"Здравствуйте, Ольга Николаевна!
Вот бывает у меня крик души филолога... Я знаю, что могу смело поделиться своими мыслями, пусть просто риторическими, но очень хочется услышать в очередной раз слова поддержки... Я Вам доверяю!
Вот в чем моё негодование: чему учат учителей начальной школы в педучилищах и вузах? Ужас просто, волосы встают дыбом от их малограмотности: пишут в блогах с такими ошибками! Эти пресловутые - тся, - ться, я уже об этом молчу... Как они могут научить наших детей грамотности на письме, если сами, работая из года в год, элементарно не могут выучить эти правила? Сегодня стало точкой кипения: заголовок в блоге <...>: моЁ день рождениЕ...
Я остолбенела...
И еще у меня к Вам вопрос. Я закончила институт очень давно, многое изменилось, даже суффиксы с окончаниями в глаголах поменялись... и пр. Но! Скажите мне, пожалуйста, как правильно: В блоге или НА блоге?
НА - это что? НА нём? Правильно: В блоге. Внутри него расположена информация...
В общем, может быть, я уже отстала от правил русского языка?
С большим уважением, <...>"
Вот такое письмо получила я по электронной почте полтора месяца назад. Да простит меня адресант - отвечаю только сейчас. И здесь: В БЛОГЕ. Об употреблении предлогов В и НА смотрите ниже. Так объясняют иностранцам ))
Ну а теперь по существу ))
Не буду отвечать за обучение учителей вообще. Но всё-таки думаю, что письмо было написано в сердцах и под горячую руку попал именно учитель начальной школы.
Надо признаться: ошибки в блогах есть. Я сейчас говорю исключительно о блогах учителей и воспитателей. Владение русским языком - и в устной, и в письменной формах - в некоторых случаях оставляет желать лучшего. К сожалению.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Анна Ахматова написала стихотворение "Мужество" в 1942 г. В тяжёлые военные годы. Сохранение русского языка стало целью борьбы в Великой Отечественной войне.
Сегодня, к счастью, мы живём в мирное время, но, кажется, "спасать" русский язык просто необходимо. И спасать русскую речь, конечно, должны (да и умеют это делать) педагоги. Как? Ответ прост: говорить и писАть грамотно.
"Как объяснить, когда мы используем "в", а когда "на" в ответе на вопрос с "где?"
1) Для закрытого или чем-то ограниченного пространства используем предлог «в», для открытого – «на».
Теперь нужно понять, что же для русского языкового сознания является «закрытым/ ограниченным пространством».
Как правило, это любое помещение (типа «комната» и «дом»), пространство, в котором есть дно ("в колодце", "в кастрюле", "в тарелке", "в реке"), огороженное пространство (типа «огород»), а также пространство, у которого в принципе есть границы (типа «город», «район», «страна»). Кроме того, сюда же попадают такие пространства, как «лес» («в лесу»), «горы» («в горах», «в Альпах», «в Пиренеях»), «поле» («работать в поле»), «сад» («в саду»), «парк» («в парке»), «кресло» («сидеть в кресле»), «вода», в том числе вода любого водоёма («в воде», «плавать в озере» и под.), «рука/ руки» («держать в руке/ руках»).
Для открытого пространства (за исключением всех случаев, описанных выше) используем предлог «на»: «на улице», «на мосту», «на берегу» (поэтому говорим «отдыхать на озере/ море» и под., то есть на берегу водоёма), «на станции», «на остановке», «на территории», «на площадке», «на площади», «на террасе», «на балконе», «на стадионе», «на рынке», «на стуле», «на диване», «на столе», «на горе» (поэтому говорим «на Кавказе», «на Урале», так как это ед. ч.). Кроме того, всегда говорим «на острове/ островах», поэтому островные государства, занимающие один остров, употребляются с предлогом «на»: «на Мальте». Если же речь идет об островном государстве, которое занимает несколько островов, каждый из которых имеет собственное название, в русском сознании оно классифицируется как «страна» и употребляется с предлогом «в»: «в Англии», «в Японии», «в Новой Зеландии». Если хорошенько подумать, это логично, так как, если островов несколько, все они будут называться по-разному, и при этом их названия не совпадут с названием страны. Предлог «на» также употребляем со сторонами света: «на юге», «на севере», «на востоке», «на западе».
Остальные случаи употребления предлога «на» с существительными, обозначающими пространства, считаются исключениями: «на родине», «на вокзале», «на почте», «на складе», «на фабрике», «на заводе», «на предприятии», "на этаже", "на факультете" и др.
2) Предлог «на» употребляем с существительными, обозначающими СОБЫТИЯ, а не здания, то есть говорим: «в офисе НА работе», «в школе НА уроке», «в экспоцентре НА выставке» и даже «в опере (здание), НА опере (событие)». Исключение: "в путешествии", «в поездке», "в дороге" (= "в поездке"), «в командировке», «в отпуске».
Предлог «в» употребляем с любыми существительными, обозначающими некий устный или письменный ТЕКСТ (или сборник текстов) и поэтому предполагающими наличие содержания: «в тексте», «в рассказе», «в книге», «в журнале», «в фильме», «в передаче», «в программе» и под."
1) Для закрытого или чем-то ограниченного пространства используем предлог «в», для открытого – «на».
Теперь нужно понять, что же для русского языкового сознания является «закрытым/ ограниченным пространством».
Как правило, это любое помещение (типа «комната» и «дом»), пространство, в котором есть дно ("в колодце", "в кастрюле", "в тарелке", "в реке"), огороженное пространство (типа «огород»), а также пространство, у которого в принципе есть границы (типа «город», «район», «страна»). Кроме того, сюда же попадают такие пространства, как «лес» («в лесу»), «горы» («в горах», «в Альпах», «в Пиренеях»), «поле» («работать в поле»), «сад» («в саду»), «парк» («в парке»), «кресло» («сидеть в кресле»), «вода», в том числе вода любого водоёма («в воде», «плавать в озере» и под.), «рука/ руки» («держать в руке/ руках»).
Для открытого пространства (за исключением всех случаев, описанных выше) используем предлог «на»: «на улице», «на мосту», «на берегу» (поэтому говорим «отдыхать на озере/ море» и под., то есть на берегу водоёма), «на станции», «на остановке», «на территории», «на площадке», «на площади», «на террасе», «на балконе», «на стадионе», «на рынке», «на стуле», «на диване», «на столе», «на горе» (поэтому говорим «на Кавказе», «на Урале», так как это ед. ч.). Кроме того, всегда говорим «на острове/ островах», поэтому островные государства, занимающие один остров, употребляются с предлогом «на»: «на Мальте». Если же речь идет об островном государстве, которое занимает несколько островов, каждый из которых имеет собственное название, в русском сознании оно классифицируется как «страна» и употребляется с предлогом «в»: «в Англии», «в Японии», «в Новой Зеландии». Если хорошенько подумать, это логично, так как, если островов несколько, все они будут называться по-разному, и при этом их названия не совпадут с названием страны. Предлог «на» также употребляем со сторонами света: «на юге», «на севере», «на востоке», «на западе».
Остальные случаи употребления предлога «на» с существительными, обозначающими пространства, считаются исключениями: «на родине», «на вокзале», «на почте», «на складе», «на фабрике», «на заводе», «на предприятии», "на этаже", "на факультете" и др.
2) Предлог «на» употребляем с существительными, обозначающими СОБЫТИЯ, а не здания, то есть говорим: «в офисе НА работе», «в школе НА уроке», «в экспоцентре НА выставке» и даже «в опере (здание), НА опере (событие)». Исключение: "в путешествии", «в поездке», "в дороге" (= "в поездке"), «в командировке», «в отпуске».
Предлог «в» употребляем с любыми существительными, обозначающими некий устный или письменный ТЕКСТ (или сборник текстов) и поэтому предполагающими наличие содержания: «в тексте», «в рассказе», «в книге», «в журнале», «в фильме», «в передаче», «в программе» и под."
Ну а теперь по существу ))
Источник |
Надо признаться: ошибки в блогах есть. Я сейчас говорю исключительно о блогах учителей и воспитателей. Владение русским языком - и в устной, и в письменной формах - в некоторых случаях оставляет желать лучшего. К сожалению.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Анна Ахматова написала стихотворение "Мужество" в 1942 г. В тяжёлые военные годы. Сохранение русского языка стало целью борьбы в Великой Отечественной войне.
Сегодня, к счастью, мы живём в мирное время, но, кажется, "спасать" русский язык просто необходимо. И спасать русскую речь, конечно, должны (да и умеют это делать) педагоги. Как? Ответ прост: говорить и писАть грамотно.
Блогов и сайтов педагогов существует в блогосфере бесчисленное количество. Не всегда авторы пишут грамотно. Судите сами (ссылки на блоги и сайты делать не буду):
По возможности, прошу принести...
Раймонд Паулс великий композитор...
Подходит к концу конкурс и наступает время неопределенности и ожидания...
Родители и классные руководители могут найти ЧТО ТО...
В течениИ этой недели... и т.д. и т.п.
Не имеет права педагог писАть и говорить безграмотно. У нас ведь как получается: заглянешь в тетрадь НЕ по русскому языку, а там у ученика... "Я же не на уроке русского языка!" - часто говорят ученики. А совсем недавно моя коллега, учитель истории и обществознания, "посмела" исправить ошибки в тетради по обществознанию ученице 10-го класса. Девочка ведь обиделась. Да если бы КАЖДЫЙ педагог исправлял ошибки в тетрадях! И дети грамотнее бы были. Но, наверное, это утопия. К сожалению.
Уважаемые коллеги! Призываю вас "сохранить русскую речь".
Начнём с себя, конечно.
Снова обращусь к письму своего блогодруга: орфограмму "-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах" повторим (материал здесь), научимся говорить "МОЙ день рождения", т.к. слово ДЕНЬ мужского рода.
И ещё: давайте не обижаться на тех, кто указывает на ошибки. А просто будем исправлять и исправляться ))
И ещё: давайте не обижаться на тех, кто указывает на ошибки. А просто будем исправлять и исправляться ))
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьВопрос очень важный поднят... Сама не раз вижу эти пресловутые -ться и -тся в блогах и удивляюсь, как можно путаться в таком простом правиле????
А ответь про В и НА блоге порадовал!!!! Я с самого начала всех исправляла, говорила, что именно В блоге, но... А потом просто перестала исправлять. Очень надеюсь, что этот пост прочитает как можно больше учителей ВСЕХ предметов!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
УдалитьПростите, что такую важную тему подняла в новогодние праздники. Задержалась с ответом на письмо нашего общего друга ))
Употребление предлогов иногда вызывает трудности. Кажется: такие простые В и НА. Но неприятности могут и они доставить )
Вообще... грустно мне было. Буду надеяться, что педагоги будут относиться более ответственно к написанному.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Хороший вопрос Вы подняли, важный и нужный. Я иногда перечитываю свои посты и бывает нахожу в них ошибки. Ужасно стыдно... Но на чужие ошибки я не указываю, если они не детские :)
ОтветитьУдалитьЗнаю, что многие педагоги не ведут блог, потому что боятся ошибок. Даже как-то страшно становится от этих мыслей...
Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
УдалитьОшибки есть у всех нас. Я всегда прошу прощения у учеников, если что-то не знаю или подзабыла. Век живи - век учись. Но в любом случае я выучу то, в чём ошиблась.
Блогодруг указал, действительно, на грубейшие ошибки: как можно не выучить -тся и -ться! Как можно говорить: "МоЁ день рождениЕ". Грустно.
Ведение блога должно формировать речевую, орфографическую и пунктуационную грамотность.
А Вам, Эльвира Ульфатовна, огромное спасибо за мнение! Вы грамотный педагог!
Вопиющие ошибки - это, конечно же, возмутительно. Но я не исправляю чужие, учительские. Считаю это бестактным. А вот ошибки детей исправляю и буду исправлять. Они в тетради по английскому русские слова так понапишут, просто ужас! "Угрожаю", что поставлю "2" по русскому языку)))
ОтветитьУдалитьИногда бывают настоящие ошибки, иногда описки, а иногда вообще авторский стиль. Я корректор в православной газете на безвозмездной основе. Бывает, всю статью переписываю за человека полностью. Особенно удивляет, когда мне дают на проверку то, что уже было напечатано на каком-нибудь сайте. А там такооооое! Ужас, и это еще мягко сказано. Порой складывается такое ощущение, что человек русскому языку вообще не учился. Особой безграмотностью, как я заметила, отличаются мамы, которые пишут нам в газету. Именно за них я чаще всего переписываю статьи. Как-то в сердцах я воскликнула, что если статью напечатают в таком позорном виде, то моё имя оттуда должно быть вычеркнуто.
А по поводу В или НА блоге - помню, аналогично исправляла название статьи в нашей газете - написали НА приходе, а надо В приходе.
Света, нетактично учителя не исправить))
УдалитьХорошо, что ты исправляешь ошибки в тетрадях.
А я бы пересылала обратно исправленное красной ручкой письмо всем-всем-всем. Может, в следующий раз бы задумались...
При всех в комментариях писать или говорить - я считаю нетактично. Еще надо уметь указать на ошибку и осторожно о ней сказать. Если и говорить, то только шепотом на ушко, а иначе получится так: один я умный, а вы, соответственно...
УдалитьСветлана, здравствуйте. С Вашим мнением абсолютно согласна. Но у многих в блоге есть модерация комментариев, поэтому комментарий не будет автоматически опубликован, во-вторых, есть формы для обратной связи или адрес электронной почты.
УдалитьВот я лично очень благодарна, если мне напишут про случайные ошибки.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! А вот мне было бы неприятно. Предпочитаю исправлять всё сама. Да, учитель обязан быть грамотным, но если увижу ошибку - либо вообще промолчу, либо на ушко скажу. И то далеко не каждому.
УдалитьХорошая тема, Ольга Николаевна.
ОтветитьУдалитьЕсли бы мне не подсказала как-то Жанна Витальевна о моей ошибке в слове СКРУПУЛЁЗНО (писала "скурпулезно"), так и не знала бы как оно пишется правильно. Хотя и дальше грешу, ставя большое количество запятых и позволяя всяческие оЧЕпятки.
Что касается молодых учителей (притом не только начальной школы), так они очень уверенные в себе люди. Спросить, проконсультироваться - никогда! Бывает, что учитель в возрасте из началки подойдет за консультацией в решении задачи, но молодой педагог такого не сделает, даже если вопрос очень актуален.
P.S. Что нравится, так это то, что вы корректно поднимаете тему, что не все умеют...
Галина Станиславовна, здравствуйте!
УдалитьСогласна с Вами: молодые педагоги не просто уверенные, а самоуверенные люди.
Я люблю грамотных уверенных пелагогов. И они всегда подойдут и зададут вопрос, чтобы убедиться в правильности своих мыслей. Неграмотный же уверен, что и так всё знает.
Вы очень дипломатично пишете о том, что Жанна Витальевна подсказала Вам... Как хочется, чтобы мы друг другу подсказывали.
P.S. Спасибо за комплимент )) Очень приятно общаться с Вами на непростые темы ))
Ох, помню-помню этот случай, Галина Станиславовна. А ведь прежде, чем рискнуть и написать об этом "Скрупуле", долго сидела и думала: как бы это сделать повежливей, поделикатней. Очень переживала, что обидитесь.
УдалитьЧестно признаться, уж больно дело это щепетильное. Чаще всего, к сожалению, идет неприятие, агрессия.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Согласна с коллегами:тема актуальна. Не помню уже, где именно увидела и прочитала НА БЛОГЕ, но была удивлена.Спасибо за пост.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Борисовна!
УдалитьОчень хочется, чтобы наши коллеги обращали внимание на правильное письмо ))
Тему подсказала мне педагог-блогодруг. Животрепещущая проблема в письме поднята.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я тоже, перечитывая сообщения в блоге, нахожу и исправляю свои ошибки... Бывает:)) Тема для педагогов-блогеров важная. Будем повторять правила и исправляться!
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, здравствуйте!
УдалитьИ всё-таки есть ошибки "кричащие")) Думаю, в своих сообщениях мы исправляем не такие ошибки ))
Учимся вместе ))
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Это про меня...
ОтветитьУдалитьЯ довольно часто допускаю ошибки на правописание -тся и -ться. Правило знаю, пользоваться умею, подсказку тоже знаю, но вот случается... Возвращаюсь и исправляю.
Очень благодарна, когда пишут коллеги о моих ошибках. Сразу исправляю и благодарю. Может блогодругу стоило тоже написать тому учителю начальных классов, сообщения которого вызвали так много эмоций? Ведь он может даже и не знать, что стал причиной создания этого поста. В его блоге ничего не поменяется.
А вот меня волнует и другая проблема: оформление печатного текста. Многие блогеры ставят или не ставят пробелы в необходимых местах. Когда сам часто печатаешь текст, то это становится уже привычкой (после запятой нажать на пробел, а перед запятой этого не делать). Как к этому приучить педагогов?
Ольга Николаевна, здравствуйте!
УдалитьНет, это не о Вас ))
Да и не наблюдала я ошибки в Вашем блоге. Видимо, исправляете быстро ))
Блогодруг указал фамилию, имя, отчество коллеги. Я просто "вырезала"это из сообщения.
Думаю, Вы правы: на ошибки нужно указывать педагогам. По-другому мы никак не сможем научить писАть грамотно.
Согласна и с мыслью неграмотного оформления текста. И это нужно тоже поправлять.
Здравствуйте, Ольга Николаева. Спасибо за такую актуальную тему. Как же обидно за варварское отношение к русскому языку. Часто (но не всегда(: ) исправляю ошибки учеников в тетрадях по математике. Новые слова и термины записываю на доске. Если чего-то не знаю, обращаюсь к словарям.
ОтветитьУдалитьЧто касается молодых педагогов, то их самонадеянности можно позавидовать. Но к хорошему это не приведёт.
А сколько ошибок в современных учебниках! (((
Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
УдалитьТему подсказала очень хорошая знакомая и блогодруг. Спасибо Вам за Вашу работу!
Думаю, что "биссектрис", "медиан", "гипотенуз" в разных вариантах Вам тоже хватает ))
К сожалению, ошибки есть и в учебниках! Вот тогда тоже нужно действовать!
Ольги Николаевна, спасибо за поднятую тему. Все верно, не всегда пишем грамотно, большей частью страдают комментарии и ответы на них: спешим, неудобство телефонной клавиатуры, непродуманность и спонтанность ответов. Да))) отговорок может быть много. Но исправить, удалить, переписать все же можно, что многие и стараются сделать. Описки?))) Да они есть, но они явно проглядываются описками, а вот безграмотность ничем не вылечить, только учиться, учиться и учиться. Или идти к сервисам проверки орфографии и пунктуации. Но страшнее всего, что ошибки есть в официальных изданиях, на телевидении, в учебниках)))
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, здравствуйте!
УдалитьУслышанное слово должно быть правильным. Мы ведь учим детей через слово ))
Вы правы: всегда много отговорок придумываем, чтобы объяснить свои ошибки. Но всё это только... отговорки и есть.
К сожалению, на телевидении, в журналах, газетах, интернет-сообществах много ошибок. Но педагоги на передовой! И мы ДОЛЖНЫ и ОБЯЗАНЫ говорить и писать грамотно.
Спасибо, Анна Борисовна, за мнение!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Тема очень актуальная - кто-то пишет безграмотно, кто-то - небрежно. Я всегда опасаюсь, что у меня достаточно много ошибок с пунктуацией. Да, вести блог - очень ответственно, особенно - блог педагогический. Спасибо, что предоставили возможность повторить некоторые важные правила!)) Будем стараться бережно относиться к родному языку.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте,Ольга Анатольевна! Ведение блога обязывает писАть грамотно. А пунктуационные ошибки есть и у меня))
УдалитьВы правильно определили: небрежное отношение к языку. Думаю, педагоги не должны небрежно относиться к языку.
У нас на главном сайте Администрации НАО в новостях ошибки делают. Иногда пишу им по-дружески, называя это "очепятками" - дескать, впопыхах опростоволосились, исправьте. На самом-то деле - не очепятки, а неграмотность.
ОтветитьУдалитьЧто делать? Биться за русский язык всем миром. Кто если не мы?)
"Биться за русский язык всем миром!" - принимаю.
УдалитьЯ вот тоже вела переписку с местным телевидением )) Каждый из нас должен выбирать корректные способы ведения борьбы ))
Доброе утро, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьЗаставили задуматься - тема важная, нужная и чрезвычайно актуальная.
Когда готовлю пост заранее, получается качественно подготовиться: продумать, проверить(выбираю дату и время публикации, происходит без моего участия - очень удобно).
К сожалению, чаще всего, пишу сразу для публикации под впечатлением увиденного- услышанного - сделанного. Бывает, ошибаюсь. Особенно смущают запятые.
Часто возвращаюсь к написанному, чтобы прочитать с уже успокоившимися эмоциями - исправляю, если нахожу.
Уверена, что обидного в том, что читатель или блогодруг нашёл ошибку в тексте нет. Но сама почти 2 года назад через обратную связь указала коллеге на ошибку в слове "ийти". Ошибку автор исправила, но поставила комментарии на модерацию. С тех пор мои комментарии в блоге не публикуются, а сама она удалилась из ПЧ моего блога.
Ольга Николаевна, здравствуйте!
УдалитьКоллега повела себя из рук непрофессионально! Я очень удивлена такому поведению педагога😞
Конечно, мы все делаем ошибки. Но всё же они не бывают столь грубыми: всё-таки детей учим грамотному письму, изучаем в школе те орфографические правила, которые может запомнить и выучить любой троечник ))
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьСпасибо за пост. Всегда переживаю за допущенные ошибки в блоге. Стараюсь проверять текст, но сама через время встречаю свои ошибки. Исправляю, учусь и буду учиться.
Виктория Александровна, здравствуйте!
УдалитьЗачем переживать? ))
Исправили - сделали правильно! Самое главное, что Вы смело осознаёте: ошибки есть, но буду учиться не допускать их. И это правильный ход!
Спасибо Вам! Очень рада видеть Вас! С НОВЫМ ГОДОМ!!!