11 декабря 2017 г.

Как "Раскольников покаялся и сдался полиции", или Как я была экспертом

Источник
   6 декабря 2017 г. одиннадцатиклассники Российской Федерации написали итоговое сочинение. Нет-нет, не по литературе. Обращаю внимание ещё раз: итоговое сочинение. Учат рассуждать, размышлять абсолютно все предметники, литераторы же (учителя, конечно, литературы) учат умению "использовать литературный материал для аргументации своей позиции". А ещё учителя русского языка и литературы проверяют ШЕДЕВРЫ и "шедевры".
   В Самарской области выпускникам были предложены следующие темы:
113. Могут ли быть оправдания у измены?
209. Когда равнодушие бывает показным?
311. Согласны ли вы с утверждением Б.Л.Пастернака: "Надо ставить себе задачи выше своих сил"?
405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
511. Конфликт поколений как общественная проблема.

   Большинство учащихся выбрали первую тему. Как-то, видимо, прочувствовали тематику измены ))
Источник
   Традиционно оглашу список произведений, которые были взяты для аргументации.

113. М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита", В.Быков "Сотников", Н.М.Карамзин "Бедная Лиза", А.Н.Островский "Гроза", А.Платонов "Возвращение", А.С.Пушкин Капитанская дочка", Л.Н.Толстой "Война и мир", А.П.Чехов "Ионыч", М.А.Шолохов "Судьба человека".
209. В.Железников "Чучело", А.Платонов "Юшка".
311. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание", Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке", Л.Н.Толстой "Война и мир", А.А.Фадеев "Молодая гвардия".
405. М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита", В.Быков "Сотников", Ю.Казаков "Тихое утро", А.И.Куприн "Гранатовый браслет", А.С.Пушкин "Капитанская дочка", М.Е.Салтыков-Щедрин "Премудрый пескарь", А.П.Чехов "О любви", М.А.Шолохов "Судьба человека".
511. А.С.Грибоедов "Горе от ума", М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени", И.С.Тургенев "Отцы и дети".
   Скажу честно: выбор произведений не впечатлил (если только А.Платонов, В.Железников, А.Фадеев). Год от года в сочинениях одни и те же литературные аргументы. Это даёт право сделать только один вывод: выпускники НЕ ЧИТАЮТ (или читают очень мало) произведения НЕ из школьной программы. К сожалению.
   Естественно, не могу обойти вниманием ученические "перлы". Уважаемые читатели, улыбнитесь и вы! 
Источник
Речевые, грамматические, фактические ошибки не исправляла (или почти не исправляла).

511. Базаров также не находит единомышленников, но тем не менее мы видим противостояние двух разных взглядов, которое, судя по истории, позже станет причиной революции.

405. Трудно не заметить, что автор показывает нам Алексея [Швабрина] как трусливого и "маленького" человека.

405. Во времена пугачёвских восстаний под ударом оказывается Белогорская крепость.

113. Дж.Твист [как оказалось, это так обозвали Джонатана Свифта - О.Н.] сказал: "Измена зарождается раньше [правильно: в сердце прежде - О.Н.], чем проявит [правильно: проявляет - О.Н.] себя в действии".

113. Печальная история любви рассказывается в драме Н.М.Карамзина "Бедная Лиза".

113. Внезапно героиня [Катерина] знакомится с Борисом.

113. Героиня [Катерина] старается подавить своё греховное влечение, но всё же решается на измену.

405. Пугачёв напал на Беловежскую крепость.

405. Пётр [Гринёв] даже стихи писал, а также песни. Швабрин в свою очередь начал ревновать, и в момент, когда Гринёв заканчивал песню, которую писал о чувствах к Маше, Швабрин зашёл к Петру...

405. Гринёв схватил шпагу, но Швабрин предложил разобраться в другом месте.

113. Так в рассказе А.Н.Островского "Гроза" героиня пьесы изменила своему мужу.

113. Размолвка прекрасной, идеальной любви Наташи и князя Андрея повергает в шок читателя.

113. Что повлекло Наташу в руки "подлой, бессердечной породы"?

113. Для того чтобы раскрыть тему сочинения, я начну со своего понимания...

113. Хотелось бы привести в пример поэму В.Быкова "Сотников".

405. При захвате Белогорской крепости он [Швабрин] боится умереть и присягает Емельяну Пугачёву, чтобы спасти свою шкуру.

113. Пугачёв тем самым этим воспользовался и убил Машу Миронову и командира.


Источник
113. Герой этой повести русский казак Андрий влюбился в принцессу вражеского царства Польского и перешёл на её сторону.

311. Естественно, самооценка у этого человека будет ниже плинтуса.

311. К счастью, в русской литературе есть множество поучительных примеров.

311. Пьер решил, что именно он должен и может его [Наполеона] убить, но, увы, он попал в плен к французам, и на этом его задача потерпела неудачу.

311. Да, он [Раскольников] убил старуху, но всё пошло не по плану, и ему пришлось омертвить и её сестру Лизу, которая случайно зашла в момент смерти процентщицы.

311. В конце он [Раскольников] покаялся и сдался полиции.

   Если вы улыбнулись, коллеги, друзья, читатели, то я очень рада. Улыбайтесь на здоровье! Я же порекомендую это сообщение почитать своим девятиклассникам и десятиклассникам. Пусть учатся на чужих ошибках ))
   Ведь им через год-два предстоит тоже окунуться в размышления на тему... А это все мы узнАем, наверное, 31 августа 2018 г. 
О проверке итогового сочинения в 2016 г.

24 комментария:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Во-первых, приятно к Вам зайти - блог преобразился к Новому году! ЗдОрово!
    Я ждала Ваш пост на тему сочинений! Неожиданностей нет! У нас тоже большая часть выпускников писала об измене. О равнодушии писали 2 человека из 58, о трусости - 1... По рассказам учителей выбор произведений их тоже не впечатлил, да и те, что выбраны "прочитаны по диагонали", как сказала учитель литературы.
    Почитала ПЕРЛЫ... Будем сохранять чувство юмора. Обязательно прочитаю нашим выпускникам - над чужими перлами смеяться легче.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      Спасибо-спасибо-спасибо )) Как-то хочется ОБНОВЛЕНИЙ ))
      Насчёт тем сочинения не знаю, совпали ли они в наших регионах, только направления у всех одинаковые.
      С Вашими учителями литературы во многом согласна. Увы... Грустно.
      А над перлами смеёмся вместе ))

      Удалить
  2. Спасибо за настроение, Ольга Николаевна! наверно, мы тоже когда-то чего-то такое "извергали")))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Васильевна, приятно поднять настроение своим друзьям, коллегам, друзьям-коллегам ))
      Наверное и конечно, мы тоже не были идеалами. Но не думаю, что можно было ТАК написАть.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Сегодня нашим выпускникам тоже объявят результаты сочинения.
    Не представляете, КАК я волнуюсь. Наверное поэтому, сегодня не очень воспринимаю всю комичность высказываний.
    Скорее всего - горькое сожаление о том, что что-то не так в системе образования, раз дети не читают обязательные (не говоря уже о дополнительных) произведения.
    А ведь многие читают, но "совсем не по школьной программе"!
    Вот видите, как я волнуюсь.
    Наверное, когда Иван придёт из гимназии и скажет, что всё в порядке - ко мне вернётся чувство юмора.
    Тогда напишу ещё...
    А блог Ваш стал очень ярким и праздничным!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Конечно, вернётесь ))
      Как быстро объявляют у Вас в регионе результаты экзамена. Мы узнАем только где-то после 21 декабря.
      Я просто уверена, что Ваня написал хорошее или блестящее сочинение.
      Мои разочарования имеют место быть, конечно. И Вы как неравнодушный родитель всё верно подмечаете.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Ждём-ждём результаты сочинения... Ох, волнительно-то как! А выписанные Вами фразы искренне посмешили! Так хочется, чтобы у моих малышат не было таких ошибок...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Волнительно ждать, конечно )) Думаю, все Ваши выпускники справились с поставленной задачей!
      Рада, если Вы хотя бы чуть-чуть посмеялись)) Ведь смех полезен ))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я ещё не знаю, на какие перлы можно разобрать моё сочинение, но сейчас посмеялся от души. Спасибо, настроение поднялось. Особенно "
    311. Да, он [Раскольников] убил старуху, но всё пошло не по плану, и ему пришлось омертвить и её сестру Лизу, которая случайно зашла в момент смерти процентщицы." Похоже, автор данного высказывания любит сериалы про доблестную полицию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Иван!
      Надеюсь, о своём результате сообщишь ))
      Уверена просто, что в твоей работе подобных перлов просто не было.
      Солидарна с тобой... Мне этот перл тоже очень понравился))

      Удалить
  6. Ольга Николаевна! Какой у вас стал красивым блог! Тоже встречает Новый год! Мне кажется все темы очень трудные! Мы раньше писали сочинения по более понятным старшеклассникам темам. Что дети знают про измену? Ничего! Ее надо пережить, и тогда что-то и напишешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, спасибо за добрые слова ))
      Согласна с Вами: не хватает личного опыта нашим детям. Но в данном случае можно было писАть об измене Родине ("Капитанская дочка", "Сотников" в помощь). Смешно читать сочинения, в которых пишут об измене в любви. И самое непостижимое - многие ОПРАВДЫВАЮТ ИЗМЕНУ.

      Удалить
  7. Оля, здравствуй! Блог украсила - загляденье!
    А почему ДЖОН Свифт? Он же Джонатан.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Света!
      Спасибо))
      Конечно, Джонатан. Без вопросов ))

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Нахохоталась, читая перлы выпускников. Я была организатором, но некоторые работы смогла почесть. Делюсь обнаруженными литературными хохоталками.
    1. Командир немцев ...(В.Быков "Сотников") Запомнила только начало фразы.
    2. Дословно: "В романе И. Тургенева "Преступление и наказание" Раскольников показал себя добросердечным человеком." (это жемчужина моей коллекции!!!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Вас привлекли к организаторской деятельности? )) Ну хоть и свою "перловку организовали"))
      Фактических ошибок - тьма! Не читают наши дети, не читают. Читающих - единицы. Уже в начальной школе многие дети перестают читать не потому, что не хотят, а потому, что НЕКОГДА. Привычку-то не вырабатывают. В старшей школе, если и было желание читать, уже трудно привить любовь к книге. К сожалению. Вот и коллекция перлов будет, естественно, только пополняться ))

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, а я давно организаторствую. И на пробниках в том числе. Был только один год, когда сидела иногда (ездила в Москву на переподготовку целый год).
      Летом лидером моего собрания был Чуковский, который воспевал красоту русской природы.

      Удалить
    3. Ну как-то на сочинении, думала, что можно и без Вас обойтись )) Предметников хватает ))
      Вот видите, как "полезно" бывает поорганизаторствовать: узнали новое из биографии Корнея Ивановича ))

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Блога стал по-настоящему новогодним! Ученические перлы рассмешили... И было бы действительно так весело. если бы не так грустно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна!
      Спасибо )) Приятно ))
      Вам ли не понять всю грусть данных перлов ))

      Удалить
  10. Заметное и очень приятное преображение блога! Добрый вечер, Ольга Николаевна. С интересом прочитала перлы выпускников. У наших их тоже хватает)) Смеются, а педагогам совсем не до смеха.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Такая усталость накопилась, что хочется хотя бы что-то поменять. Этим чем-то оказался блог )) Через две с половиной недели Новый год! Вот и пытаюсь поднять настроение себе и, конечно, всем гостям и друзьям блога.
      Речевых ошибок всегда было очень много. Да и будут они. Пытаются корректировать учителя русского языка и литературы. Надо - всем миром. Правда, все эти перлы - это смех сквозь слёзы.

      Удалить
  11. Шикарно! Выше плинтуса практически)))

    очень ценно "своё понимание" литературы.
    Беловежская крепость... )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Много чего начитаешься)) И всё же хороших работ больше. Размышляют 11-тиклассники с высоты своих лет о многом и как умеют. Поэтому и есть "своё понимание литературы"))

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.