2 ноября 2020 г.

Как мы литературу XVIII века изучали...

Источник
   Чем дальше от нас век XVIII, тем меньше мы знаем о том времени, о людях, которые принесли славу нашему Отечеству.
   На уроках литературы и в 5-м, и в 7-м, и в 9-м классах прикасаемся лишь к великому столетию. Конечно, говорим о Михаиле Васильевиче Ломоносове (в 5-м классе читаем "Случились вместе два АстрОнома в пиру...", в 7-м - "Оду на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года", в 9-м - ту же оду, да ещё пару-другую стихотворений), о Денисе Ивановиче Фонвизине (в 7-м классе изучаем комедию "Недоросль"), о Гаврииле Романовиче Державине (в 7-м классе читаем оду "Властителям и судиям", в 9-м - несколько стихотворений), об Александре Николаевиче Радищеве (в 9-м классе читаем некоторые главы "Путешествия из Петербурга в Москву"), о Николае Михайловиче Карамзине (в 9-м классе говорили об "Истории государства Российского", вспомнили "Бедную Лизу"). Вот, пожалуй, и всё. Достаточно ли? Нет однозначного мнения. Язык всех произведений сложный, бОльшая часть слов детям неизвестна. Трудно сегодня (да и вчера было тоже нелегко) принимать и понимать писателей и поэтов XVIII века. Но надо. 
   Я сторонница работы с текстом на уроках литературы. Вот прямо чтобы читали и комментировали. Конечно, с небольшими по объёму текстами можно так работать. А вот с крупными формами только выборочно.
Г.Р.Державин
М.В.Ломоносов
   Например, читаем в 5-м классе басню М.В.Ломоносова
"Случились вместе два Астронома в пиру...". Объясняю уже первую строчку. Конечно, сначала спрашиваю детей, как понимают они, что сделали эти астрономы. Да и слова астроном и астрономия нужно объяснить. Частенько ученики путают с астрологами и астрологией )) Потом уже рассказ о Николае Копернике и Клавдии Птолемее.
   В 7-м классе знакомимся с понятиями "ода", "классицизм", "теория трёх стилей", комментируем сцены комедии "Недоросль" Д.И.Фонвизина, размышляем о смысле оды "Властителям и судиям" Г.Р.Державина.
А.Н.Радищев
Д.И.Фонвизин
   В 9-м же... Хотелось бы мне, чтобы ученики знали, что, кроме Ломоносова, Державина, Фонвизина, Карамзина в XVIII веке жили и творили и другие писатели и поэты. И вот что у нас получилось.
   1. Создали страницы в "ВК".
   Знакомьтесь: Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) (создатели страниц: Екатерина Г., Ксения Л.Зейнаб М.).
   Знакомьтесь: Александр Петрович Сумароков (1717-1777) (создатель страницы: Светлана Т.).
   Знакомьтесь: Яков Борисович Княжнин (1742-1791) (создатель страницы: Илья Ж.).
   "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева читать не просто трудно, а ОЧЕНЬ трудно. После знакомства с биографией "бунтовщика хуже Пугачёва" (Екатерина II), предложила прочитать одну-две главы "Путешествия" и запечатлеть на рисунке прочитанное в виде "инстаграмной" странички. Вот что у нас получилось:


   Да, есть ошибки, не отрицаю. Но всё же ребята справились с поставленной задачей. И может, хоть так, но запомнят имена тех, кто творил историю XVIII века!

Уважаемые читатели! Как вы относитесь к подобного рода заданиям? 

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    А ещё можно попробовать договориться с учителем технологии и попытаться приготовить что-нибудь из еды того времени.
    Кстати, если хотите, могу прислать по почте весьма прелюбопытный рецепт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Можно, но не сейчас. В период пандемии... Да и не готовят у нас девочки почему-то на уроках.
      А рецепт пришлите, пожалуйста. Заинтересовали. Спасибо ))

      Удалить
  2. Ольга Николаевна, работы - прелесть)Молодцы)Я всегда за творчество, ибо оно окрыляет, открывает новые возможности/горизонты.К сожалению, не было у меня в школьные годы таких уроков творчества по русскому языку и литературе в среднем звене, но зато были уроки творчества на уроках биологии, химии, а потом в педлицее, помню, ставили спектакли по "Войне и миру", на уроках истории/обществоведения проводили выборы мэра города.И благодарю судьбу за встречу с творческими личностями.Уверена: у Ваших ребят останутся теплые воспоминания!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Борисовна, здравствуйте!
      Ну не всё прелесть )) Некоторые такую отписку сделали, чтоб отстала ))
      Вот и я за открытие новых горизонтов.
      Согласна с Вами: дети помнить будут именно необычное что-то на уроках. Сейчас некоторые противостоят, не хотят делать такого рода работу, но, уверена, со временем мнение изменится.
      Спасибо!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.