31 октября 2021 г.

В мире фразеологизмов, или Совместная презентация учащихся 6-х классов

Источник
   В 6-м классе в первой четверти мы изучаем удивительно интересную тему "Фразеологизмы". Очень мало часов, правда, на неё отводится, но... что делать? Изучать! А самое главное - научить детей включать фразеологизмы в собственную речь.
   Мне ещё интересна тема "Источники фразеологизмов". Она выпала на период дистанционного обучения. Один из уроков - устное сообщение о фразеологизме. Ученик должен был подготовить рассказ о любом фразеологизме, а потом на уроке в ZOOM объяснить значение выбранного устойчивого выражения и рассказать историю его  возникновения.
   БОльшая часть ребят подошла к вопросу очень ответственно. Не только познакомили всех нас с фразеологизмом, но и рисунок представили (и конечно, совсем скоро проведу традиционный блоговый конкурс "Угадай фразеологизм!").
   Но мне мечталось о бОльшем. Как-то расширить кругозор своих учеников хотелось )) Тогда я создала шаблон совместной презентации, на каждом слайде написала один фразеологизм, ученику нужно было выбрать любое выражение и по образцу написать значение и источник. Выполнили не все. Именно поэтому на многих слайдах вы увидите мои фамилию, имя, отчество. Но большинство же ребят выполнили работу! А значит узнали чуть-чуть, но больше. 
   Каждый слайд я отредактировала, где-то включила аудиозапись басни И.А.Крылова, где-то исторический комментарий. Всё для расширения знаний.
   К этой совместной презентации мы будем возвращаться обязательно. Хотя бы для того, чтобы готовиться к 14-му задания ВПР, которое звучит так:
Объясните значение фразеологизма (даётся фразеологизм), запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
   Может, кто-то пожелает создать ещё один (или не один) слайд. Поживём - увидим. Но то, что работа эта нужная и важная, я убеждена.

Ссылка на презентацию >>>>> ЗДЕСЬ.

16 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, здравствуйте! Какая замечательная получилась презентация! Молодцы!
    Могу ли я с вашим авторством показать ее своим детям? Лучше сделать, чем вы сделали, невозможно! Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина Ивановна, здравствуйте!
      Спасибо! Мы старались))
      Конечно, распространяйте, если нужно.
      А лучше сделать ещё как можно!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Презентация СУПЕР! Очень понравилась. Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте!
      КАК Я РАДА ВИДЕТЬ ВАС!
      Очень давно не общались.
      Спасибо за добрые слова! Дети старались.
      Да и материалы презентации нужные.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
    Как интересно, дети некоторые фразеологизму объясняют другими фразеологизмами:
    "Гонять лодыря - валять дурака, бить баклуши, понапрасну тратить время"
    Но я с этим не согласна, так как они хоть и оносятся примерно к одной теме, но не совсем подлходят.
    К примеру, "Бить баклуши" - значит выполнять несложную, монотонную работу, не требующую особых знаний и умений.
    Баклуша - это грубая заготовка для вырезания деревянных ложек.
    А "Валять дурака" - больше уполребляется как бесполезный труд, но на самом деле "Дурак" - это войлочная накладка для изготовления валенок.
    Сначала овечью шерсть накладывали особым способом "вначес" толстым слоем. А потом мастер брал этого "дурака", оборачивал вокруг деревянной "ноги" и утрамбовывал - валял. То есть мял особым способом.
    Изначально выражение "Валять дурака" звучало как "ну и дурака ты свалял!" и означало, что шерсть разложена была изначально не правильно и при валянии изделие получилось не качественным.
    Так что "Валять дурака" - делать не качественную работу.
    Скорее всего выражение "Гонять лодыря" означает "приписывать себе несуществующий труд".
    Пример:
    - Ты что так устал?
    - Лодыря гонял!
    - И далеко гонял?
    - Да он на печи лежал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Вы значение фразеологизма объясняете через историю. Это правильно, конечно, но можно ещё толковать через синонимичный фразеологизм, что ученица и сделала.
      Подобные объяснения можно найти и в словарях.
      Бездельничать - это ведь и дурака валять, и баклуши бить, и лодыря гонять.
      А история у них разная, Вы правы.
      Спасибо за такой подробный комментарий. Про дурака впервые услышала))

      Удалить
  4. С нетерпением жду конкурса фразеологизмов.

    ОтветитьУдалить
  5. Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна!
      Мне она тоже нравится.

      Удалить
  6. Замечательная презентация! Я очень люблю фразеологизмы, это так интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже люблю фразеологию. Только жаль, что дети практически ничего не знают. Хоть так повышать уровень буду.
      Спасибо, Людмила Фёдоровна!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Благодарю Вас и Ваших учеников за труд! Прекрасный продукт получился! С Вашего разрешения дам ссылку на презентацию ученикам своего класса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Алексеевна, здравствуйте!
      Рада Вас видеть в гостях ))
      Вы высоко оценили наш труд. Спасибо!
      Если есть интерес, конечно, пусть дети и взрослые читают.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.