Нагнетается... нагнетается обстановка... Скоро ЕГЭ и ГИА... Всеми нагнетается... А самыми большими страдальцами или страдалицами являются (и это моё глубокое убеждение) учителя и ученики.
На днях по телевизору утром (когда я собиралась на работу) слышала советы одной учёной дамы, преподавателя кафедры психологии какого-то там университета или института (как вы понимаете, для меня это не совсем важно было). А советы эти касались того, как нужно успокоить ребёнка перед экзаменами. Прислушалась... Думаю: "Всё верно говорит уважаемый преподаватель. Правильные вещи. Да и я вроде не напрягаю обстановку". А у самой-то уже давно поджилки трястись начали: 27 учащихся готовлю к ГИА, или ОГЭ (какая уже разница мне, учителю, какие три буквы кто выберет). Так вот: слушаю, слушаю. И тут (цитата не дословная): "Нужно перестать УЧИТЕЛЯМ (выделение моё) запугивать выпускников. Часто можно услышать: "Ты не сдашь экзамен!" И в общем, всё в этом духе продолжает говорить тот самый психолог. Я аж подпрыгнула! Как? Что значит запугивать? Да мы не поднимая головы, из последних сил только и делаем, что готовим-готовим-готовим.
Меня, учителя, загнали в угол! Я отвечаю за вступительный экзамен в вуз! Я изо дня в день, из урока в урок включаю ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ элемент - тестовые задания. Или объясняю тему и говорю: "На ЕГЭ (ГИА) вопрос по этой теме звучит так..." Того, кто выполняет всю чёрную работу, назвали практически Бабой Ягой!
Хочется спросить всех тех, кто пишет инструкции, составляет КИМы, даёт советы: "Как только улыбкой и слащавыми речами подготовить учащихся к экзамену?"
Как-то несколько лет назад один очень уважаемый человек (в Рособрнадзоре) заявил на всю Россию, что особая подготовка к ЕГЭ не нужна. Каждый ученик может написать экзаменационную работу, опираясь только на знания школьной программы. Не буду говорить о других предметах (хотя прекрасно знаю, чтО входит в школьный курс изучения, предположим, информатики), но НЕВОЗМОЖНО сдать русский язык и литературу, опираясь только на ту информацию, которая заложена в программе.
Два года подряд я выпускала 11-ые классы. Два года подряд отрабатывали тесты, много тестов (количество их не поддаётся счёту). И всегда не просто повторяешь правописание, например, чередующихся гласных в корне слова, а заново объясняешь такие явления, как: парцелляция (сама изучала на 5-ом курсе университета), эллипс, перифраз (вообще об этом никогда не слышала в университете) и многое другое. И мне говорят, что это изучается в школе? Да, изУчит учитель с учениками, если готовит к экзаменам.
К чему это я всё? У меня скоро 27 девятиклассников пойдут сдавать экзамен по русскому языку. Эти дети - МОИ. Я у них и классный руководитель (с 5-го класса), и учитель-предметник. Мои переживания, думаю, понятны коллегам. И вот из урока в урок готовимся, готовимся, готовимся. На родительских собраниях успокаиваю родителей, призываю их помогать своим детям, им трудно. Учеников тоже подбадриваю словом. Работаю в режиме "онлайн".
А моё состояние кто знает? Родные и коллеги. Ведь ученикам не понять, каково это переживать за каждого! Как это отражается на здоровье не только моём, но и членов моей семьи. Да и как понять всем советчикам учителя-предметника? Никак. И точка.
Вот ведь какая задача передо мной стояла и стоит - научить девятиклассников писАть сочинение на лингвистическую тему по цитате, представляющую собой высказывание какого-либо учёного-лингвиста, писателя и т.п. У меня только один вопрос: с какой целью в 9-ом классе выбран такой вид работы на экзамене? Ладно, вопрос в пустоту. Вроде бы приноровились уже готовить (хотя обращу внимание, что в программе нет ни одного часа на подготовку к сочинению на лингвистическую тему), но очень часто все эти цитаты вводят меня в ступор.
А моё состояние кто знает? Родные и коллеги. Ведь ученикам не понять, каково это переживать за каждого! Как это отражается на здоровье не только моём, но и членов моей семьи. Да и как понять всем советчикам учителя-предметника? Никак. И точка.
Вот ведь какая задача передо мной стояла и стоит - научить девятиклассников писАть сочинение на лингвистическую тему по цитате, представляющую собой высказывание какого-либо учёного-лингвиста, писателя и т.п. У меня только один вопрос: с какой целью в 9-ом классе выбран такой вид работы на экзамене? Ладно, вопрос в пустоту. Вроде бы приноровились уже готовить (хотя обращу внимание, что в программе нет ни одного часа на подготовку к сочинению на лингвистическую тему), но очень часто все эти цитаты вводят меня в ступор.
Здесь ещё раз можно познакомиться с теми цитатами, которые предлагает ФИПИ для ознакомления (правда, очень уж сомневаюсь, что хоть одна цитата попадёт в КИМ). Ученики (да и я) делят все цитаты на понятные и непонятные. И когда попадается цитата, например: «Задача автора рассуждения - как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности» (А.А. Аверинцев), то надо мне посидеть и подумать, какие аргументы (лексический и грамматический) привести, а ребёнку (да, девятиклассник, как и одиннадцатиклассник - РЕБЁНОК).
Можно приводить примеры ещё и ещё. Но суть не меняется. НаписАть сжатое изложение (нелёгкая задача), выполнить тест (16 заданий), а потом ещё и сочинение на лингвистическую тему придумать - страшное испытание не только для ученика, но и для учителя. Вот и настраиваешь каждого не бояться, идти вперёд, не сдаваться.
А я... Переживу 6 июня (день ГИА по русскому языку), переживу длительное ожидание результатов, переживу результаты (хорошие и не очень) и продолжу в следующем учебном году снова готовить детей к ЕГЭ или ГИА. А советчики... Так они ж были всегда. Советовать-то легко. Но я буду работать легко и с любовью, чтобы мои ученики не очень сильно боялись экзамена. Бояться буду я. 6-го. За 27 моих родных роднулечек.
Можно приводить примеры ещё и ещё. Но суть не меняется. НаписАть сжатое изложение (нелёгкая задача), выполнить тест (16 заданий), а потом ещё и сочинение на лингвистическую тему придумать - страшное испытание не только для ученика, но и для учителя. Вот и настраиваешь каждого не бояться, идти вперёд, не сдаваться.
А я... Переживу 6 июня (день ГИА по русскому языку), переживу длительное ожидание результатов, переживу результаты (хорошие и не очень) и продолжу в следующем учебном году снова готовить детей к ЕГЭ или ГИА. А советчики... Так они ж были всегда. Советовать-то легко. Но я буду работать легко и с любовью, чтобы мои ученики не очень сильно боялись экзамена. Бояться буду я. 6-го. За 27 моих родных роднулечек.
занятия-с-детьми.рф |
Ольга Николаевна, дорогой наш человек! Это Вы - любите свою профессию, выкладываете себя всю, но к сожалению, да, к большому сожалению, есть такие педагоги, которые запугивают, даже потешаются, мол, посмотрю я, что ты на ЕГЭ будешь делать. Далеко ходить не буду, в гимназии, которую закончила моя дочь, таких учителей, конкретно я знаю - троих! Поэтому - Россия огромна, и везде нйдутся подобные люди. Вопрос другой, что они делают в стенах ОУ. Может быть ФГОС и помогут отсеять таких...
ОтветитьУдалитьА Вам я желаю спокойствия, только спокойствия, как говорил Карлсон.
Спасибо за статью.
Здравствуйте, Жанна Витальевна, очень дорогая и очень уважаемая!
УдалитьКонечно, я знаю, что в любом стаде есть какая-то паршивая овца (уж простите за такое откровенное сравнение), но... Почему у нас МНОГО говорят и пишут как раз о таких? И ещё в пример будут ставить! А потом говорить и писАть: не пугайте детей, у них тонкая нервная система!
Что касается ФГОС. Это ещё такой тёмный лес. Может, учителям начальной школы более-менее всё понятно. Говорю про себя - я пока в относительном неведении.
Спасибо, Жанна Витальевна, за Вашу отзывчивость!
Доброй ночи, Ольга Николаевна! Долго рассуждать не стану, пожелаю просто сил, успеха, терпения Вам, Вашим ученикам и их родителям!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Александровна!
УдалитьВсё, что пожелали Вы, взаимно желаю и Вам! Пусть у нас всё сложится великолепно!
Здравствуйте, Ольга Николаевна. Сама не раз говорила ученикам, что не сдадут ЕГЭ, ГИА, каюсь. Но ведь сказано это не для того, чтобы запугать, да и не пугливые они у нас, когда до экзамена ещё далеко. А вот сейчас, вижу, как волнуются, все заработали в полную силу, даже слабые ученики стараются. Сейчас учу их собранности, вниманию, показываю "подводные камни", которые встречаются в заданиях. Раньше не прислушивались. Сейчас слушают. А уж сама как волнуюсь, об этом разве скажешь? Да и не нужно им знать об этом. В нашей школе ППЭ, камеры уже установили. Привыкаем сидеть под ними. Пусть наши-ваши ребята успешно справятся с этими испытаниями! Всё будет хорошо!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Геннадиевна! Думаю, каяться в этом грехе "запугивания" может каждый из нас. Не без этого. Особенно нам, русоведам и математикам. Успехов всем нам в предстоящих испытаниях.
УдалитьОльга, как я вас понимаю! В этом году выпускаю три 11 класса!!!! Наш экзамен сдают все, в обязательном порядке. А вот на то, чтобы не растеряли багаж знаний , состоящий из орфограмм, пунктограмм, грамматических сведений, дается по 1 часу в 10 и по 2 часа в 11 классе! Переживаю за детей. Особенно беспокоит, что материал, данный в течение 2 лет для многих так и остался не востребован: подходят только сейчас, еще раз переспрашивают и не понимают, как с этим работать! Вот что страшно! А еще страшно, что любимые родители кинут камнем в меня, обвинив в маленьких баллах ЕГЭ, в невозможности поступить в тот ВУЗ, который очень хочется.
ОтветитьУдалитьМы, учителя, дрожим, переживаем. А вот составители КИМов, интересно, как им спится? Не беспокоит ли совесть их душу, когда придумывают новый нюанс (до селе не изученный школьниками в 5-9 классах)? Смогли бы сами г-жи Цибулько и Егораева подготовить 100-бальников, работая в школе, расположенной в рабочем районе?
Правильно вы сказали: вопросы в пустоту! Вот и остается нам только дрожать и говорить детям: "У вас все будет хорошо!"
Здравствуйте, Лариса! "Ох, нелегкая это работа из болота тащить бегемота". Мы и тащим. Родителям и правда ведь потом не объяснишь. Когда сама несколько лет пашешь как раб на галерах, а потом слышишь, что мало баллов набрал сыночек или дочка. Спасибо за отзыв. Удачи нам всем.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьДаже и не знаю, что сказать... Не знаю, послужит ли это утешением, но Вы хотя бы знаете, кто будет сдавать предмет. У нас же, многих учителей-предметников, этой определённости нет... Больше всего возмущает , когда детей ЗАСТАВЛЯЮТ сначала выбирать ещё один ЕГЭ "на всякий случай", а потом от него же отказываться...
Получается, что как на консультации ходить, так некому, а как сдавать, так...
Вам я хочу пожелать удачи и терпения. Пусть ребятки выдадут на экзамене всё, чему Вы научили, даже немного больше.
Вы ждёте 6 июня, а я 26 мая)))))
Лилия Павловна, здравствуйте! Так и мы находимся в той же самой ситуации. У нас же могут сдавать ещё и литературу, как раз и пойдут наши выпускники 26 мая тоже в этом году (но у меня, к счастью, нет в этом году 11-го класса). Так что мы с Вами в одинаковом положении.
УдалитьА со следующего года все обязательно будут писАть сочинение по литературе (некоторые регионы уже в этом году пишут). Почему я как учитель должна готовить к двум предметам и отвечать перед государством за итоги экзамена? Так же нельзя!
Сколько раз мне уже говорили: "Не надо было идти учиться на учителя русского языка и литературы!" Бред какой-то! Ну нравятся мне эти предметы, ну люблю я свою работу. Так неужели за любовь я должна ТАК расплачиваться?
Ольга Николаевна, так сложилось, что я работаю только в старших классах, и каждый год выпускаю, и каждый год я плохая... Почему, да потому что после 10 класса начинаю уговаривать пойти куда - нибудь в другое учреждение: не сдаст ребенок, не получит аттестат и т. д. А еще потому, что наш среднешкольный показатель не дотягивает до среднекраевого (по некоторым предметам, но мы же обычная общеобразовательная школа, причем в 10 класс присылают всех тех, кого отсеяли гимназии и лицеи). Так когда же я буду хорошей для всех? Надоело "натаскивать", отучили выпускников думать, шаблоны, клише...
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, здравствуйте!
УдалитьВам, преподающему директору, сложнее если не вдвойне, втройне, то не знаю даже насколько.
Хорошей никто не будет никогда для всех. Увы! Особенно русоведы и математики! Мы отвечаем за обязательные экзамены. И не важно, кто перед нами. Нам говорят: ученик. А если этот ученик не способен к выполнению того или иного задания, то нам снова говорят: вы не можете научить. Порочный круг какой-то.
Анна Борисовна, ещё несколько вздохов, и сдадут наши ученики экзамены. А что потом? Новый учебный год, и снова ГИА, ЕГЭ, ГИА, ЕГЭ. "Се ля ви", - так говорят французы. Пусть у нас будет прекрасной жизнь без различных неприятных ЕГЭшных моментов. Удачи Вам!
Оля, здравствуй! Этих психологов нечего вообще слушать. У меня двоякое отношение к психологии и т.п. Я не слушала и не собираюсь слушать тех, кто никогда не работал с детьми или не работает сейчас, не знает, что такое - настоящий, живой урок, живые дети. И пусть они выдвигают сколько угодно теорий, мне до них вообще нет никакого дела, потому что мы - практики, мы видим ситуацию изнутри, а вот им не понять.
ОтветитьУдалитьМеня уже обозвали сумасшедшей, что я запугала детей со "своим" экзаменом по английскому - и это написала одна из моих учениц 7 класса на блоге, правда, анонимно, но я догадываюсь, кто это. Что отыгрываюсь на чужих детях, потому что в мои годы не имею своего. Что никакого права не имею. А то, что с 5 класса я нянчусь с каждым из них, постоянно работаю с родителями, указываю на ошибки, трясу - этого никто не замечает и не замечал. Уровень у детей стал выше, я это вижу, мне есть с чем сравнивать, но эта ученица, не желав учить ни строчки, предпочла оклеветать меня перед завучем и своей мамой, а также написать про меня такой ужасный комментарий. Так что вопрос о нервах стоит очень остро. Вот только о чьих? Никто ведь по телевизору не будет рассуждать о травме, которую нанесли мне как учителю? Ах да, я забыла, нам ведь чуть ли не прямым текстом сказали, что учитель не человек.
Но есть и положительные стороны. Есть те, кто благодарит. Вот о них я и думаю, в первую очередь.
Здравствуй, Света!
УдалитьВсё-таки к некоторым рекомендациям психологов прислушиваться нужно. К сожалению, когда сегодня в школах нет психологов, мы, педагогический коллектив, расхлёбываем многое.
А ужесточать собственные требования, думаю, не нужно. Если ты учила детей, зачем их ещё напрягать. Ведь кто учил, тот и подготовленным будет, а кто не учил, тот как-нибудь и подготовится.
У меня скоро ГИА. Я очень волнуюсь. Зачем мне ещё накручивать детей?
Они ведь тоже переживают. И в обмороки падают, и давление понижается, и головные боли усиливаются.
А жалобщики будут всегда. Оклеветать - это очень серьёзное преступление, которое попадает под статью. Ты учитель, должна быть мудрее и должна с честью выйти из создавшейся ситуации. Потому что тебе ещё работать и работать. Потому что ты УЧИТЕЛЬ.
Добрый вечер, Ольга Николаевна! Прочитала Ваши размышления ещё вчера. Целый день думала, думала, думала... Знаете, мне кажется, что я уже в том возрасте (законная пенсионерка), когда меня в школе удивить, испугать практически невозможно. Я сейчас работаю как раз на ЕГЭ и ГИА. Молодые учительницы ведут
ОтветитьУдалитьуроки все-все-все. А я в старших классах. Пока администрацию устраивает такое положение вещей. Часов обычно немного, но... Я ещё основательно занимаюсь репетиторством (честно, по договорам с родителями, с налогами - не придерёшься). Так вот: хорошего и не очень каждый год хватает! Одним я нужна для "хоть бы
сдать", другим для "сдать как можно лучше". Делаю главное: внушаю детям, что экзамены приходят и уходят, а жизнь такая длинная и ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ!!! Нельзя ни тебе, девочка или мальчик, ни мне, учительнице, сойти с ума или впасть в
депрессию. Мы всё преодолеем, у нас всё получится, ты только должен (должна) ОЧЕНЬ захотеть. Те, кто мои ученики в школе, к репетиторам не ходят. А чужих вытягиваю. Со своим работаю СТОЛЬКО!!! Сочинения пишем КАЖДУЮ неделю, тесты раздаю пачками, всё и всегда под контролем. Да, это возможно, когда часов немного. А потому я убеждена, что так и должно быть: ну ведь нельзя "играть" с пятиклассниками и разбираться в "диалектике души" Толстого одновременно (хотя почти 30 лет и у меня так и было, но не было ЕГЭ И ГИА). А со следующего года придётся готовиться к сочинению. Как сказали бы мои кадеты, не хило...
Уверена, что мы, Ольга Николаевна, справимся! Мы, это учителя-словесники. Мы параллельно ещё будем писать исследовательские работы, готовить к олимпиадам, придумывать проекты, ездить на конференции... А ещё повышать квалификацию, проходить аттестацию... О классном руководстве помолчу! Там СТОЛЬКО можем и должны....
Девочки, милые учительницы русского языка и литературы! Ольга Николаевна! Ну где наша не пропадала! Ведь мы так любим свою работу! А как мы без наших деток? А как они без нас? Всё пройдёт... Останется Любовь!
Простите, если не в тему.
Ольга Владимировна, здравствуйте!
УдалитьБлагодарю Вас за размышления по поводу...
Не буду писАть много, скажу откровенно: согласна с Вами. Мы справимся со всем и всеми! Мы и дальше будем СТОЛЬКО работать, сколько ни один другой профессионал просто не в силах сделать. Потому что мы любим свою профессию. И этим всё сказано. Успехов Вам, Ольга Владимировна! Успехов всем нам, тем, кто готовит к ЕГЭ и ГИА! С Богом!
Здравствуйте, Ольга Николаевна. От прочтения аж что - то зашевелилось в подкорке. Лично я против страшных и странных аббревиатур.Прихожу к мнению. что в старорежимное время решения принимали более правильные. Не пальчик надо было напрягать, а мозг. Не всегда компьютер приносит пользу. Настанет время, когда все вернется на круги своя. Но сколько терпеть? Сейчас своих дошколят учим размышлять, отстаивать свое мнение, анализировать, свободно мыслить, не загоняя в определенные рамки, чтобы было свое мнение, пусть пока не совсем правильное, но свое. Пусть учатся на ошибках, даже такие маленькие, формируем стрессоустойчивость, жизнестойкость. Получаем удовольствие. от того, что возможно, поколение будет сильным, твердым в решениях. А потом школа...ФГОСы ничего не решат.Люди мы уж больно зависимые. А Вы, Ольга Николаевна, не ешьте сами себя. Вы, молодая, красивая, умная, думающая женщина, трогательная. нежная мамочка. Семья - все! А сейчас предлагаю расслабиться и немножко посмеяться. Я смеялась.
ОтветитьУдалитьНа Кавказе есть орел, мозговитый очень, а под ним в горах есть школ, я его закончил.
Так как будущий мужчин я на свет родился, по различным дисциплин я в неё учился!
Там от город вдалеке с круглыми глазами под названием ЕГЭ я сдавал экзамен.
Как орел, мой голова на вопрос на первый: «Сколько будет дважды два?» отвечал: «Сто евро!»
Если был второй вопрос, повторял я только: - Э-э, не надо мне угроз, папа знает, сколько!
На вопрос, что я читал – Пушкин или Гогол? Я так вежливо сказал: - Я тебя не трогал!
Для тебя бакшиш большой собирал на лапа дядя, старший брат с муллой, и, канэшна, папа!
Если ты такой крутой и не примешь взятка, папа сделает с тобой не вкрутой, а всмятка!
И когда про свой отец я склонял глаголы, говорил: «Ай, молодец!» - сам директор школы,
Потому что папа мой, будучи завскладом, командир был полевой у того, кто надо!
И теперь я всех мудрей, даже аксакалов, по ЕГЭ, как в лотерей, выиграл сто баллов!
В самолет поеду я на Москва учиться, все завидуют друзья, а я веселиться!
В «мерседес» под ветерком с девочка кататься, чтобы русским языком вместе заниматься.
А когда на тормоза отпускать я буду, песня «Чорние глаза» пусть звучит повсюду!
Александр Вулых
Татьяна Ивановна, здравствуйте! Спасибо Вам и за комплименты, и за добрые слова, и за смешное стихотворение. И растрогали, и насмешили.
УдалитьСпасибо Вам за то, что учите думать своих малышей. К сожалению, сегодня я вынуждена говорить ученикам: "Ваши мысли в сочинении на экзамене никому не нужны! Вы должны писАть сочинение по определенному шаблону!" Увы, таковы реалии подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Всё-таки хочется верить, что и мои ученики в будущем покажут себя думающими личностями.
Ещё раз СПАСИБО, Татьяна Ивановна!