19 сентября 2020 г.

Один день из жизни учителя

   Слухами земля полнится. Так было и будет всегда. Ещё летом в соц.сетях активные пользователи со стопроцентной уверенностью говорили, что, мол с 20 сентября (я ещё удивлялась дате - ведь это воскресенье) всех нас снова посадят на дистанционное обучение. Уже в августе беспокойное родительское сообщество ждало хоть каких-то известий. К счастью для всех, мы отучились уже три недели и слухи... не подтвердились. Да, где-то сидят на карантине классы, но всё и все работают в штатном режиме: ученики учатся, учителя учат 6 дней в неделю. Как учим в новых условиях? Честно: трудно. Некоторые учителя вначале измеряли шаги, получалось в среднем тысяч 6 за день. Сейчас уже не измеряют. Ноги бы иногда донести в конце дня до своего кабинета, навести порядок, закрыть окна, закрыть кабинет и отправиться восвояси.
   Лилия Павловна Казанцева (блог "Географочка") и Светлана Николаевна Кирсанова (блог "Modern Englisg Teacher") уже рассказали об одном дне работы в новых для школ условиях. Подхватываю эстафету и я. Расскажу о моём субботнем рабочем дне (ранее уже писала обо всей своей рабочей неделе), хотя... все рабочие дни проходят по одному сценарию.
   07:20 на часах. Выхожу из дома. На улице дождь. Какое тут фото! Удержать бы зонт, сумку, пакет с книгами и тетрадями. До гимназии еду на маршрутке (в субботу ходят отвратительно) минут пять-семь. Можно, конечно, и пешком, но утром я лентяйка. После работы могу себе позволить идти до дома пешком, но только не сегодня.
На входах обязательная термометрия. Дети приходят к разному времени. А я поднимаюсь к себе в кабинет, где учится мой 7-й класс.
   Первый урок в 5-м классе. Русский язык. Тема "Что мы знаем о тексте?" Отсутствующих - процентов 35. Кто-то болеет, кого-то отпросили родители (по семейным обстоятельствам), кто-то остался дома, как говорят дети, "потому что суббота". 5-й класс ждёт меня (или не ждёт) на третьем этаже, где находится и мой кабинет. С пятиклассниками непросто. Ещё не всех могу идентифицировать (в этом году у меня 150 учеников, 91 из которых незнакомый мне), ещё не научились не вставать, когда хочу, не перебивать, когда хочу тут же задать вопрос... При всей  сложности пятиклассники - всё же забавные ребята. Сделали домашнее задание (раскрашивали картинку, состоящую из фрагментов) и с удовольствием мне позировали )) Звонков нет. Урок закончился в 08:50. Идём в столовую. Всех накормила. Теперь нужно быстрым шагом идти дальше.

   09:00. 
Второй урок тоже в 5-м классе, другом. Иду на второй этаж. Дети уже шумят. На то они и дети )) Урок проходит по той же теме. Успели не всё. Обязательно вернёмся к рабочим листам, по которым мы работали. Вспоминали не только то, что знаем на сегодня о тексте, делали попытки лингвистического анализа текста.
   10:00. Третий урок. Литература, 7-й класс. Говорим об обрядовой поэзии. Вспоминаем, что называется обрядом, какие обряды известны. Беседуем о свадебных песнях. Я же принесла на урок тетрадь со своими университетскими лекциями по предмету "Устное народное творчество" и кое-что читала детям. Пришла к выводу, что фольклор современным детям интересен. С интересом слушали семиклассники о свадебном обряде. Звучали нотки возмущения, когда вдруг поняли, что невеста на девичнике не радовалась, а плакала.
   Перемена. Веду в столовую семиклассников, жду свой класс. Чуть задержались на биологии. Учитель - умница. Помогла очень мне. Всех проконтролировала, привела и накормила.
   11:00. Четвёртый урок. Русский язык, 9-й класс. Второй этаж, кабинет математики. Продолжаем повторять орфографию и грамматику. Не всем и всеми я довольна. Дети, конечно, взрослые, но всё же дети. Контакт налаживаем. Сержусь. Неделю назад задала выучить "Плач Ярославны". Дала срок - неделя. Сегодня последний день. Рассказали из 31 человека только четверо. Один ещё на перемене после четвёртого урока. Ну что ж... Ваше дело. Я ушла в столовую.
   12:00. Пятый урок. Литература, 5-й класс. Мы уже встречались с ребятами на первом уроке. Продолжаем изучать фольклорные жанры. Сегодня говорим о пословицах и поговорках. Вспоминаем главное: в пословице содержится урок, назидание. Естественно, говорим о Владимире Ивановиче Дале. Дети слушают внимательно, задают вопросы, знакомятся с пословицами, объясняют смысл знакомых речений, узнают, что В.М.Васнецов иллюстрировал альбом "Русские пословицы и поговорки".
   12:50. Шестой урок. Литература, 7-й класс. Мой родной класс. Изучаем отрывок из "Повести временных лет" (о князе Олеге, который умер от укуса змеи). Вначале - немного из истории. Дети не помнят многое. Слушают в полной тишине. Показываю фильм из цикла "История государства Российского" (серия 5, "Олег"). Конечно, читаем отрывок. Говорю, что сюжет летописный мы встретим, когда будем изучать А.С.Пушкина. Отмечаем языковые особенности летописи.
   13:30. Урок закончился. Дети, уставшие, но счастливые (наверное, потому, что сегодня свободный вечер) идут домой. Меня за дверями кабинета ожидают человек 10 девятиклассников. Хотят рассказать "Плач Ярославны". Увы, я не могу. В 14:00 уже должна быть дома. Причём обязательно. У меня тоже есть планы.
   Чуть прибираю свой стол, закрываю окна... Выхожу из гимназии. Сегодня только на маршрутке до дома. Дождь усиливает
ся.
   Ура! Суббота! С дочерью едем в школу иностранных языков. Пока Лиза учит английский язык, я успеваю немного почитать и даже чуть-чуть поспать. Всё же недосып даёт о себе знать. Домой возвращаемся только в 17:00. Готовлю ужин, смотрю телевизор, немного читаю. А завтра воскресенье. Можно ли считать его выходным днём? Увы, нет. Готовиться к урокам нужно. Проверить тетради. Набросать планы. К сожалению, отдыха как такового нет. Унывать не буду. Мы, учителя, все в одной лодке. Учим пока очно. А если и будет дистанционное обучение, то мне оно точно не страшно.

32 комментария:

  1. Ольга Николаевна! Ненавижу шестидневку. Признаюсь, что я и за пять рабочих дней устаю так,что двух выходных не хватает, чтобы прийти в себя! Сколько у вас уроков в среднем бывает в неделю. Я например, работаю с 8.30 до 15.50 или до 16.35. Устаю безумно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, здравствуйте!
      Я работаю с 08:00 до 14:30 или до 15:20. Это, конечно, только уроки. При моих в этом году часах каждый день по 7 уроков.
      По субботам работаю нормально. Очень нравилось, когда был методический день в четверг. Но в этом году, увы, осталась только с воскресеньем.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Знаю, что труд учителя нелёгок. В нашей гимназии, вообще, классы переполнены. В начальной школе по 34 человека, да и в среднем и старшем - по 30. Сейчас плавающее расписание, все классы занимаются по своему расписанию, а учителя проводят школе много времени.
    А отсутствие методического дня -- это не на весь год? А то это очень трудно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фëдоровна!
      Классы большие и у нас. В пяти классах, где я работаю, 150 человек.
      Отсутствие методического дня в этом учебном году нужно будет как-то пережить. По 8 уроков нельзя ставить. Смена у нас одна.
      Всем трудно. Стараемся привыкать к новым условиям и работать в них.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна! У нас в Кузбассе некоторые школы, даже некоторые классы закрыли на дистанционное обучение, потому что заболели или учителя, или дети, или работники столовой коронавирусом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Жаль, но никуда не деться от дистанционного обучения. Главное - всем выздоровления и здоровья!
      Берегите себя!

      Удалить
  4. Оля, доброе утро! Я с ужасом вспоминаю свои рабочие субботы, когда ещё в Мытищах работала в две смены плюс суббота. Домой приползала в 17:30 и просто сваливалась. Никакого вс, собственно, и правда не было, весь день готовишься к урокам и всякие мелкие дела выполняешь.
    Больше всего я сочувствую вам, учителям русского языка и литературы. Вы титаны по тетрадям. Ужас, сколько нужно проверить.
    А когда вот так оккупируют мой кабинет со словами "а можно переписать", "а можно исправить", меня это очень возмущает. Ладно когда действительно человек не мог, иду навстречу. А так - простите. У вас был урок, моё рабочее время, извольте ответить, когда на это отводится своё время, а ждать до вечера, когда кто-то милостивно придет и сделает мне величайшее одолжение, я не стану.
    Ты и в столовую детей отводишь? Мы - нет. Только началка.
    А насчёт 5-х классов. Ой, это как 1-ый класс в началке. Мне а этом смысле проще: я их учу, как себя вести, со 2 класса, но как классному руководителю мне тяжело. Весь год они не понимают, что уже не являются началкой. Причем, родители тоже. Никак не могут они смириться с тем, что то, что было актуально для ребенка 8 лет, вообще неинтересно и неуместно ребенку 11 лет. Слава Богу, мой класс перешёл в 6-ой. Я очень этому рада.
    Тебе сил! Главное - это собственное здоровье и настроение. Дай Бог тебе всего этого в стократном размере!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Света!
      Тетради - это сизифов труд. Но и не проверять не могу их, особенно в 5-м классе. 60 тетрадей каждый день.
      9-классники прощупывают меня, я ж понимаю. Но строга я бываю очень, в меру.
      Да, детей в столовую мы сопровождаем. Это обязательная процедура. Бывают дни, когда на каждой перемене ходишь в столовую.
      5-ые классы - отдельная песня. Но кажется, мы начинаем дружить))
      Спасибо! Здоровья всем нам. И душевных сил!

      Удалить
  5. Ольга Николаевна,здравствуйте! Тяжелый день, нет, тяжелые дни. Так работать очень трудно. Нам в началке легче: у нас ничего не поменялось, кроме времени входа в лицей и термометрии, а да, еще руки постоянно обрабатывать (пришли утром, после прогулки, после туалета, а некоторые ходят за три урока раза 4). С пятыми классами тяжело, пока они привыкнут к каждому учителя и его требованиям. Но они уже многое знают и умеют, а вот первоклашки - народ особенный, кто-то ходил в логопедический садик, кто-то умеет читать, а кто-то все время хочет домой и плачет...
    Мы со всем справимся! Мы сильные! Правда? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Слежу за Вами в "Инстаграме", восхищаюсь Вашей работой с первоклассниками. Учителя начальных классов для меня - настоящие герои. Особенно, если учите первоклассников.
      Ольга Николаевна, конечно, справимся! Мы-то точно раскисать не будем... Не положено.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Вот они, наши будни! И выходные ( если они есть) тоже. Сколько себя помню, всегда на шестидневке. Мне даже нравится работать в субботу, кажется, что спокойнее - нет началки- и быстрее уроки пролетают. Воскресенье пытаюсь посвятить работе по дому, хобби, но, как правило, не получается на 100%. Сколько себе давала обещание: дома никакой работы, даже разговоров о школе! Видимо, это не для нас. Всем нам сил, терпения,позитивного настроя и улыбок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
      С сентября по июнь у нас, мне кажется, день сурка, особенно при шестидневке.
      В субботу люблю работать и я. А вот когда часов много, всë в тягость. Не успеваю отдохнуть.
      Сегодня воскресенье, слава Богу, нашла силы и время обработать сливу, буду варенье варить.
      Но ещё и к урокам готовиться надо.
      Сил и душевного равновесия всем учителям!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Шестидневка это всегда сложно, и детям, и учителям... У нас по субботам учатся только 8-11 классы. Второй год по субботам у меня метод.день, но работаю в две смены, что тоже... не очень.
    Спасибо за рассказ о школе- всегда интересно посмотреть на другие стены, другие кабинеты. А как кормят детей и учителей? Есть санитайзерв в классах? Дети ходят в масках? Есть рециркуляторы в кабинетах? Везде есть ПК? Что дети делают на перемене?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Методический день у Вас из-за второй смены) При моём количестве часов и работе только в первую смену о методическом дне нужно забыть.
      По субботам учатся с 5-го класса.
      Лилия Павловна, сколько же уроков ежедневно у Ваших семиклассников?
      Кормят ОТЛИЧНО детей! Учителя тоже успевают пообедать. Дети приходят в своё время классом.
      Санитайзеры есть на первом этаже. В классах нет. Дети в масках не ходят. Учителя некоторые надевают.
      Рециркуляторов не имеем.
      ПК есть не во всех кабинетах. Мне трудно вести уроки в одном седьмом и девятом классах. В девятом классе забрали сейчас ноутбук на диагностическое тестирование для 10-х классов.
      На переменах дети общаются или играют в сетевые игры, сидят в телефонах. И это настоящая беда.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Знаю, как тяжело работать 6 дней! Помню мама так учила. Раньше ведь и началка училась в субботу, а в воскресенье опять подготовка к урокам. Желаю Вам сил, здоровья и терпения! Будем надеяться, что у нас не будет второй волны коронавируса и дистанционки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Работать не просто, а в этих условиях...
      Я, правда, не понимаю, почему учитель должен ходить по кабинетам. Дети всё равно общаются после школы. В магазинах народу полно, на улице. В масках - единицы. Школы же сделали какой-то режимной зоной. Грустно.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Бывают такие недели, когда переносят праздники, и приходится работать шесть дней. Я в эту неделю очень устаю, поэтому всегда жалела учителей, у которых ВСЕГДА шестидневка! У нас в школе учителя начальных классов работают по субботам через неделю, учителя среднего и старшего звена каждую неделю.
    Желаю Вам только ЗДОРОВЬЯ, чтобы хватало сил и на семью, и на свой 7 класс, и на блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна!
      Да, у нас всегда шестидневка. И это трудно. А почему учителя начальных классов работают в таком режиме?
      Спасибо большое за пожелания! Здоровья всем нам! Надеюсь, силы будут. Устраиваю себе полчаса разгрузки ежедневно))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! У учителей начальных классов нагрузка не такая , как в среднем и старшем звене. К примеру в субботу должен быть родной язык и информатика. Вместо этого одну неделю проводят 2 родных языка и 2 информатики, а другую неделю - отдыхают.

      Удалить
    3. Я понимаю, что нагрузка другая. В начальной школе информатика? Зачем? Разве нельзя поставить эти уроки с понедельника по пятницу? Всего-то два урока в неделю. И дети бы отдыхали.
      Это так... Размышления.

      Удалить
  10. Ольга Николаевна, оч.интересно прочитать о трудовых буднях коллег, да уж, шестидневка - это тяжко...Держитесь! И хочу спросить: а что это за листы такие интересные, где раскраска по фрагментам? Если можно, поделитесь, пожалуйста, ссылочкой)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Геннадьевна, здравствуйте!
      Держимся и работаем))
      Листы я распечатала из одной книги. Вышлю Вам книгу по электронной почте.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    А меня всегда поражали способности учителей "не забывать" что конкретно в каком классе надо говорить, спрашивать и ничего не забывать.
    Я ещё поняла бы, если бы учитель вел "параллель", но вот так, прыгать из 5 в 7, в 9, да ещё то русский, то литература...
    А никак нельзя, к примеру, пересмотреть раснисание, чтобы, к примеру, понедельник - русский язык у 5 классов, вторник - у другой параллели?
    Ведь это как мозг должен мгновенно перестраиваться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Подзабыть, может, и можно, но мы же готовимся к урокам, освежаем память))
      Расписание сделать так, как Вы говорите, возможно, но не нужно. В 5-м классе 6 уроков русского языка в неделю и 3 урока литературы, в 7-м - 5+2, в 9-м - 3+3. Это ж до следующего понедельника забыть всё можно!)) И 6 тем новых изучить! Каково это?
      Нет-нет, пусть всё останется, как есть. Никаких революций))

      Удалить
    2. Да, я немного не так подумала ))
      Да, проблема в том, что русский и литература практически каждый день... Мда...

      Удалить
    3. Так это не проблема))
      Литературы мало, конечно. Программа включает множество произведений в 7-м классе, например, а уроков всего 2 в неделю.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Сочувствую Вам, как и всем учителям. У нас дети учатся в две смены до 19 часов, и некоторые учителя тоже работают в две смены. А ещё, в связи с капремонтом, некоторым учителям приходится проводить уроки в разных школах, с утра в одной, а с обеда в другой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Витальевна, здравствуйте!
      Работать с утра до позднего вечера точно не готова. Это полное безобразие! Учителю некогда восстанавливаться!
      Да ещё кап.ремонт делает своё дело!
      Сил душевных учителям!

      Удалить
  13. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Вы настоящая труженица. С такой нагрузкой и количеством тетрадей стараетесь, чтобы Ваша работа была по-настоящему качественной, интересной, плодотворной. Вашим ученикам повезло, что у них такой Учитель!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Владимировна!
      Спасибо большое за добрые слова!
      И всё же думаю, что все учителя - труженики.
      Да, конечно стараюсь часто выйти за рамки учебника, тесно мне в нём.
      Повезло или не повезло ученикам... По-разному бывает. Кто-то недоволен моей работой не по учебнику. Есть и родители, которые высказывают недовольства. Что ж... Выслушиваю и иду работать дальше.

      Удалить
  14. На каждый роток не накинешь платок. Да и не золотники мы, чтобы всем нравиться )
    В рамках учебника скучно, всегда нужно стремиться к большему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы прямо мои мысли читаете))
      Я так и говорю: я не пряник, чтобы всем нравиться.
      Вот и стремимся к бОльшему. Тех, кто говорит спасибо, тоже больше, к счастью.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.