Уроки развития речи очень важные в курсе школьного изучения русского языка. На уроках мы изучаем речеведческие термины (например, стиль речи, тип речи), учимся составлять устные и письменные тексты.
Готовясь к урокам по описаниям картины, я читаю немало историко-культурологического материала. После стараюсь донести его до своих учеников. Мне всегда интересно, как, где, в каких условиях работал художник, есть ли прототипы у тех, кто изображён на портретах и пр.
Если уж в моём распоряжении есть блог, мой незаменимый помощник, почему бы материал не оставлять здесь: и для себя - на будущее, и ученикам - для подготовки, и читателям - ради интереса.
Так открываю в блоге новую рубрику "В мире изобразительного искусства". Приглашаю вас в Русский музей, где находится картина Карла Павловича Брюллова "Портрет сестёр Шишмарёвых".
Автопортрет 1848 г. |
О художнике
"Карл Павлович Брюллов (1799-1852) ещё студентом имел репутацию молодого гения. Позже, когда художник стал знаменитым, его прозвали Великим Карлом...
Брюллов учился живописи с раннего детства: сначала дома - несколько поколений семьи Брюлло (или Брылло; так звучала эта французская фамилия, позднее переделанная на русский лад) были художниками, - а с 1809-го по 1821-й г. в Петербургской академии художеств.
"Итальянский полдень" 1827 г. |
В 1822-м г. только что созданное Общество поощрения художников направило Брюллов за границу. В Риме он написал множество сцен из жизни современной Италии, запечатлел немало итальянок, красота которых в начале XIX в. счиатлась совершенной...
"Всадница" 1832 г. |
Для картины "Итальянский полдень" (1827 г.) мастер выбрал не юную модель, а зрелую женщину, чья красота в его глазах олицетворяла собой полдень жизни. Однако обращение к натуре, далёкой от изящных класических пропорций, вызвало неудовльствие в Обществе поощрения художников. Тогда Брюллов отказался от пансиона и стал независимым живописцем.
Именно в Италии Брюллов создал свои первые портреты-картины ("Всадница", 1832 г.).
"Последний день Помпеи" 1830-1833 г.г. |
Ещё в 1827-м г. Брюллов посетил раскопки античного города Помпеи, который был погребён под толстым слоем лавы и пепла во время извержения Везувия в 79-м г. "Последний день Помпеи" (1830-1833 г.г.) стал самым известным произведением мастера...
"Осада Пскова..." |
Брюллов много работал в жанре портрета... На портретах всегда выразительны руки: они "договаривают" то, на что лишь намекают лица.
В 1849-м г. Брюллов из-за болезни вновь уехал за границу на остров Мадейра, а в 1850-м г. переехал в Рим, где провёл последние годы жизни".
"Портрет сестёр Шишмарёвых" 1839 г. |
О картине
Картина Карла Брюллова "Портрет сестёр Шишмарёвых" написана маслом. Размер холста: 281*213 см.
О.А.Кипренский "Портрет Афанасия Фёдоровича Шишмарёва" |
Создана картина в 1839-м году по заказу бывшего штабс-капитана в отставке, богатого коннозаводчика Афанасия Фёдоровича Шишмарёва (?-1876).
"Александра Афанасьевна и сестра её Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф.Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актёры, музыканты. В своем петербургском имении Шишмарёв построил летнюю мастерскую для Ореста Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (портрет сегодня находится в Государственной Третьяковской галерее).
"Александра Афанасьевна и сестра её Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф.Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актёры, музыканты. В своем петербургском имении Шишмарёв построил летнюю мастерскую для Ореста Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (портрет сегодня находится в Государственной Третьяковской галерее).
Через 12 лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава "Великого Карла" гремела повсюду, Шишмарёв обратился к художнику с просьбой написать его дочерей.
Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым (портрет Николая I так и не был написан, несмотря на желание царя).
Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он не мог не оценить их прелести. Они были похожи и непохожи друг на друга. Старшая-казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были её движения. Младшая - представлялалась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музцировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой.
В групповом портрете Шишмарёвых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам специально заказали костюмы для верховой езды, так как они лошадьми не увлекались.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сёстры Шишмарёвы, одетые в амазонки. Разгорячённые лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова.
При написании сообщения были использованы следующие материалы:
1. "Музеи мира"
2. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков / Глав. ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999
Ольга, отличная идея для блога! Все в одном месте)
ОтветитьУдалитьЛариса, здравствуйте!
УдалитьРада видеть Вас ))
Вот и я так подумала. А то, что ни урок, так каждый раз выискиваю материал. Да и теперь детям могу дать задание прочитать материал и уже не тратить время на уроке.
Спасибо, Ольга Николаевна! Очень интересная и полезная информация.
ОтветитьУдалитьГалина Владимировна, здравствуйте!
УдалитьБуду признательна коллегам, если кто-то захочет разместить материал в рубрике. Почему нет? Приглашаю и Вас!
Отличная идея! Картина, разумеется, от своего создателя неотделима. Я и сама люблю копаться подобным образом в искусстве. Ходишь вот так во Третьяковке и думаешь: за каждой картиной целая вселенная спрятана. И ладно, какие картины знаешь, помнишь, почему она была создана, а сколько еще не знаешь? Мечтаю и на английском такое сделать, но весьма это времязатратное мероприятие: подбирать по разным уровням тексты, шлифовать лексику и адаптировать материал.
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, Света!
УдалитьЛюбим мы с тобой такие штучки. А уж "Русский музей" как я люблю!
Буду создавать посты о картинах, которые мы описываем на уроках русского языка.
Приглашаю и тебя внести свою лепту.
"Русский музей" - и моя любовь тоже. Люблю его больше Третьяковки. Хотели на выходные сгонять в Питер, но цены...
УдалитьА как внести свою лепту? На русском или на английском? Картины мы иногда разбираем, кто постарше, учила описанию на английском, это и на экзамене надо. Там, правда, посложнее простого описания, но всё равно изучаем нужные фразы и обороты, учимся видеть не только то, что "девушка сидит на кресле", а ещё то, что она сидит, например, на лоне природы и наслаждается прекрасным пейзажем, который перед ней открывается. Там ещё и нужные обороты, когда мы что-то предполагаем, в общем, этому надо детей учить. Особо про картину на языке им не скажешь, уровень детей или взрослых должен быть не менее В2, так что мне пока если только такое устраивать в школе, то лишь с элементами описания, у детей крайне скудная лексика. Не говоря уже о родном языке, они и на русском не знают, как грамотно описать картину, слов в запасе крайне мало.
Не на английском, конечно)))
УдалитьЯ же буду собирать в рубрику материал о картинах, которые мы описывает на уроках русского языка. Мне понадобилась такая копилка.
Можешь взять любую картину или воспользоваться моим предложением и создать пост, который я опубликую здесь,в рубрике.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьМне интересно, а как ребята будут описывать эту картину?
Будут ли они фантазировать, придумывать какие-то свои сюжеты, или останутся "верными фактам", или просто опишут стандартные позы, используя шаблоны.
Вы же встречали совершенно уникальные по красоте сочинания, которые.... совершенно не соответствовали требованиям школьной программы?
Ирина Валерьевна, здравствуйте!
УдалитьРебята будут описывать картину по задаче, которую я ставлю перед каждым.
Сюжеты придумывать - это к сочинению-повествованию. У нас есть сюжетные картины на уроках.
По этой картине мы обычно пишем сочинение-описание. У нас ведь и в 9-м классе на собеседовании ребята описывают фотографию.
Очень люблю картины Карла Брюллова!
ОтветитьУдалитьИ я люблю картины Брюллова. У "Последнего дня Помпеи" в "Русском музее" всегда стою долго.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна! Что и говорить порадовали! Интересный рассказ, увлекательная экскурсия. Бывая в тогдашнем Ленинграде, тоже шла в Русский музей к любимым художникам. Вот читаю-смотрю Ваш пост и вспоминаю картины Брюллова. Забывается со временем впечатления, благодаря Вам, снова мысленно представила атмосферу музея, площадь Искусств...спасибо, мне было интересно)
ОтветитьУдалитьИрина Ивановна, здравствуйте!
УдалитьРада Вам!
Спасибо за добрые слова!
Я когда текст печатала, тоже виртуально отправилась в Русский музей, в зал, где находится "Последний день Помпеи" Брюллова и не менее любимый Айвазовский на стене напротив.
Ольга Николаевна, я была в картинной галерее Айвазовского в Феодосии, давно, правда, но помню, словно это было вчера...
УдалитьАйвазовский - мой любимый художник. Если буду в Крыму, то в галерею обязательно приду.
Удалить