Около 10 лет назад я получила брошюру "Полезные мелочи: Методические находки" (М.: Чистые пруды, 2005). Пользуюсь ей очень часто. Собрана кладезь приёмов, которые помогают моим ученикам запоминать непростые орфографические и пунктуационные правила русского языка.
Моим сегодняшним ученикам 7-го класса работается со мной нелегко: слишком много мы вспоминаем=учим. В первую очередь, именно им будут предназначаться "выпуски" "полезных мелочей". Если кому-то из читателей пригодятся материалы сообщений, то благодарить будем вместе автора-составителя брошюры Н.А. Шапиро и всех учителей, кто бескорыстно делится с нами этими самыми "полезными мелочами".
Авторы нам предлагают познакомиться с 58-ю приёмчиками. С вашего позволения, уважаемые ученики и читатели этого сообщения, начну не с 1-го, а с 10-го. Не потому что мне так хочется, а потому что этот приём позволяет выучить раз и навсегда слово "интЕЛЛИгент". Ох, как часто мы делаем в нём ошибки.
О голодном интеллигенте
Известно, как трудно научить правильно писать слово интеллигент. Одни, как говорила когда-то героиня старого телефильма, проверяют его словом телега, другие, более развитые, – словом интеллект, – и опять плохо. На дополнительных занятиях я случайно придумала спасительное мнемоническое предложение: «ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент?». Эффект поразительный.
И ещё несколько слов о словах с непроверяемыми написаниями. И не только.
О пользе щей
Почему надо писать мужЧина, но женЩина? Ответить просто, если вспомнить, что кого интересует: мужа – чин, жену – щи. Об этом смешном и эффектном трюке рассказал нам Эдуард Львович Безносов.
http://supercook.ru/ |
http://www.anekdot.ru/ |
Щи в уменьшительно-ласкательном виде помогают детям запомнить все буквы, соответствующие глухим согласным. Надо всего лишь выучить такой диалог: «Степка, хочешь щец?» – «Фи!». Чуть измененный вариант прислала нам Ирина Александровна Сильвестрова из г.Барнаула: «Фока, хочешь поесть щец?». Она же предлагает запоминать буквы, соответствующие звонким согласным, с помощью фразы «Мы же не забывали друга». Правда, это может помешать ученикам при фонетическом разборе, когда они должны думать не о буквах, а о звуках. Зато очень пригодится при написании слов с приставкой на -з/-с.
Кто как растёт
Слова сверстник и ровесник можно разучивать по-разному. Обратившись к этимологическим словарям, расскажем детям, что оба эти слова образованы с помощью суффикса -ик от исчезнувших прилагательных со значениями, соответственно, одинаковый по возрасту и одинаковый (ровный) по годам; но дальние родственники их живут и здравствуют в современном языке. У слова сверстник - это существительное верста, а у слова ровесник – прилагательное ровный и существительное ровня. Слово весна ни в каком родстве с ровесником не состоит, но, честно предупредив об этом учеников, все же предложим им для запоминания глуповатые стишки – цель оправдывает средства.
СВЕРСТник выРАСТет С ВЕРСТу.
РОС роВЕСНик всю ВЕСНу (на всю строчку – ни одной буквы т!).
Продолжение следует...
Уважаемые семиклассники!
Уважаемые коллеги!
Может, вы тоже предложите свои приёмы запоминания того или иного орфографического или пунктуационного правила? Буду рада познакомиться. Присылайте мне на почту ron76@mail.ru. А я обязательно напечатаю на страницах блога вашу (ваши) шпаргалку(и).
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо за такую полезную, нужную, важную рубрику! Такие правила нужно знать не только ребятам, но и взрослым! Буду внимательно следить за обновлениями и запоминать вместе с ребятами!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
УдалитьГоворю вместе с Вами "СПАСИБО" автору-составителю брошюры Н.А. Шапиро.
Размышляла, стоит ли материал этот опубликовывать на страницах блога. Решила - материалу быть! Будет полезен, думаю, многим.
Спасибо Вам!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне моя старшая сестра Маша рассказывала, как им в начальной школе учитель придумала такую запоминалку на "-оло-" и "-оро-"
ОтветитьУдалить"К - оро - ва даёт м - оло - ко. Его мы наливаем в стакан, он КРУГЛЫЙ, как буква "О"..."
Иван, здравствуй!
УдалитьСпасибо за такую подсказку. Не знала. Очень удобно будет её применять при изучении полногласных и неполногласных сочетаний.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Интересно, познавательно!Беру на заметку! Обязательно буду ждать продолжение) Спасибо за науку!
ОтветитьУдалитьОльга Александровна, здравствуйте!
УдалитьСоглашаюсь: и познавательно, и интересно!
Буду рада видеть Вас в гостях! Совсем скоро продолжение...
Спасибо, Ольга Николаевна! У меня ведь эта книжка тоже есть, пошла искать.
ОтветитьУдалитьСветлана Георгиевна, очень рада Вам!
УдалитьВот как получилось: сподвигла Вас на поиски очень нужной брошюры.
Спасибо Вам!
Ой, я буду обязательно заглядывать, Ольга Николаевна! Вы здорово придумали делиться шпаргалками на страницах блога. Как-то у нас с дочерью был разговор, почему учителя не применяют подобных шпаргалок, не делятся с учениками, ведь для кого-то они необходимы.
ОтветитьУдалитьА книжицу можно где-то скачать?
Жанна Витальевна, здравствуйте!
УдалитьСпасибо за отклик! Значит, мои думы были не зря. Рада, что многим материалы брошюры могут пригодиться.
Жанна Витальевна, не нашла я в Интернете электронный вариант книжки.
Жаль, но ничего. Значит, будет повод заглядывать к Вам почаще. А это всегда приятно и полезно. Спасибо, Ольга Николаевна.
УдалитьОльга Николаевна, вот так подсказки!!! Особенно с интеллигентом))) Спасибо!
ОтветитьУдалитьНаталья Александровна, очень рада, что про итЕЛЛИгента Вам понравилась подсказка. Она работает. Проверено на собственных учениках!
УдалитьБудем делиться подсказками и дальше.
Наталья Александровна, Вам как учителю начальных классов, может, хотелось бы увидеть "полезные мелочи" на какую-то определённую орфограмму?