же революции она в какой-то момент подвизалась
 (т.е. осуществляла деятельность, работала, действовала в какой-нибудь области) на дипломатическом поприще и заодно учила жён советских послов приличным манерам, причем делала это, судя по воспоминаниям, жёстко и безжалостно… Но что такое имидж, она понимала. И расставаться с Горьким не спешила, хотя жизнь там была скандальная и с обеих сторон небезгрешная.
   В 1898 году вышел двухтомник Горького «Очерки и рассказы». Если до него Горький был известен, после него стал знаменит. Двухтомник тут же переводят и издают в Европе. И вскоре популярность Горького соперничает уже и с популярностью Л.Н.Толстого, а все прочие просто герои второго ряда на их фоне (за исключением разве что А.П.Чехова). Тут есть загадка. Горький, конечно, автор в свою меру талантливый. Если учесть, что он сумел состояться как писатель, имея начальное образование и в 11 лет оставшись круглым сиротой, предоставленным самому себе, можно, наверно, сказать, что дар его был огромен и частично пошёл на то, чтобы компенсировать крайне неблагоприятные обстоятельства жизни.
Источник
Можно понять, почему им восхищались читатели «из простых»: горьковская патетика по сути простодушна и тем созвучна вкусам «начинающих» читателей (и совсем зелёных и неискушённых начинающих писателей). Но в том-то и дело, что им восхищались очень искушённые читатели и писатели. Его приняли как равного, а кое-кто и как старшего. Он же хоть и вошёл в среду писателей, на интеллигенцию смотрел свысока, с недоверием и долей презрения. Не лично на Бунина или Чехова, а так, вообще… Впрочем, модернистов (декадентов) он всех скопом считал мещанами, сочинял про них фельетоны, довольно-таки даже забавные.
  Тексты, которые вошли в этот двухтомник, делятся на три группы: реалистические, романтические и откровенные аллегории, которые вообще не поддаются классификации по методу и жанру (вроде «Песни о Буревестнике», которая появится позже). Сам Горький об этом сборнике высказывался вычурно: это, мол, «изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца». Обычно пишут, что в нем отразились «свинцовые мерзости русской жизни». Во всех трёх группах текстов, вошедших в сборник, присутствует общая «задняя мысль», и это мысль о революции. Точнее, о том, как бы изменить жизнь к лучшему и кто бы мог взвалить на себя такую задачу.
Источник
   Горький, как никто, знал, что такое «типические обстоятельства» (полные «свинцовых мерзостей») и какие «типические характеры» они формируют. Собственно, вся его жизнь до тех пор, как он стал журналистом, была упрямым противостоянием обстоятельствам. Самого себя он всегда считал человеком вольным и ни к какой почве не привязанным. («Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться», - любимая фраза Горького из его раннего опуса «Песнь старого дуба»). Отношения между характерами и обстоятельствами виделись ему этаким безнадежным замкнутым кругом: мерзкие обстоятельства порождают мерзкие характеры, и никакие другие характеры в этих обстоятельствах появиться не могут, а значит, и некому изменить мир к лучшему. Поэтому Горький в реалистических рассказах занимается так называемыми «босяками» (другое название – «люмпен-пролетариат»): людьми, которые «выламываются» из быта, не могут вписаться в обыденное течение жизни. Тоскуют, маются, бродяжничают, пьют горькую… Ранний Горький их отчасти поэтизировал, уж точно – сочувствовал им и, возможно, надеялся, что от них можно ждать изменений жизни. Но вскоре разочаровался в «босяках», увидев их безнадежную слабость.
   
Челкаш
Вспомним рассказ "Челкаш": деревенский парень и портовый вор и контрабандист вместе «идут на дело», потом парень чуть не убивает вора за добытые ими деньги, на которые можно купить корову и выстроить избу. Вывод: вор в моральном отношении гораздо выше крестьянина, потому что не привязан к семье, корове, избе и проч. Поэтому вор просто пропьёт эти деньги, а крестьянин за деньги готов убить. Другой рассказ тоже очень хорошо показывает кривую логику Горького – это «Супруги Орловы». Орлов – сапожник и пьяница, жену бьёт смертным боем, так что она не может выносить ребёнка. А без ребёнка (как говорит Орлов) жизнь скучна и бессмысленна, поэтому он пьёт – и снова бьёт жену и убивает нерождённых детей. Потом в городе начинается холера. Студенты-медики обходят все дворы, объясняют, какие можно принять меры, и всем предлагают стать добровольцами в холерных бараках, построенных за городом. Орлов этой идеей загорается: как же, смысл в жизни появляется, причём значительный. Жена тоже согласна работать в бараках – всё лучше, чем терпеть постылую жизнь. И сначала все идет отлично: Орловы работают истово, их ценят. Когда в барак попадает соседский мальчишка (сирота), супруги даже договариваются, что, если мальчик выживет, они его усыновят. Но вскоре у Орлова в голове начинают роиться «проклятые» вопросы: почему, когда люди начали умирать от холеры, власти стали проявлять к ним интерес, нашли деньги и на бараки, и на врачей, и на лекарства. А пока эпидемия не грянула, ни до кого этим властям не было дела? Орлов от таких мыслей, разумеется, напился, главврач (которому он и спьяну, и проспавшись, стал грубить) его уволил. Соседский мальчик умер. А жена Орлова осталась работать в бараке до конца эпидемии, а потом не вернулась к мужу, а нанялась работать в приют для девочек – учила их там сапожному ремеслу. Вопрос: кому из героев рассказа симпатизирует автор, с чьей позицией он согласен? Конечно, с бунтом пьяницы Орлова! Орлов не смирился с этой жизнью, а жена смирилась. Значит, она неправа. Эта логика потрясает, но это в самом деле Горький.
   Впрочем, понимая, что Орловы, Челкаши и прочие Коноваловы в этой жизни тоже ничего не изменят (хотя бы потому что алкоголики), Горький начинает мечтать о герое, которого в жизни нет, но который (если бы вдруг появился) сумел бы вывести всех из жизненного болота. И это уже романтические рассказы с романтическими героями, которые, как известно, не зависят ни от каких обстоятельств и вообще являются здесь у нас странниками и пришельцами из неведомых краёв. Горький в своих романтических рассказах не только сочиняет нового героя, но пытается создать новую мифологию и дать свои ответы на все «вечные» вопросы (жизнь, смерть, смысл жизни, добро и зло). С традиционными ответами он, разумеется, не согласен. Что касается аллегорий, то цель этих публицистических произведений одна – «будить бурю». Горький ведь и вправду ощущал себя и Данко, и Буревестником, с безумством храбрых, зовущим человечество к прекрасному будущему".
Источник
Продолжение следует...

12 комментариев:

  1. Здравствуйте,Ольга Николаевна!
    И снова Вы радуете нас, читателей, довольно интересными фактами из биографии Максима Горького.
    В годы молодости я зачитывалась его сочинениями, всегда поражалась, насколько непохожими на современные (я имею в виду 70-80-е годы прошлого века) условия были отношения между людьми.
    И вообще все эти предреволюционные и послереволюционные времена были полны загадок, притягивали каким-то особым видением мира.
    Сейчас история раскрыла все секреты, и стало даже немного скучно. Но Горький по-прежнему актуален, именно межчеловеческими отношениями, которые будут всегда, при любой власти, при любом политическом строе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо Вам большое за обстоятельный комментарий!
      Мне тоже эта статья нравится: написана лёгким, но таким интересным языком.
      О революции 1917-го и отношении к ней Горького - в следующем сообщении.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! С удовольствием читаю продолжение. Спасибо!

      Удалить
    3. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      Спасибо Вам большое за интерес к постам. Эта статья и мне нравится ))

      Удалить
  2. Какие интересные женщины были рядом с Горьким - этим вольным человеком как в творчестве, так и в жизни

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Анна Борисовна!
      Красавицы неимоверные! Да и умные )

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    И как же сложен путь настоящего писателя... В школьные годы не особо любила читать биографии поэтов и писателей, а сейчас просто зачитываюсь. Почему? Даже и не знаю...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      В школе на уроках литературы нам частенько показывают писателя, но не человека. Я стараюсь своим ученикам рассказать не только о том, что создал тот или иной поэт или писатель, но и о том, каким был человеком (по воспоминаниям современников, по дневникам). Очень хочется, чтобы ребята уже во взрослом состоянии вернулись к школьной литературе, посмотрели иначе на всё.
      Статья эта мне тоже нравится, поэтому и решила включить её в блог. Ведь сама буду обращаться не только к тексту, но и фотографиям.
      Вам спасибо за интерес!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна!Очень понравился Ваш пост.С Вашего разрешения.Буду обращаться при подготовке к урокам.Спасибо большое!
    P.S.Горький - гигант в литературе, что и говорить.Не зря несколько раз был номинирован на Нобелевскую премию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Борисовна, здравствуйте!
      Статью писала не я (в первом сообщении есть упоминание об авторе). Разместила в блоге с той целью, чтобы и самой обратиться к ней при необходимости. Интересная информация, поданная вкусно ))
      Горький, действительно, был гигантом. Очень люблю его "Фому Гордеева" и "Дело Артамоновых". Жаль, что ни он, ни Чехов, ни Толстой Нобелевскую премию так и не получили.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне вот кажется, что я уже достаточно взрослый, чтобы чего-то добиться, но, как показывает опыт предыдущих поколений, особо торопиться и пытаться непременно поскорее взобраться на вершину, не стоит. Надо испытать себя, проверить на прочность, узнать жизнь.
    И мне сейчас очень близко вот это: "Ранний Горький их отчасти поэтизировал, уж точно – сочувствовал им и, возможно, надеялся, что от них можно ждать изменений жизни. Но вскоре разочаровался в «босяках», увидев их безнадежную слабость".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иван, здравствуй!
      Каждый писатель у нас открывается по-нашему или по-своему.
      На определённом этапе ты воспринимаешь героев Горького именно так, как нужно сейчас. Пройдёт время - возможно, что-то в твоём восприятии изменится. Мне, например, сегодня близки роман "Дело Артамоновых", пьеса "На дне", по-другому оцениваю и воспринимаю роман "Мать".
      Не усматривай слабость героев - автор сам для себя сделал выводы. Ищи сильные стороны! Успехов!
      Очень рада видеть тебя!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.