http://www.movielib.ru |
"Жил-был Шут. Но никто из окружающих не знал этого настоящего его имени... И только он сам знал своё истинное имя - Шут, гордился им.., носил его глубоко под сердцем..., и лишь по вечерам, наедине с самим собой, дождавшись, пока родители лягут спать и не смогут нарушить его одиночество, заносил это имя в свой "Дневник".
О жизни и смерти Шута я читала взахлёб. Пожалуй, это одно из лучших произведений - размышлений подростка о взаимоотношениях с ровесниками и учителями - после "Чучела" Владимира Железникова.
К своему сожалению, с книгой Юрия Павловича Вяземского познакомилась только что. Оказывается, написана она была ещё в 80-е гг. ХХ в.
И снова тема детской жестокости. Но только если в "Чучеле" толпа подростков издевалась над ровесницей при полном попустительстве взрослых, то здесь один подросток держит морально не только весь класс, но и учителей. И при этом никто не может ему противостоять. Так искусно издевается Шут (на самом деле мальчика зовут Валентин Тряпишников, ему 15 лет), что и издевательством-то назвать нельзя. И только переходя от страницы к странице, начинаешь осознавать, насколько он зол и жесток. Это некий злой гений. Да, гений. Кто может так искусно изобретать "ответный удар"? Шуту это удаётся. У него есть своя система:
"Оружие безоружного. Сила слабого. Ты не можешь понюхать её носом. Ты не можешь увидеть её глазами. Ты не можешь потрогать её руками. Ты не можешь услышать её ушами. Ты не можешь узнать её вкуса языком. Ты не можешь понять её мыслью. Вот она!"
Система имела название - "Шутэ-кан". А приёмы, оборонительные и наступательные, назывались "шутэнами". Все свои "шутэны" Шут проводил мастерски. Как вам вот эти?
"... после урока по биологии он подошёл к учительнице, незаслуженно, как он считал, поставившей ему двойку, взял её руку, поцеловал и молча удалился... На уроке французского языка, который одно время вела молоденькая практикантка, он, опять-таки не говоря ни слова, встал со своего места, подошёл к открытому окну и, опершись о подоконник, сделал стойку на руках на высоте четвёртого этажа; когда Шут снова встал на ноги и учительница, белая, как подоконник, на котором Шут только что стоял, спросила его, глотая слюну после каждого слога: "Что... э...то... с... ва...ми?", ответил угрюмо и устало: "Просто хотел, чтобы вы наконец обратили на меня внимание. Третий урок тяну руку, а вы точно не видите".
И ничего ему за это не было..."
А дальше - больше. И Шут уже не шутит, а расправляется с тем, кто встал на его пути, кто помешал ему словом или каким-то незначительным делом.
Все - и ученики, и учителя - могли стать мишенью для Шута в любой момент. Каждый из них помогал герою всё больше утверждаться не только в обществе сверстников, но и среди учителей. И только один человек раскусил Шута. Это был Учитель.
"Учитель - именно тот, которому просто невозможно не сделать поклона у дверей и стен. Общаясь с ним, Шут иногда забывает о том, что он - Шут"...
Шуту нужно было умереть, чтобы снова родиться. Но родиться уже не Шутом, а человеком, не подлецом, не мерзавцем, не циником!
"Торжествуй, Учитель! Ты раздавил Шута его же собственным исследованием!"
Учителю удалось переродить Шута. Шут умер, родился не Шут, а Валентин Тряпишников, обновлённый, добрый, ответственный человек. Хочется в это верить... и надеяться.
Но я точно знаю, что спасла Шута доброта и искренность в проявлении чувств.
В 1988 г. был снят одноимённый фильм "Шут". В ближайшее время, думаю, посмотрю.
=====================================================================
Читать повесть "Шут" ЗДЕСЬ.
=====================================================================
Читать повесть "Шут" ЗДЕСЬ.
Не знала,что Вяземский - это тот самый, из "умников". Фильм уже в закладках. Не знаю,что раньше сделаю - прочитаю или посмотрю.
ОтветитьУдалитьИ я с удивлением узнала, что у Юрия Павловича немало написанного. Книгу прочитала, теперь хочу посмотреть сегодня-завтра фильм.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо, что напомнили про Шута. В 10 классе мы много говорили об этой истории, прочитанной в каком-то журнале (теперь уже не помню, в каком точно). Учительница литературы у нас была продвинутая, как сейчас говорят, она нас знакомила с революционными по тем временам произведениями, а мы и сами старались отыскать что-нибудь этакое. А вот фильм я тоже не видела. Может быть удастся посмотреть :)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Петровна!
УдалитьВам напомнила, а сама впервые прочитала. Вообще никогда не слышала об этом "революционном произведении".
И Железников, и Вяземский смело написАли о проблемах не только и не столько школы. Здесь - жизнь подростка (подростков), душевные переживания, жестокость по отношению друг к другу и пр. и пр.
Фильм, видимо, будем смотреть вместе, правда параллельными путями.
Ольга Николаевна, спасибо, что напомнили о книге Вяземского, с удовольствием перечитаю перед просмотром фильма, который не видела. постараюсь где-нибудь скачать
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, и Вам спасибо, что вспомнили эту книгу. Видимо, и Вы её читали! А я вот только познакомилась. Но ведь лучше поздно, чем никогда. Правда?
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьЯ помню эту потрясающую книгу Вяземского. Прочитала её на 3-4 курсе ВУЗа, и больше всего в душу запала такая мысль, которую и Вы отметили: "Учитель - именно тот, которому просто невозможно не сделать поклона у дверей и стен. Общаясь с ним, Шут иногда забывает о том, что он - Шут". Очень хотелось стать именно таким учителем...
Здравствуйте, Лилия Павловна! Рада Вам!
УдалитьВидите как получилось, я, выпускница филологического факультета, впервые прочитала эту книгу на 16-м году работы в школе!
Рада, что мы обратили вместе с Вами внимание на одни и те же мысли автора!
Думаю, что Вы в профессии именно такой Учитель. Не думаю, знаю!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо, что посоветовали прочитать такую необычную повесть. Я не сразу смог её "осилить" - слишком много размышлений во время чтения... Непривычная манера изложения. Могу сказать, однозначно, это не "книжная жвачка"...
ОтветитьУдалитьМне понравилась такая фраза "Когда ученик пришел к учителю, тот сидел за бумажной ширмой..." Сильно сказано.
Здравствуй, Иван!
УдалитьТы уже читаешь повесть? Молодец! Думаю, она как раз для твоего возраста. Именно в 8-9-х классах проявляется это самое шутовство. Осилить сразу её нельзя. Читала и я её медленно, хотя и запоем. Ты прав: много мыслей, где нужно остановиться и думать.
Фразу ты выцепил прекрасную. Знаешь, я даже и не обратила на неё внимания. А теперь думаю: мы, учителя, действительно, очень много работаем с бумагами. Так много, что из всех них можно давным-давно сделать ширму.
Доброй ночи, Ольга Николаевна! Повесть действительно замечательно-загадочная. Думать-думать-думать и задумываться - вот что я пока "надумал". Даже не верится, что написана она так давно.
УдалитьСпасибо. Буду потихоньку дочитывать. Хорошо, что каникулы, и ничто не отвлекает ;)
Иван, дочитывай, а потом расскажи всё-таки о своих впечатлениях.
УдалитьИ всегда находи время для чтения! Читать не вредно - вредно не читать! Надеюсь, ты помнишь об этом!
Доброй ночи, Ольга Николаевна! Долго не могла понять. почему сынуля сидит такой задумчивый, уставившись в экран. Обычно он активно выражает свои эмоции. Вот он отправился спать, а я, как нормальная мама, поинтересовалась, где он был...и тоже зачиталась. Спасибо... я такое ещё не читала... Интересно! Завтра поговорим с Ваней о книге.
ОтветитьУдалитьИрина Валерьевна, здравствуйте!
УдалитьОчень приятно, что книга нашла отклик не только в моём сердце, но и в Вашем и Вашего сына.
Книгу прочитала впервые, долго думала, размышляла над прочитанным.
Вы всё делаете правильно: говорить о прочитанном надо. Тем более, что Шут - ровесник нынешних восьми-девятиклассников.
Один из вопросов, который я задавала себе: "А что я бы сделала, если бы..."