3 мая 2016 г.

"SOS!", или Как научить писать грамотно?

   Словарный диктант, который я провела в 8 классе до майских праздников, стал для меня испытанием. Призналась учащимся, классному руководителю, коллегам, что такой результат выбил меня из колеи. Впервые за почти 17 лет моей трудовой деятельности в классе всего одна положительная отметка, и та - "3"
   Попробуйте догадаться, о каких словах идёт речь (пишу каждое слово как некую сумму того, что было написано):
стилаж, рекоминдация, пъидистал, делекантный, приследовать, карредор, импровезировать, голлирея, арнамент, преданость, дикорация, как-буд-то, интеръер, компазиция, солфетка, калларит, подленый, ккаллории, спартакеада, аллеет, силикционер.
   Догадались? 
   А я даже антирейтинг составила:
   1 место безоговорочно отдано слову "ПОДЛИННЫЙ" (20 человек сделали ошибку в этом слове), 2 место "завоевало" слово "СТЕЛЛАЖ" (17 чел. ошиблись при написании слова), 3 место у слова "КАЛОРИИ" (14 чел.), 4 место поделили между собой "ПЬЕДЕСТАЛ" и "КОЛОРИТ" (по 13 чел.), 5 место у слова "СЕЛЕКЦИОНЕР" (12 чел.).
   Отмечу, что некоторые слова "пришли" в этот словарный диктант из прошлого: БОК О БОК (единственное слово, которое написали правильно все), ПРЕСЛЕДОВАТЬ (ошиблись 5 чел.), САЛФЕТКА (2 чел.), СПАРТАКИАДА (3 чел.), АЛЕЕТ (7 чел.), СЕЛЕКЦИОНЕР (12 чел.).
   Некоторые коллеги задали мне вопрос: "А как можно неправильно написать слово "салфетка"?" Оказывается, можно. И никакие этимологические минутки, словарная работа практически ежеурочная не помогает! 
   Коллеги, это крик души! Я, действительно, не понимаю, как мне учить грамотному письму. Кто-то советует: "Отработайте только те слова, которые будете включать в словарный диктант!" Ну не могу же я отрабатывать то, что уже должно быть доведено до автоматизма! Ведь многие слова из этого диктанта изучались в 6-7-м классах. А как тогда потом проводить контрольный диктант? Тоже показать его, отработать и потом диктовать?
   Может, уважаемые коллеги, читатели, вы вспомните, как учили грамотному письму вас, какими приёмами вы пользуетесь, когда учите правописанию? 
   Я нахожусь в полной растерянности. У меня возникло такое чувство, словно говорю не по-русски. Некоторые слова дети впервые слышат! Например: селекционер, орнамент.
   Восьмиклассникам обещала, что напишу сообщение, в котором дам толкование каждому слову. После подумала: "Зачем?" Сегодня каждый может заглянуть в толковый словарь. Было бы желание.
   Поэтому предлагаю развлекательные способы повторения, изучения, запоминания правописания словарных слов.
1. Кроссворд



2. Словарные слова в картинках





3. Игра "Виселица"




   После всего этого (думаю, достаточно для повторения и заучивания) предлагаю каждому восьмикласснику нарисовать словарное слово. Мы создадим виртуальную выставку словарных слов. 
   Ниже показываю вам примеры рисунков (все рисунки взяты из Интернета):
http://vovet.ru/uploads/img/4c/c4ca4238a0b923820dcc509a6f75849b507.gif
https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgW2nLcWC8YFoDxJquesuDAC2jUKiKh28a2-g3n2S5y6TERvRAh3yXqm0gfF1kHDHQ-5UO7QgefmQGSaezjo74iChckX9RdlLKHoHtfqxguGbksYDYYyvnPXMcttCVC0GfdZGijaE3tNhg/s1600/Document_14.tif
https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEglFmR_IGaRsXlWVm6IxpkJVvdbSR_qHLiac1ne3ZjxEGHLnm9ZqOmsorz0dBlRKN8VQ3HsInGnQlHhz-kCwJfN9SvT8joYAt2wBnYyHU2h08ihaKBOxyhp7g9zBR1rd6AFlG2zYrNRHJA/s1600/Document_13.tif


Уважаемые коллеги, прошу помощи: КАК НАУЧИТЬ грамотному письму?
Уважаемые учащиеся, прошу помощи: КАК НАУЧИТЬ вас грамотному письму?

48 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Это просто трагедия современных детей. Не читают - воспринимают информацию на слух (виной тут аудиокниги), речь засорена "компьютерным сленгом". Так что тут только упорным трудом, заставлять читать вслух (и родителей тоже!). Много читать. Может даже вместо урока "литература" ввести урок чтения. А то получается, что никто не читает произведение, но все прекрасно "знают" все его слабые и сильные стороны? КАК можно рассуждать о том, что не читал?
    Самое страшное то, что родители НЕ могут читать детям сказки. И не потому, что времени нет, а потому, что ЧИТАТЬ НЕ УМЕЮТ! Что-то пытаются "проблеять по слогам", а смысла прочитанного не понимают. Естественно у ребенка не возникает желания самому прочитать то. что он не понимает. В общем, замкнутый круг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Валерьевна!
      Согласна с Вами. Традиция домашнего чтения, кажется, умерла. Не понимают сегодняшние родители: если они в руках не держат книгу, то и ребёнок её никогда не возьмёт. И не надо искать оправдания: некогда, работаю. Минут 15-20 в день можно посвятить чтению.
      Нет никакой орфографической зоркости! Ну как, например, можно так написать слово: КАК БУД-ТО? НЕ ПОНИМАЮ!!!
      Сто раз обращала на него внимание - не услышали!
      А об уроках литературы - это отдельная песня. В 5-м классе - 2 или 3 часа в неделю! Это трагедия! Читать нужно на уроках! А мы сегодня галопом по Европам бежим. Грустно, Ирина Валерьевна!

      Удалить
  2. Ой, Ирина Валерьевна, прямо мои мысли описала...
    Пугает меня эта ситуация с грамотностью современной молодежи. Вот и педагог у них сильный... А результат....
    Читать надо было с раннего детства и ВСЛУХ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, поезд уже далеко для некоторых детей ушёл. И догнать его многие просто не желают ((

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Что тут скажешь! Очень хорошо Вас понимаю. Нахожусь точно в таком же положении, прямо руки опускаются. Очень волнует математическая грамотность современных молодых людей. Есть ученики в 8-11 классах, которые не знают как вычислить площадь участка прямоугольной формы, рассчитать по площади количество необходимой кафельной плитки для покрытия пола или стен,посчитать плату за электроэнергию, газ и воду. Всё это практические задачи, которые встретятся в их жизни. Дети разучились слушать и запоминать. Чтение и в математике имеет огромное значение. Задача, прочитанная по слогам, не будет решена. Её смысл не дойдёт до ученика.
    Обида, боль, растерянность, неудовлетворённость - вот что я испытываю. (((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Геннадиевна, здравствуйте!
      Мои одиннадцатиклассники в марте писали репетиционное ЕГЭ по математике. Мне было интересно посмотреть задания базового уровня. Когда я увидела задачу, то спросила: "Неужели это нельзя решить?" Дети говорят, что некоторые не решают.
      Задача была примерно такой по содержанию: "В магазине продают сливочное масло по цене 70 руб. за пачку. Сегодня на масло 10%-ная скидка. Сколько рублей отдаст бабушка за 2 пачки масла, если придёт в этот магазин?"
      Чтение везде имеет огромный смысл! Никак это дети не поймут. Мы говорим не просто о географической или математической безграмотности, а о безграмотности вообще.

      Удалить
    2. Ой, Ольга Николаевна, а считать не умеют не только школьники, но и продавцы в магазинах :).
      Недавно были в АШАНЕ, там висят довольно приличные футболки "на распродаже". обозначено, что скидка 50%... Радуюсь, беру, подхожу к кассе и...полное недоумение.
      На футболку с начальной стоимостью 1200 рублей делают скидку... 60 рублей..
      То есть, товар, стоимостью 1200 рублей со скидкой в 50% мне продали за 1140 рублей.
      Когда я спросила, а не напутали ли они с суммой скидки, кассир сделала очень умно-озабоченное лицо, пригласила менеджера, и они вместе очень долго что-то обсуждали, куда-то звонили, с кем-то советовались, а потом поблагодарили меня за (!!!) "честность и принципиальность" (?????) и... исправили сумму скидки на... 50 рублей.(???)
      На мой вопрос: почему они ТАК изменили цену, был потрясающий ответ:
      " 100% - это 100 рублей
      50% - это 50 рублей."
      Ну что тут скажешь?
      Мне сразу захотелось пойти и поискать что-то очень дешевое, рублей так за 10-15 со скидкой в 50% и вернуться на эту же кассу.... посмотреть. как "менеджер" будет выкручиваться и объяснять мне, почему после моей покупки МНЕ НЕ должны доплатить по 40-35 рублей за каждую единицу покупки стоимостью в 10-15 рублей :) :) :)
      Это сколько же безграмотных торговых работников в АШАНЕ?

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, сколько у нас таких безграмотных работников! А ведь за такую продажу можно и наказать было продавцов!

      Удалить
  4. Ольга, здравствуйте. Может быть, имеет смысл не предлагать ученикам готовые упражнения из LearningApps, а попросить их придумать самим (с определённым набором слов), потом посоревноваться друг с другом? У меня так когда-то получалось: Футболисты, LearningApps и «Оргия праведников». Правда, тема была другая, но идею можно, думаю, попробовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте!
      Благодарю за подсказку! ))
      Трудно мне расшевелить этих детей. Второй год с ними работаю, а столько ещё пустоты в глазах. У ребят нет никакого желания что-то делать!
      Вашу идею попробую использовать в следующем году при подготовке к ОГЭ.

      Удалить
    2. Да, Ольга, всё так: и с невидящими глазами часто приходится работать. Не опускайте руки, пожалуйста! Поверьте в них, не ругайте (хотя очень хочется порой), и огонёк непременно загорится. Удачи, коллега!

      Удалить
    3. Спасибо, Елена, за добрые пожелания! Да, руки не опускаем. Разве бы мы работали в школе, если бы руки опустили? ))

      Удалить
  5. Оля, здравствуй!
    Христос воскресе!
    Здесь причины могут быть самые разные - и то, что дети книгу в руки берут раз в год (и то - берут ли)? И то, что родители не читают, и то, что дети практически не пишут, а только печатают - теряют навык письма и утрачивают большую работу мозговой деятельности, и то, что родители в детстве им не развивают мелкую моторику, и в элементарной дисграфии, которая напрямую связана с развитием речи. Тоже есть свои на это причины, но в подавляющем большинстве это поправимо! НО: только в том случае, если работа будет вестись и дома, и с преподавателем. А если учитель один бьется, ну какой здесь может быть результат? Компьютеры в развитии речи и письме - величайшее зло, но только в том случае, если компьютер занимает 99% учебы, а надо перевернуть и компьютеру оставить 1%. А вот как это сделать - задача первоочередная родительская. С такими результатами, что дети показали, пора уже SOS кричать)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, здравствуй!
      Спасибо за визит! ))
      О какой работе можно говорить в конце 8-го класса? Поезд давно уехал, я пытаюсь хоть как-то приблизиться. Здесь помогут только репетиторы. И больше никто и ничто!
      Не могу сказать, что компьютер на 99% зло. Сегодня без него нельзя. Но нужно повернуть сознание и родителей, и детей - компьютер предназначен не только и не столько для игр. Копни чуть глубже, и ученики в компьютерах, в программах не могу ответить на элементарные вопросы. Нет тяги к обучению.
      Вот и кричу "SOS"! Грустно, печально, тревожно!

      Удалить
    2. Тяги к обучению нет и среди родителей. Именно от них идет отношение к учебе. Я даже расстроилась в разговоре со своей соседкой. У нее дочь Лизина ровесница, тоже первый класс заканчивает. Соседка говорит, что будет на юге, в Сочи, до середины сентября. У них там магазин, они раньше уезжали в мае, а возвращались к октябрю. Т.е. нет ограничения во времени. В этом году они уезжают в конце мая-начале июня. Я спросила: "А как же учеба?" "Да ну ее!" - приблизительно так ответила соседка. Мол, толку особого не будет. Аргумент: лучше юг, ведь у ребенка другого детства не будет. А учеба никуда не убежит и делать в школе особо нечего, главное - здоровье.
      Я согласна: да, здоровье - это очень важно. Ругала детей и родителей, когда детей отправляли в школу больными. Но кататься по месяцу во время учебного года по югам, затем ребенок снова адаптируется к сырому климату Подмосковья и болеет неделю-две, затем он выходит никакующий, а потом требует пятерки и четверки. А откуда их взять, скажите мне? Нет, отдыхать надо, обязательно надо. Это так здорово, когда есть возможность поправить здоровье, но ведь всему и всегда должно быть своё время и место. Если с детства ребенок усваивает, что школа - это что-то второстепенное, неважное, то, что всегда будет стоять на последнем месте в жизни, что можно дальше ждать от такого ребенка? Он только и будет знать, что требовать отличных оценок без каких бы то ни было усилий со своей стороны. Есть, конечно, дети, которые много пропускают, а учатся на 4 и 5, у меня такой ученик был, но это исключение из правил. Я еще удивлялась: и как ему удается? Удавалось, и еще как! Для него почему-то школа никогда не была ниже плинтуса, хоть и пропускал много.

      Удалить
    3. Я тоже сначала сердилась на отдыхающих средь учебного года. Теперь - нет.
      Ситуация та же, что и с домашним заданием: тот, кто учится хорошо, всегда выучит (хоть месяц отдыхает), тот, кто не учится, плевать на всё и всех хотел.
      Сегодня режим такой: не всегда каникулы детей совпадают с отпуском родителей. И это здорово, что отпуск родители проводят вместе с детьми. Разве на это можно обижаться?
      Да и оценки сегодня отнюдь не показатель качественных знаний.
      В данном случае, что может изменить в конце года одна-две недели? Ничего. Основная масса оценок уже выставлена. Так что четвертную (или триместровую) и годовую можно выставить без труда. Пусть едут отдыхать! ))
      Я бы говорила не об отношении родителей к школе как к чему-то второстепенному. Я бы говорила о бесконтрольности обучения. Со стороны родителей практически нет контроля. Обычный диалог:
      - Уроки выучил?
      - Да.
      А что выучил? Что сделал?
      - Что сейчас читаете по литературе? Почитай и мне, пожалуйста...
      Это мечта...

      Удалить
    4. Ольга Николаевна, Светлана Николаевна, здравствуйте! Как трудно найти ту границу, которая разделит "контроль" и "излишнюю опеку". Мне очень трудно не переусердствовать, и в то же время не пустить всё "на самотек".
      Меня очень часто осуждают за то, что я так много времени уделяю Ивану (и вообще всем членам семьи), помогаю, ненавязчиво контролирую, стараюсь и сама чему-то новому научиться. Но это отнюдь не мелочная опека. Если не хочется что-то делать - не делай, только помни, что потом придётся выполнять в два раза больше заданий.
      Моя главная "настойчивость" - если получил двойку, обязательно переделай работу, даже если учитель не будет её потом проверять.
      Но если я вижу, что ребенок действительно плохо себя чувствует, устал, или просто находится не в настроении - полностью "отстаю с напоминаниями", стараюсь как-то отвлечь, увожу куда-то на прогулку, прошу помочь в каком-то несложном деле, просто рассказываю какую-нибудь "чепуху"... и тому подобное. Только очень прошу на следующий день ПЕРЕД УРОКОМ подойти к учителю и предупредить. что сегодня не готов. Даже если уверен, что не спросят.
      А потом обязательно сделать задание и обязательно показать учителю, даже если он не посмотрит, не проверить, но задание должно быть выполнено.
      И. как ни странно, несмотря на мое "занудство" по отношению к учебе, времени на игры и разные дополнительные развлечения у Ивана остается предостаточно.
      Вот даже задумываюсь, неужели другие не могут найти немного времени для обычного общения с ребенком? Много не надо. Надо качественно...

      Удалить
    5. Только хороший контроль может привести к качеству!
      На мой взгляд, Ирина Валерьевна, Вы всё делаете правильно. Возьму на заметку ))
      У меня же тоже подрастает школьница.

      Удалить
    6. А я не контролирую, точнее не так, уже не контролирую. Пока дочка была маленькая, я проверяла уроки, помогала. А сейчас она сама, я могу спросить, а делала ли она собственно уроки (в периоды болезней, в период учебы в этом нет необходимости, я и так знаю, что она сделала все), можем проанализировать, почему какая-то оценка плохая, подтянуть, если ей нужна помощь, то она приходит за нею, и я не отказываю, но я больше стараюсь давать ей дополнительный материал, подсовываю книги, развивающие программы, интересные и полезные дополнительные задания, тетради. Я не спрашиваю об оценках, не проверяю дневник, мы разбираемся только с фактическими трудностями, о которых дочка рассказывает. А она всегда делится, потому что знает, что я не буду ругать, а подскажу как разобраться и исправить, помогу и объясню. Мне кажется, что для средней-старшей школы этот подход наиболее верный, он дает и свободу ребенку, и учит самостоятельности, ответственности, при этом есть и поддержка. Что касается пропуска занятий, то у нас был негативный опыт. Дочка по болезни стала посещать в середине года санатории, так вот там дают совсем мало, ребенок отстает и ухудшаются его оценки в школе. Конечно, мы нагоняли, но разве оно нам нужно? Всегда проще все делать вовремя. В санатории дети ходят на уроки, делают домашние задания, но все так слабенько (объясняют плохо, задают самое простое, часов недостаточно). И хотя дочка даже дополнительно занималась, но в связи с организованным досугом и, конечно, санаторным лечением времени на это было совсем недостаточно, да и с вопросами обратиться было не к кому, даже интернета не было под рукой. Так что мы от этой практики временно отказались. А вот, когда пропускает занятия по болезни, тут таких проблем не возникает, потому что свободного времени больше, и мама рядом, чтобы помочь и объяснить, и даже интернет, так что, как правило, дочка даже забегает вперед по программе и изучает дополнительный материал. Так что я с собой бы ее на отдых забрала, а вот одну в учебное время пока пускать не буду))).

      Удалить
    7. Анна, я согласна с Вами: мама должна быть для дочки помощницей, а не Фрёкен Бок: чётко контролирующей, вымыла ли руки, сделала ли уроки, поела ли. И всё это формально, чтобы получить односложные ответы.
      Вы большая молодец! Ваш опыт беру на заметку ))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Постоянно читаю Ваш блог, но пишу впервые. Статья Ваша о наболевшем. После таких результатов часто задумываюсь: "Правильно ли я всё делаю?" Недавно прочитала в журнале "Русский язык в школе" статью "Словарная работа по русскому языку" (по учебнику Разумовской, 6 кл.). Но то, что автор статьи предлагает использовать, подходит к любому учебнику. Посмотрите, может быть, что-то понравится и будете использовать.(Журнал №3 за 2016г.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Павловна, здравствуйте!
      Приятно очень познакомиться с Вами! Буду гостьей и в Вашем блоге (только не нашла гаджета "Постоянные читатели").
      Спасибо Вам большое за ссылку на статью!
      К сожалению, журнал "Русский язык в школе"с 2011 года не выписываю. Если есть возможность, отправьте, пожалуйста, статью. Очень интересно!
      Благодарю за диалог!

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, гаджет обязательно установлю. А журналы "Русский язык" и "Литература" есть у меня на блоге в разделе "Методическая копилка". Пользуйтесь, всегда готова поделиться. Вам терпения (без него в нашей профессии никак) и успехов!

      Удалить
  7. А может это нам за грехи... правда, какие? Сама пугаюсь (не преподаватель русского языка). А у вас столько всего сделано для повторения, очень интересное... Нас заставляли очень много писать (открытки, письма, дневники многие вели, переписывали любимые стихотворения). Вспоминаю, что и меня, и я своих детей учила читать , водя пальчиком по страничке. Так легче и быстрее запоминается. Ну и, конечно, ЧИТАТЬ))) Успехов Вам в вашем очень нелёгком труде.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, здравствуйте!
      Не заставишь много писать нынешних учеников. Мы же всё больше к тестам склоняемся. Есть сочинения, но не всегда интересная тематика.
      Читать, читать и читать! Как Вы правы! Услышали бы нас ещё все те, по кому я кричу "SOS".

      Удалить
    2. Здравствуйте, Надежда! Ваш комментарий напомнил мне историю с моим внуком Петровичем. Пришел он домой, а в дневнике замечание от учителя: "Не следит за своей речью". Родители сначала очень рассердились, подумали не весть что, но потом выяснилось: во время чтения Петя НЕ водит пальчиком по строчкам текста...

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна!Тоже диву даюсь:как можно в родном языке допускать такое количество вопиющих ошибок...В начальной школе безграмотность актуальна из-за того,что дети читать не любят,не видят дома примера перед глазами,хотя проявляют интерес .Пока тот самый нежный возраст,когда можно ситуацию выправить,но в каждый дом не войдёшь .Многие родители уже малограмотны,видно по анкетам.Сколько изобретается методик,способов,завлекалок, а рецепт один-читать!Терпения всем нам,хотя,понурив голову,признаюсь,что учителя уже давно "в поле воины в единственном числе"
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Анатольевна, здравствуйте!
      Вот так мы все приходим к выводу, что нужно читать. И все мы согласны с тем, что примера-то читающего у детей практически нет. Не может не любить книгу ребёнок, если его родители несколько минут в день читают.
      А ведь чтение расширяет кругозор. Но не понимают сегодняшние дети этого.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ольга Николаевна и коллеги! Согласна со всеми высказывания. У меня в этом году 1 класс :) Мальчик с трудом запоминал буквы, читал по буквам. Советовала читать дома вслух ( в классе этого не сделаешь - класс-комплект), так на мои советы ученик ответил:"Мама не разрешает мне читать вслух, у неё болит голова" Вот как! Записала этого ребёнка на ГПД и читаю с ним сама. Читаем уже слог+слово. Но ещё совет, для письма не менее важный - обязательно при чтении следить пальчиком! Может быть это касается начальной школы, но моим ученикам помогает. И когда списывают с печатного текста, делают меньше ошибок.
      А племяннику (6 класс) помогает ежедневное списывание с печатного текста (любой книги) 10 строк. Завёл отдельную тетрадочку и пишет, помогает.

      Удалить
    3. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Уверена на 100%: всё идёт из дома. Ваш пример показательный!
      Ребёнок пошёл в школе и не знает буквы! Редко сегодня встретить можно такого не любознательного дитя.
      Ваш труд неоценим!

      Удалить
  9. Ольга Николаевна, здравствуйте!У меня тоже 8 класс. И примерно та же ситуация... Помнится, в прошлом году целый месяц(договорились, что будем писать до тех пор, пока не напишем на хорошую оценку) повторяли-писали-повторяли правописание Н и НН в суффиксах отыменных, отглагольных прилагательных и причастий. Итог: одна пятерка, три четверки (16 человек в классе). Недавно писали слова из той "серии". Мне стыдно признаваться... Но даже в словах "деревянный", "стеклянный", "оловянный" были допущены ошибки...((( К тестам очень редко обращаюсь (работаем с ними только в 9 и 11 классах). Стараемся в 5-7 классах больше работать с карточками на списывание (+грамматическое задание). Методик, приемов всяких много, но... Все это ничто, если у ребенка не развиты память, внимание. И родители нисколько не проявляют беспокойств по этому поводу.Они уверены, что всё в руках учителя. У Роальда Даля ("Матильда") об этом интересненько написано:"Школьные учителя особенно страдают из-за того, что им приходится выслушивать хвастовство гордых родителей, и когда приходит время по окончании четверти писать характеристики, они мстят. Будь я учителем, я бы состряпал нечто потрясающее для родителей, которые души не чают в своих детях. «Ваш сын Максимилиан, — написал бы я, — полный нуль. Надеюсь, у вас есть семейное дело, куда вы могли бы его пристроить по окончании школы, потому что ясно как дважды два — другой работы ему не найти». А будь у меня в тот день лирическое настроение, я бы написал так: «Интересно, что у кузнечиков органы слуха расположены в брюшке. Судя по тому, что ваша дочь Ванесса усвоила за эту четверть, у нее вообще нет органов слуха».
    Я мог бы даже углубиться в естественную историю и заявить: «Певчая цикада шесть лет проводит под землей в качестве личинки и не более шести дней наслаждается солнцем и свежим воздухом. Ваш сын Уилфред шесть лет был личинкой в нашей школе, а мы все ждем, когда же он вылупится из куколки». Какая-нибудь особенно ядовитая девчонка могла бы заставить меня высказаться так: «Фиона обладает леденящей красотой айсберга, но в отличие от айсберга ниже поверхности у нее нет решительно ничего». Язвительно, однако... Но такова действительность. Повернуть сознание родителей, думаю, нам одним не удастся. Ценности, которые были актуальны для нашего времени, сегодня утрачиваются. По телевизору целый день разговоры, фильмы про красивую жизнь. А учеба? А книга? Подождут...
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Борисовна, здравствуйте!
      "Матильду" не читала. С Вашей лёгкой руки надо почитать ))
      Цитата потрясающая! Конечно, мы учим. Бывает, из последних сил. Но, когда "ниже поверхности айсберга у ребёнка ничего нет", то совсем туго.
      Моя коллега работает сейчас в 7-х классах. Так комиссия (ПМПК)сняла с учёта некоторых детей. Учительница уже плачет, КАК готовить детей к экзамену. А в 9-м классе и изложение, и сочинение. Эти дети просто не напишут.

      Удалить
  10. Дорогая Ольга Николаевна, у меня тот же крик души: "Как выучить таблицу умножения?" и т.д. Просто все лишнее дети отметают, гаджеты затмили их мозг))) Как это побороть, вот в чем вопрос? Грустно, но факт. И все же, будем бороться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Знакома и с Вашим криком души: учащиеся 8-го класса (некоторые) не знают и таблицу умножения!
      Удивляются, когда я что-то вспоминаю из геометрии и алгебры.
      С дочкой собралась летом учить таблицу умножения. Анна Борисовна, может, подскажете способы (не только зубрёжкой)? Спасибо!

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, нам в свое время очень помогла игра Таблица умножения для непосед Семечки и орешки. Мы тогда за лето с дочкой отлично освоили всю таблицу, несмотря на то, что в школе они прошли умножение только на 1,2,3.

      Удалить
    3. Анна, я не знакома с такой игрой. Буду искать в Интернете. Спасибо за подсказку! ))

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Действительно, крик души! И я недавно встретила "шедевр":
    "Тетрадь по гиаграфии"...

    Когда я училась в школе, мы каждый урок писали словарные диктанты на 2-3 минуты. Не знаю,как, зачем, но писали. Слова из словарика в конце учебника и те, что задавали выучить дома... И так с 5 класса по 11.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Может, Ваш шедевр специально написанное неправильно словосочетание? ))
      Практически каждый урок (у нас 3 часа в неделю) пишем словарные диктанты. Результат пока нулевой. Да и невозможно выучить все слова. Здесь и чтение, и память, и внимание. Не развито, к сожалению, у некоторых учеников ни одно, ни другое.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Как же все знакомо... В этом году начала работу с тренажером по орфографии "Веб-грамотей" ( 5 класс). Конечно, без чтения, это капля в море... Но все же, у тех, кто читает и регулярно занимается, вижу положительные сдвиги. Правда, программа платная, мы заплатили 150 рублей с ребенка за год.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Сергеевна, здравствуйте!
      Продвижение будет только тогда, когда САМ ученик захочет сдвинуть свою безграмотность с мёртвой точки.
      Конечно, все эти программы интересны. Я сама с удовольствием пользуюсь всякими-разными дисками с программами. Купить все не согласятся.
      Спасибо Вам большое за упоминание об этой программе.

      Удалить
  13. Ольга Николаевна, я вам сочувствую.... меня просто нет слов. Я, конечно, в курсе, что бывают дети, которым никак не дается язык. Например, моя старшая сестра так и научилась грамотно писать, не смотря на горы прочитанной литературы, постоянные занятия с мамой. Она до сих пор стесняется писать, потому что обязательно делает ошибки. Знаю, что ошибаться могут все, у меня у самой есть слова, в которых я упорно почему-то делаю ошибку, но чтобы все дети в классе писали настолько неграмотно! У меня волосы на голове зашевелились. Моя дочка тоже делает ошибки, иногда откровенно глупые, но с программой справляется на 9 баллов (у нас 10-балльная система), то есть в основном ошибки из области того, что не проходили пока, и то я ее стараюсь учить, все ваши тесты и статьи показываю, прошу искать самой и исправлять ошибки в текстах, периодически то одно слово разберем, то другое, между делом.
    В чем проблема? Мне видится она в тотальной компьютеризации, в постоянных играх и неграмотном общении в соцсетях, малом чтении книг. Ваши игры чудесны! Помню, раньше дочке писала карточки со словарными словами, а она их на переменках пересматривала - просто так. Но это в начальной школе, сейчас уже сама справляется. Очень понравились слова-картинки, возьму на заметку, попробуем порисовать с дочкой. Терпения вам и успехов в нелегком труде!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, здравствуйте!
      Спасибо Вам большое за такой комментарий. В нём вся Ваша система работы как мамы. Вы образец для подражания! Если бы родители контролировали выполнение домашнего задания, то ребёнок был бы намного успешнее.
      Спасибо Вам огромное за пожелания!
      И Вам всех благ!

      Удалить
  14. Ольга Николаевна, я 4 года работаю классным руководителем нынешнего 8А класса. Все эти годы за диктанты можно было ставить 90% двоек. Сдвигов никаких в лучшую сторону не произошло.

    ОтветитьУдалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.