Источник |
20 июня 2018 г. одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ по литературе. Напомню: это экзамен по выбору, т.е. его выбирают те, кому он, собственно говоря, нужен при поступлении в вуз. Но из года в год наблюдаем следующее: литературу сдают отнюдь не фанаты чтения и А.С.Пушкина, например. Захотел ребёнок пойти учиться на дизайнера? Примут... Но сдай литературу, дорогой. Нужны ли здесь высокие баллы? Не всем и не везде. Достаточно получить минимальный балл - 32. Вот некоторые и не мучаются: тестовую часть написали, два-три мини-сочинения (ответы на вопросы) наваяли и... убежали. И всё же хочется отметить, что таких работ с каждым годом становится меньше: то ли конкурс более-менее серьёзный, то ли амбициозность у ребят проснулась.
21 июня я с коллегой отправилась в Самару на проверку экзаменационных работ, т.е. снова работала экспертом. Льстило, однако, то, что в футбольную Самару едем только мы из Тольятти. Каким образом прошла выборка экспертов, для нас так и осталось загадкой.
Источник |
"Сколько работ должен проверить каждый эксперт?" - один из главных вопросов, который задают всегда. Прошёл слух, что на каждого эксперта получено по 4 пакета (10 работ в каждом). Мы вздохнули облегчённо. Часов до пяти проверим точно. Главное - начать. Но...Первый пакет проверяла я более трёх часов. Простая арифметика: в пакете 10 работ, в каждой работе пять сочинений, нужно проверить 4 пакета. Итого: 10х5х4 = 200 сочинений. Нужно было войти в работы каждого ребёнка, понять, принять, исправить, подумать. Мы же понимаем, что за каждой работой стоит ребёнок, большой, взрослый, но ребёнок.
Позже нас "обрадовали": проверяем по шесть пакетов. Наша работа затянулась... Из Самары мы выехали в 21:00. И снова, благодаря моему мужу, были дома уже в 23:00. А если бы не на машине ехали? Получилось, что проверили мы с коллегой без малого 300 сочинений каждая.
И снова смею напомнить: в КИМах по литературе кроме полутестовых вопросов, есть четыре письменных ответа на вопросы и одно сочинение. На самом деле, мы получаем пять полноценных сочинений. Ведь ответ на вопрос не ограничивается одним-двумя словами.
В работах, которые проверяла я, ребята рассуждали о "Недоросле" Д.И.Фонвизина, об "Отцах и детях" И.С.Тургенева, "Тихом Доне" М.А.Шолохова, любовной поэзии ХХ-XXI веков. Самым сложным для меня стало понимание стихотворения Д.Самойлова "Выезд". "Перлы" выписывала только в начале работы. После 17:00 не было уже ни сил, ни времени.
О "Недоросле" Д.И.Фонвизина и нравах поместного дворянства в других произведениях русской литературы
Стародуму порядком поднадоели её [Простаковой] попытки внедриться в доверие и судьбу его.
Распростёртые руки готовы принять к себе гостя, охватив его.
Скотинин показывает себя как человека, который любил, когда его замечают, этакий нарцисс.
Нравы поместного дворянства сатирически изображены в романе М.Ю.Лермонтова "Дубровский". Характер Третьекурова является ярким примером злонравия.
О "Выезде" Д.Самойлова
Автор очень взволнован, ведь даже заканчивается стихотворение, не отвечая на вопрос, куда же он едет.
Поэт данным стихотворением хочет передать те чувства, что испытал в детстве, находясь с семьёй в контрасте природы.
Переданы чувства, испытываемые, находясь вместе.
Об "Отцах и детях" И.С.Тургенева
Тургенев, безусловно, написал шедевральный роман.
Оповещённая телеграммой, к нему [Базарову] приезжает его возлюбленная.
Однажды герой заражается тифом, лишь только вспомнив возлюбленную.
Как трогательно и в то же время поэтично, что нигилист умер от любви к женщине.
Но больше всего меня заинтересовала кончина Базарова.
Он [Базаров] лелеет надежду увидеть любимую прежде, чем придётся отдать Богу душу.
По воле рока герою суждено умереть от заражения крови.
Иван Сергеевич не знал, как закончить свой роман, поэтому лишает своего героя жизни в конце произведения.
О любовной лирике XX - начала XXI века
А.Ахматова, одна из лучших женщин-поэтесс, которая, как и М.Цветаева, буквально ворвалась в лигу запечатлевшихся в памяти поэтов.
Иногда фразы настолько комичны, что просто невозможно усидеть на месте, например, "вдохновляющая плесень", - ну как плесень может вдохновлять?
Источник |
О "Герое нашего времени" М.Ю.Лермонтова (поделилась коллега)
Максим Максимыч, несмотря на все трудности жизни, не вешает головы, смотрит на всё сквозь "розовые очки".
Максим Максимыч понимает, что душа Печорина - тёмная и безжизненная пещера, наглухо заваленная глыбами эгоизма.
А ещё встречался Пукин вместо Пушкина, подчение вместо почтения, Стародуб вместо Стародума, Тургеньев вместо Тургенева ))
Грустно? Не скажу. Смешно? Не всегда. Весёлая печаль слегка проносилась надо мной. Да и представляю я детей... Попробуйте-ка за 4 часа написать 5 сочинений! Поэтому то, что ребята дали возможность улыбнуться, радует.
А литературным перлам жить! И жить долго!
О том, как я работала экспертом в блоге написано:
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне детские ответы понравились, пусть и несуразные, и смешные, но... детишки пытались думать!)))) А вот эта фраза шедевральна: "...душа Печорина - тёмная и безжизненная пещера, наглухо заваленная глыбами эгоизма"! Классно сказано!!! Может, с позиций правильности и корректности она и не очень получилась у ребёнка, но красиво сказано!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна!
УдалитьИ мне понравились все ответы ))
Но нужно нам отмечать речевые ошибки, вот и "улыбнули" меня такие опусы.
А про Печорина, конечно, прав пишущий )) Душа его - потёмки, для ребёнка - пещера.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересную подборку, но вот с одной - я не согласна.
"Иван Сергеевич не знал, как закончить свой роман, поэтому лишает своего героя жизни в конце произведения"
Возможно, что-то стилистически не так, как хотелось бы услышать, но тот факт, что сам Тургенев писал (извините. не дословно и ссылку дать не могу), что "...судьба Базарова зашла в тупик. Не время ещё быть таким личностям в нашем мире. Читатель не готов принять нигилизм в том виде, в каком его вижу я. У меня есть два выбора: убить Базарова, или сжечь рукопись."
Так что ребенок, написавший это в сочинении, прав.
Ирина Валерьевна, здравствуйте!
УдалитьТак я ж и не спорю, что Тургенев именно так и определил судьбу своего героя. Но ученик не совсем верно высказал мысль, написанную сейчас Вами.
Ольга Николаевна, это Вы правильно сказали, "не совсем верно", но, согласитесь, за 4 часа написать 5 разноплановых сочинений + тестовую часть.... и потом всё это красиво оформить, заполнить бланки... Получается, меньше, чем по полчаса на сочинение? Это реально?
УдалитьКто думает, что с этом легко справиться, пусть сам попробует, "методом тыка" выбрать темы, вспомнить "что и о чем", а потом написать, аргументировать, подвести итог, что-то там доказать и... (критерии Вам известны).
И тестовую часть просто так быстро не сделаешь. Там тексты довольно "увесистые", их надо не просто прочитать, но и вдуматься, найти, определить, сравнить...
Я считаю, что ЕГЭ по литературе надо проводить немного в другом формате, чтобы не было вот такой спешки, когда из-за нехватки времени получаются вот такие ляпы. А я уверена, будь у этого ученика больше времени, он бы написал по-другому, более грамотно.
Ирина Валерьевна, о пяти сочинениях я и написала в сообщении. Речевые ошибки никто не отменял. Они были, есть и будут.
УдалитьТестовую часть, думаю, в следующем году уже уберут. Да и, откровенно говоря, эта часть - хорошее подспорье для тех, кому нужен минимум баллов. Вопросы приличные.
Ольга Николаевна, а я не понимаю, кому могут понадобиться минимальные баллы по литературе? Это же НЕ обязательный предмет?
УдалитьДа, и в текстовой части вопросы... ну не совсем литературные. Именно "для балла"
Взять хотя бы вопрос о Высотском?
Или в прошлые годы - разбирали "стихи" Гребенщикова...
Это то, что раньше считалось "литературным мусором", сейчас выдаётся под личиной "типичности".
Так скоро и рэп будет считаться литературным жанром :)
Да, Я согласна, литература должна быть близка и понятна народу, но... не опускаться же до уровня "тумбо-юмбо".
Ирина Валерьевна, минимальные баллы могут понадобиться дизайнерам или хореографам. Ну не знает руководство, какой ЕГЭ выбрать, а надо. Что выбираем? Конечно, литературу. Порог пройден - и замечательно!
УдалитьА вот о литературном материале всё-таки поспорю с Вами )) Высоцкий вообще-то в школьной программе есть. Да и Гребенщиков в принципе неплох )) Поэзия XX-XXI веков всё-таки должна присутствовать, да и темы, мотивы, образы схожи с темами, мотивами и образами века XIX.
Ох, Ольга Николаевна, смех сквозь слезы...
ОтветитьУдалить"Герой заражается тифом, лишь только вспомнив возлюбленную"... Нужно было ей телеграмму послать, вот недогадливый!
От современной "шедевральности" опусов иногда плакать хочется, думаешь, уж лучше бы плесень уже вдохновляла... Но "безжизненная пещера, наглухо заваленная глыбами эгоизма" - это мне понравилось :)
"Веселые" у вас были деньки...
Да, Ирина Витальевна, именно так ))
УдалитьДенёк был и "весёлый", и весёлый. Куда ж деваться от проверки? Да и хорошо, что нас вызывают: мы находимся в верной струе )) Открываются глаза на подготовку своих учеников.
Обещаю: шедевры ещё будут. В декабре итоговое сочинение.
Ольга Николаевна, такое количество работ за один день?! А разве нельзя проверку распределить на 2 дня? К концу дня качество проверки сомнительно, вот и получается, что эксперты что-то упускают:))
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, можно и на два дня растянуть, но... нельзя. Качество проверки, не думаю, что страдает. Проверяют одну работу два эксперта и ставят балл в пользу ученика (при несовпадении взглядов).
УдалитьГрустно читать такие работы... Ничего больше не могу сказать.
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, я же советую улыбнуться ))
УдалитьПереданы чувства, испытываемые, находясь вместе.
ОтветитьУдалитьВот это мне близко)
По долгу службы работаю с Домами культуры,которые ведут свои сайты. Посылают мне новости, в которых перлы ещё перлее, чем детские)
Пример:
В доме культуре в целях патриотического воспитания, уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям вызывающих сильные эмоции, гордость за свой народ, была организованна тематическая выставка «Победой дышит май» детей школьного и дошкольного возраста отразили свое отношение к историческим событиям военных лет, к празднику победы. Рисунки были оценены детьми и родителями.
О как)
Ирина, меня тоже фраза с деепричастным оборотом изумила!!!
УдалитьВаш пример - яркое подтверждение безграмотности взрослых людей. Ну как вообще так возможно написать? Мысль-то какую доносили этим абзацем?
ой, там всё очень запущено) Каждый раз получаю письмо с новостью и боюсь открывать)) Приходится заново переписывать. Это лучше,чем объяснять,Что не так)
УдалитьЯ тоже придерживаюсь такого мнения: лучше наново всё написать, нежели рабираться в лингвистических дебрях.
УдалитьОльга Николаевна, добрый день. Всегда сочувствую тем, кому приходится вычитывать работы. Ведь важно не только уловить самое главное, но еще и в почерке разобраться, у дети пишут, увы, не всегда разборчиво. Такое количество работ Вы проверили, да еще и с нами перлами успели поделиться. А город , принимающий ЧМ-2018 хоть как-то разглядеть удалось?
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, здравствуйте!
УдалитьО почерках Вы верно заметили )) Об этом я промолчала ))
Мне Самару разглядеть практически не удалось. За меня это сделал муж, который ждал меня и мою коллегу 12 часов. Даже успел посмотреть в фан-зоне первый период матча Австралия - Дания.
Ольга Николаевна, здравствуйте! Почитала и, честно, удивилась... Это не шутка? Это выписки из реальных работ? Вот уж точно "шедевральные" работы. У Вас отличное чувство юмора - после такой напряжённой проверки, так воспринимать эти перлы. Хотя в этом что-то есть: ведь это современное поколение. Они так воспринимают.
ОтветитьУдалитьЛюдмила Фёдоровна, здравствуйте! Да, это цитаты из реальных работ)) Речь выпускников оставляет, конечно, оставляет желать лучшего.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна! Работа эксперта-тяжелый труд. Наши педагоги тоже делились перлами, даже когда проверяли математику! Главное, чтобы все выпускники сдали экзамены и получили аттестаты!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна!
УдалитьСдали русский язык и математику выпускники, слава Богу, получили аттестаты. Предметы по выбору - дело каждого выпускника. Конечно, хочется баллов побольше, но... как получится))
Перлы же есть, уверена, у всех экспертов.
Бедный, бедный ТургенЬев. Каждый год не везёт Ивану Сергеевичу. Вот как детишки умудряются запихнуть в его фамилию мягкий знак?
ОтветитьУдалитьОшибка эта постоянная. Я просто возмущалась: почему списать из КИМа правильно нельзя?
УдалитьА я вспомнила фамилию "Личькинская".
УдалитьУчительница постоянно исправляла это как ошибку и занижала оценку.
Каждый раз указывала, что "ЧК" пишется без мягкого знака, пока не пришли родители в школу и не написали заявление... с просьбой... признать написание фамилии "Личькинская" с мягким знаком правильным.
После этого учитель перестала исправлять "ошибку", но каждый раз указывала, что несмотря на это, правила русского языка никто не отменял.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!Вот и я добралась до "перлов"))Думаю, такие "шедевры" выдают ребята, равнодушные к книгам.(Есть такие, кому литература нужна только для поступления в вуз, и ранее никакого интереса к предмету не было. На экзамене надо же как-то выкрутиться, вот и пишут всякую ерунду.А были работы по 4 теме (2 часть)?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Борисовна!
УдалитьПишут много (были работы по 10 листов!) и мало (один лист). Четвёртая тема звучала приблизительно так: "Тема любви в отечественной поэзии XX-XXI веков".