17 января 2014 г.

Фотографии. Память. Жизнь.


   "Я верю, что фотографии и вправду запечатлевают что-то навсегда. И хорошее и плохое. Запечатлевают и не дают забыть. Если человек помнит о чём-то хорошем, ему обязательно захочется это хорошее сделать снова. А если плохое не забыл, то, значит, никогда больше его не повторит".
   Так заканчивается рассказ Марии Мартиросовой "Фотографии на память" , прочитанный мной в рамках проекта "Читать не вредно - вредно не читать!".
   Начиная читать этот рассказ, вспомнила о "Фотографии, на которой меня нет" В.П. Астафьева. В обоих рассказах ключевое слово - фотография. Что она есть для меня? Как и для многих - память. Как и для Марго (рассказчицы) - память о родителях, которых нет рядом с ней. 
   Читать рассказ трудно. Очень трудно. Небольшой по объёму (страниц 15), он бьёт в сердце, не оставляет равнодушным, заставляет плакать, думать, размышлять и не находить ответа. Пересказывать невозможно. 
   1988-й год. Карабах. Азербайджан и Армения ещё в составе Советского Союза, но уже решают самостоятельно (страшно решают), чей Карабах. Да даже и не решают, просто знают: МОЙ. А дети-школьники, которые ещё вчера были одним классом (учились и армяне, и азербайджанцы, и евреи, и русские, и...), сегодня стали непримиримыми врагами.
   Национальная вражда - ключевое словосочетание в рассказе. 
   Решила, что обязательно прочитаю рассказ в классе. Детям. Они должны знать. Должны. Знать и помнить. Не забывать. Не забывать того, что во время Великой Отечественной войны за нашу Родину боролись ВСЕ и КАЖДЫЙ СОВЕТСКИЙ ВОИН (армянин, азербайджанец, узбек, таджик, украинец, белорус и др.). МЫ победили фашизм. Национализм ведёт к фашизму. Нужно уметь жить в мире и согласии. И помнить: Карабах - наша советская история тоже, которую мы не имеем права забывать, которую Марго никогда не забудет, пока будет жить сама, пока будут жить фотографии, где она с родителями, жестоко убитыми националистами=фашистами. А она живёт. Она должна жить и передать эти фотографии своим детям и нам. Потому что фотографии - это память, а память - жизнь.

10 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, грустно, что такое просисходит. Вспомнилась циатата Александра Кушнера, с которой начинается книга Улицкой "Детство 45-53:а завтра будет счастье" - "Времена не выбирают, в них живут и умирают...". Кстати книга Улицкой привлекла меня как раз фотографиями и историями о поколении тех, чье детство пришлось на конец войны. Купила чтобы помнить и чтобы дети мои помнили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия!
      Да, рассказ грустный. Но в то же время есть и какая-то светлая грусть!
      На книгу Улицкой давно смотрю. Очень хочу почитать. Но, думаю, несколько позже: очень уж тяжело приступать к чтению сразу подобных по тематике произведений.
      Спасибо!

      Удалить
  2. Ольга Николаевна, здравствуйте! Проводила открытый урок по фотографии моих учеников. Как-то всё пишем сочинения по картине, неплохо ребятишки справляются с такой работой. А тут придумала по их фотографии провести урок. Интересно узнать, какое было мнение после урока? Сама не ожидала! Мнения разделились! Одним очень понравилось, а другие сказали, что лучше по картине. Как Вы думаете, почему так получилось? Интересно мнение специалиста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Яна Алексеевна!
      Как мне трудно проводить уроки развития речи! Нужно учить детей читать картину. И как неравнозначно сегодняшние ученики принимают то или иное произведение искусства.
      Я, как и Вы, стараюсь разнообразить уроки. Конечно, не всем детям нравится писАть сочинения-стилизации, изложение по выбору, сочинение, предложенное несколько по иной теме, чем представленная в учебнике (хотя я уже писАла как-то, что УМК С.Львовой уникален и в этом плане: интереснейшие тексты для изложений, репродукции картин не избитые, а новые).
      НО: никогда 100% учеников не будут довольны. Почему? Потому что нужно РАБОТАТЬ! Это моё глубокое убеждение. И даже вижу и Ваших, Яна Алексеевна, и своих детей, которым всё неинтересно. Хоть пляши, хоть пой.
      В понедельник в 6-ом классе у меня намечается урок подготовки к сочинению по картине Н.А. Пластова «Саня Маликов». Над описанием портрета мои шестиклассники ещё не работали. И начать хочу не с описания картины, а с описания одноклассника или учителя. Интересно, что получится? Знаю: далеко не всем понравится моя задумка, но я и спрашивать не буду. Зачем? Просто знаю, что когда-нибудь и где-нибудь мой сегодняшний урок выстрелит. А это будет. Точно знаю.
      Удачи Вам!

      Удалить
    2. Спасибо за ценный совет и поддержку, коллега! И точно, никогда всем не угодишь! Делаем своё дело с чистыми помыслами и вперёд!

      Удалить
    3. Яна Алексеевна! Будем стараться делать своё дело (уж простите за тавтологию). Удачи во всём!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Очень бы хотелось прочитать этот рассказ. Сейчас читаю "Гимназия № 13" А. Жвалецкого и Е. Пастернак, "52 февраля" уже позади.
    Что касается фото - так странно, что детям не всем нравится. Я проводила урок со своими второклашками, нынешними четвероклассниками. Они должны были сделать семейное древо. Кто мог - приклеил фото своих родственников. Вы бы слышали, с какой гордостью они рассказывали о своих родных. И всем понравилось.
    Хотя могу понять, почему на русском языке им не нравится: уровень должен быть более высоким, чем 2 класс...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Рассказ М.Мартиросовой можете прочитать, пройдя по ссылке в тексте сообщения.
      Я тоже скоро буду читать А.Жвалевского и Е.Пастернак "Время всегда хорошее". Книгу дала 6-тиклассница. Спасибо ей!
      Что касается фотографии и работы с ней: у нас разная специфика предметов. Думаю, Яна Алексеевна со мной согласится.

      Удалить
  4. Ольга Николаевна, тоже прочитала это произведение (только в рамках другого проекта "Зимнее чтение 2014" на сайте творческих учителей). Была потрясена до глубины души. Решила, что обязательно должна прочитать этот рассказ в 11 классе. И для ЕГЭ хорошо, и есть над чем задуматься...
    Современные дети совсем не знают истории. А когда на литературе обсуждаем сюжет книги, искренне не понимают, почему лит. герой не мог поступить по-другому в тех условиях. И начинается:"А вот я бы в этой ситуации..." Так и хочется ответить, что ничего бы ты не смог сделать в той ситуации. Время было другое. (Это хорошо показано в книге Жвалевского "Время всегда хорошее") Ч
    Читаю отзывы к вашему посту и понимаю, что надо это и в 8 классе читать. И урок начинать с фотографий, сделанных во время тех событий в БАКУ. Пусть начала посмотрят, подумают, попробуют увидеть в лицах людей чувства и мысли. Очень полезное занятие.
    Спасибо за идею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса!
      Спасибо Вам за Ваш отзыв в рамках комментариев.
      Да, многое нужно читать сегодня детям. Даже 11-тиклассникам. Даже не просто читать, а комментировать. Потому что очень плохо знают историю нашей страны.
      Хочу прочитать рассказ в 9 классе. Отведу отдельный урок под этот рассказ. Считаю, что нельзя пройти мимо. Не имею права!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.