Д.Н.Ушаков |
"Легендой русского слова" называли Дмитрия Николаевича Ушакова, известного лингвиста, педагога, редактора и составителя знаменитого четырёхтомного "Толкового словаря русского языка".
24 января 2023 г. - 150 лет со дня рождения ЛЕГЕНДЫ.
"Дмитрий Николаевич Ушаков родился 24 января (по старому стилю - 12 января) 1873 г. в Москве; отец его был глазной врач, доктор медицины, мать — дочь священника, посвятила себя семье. Отец умер, когда мальчику было два года, и он рос в доме деда с материнской стороны — священника.
Он окончил 5-ю московскую гимназию, затем поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет. Огромное влияние на научные взгляды Д.Н. Ушакова оказал Ф.Ф.Фортунатов, профессор университета, основатель Московской лингвистической школы. Новаторские, необычные для своего времени языковедческие идеи Ф.Ф. Фортунатова оказались близки Д. Н. Ушакову и во многом определяли его деятельность в науке.
Филипп Фёдорович Фортунатов |
Но жизненные обстоятельства заставили молодого кандидата наук отложить научные занятия. Окончив университет (в 1895 г.), он много занимается преподаванием в средней школе. Но и наука не была совсем заброшена: он увлекается этнографией и в 1894—1904 гг. публикует в научных журналах ряд этнографических статей о поверьях и обычаях русских крестьян.
Только в 1900—1901 гг. Ушаков в Московском университете сдал магистерские экзамены и прочел две пробные лекции: первая — на тему «Главные направления в изучении русского народного эпоса», вторая — на тему «Московский говор как основа русского литературного языка».
В 1907 г. он начал чтение лекций в должности приват-доцента.
Д.Н.Ушаков был связан с Московским университетом в течение 35 лет — до конца жизни. Он преподавал на многих московских курсах, в нескольких высших учебных заведениях, как до, так и после революции, всегда вызывая восторженную благодарность слушателей. Но постоянной его любовью был всё-таки Московский университет.
Несколько молодых ученых, последователей Ф.Ф.Фортунатова, пропагандировали идеи учителя, развивали их, обогащали, изменяли их, оставаясь верными их главному смыслу. Они составили Московскую лингвистическую школу — особое направление в науке о языке. Это направление известно также как «формальная» школа, фортунатовская, или функциональная (Н.Н.Дурново, Д.Н.Ушаков, М.Н.Петерсон, А.М.Пешковский, А.И.Томсон, В.Н.Щепкин, В.К.Поржезинский). «Формальной» её называли потому, что в основе грамматического учения Фортунатова лежало понятие грамматической формы (которое, однако, вовсе не было противопоставлено понятию содержания; см. об этом дальше).
Одним из самых деятельных участников этой школы был Д.Н.Ушаков. В своих книгах «Краткое введение в науку о языке», «Русский язык» и других он выступал как последовательный фортунатовец. Он защищал эти идеи в сложной и напряженной обстановке 20-30-х годов, когда самое название «формальная школа в лингвистике» было превращено в осудительную кличку, в порочащее клеймо...
Особенно близкими были у Д.Н.Ушакова отношения с диалектологией. С 1903 по 1931 г. он был связан с Московской диалектологической комиссией и как участник общего дела, и как ее руководитель (с 1915 г.). В 1931 г. эта комиссия была ликвидирована по инициативе Марра, а её труды постарались опорочить...
Ещё в предреволюционные годы работы этого учёного были направлены не только на выяснение лингвистических истин, но и на практические дела. Д.Н.Ушаков, долгое время преподававший в школе, близко к сердцу принимал её нужды и потребности.
Особенно тесной стала связь Ушакова со средней школой в первые послереволюционные годы. Он участвовал в десятках дел, которые кипели в области образования в революционной России. Он со своими соратниками собрался — ни много ни мало — преодолеть схоластику в преподавании русского языка в школе, внести в обучение науку о языке — ту науку, фортунатовскую, которую он считал (и не без основания) благотворной для умственного развития учеников, для культурного роста молодого поколения России.
К сожалению, эта деятельность захлебнулась в 30-е гг., когда школа оказёнилась и растеряла то, что было накоплено в предыдущие, героические годы (героическим периодом в развитии школы назвал это время сам Д.Н.Ушаков).
Источник |
Д.Н.Ушаков был учителем учёных. Он взрастил плеяду лингвистов — замечательных исследователей и педагогов. Вот их имена: Р.И.Аванесов, С.Б.Бернштейн, Г.О.Винокур, С.С.Высотский, И.Г.Голанов, А.М.Земский, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров, А.Б.Шапиро, Р.О.Якобсон...
В 1941 г. Д. Н. Ушаков был в кругу своей широкой, многогранной, оживлённой деятельности. Началась война, Д.Н.Ушаков был эвакуирован в Ташкент. Здесь он заболел; 20 апреля 1942 года было последним днём его жизни".
Ольга Николаевна, спасибо, что рассказали о Д.Н. Ушакове.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина Михайловна, за внимание к блогу!
УдалитьПомню этот словарь с 4-х лет, когда начала читать. Очень нравилось искать там неведомые слова из прочитанного. Может, любовь к лингвистике с него началась? Спасибо, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина Александровна, за воспоминания! Как хочется, чтобы имена великих лингвистов знали тоже.
УдалитьСпасибо, Ольга Николаевна, Вам и автору статьи за интересный и познавательный материал
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталия Викторовна, за внимание к сообщению и к блогу!
Удалить