20 сентября 2017 г. в Самаре на базе МБОУ "Школа № 132" состоялась региональная научно-практическая конференция "Реализация федерального государственного образовательного стандарта в Самарской области. Эффективные педагогические и управленческие практики".
13 учителей русского языка и литературы города Тольятти принимали участие в работе конференции.
Конференция начала работу в 10:00. Пленарное заседание с приветственным словом открыла О.Ю.Ерофеева, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО (г. Самара).
С огромным интересом аудитория слушала выступление Светланы Юрьевны Бакулиной, заместителя министра образования и науки Самарской области. С.Ю.Бакулина рассказала об основных направлениях развития филологического образования в Самарской области, сделав акцент на итогах и перспективах. Неоднократно выступление зам.министра прерывалось аплодисментами.
Тезисы выступления:
- и в ОГЭ, и в ЕГЭ мы, учителя, научили выполнять тест, но не научили русскому языку;
- учащиеся не демонстрируют устойчивый навык грамотности (грамотность проверяется только на ЕГЭ по русскому языку);
- ответственность за грамотность несут все учителя;
- грамотность будет проверяться у всех учителей в рамках национальной системы учительского роста;
- ВПР быть! Необходима объективная проверка. Строго министерством будет просматриваться график проведения административных контрольных работ, количество которых должны стремиться к нулю;
- у сегодняшних учеников фрагментарное (пазловое) сознание, использование на уроках рабочих тетрадей на печатной основе способствуют формированию фрагментарного сознания;
- умение писать тексты - одно из важных умений. Поэтому в начальной школе должна проводиться очень серьёзная работа по списыванию;
- собеседование по русскому языку в 9-х классах буде проводиться 13 февраля 2019 г. Не справилось с этой работой в рамках апробации только 1,2% девятиклассников;
- в 9-х классах дети очень плохо читают. Необходимо практиковать чтение вслух и дома, и в школе. Умение читать - важное умение в жизни. Кроме того, необходимо обратить внимание на чтение наизусть;
- Самарская область всегда хорошо представлена на Всероссийской олимпиаде школьников: есть и победители, и призёры и по русскому языку, и по литературе;
- бОльшая часть учителей русского языка и литературы работает на середнячка; вытаскивая слабых детей, учитель забывает о сильных. Поэтому работа в направлении "Одарённые дети" должна улучшаться.
Выступление С.Ю.Бакулиной вызвало живой интерес участников конференции.
Продолжила пленарное заседание Исламова Марина Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ "Школа № 148", кандидат педагогических наук (г. Самара) с докладом на тему "Современная модель профессиональной компетенции учителя в условиях реализации новых образовательных стандартов".Лилия Петровна Мизунова, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ "Школа № 122" (г. Самара) выступала с сообщением на тему "Формирование ИКТ-компетенций обучающихся на уроках литературы".
Ирина Олеговна Анпилогова, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка, и Ольга Вячеславовна Трошинская, учитель русского языка и литературы ГБНОУ "Самарский региональный центр для одарённых детей" (г. Самара) рассказали о реализации регионального проекта "Дистанционный учитель" ("Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения в рамках реализации регионального проекта "Дистанционный учитель").
Елена Валентиновна Черноярова, учитель русского языка и литературы МБОУ "Школа №114" (г. Самара) выступала с докладом на тему "Проектная деятельность как эффективное средство литературного образования школьников". Она рассказала о том, как в школе организуются литературные вечера и тематические балы в рамках изучения проектной деятельности.
Анна Владимировна Синицкая, кандидат филологических наук, зав.отделом литературы XX и XXI веков "Горький-Центр" Самарского литературно-мемориального музея им. М.Горького, рассказала о проекте "Читатель в городе" ("Проект "Читатель в городе": изучение литературы в открытом образовательном пространстве").
После перерыва участники конференции разошлись по секциям.
Наши тольяттинские коллеги выступали в двух секциях.
Светлана Анатольевна Бахарева, учитель русского языка и литературы МБУ "Школа № 89" (г. Тольятти) выступила с докладом "Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ". Она рассказала об уникальном опыте. С 2009 г. четыре учителя начали разрабатывать дистанционные уроки по литературе. К 2018 г. уже разработаны уроки и по русскому языку, и по литературе. Самое главное - уроки в действии!
Елена Николаевна Апевалина, учитель русского языка и литературы МБУ "Школа № 56" (г. Тольятти) выступила с докладом "Приёмы использования информационных технологий для обучения детей с ОВЗ (при изучении русского языка в 5 классе)". Выступление Елены Николаевны в паре со Светланой Анатольевной вызвало живой интерес слушателей.
Е.Н.Апевалина рассказала о дистанционных уроках по русскому языку в пятых классах для учащихся с ОВЗ. Показала структуру урока, объяснила, какие материалы помогают сделать урок интересным.
Евгения Андреевна Макарова, учитель русского языка и литературы МБОУ "Школа № 81" (г. Самара) показала мастер-класс "Приёмы ИКТ-технологий при обучении русскому языку и литературе".
Наталия Петровна Груздева, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш м.р. Клявлинский выступила с докладом "Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе как условие реализации ФГОС ООО".
Галина Александровна Кузнецова, учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея (г. Сызрань) рассказала о том, как готовит пятиклассников к ВПР по русскому языку ("ВПР по русскому языку как средство диагностики качества обучения").
Екатерина Сергеевна Зайцева, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №5 "ОЦ" (г. Новокуйбышевск) выступила с сообщением на тему "Использование элементов логики на уроках русского языка в 5 классах".
Итак, конференция-2018 подошла к концу. Встречи с интересными людьми, обсуждение важных вопросов и пр. - непременная составляющая региональной конференции.
Ждём сентябрь-2019...
О Конференции - 2016 >>> здесь.
О Конференции - 2017 >>> здесь.
Сообщение также опубликовано в блоге "Сетевое методическое объединение учителей русского языка и литературы г.о. Тольятти".
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьС преогромнейшим удовольствием ознакомилась с материалами конференции. Это очень правильно!
Полностью согласна с тезисами Светланы Юрьевны Бакулиной, очень правильно и ёмко сказано.
Русский язык и литературу надо... возрождать. В погоне за новомодными веяниями мы как-то отодвинули родной язык на второй план. Добились чего? Не читают, не пишут, не размышляют. Берут всё готовое - отучаются от создания чего-то собственного, а ведь без этого невозможно развитие общества в целом.
Пусть всё задуманное исполнится.
Да и математика в загоне. Натаскиваем выпускника 11 класса на решение задач из начальной школы))) Никогда не любила слово "натаскивать", но и именно этим сейчас и занимаются педагоги по предметам. А как еще назвать подготовку к экзаменам по шаблона и однотипным заданиям))
УдалитьИрина Валерьевна, здравствуйте!
УдалитьТретий год езжу на конференцию - третий год получаю удовольствие. В этом году оно особенное: выступала зам.министра, филолог по образованию. Говорила об очень важных вещах для всех.
Очень хочется, чтобы задуманное исполнилось.
Спасибо Вам за интерес!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Всегда интересно познакомиться с опытом коллег! Пусть новый учебный год принесет новые находки и удовлетворение от работы!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна!
УдалитьОчень хочется, чтобы опыт коллег и всё, правильно сказанное, воплотилось в жизнь школы.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Надеюсь, что в Самарской области ФГОС реализуется в полной мере.
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, здравствуйте!
УдалитьНе всё просто, но стараются ВСЕ!
О, узнала Татьяну Геннадьевну! Привет ей большой-пребольшой!
ОтветитьУдалитьС детьми ОВЗ и я работала, работаю до сих пор. Там столько нюансов, хорошо, что отдельно рассказали об этом.
Полностью согласна с тем, что всем учителям надо следить за грамотностью учеников. Русский язык - это главный инструмент общения на всех уроках, не только собственно на уроке русского языка.
Здравствуй, Света!
УдалитьОбязательно передам))
В Самарской области уже сложилась целая система работы с детьми с ОВЗ. К сожалению, сегодня таких деток очень много.
А о главном инструменте хорошо сказала. Грамотному письму должны учить ВСЕ учителя.
Ольга Николаевна, спасибо за рассказ о конференции. Всегда интересно знать, чем живут другие регионы. А живут они тем же, что и все: ЭГЭ, ОВЗ, ВПР... Желаю всем в новом году творчества и вдохновения, новых идей и успешных учеников
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьДа, интересно знать, чем дышат учителя даже в другом городе области, а уж в другом городе страны!!!
Пусть этот запал творчества и вдохновения не проходит ))
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Очень радостно, что учителя анализируют ситуацию и пытаются что-то предпринять, чтобы ученики заговорили по-русски и полюбили литературу. Конференция очень интересна! Расскажу о вашем опыте своим омским коллегам. Удачи и творческих успехов!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна!
УдалитьОбсуждений много было, но главное - донести мысль до всех учителей-предметников: русским языком нужно заниматься на всех уроках. Только вместе получится выработать вкус языка и любовь к чтению.