Фото с сайта http://www.mann-ivanov-ferber.ru |
Как часто сегодня я читаю профессиональную (специальную) литературу? Редко. Может, к своему стыду, может, потому, что несколько ленива читать именно такую литературу, так как за годы учёбы в университете она наскучила, и отойти от этого чувства надоедливости до сих пор не могу. Милее литература художественная.
Дуга Лемова "Мастерство учителя", выпущенной в издательстве
"Манн, Иванов и Фербер" (Москва, 2014).
В предисловии "зацепила" фраза: "...преподавание - занятие куда более сложное, нежели, скажем, домашний ремонт..." (стр.12). Не секрет, что сегодня практически все умеют учить и лечить. Автор, значит, развеет миф о том, что учить просто, даже используя те методики, которые, по его словам эффективны.
"Если вы читаете эти строки, значит, вы учитель, желающий отточить своё профессиональное мастерство, и моя цель - снабдить вас инструментами, которые позволят вам раскрыть потенциал и талант учеников независимо от того, сколько школ или учителей не добились особых успехов на этой ниве"(стр.19).
"Подходите к преподаванию как к искусству" (стр. 395).
Книга (её объём=404 стр.) состоит из двух частей:
1. "Становление мастерства учителя: основные методики",
2. "Как научить учащихся читать с максимальной пользой: важнейшие навыки и методики".
"Если вы читаете эти строки, значит, вы учитель, желающий отточить своё профессиональное мастерство, и моя цель - снабдить вас инструментами, которые позволят вам раскрыть потенциал и талант учеников независимо от того, сколько школ или учителей не добились особых успехов на этой ниве"(стр.19).
"Подходите к преподаванию как к искусству" (стр. 395).
Книга (её объём=404 стр.) состоит из двух частей:
1. "Становление мастерства учителя: основные методики",
2. "Как научить учащихся читать с максимальной пользой: важнейшие навыки и методики".
Часть 1.
Рассуждение 1. Когда-то на лекциях, практикумах и семинарах в университете по любимым методикам преподавания русского языка и литературы слушала внимательно, ждала, что скоро пойду на практику и опробую многие методы и приёмы, о которых слышу. Эх, если бы мне тогда попала в руки эта книга! Из этого делаю первый вывод: "Мастерство учителя" - наиболее интересная книга для будущих учителей, нынешних студентов. Да, мне тоже есть чтО взять, на чтО обратить внимание, но это уже не тот восторг, с каким я бы знакомилась с содержанием книги тогда, в годы студенчества.Рассуждение 2. О названиях методик можно узнать из оглавления (стр.7-9). И я сразу пришла к выводу, что читать книгу можно не постранично, а как удобно мне - по главам, по методикам. Сразу привлекло моё внимание название главы 4 "Как увлечь учеников уроком". Здесь - шесть методик, с одной я и познакомилась тут же. Как угадала: речь шла об уроке литературы (методика "Все пишут", стр. 185-188). Моя уверенность в том, что преподавание устных предметов в разы сложнее, углубилась. Взяла на вооружение.
"...учителю следует использовать любую возможность заставить учеников писать - не только для улучшения письменной речи и грамотности, но и для повышения качества мышления, что в свою очередь резко повышает качество дискуссии" (стр.188).
Но... не все методики, на мой взгляд, можно взять на вооружение в российской школе, особенно если преподаёшь в 9-11-х классах.
Так, например, в буквальном смысле позабавила методика 1 "Отказ не принимается" (глава 1, стр. 50-58):
"Цель этой методики - добиться того, чтобы ребёнок, который не может (либо не хочет) ответить на вопрос, всё-таки дал правильный ответ, пусть даже просто повторив его за другим одноклассником. Только в этом случае результат будет достигнут" (стр.51).
Эта (и не только она) методика предназначена, на мой взгляд, только для начальной школы. Трудно представить, как учитель средней и старшей школы будет вести диалог по примерам (стр.55-56).
Рассуждение 3. "Когда я был молодым, начинающим учителем, мне давали множество советов. Я записывался на всевозможные тренинги и семинары, после которых у меня в ушах ещё долго звучали высокие слова. И эти слова вдохновляли меня на то, чтобы стать хорошим педагогом: "Всегда возлагайте на учащихся большие надежды", "Каждый день ожидайте от учеников как можно большего", "Учите детей, а не излагайте учебный материал" (стр. 20).
Простые истины... Автору благодарность за напоминание. Не всем, но некоторым учителям сегодня нужно ещё и ещё раз проговаривать вслух, шёпотом, про себя эти слова. К сожалению, есть ещё в школах учителя, которые излагают материал, а не учат, которые ведут за собой, а не двигаются вперёд рядом с учениками, которые ведут урок чётко по плану.
"Планировать, чем будет занят класс на каждом этапе урока, не менее важно, чем планировать, что будете делать и говорить вы" (стр. 97). Золотые слова. Я вообще сторонница того, что не писАть подробные планы уроков. (Боже мой, сколько на это уходит времени!) Учитель, заходя в класс, становится соучастником действия, под его руководством пишется сценарий урока, а ученики - активные участники спектакля под названием "Урок". Дуг Лемов через всю книгу проводит мысль о взаимодействии учителя и учащихся.
"Научить учеников в полной мере понимать смысл того, что они читают, - самая большая услуга, которую может оказать им учитель" (стр. 321).
К счастью, в России есть предмет "Литература" (конечно, мало часов, но...). Мы, учителя литературы, должны научить ребёнка осмысленно читать. Автор книги рассказывает о приёмах, которые можно использовать всем без исключения предметникам. Д.Лемов раскрывает в книге некоторые тайны читательской активности (снова скажу, что эти приёмы будут интересны учителям начальной школы): "Не называйте имя следующего читателя", "Не обозначайте продолжительность чтения". Впоследствии мы знакомимся с методами (во время чтения, после чтения), о которых в нашей высшей школе говорят на первых занятиях по методике преподавания литературы.
Эта часть для меня стала слишком уж простой (может, потому, что это всё избитые истины?).
Итак, книга прочитана. Впервые за много лет я обратилась к профессиональной литературе. Не могу сказать, что меня впечатлил автор на новые подвиги, но возвращаться к ней буду, особенно буду рекомендовать её молодым учителям. Сегодня, к сожалению, не так много книг, подобных книге "Мастерство учителя". Автор делится интересными находками, которые должны пригодиться. Если помнить, что учитель - это мастер, преподавание - это искусство, ученик - соучастник.
Рассуждение 3. "Когда я был молодым, начинающим учителем, мне давали множество советов. Я записывался на всевозможные тренинги и семинары, после которых у меня в ушах ещё долго звучали высокие слова. И эти слова вдохновляли меня на то, чтобы стать хорошим педагогом: "Всегда возлагайте на учащихся большие надежды", "Каждый день ожидайте от учеников как можно большего", "Учите детей, а не излагайте учебный материал" (стр. 20).
Простые истины... Автору благодарность за напоминание. Не всем, но некоторым учителям сегодня нужно ещё и ещё раз проговаривать вслух, шёпотом, про себя эти слова. К сожалению, есть ещё в школах учителя, которые излагают материал, а не учат, которые ведут за собой, а не двигаются вперёд рядом с учениками, которые ведут урок чётко по плану.
"Планировать, чем будет занят класс на каждом этапе урока, не менее важно, чем планировать, что будете делать и говорить вы" (стр. 97). Золотые слова. Я вообще сторонница того, что не писАть подробные планы уроков. (Боже мой, сколько на это уходит времени!) Учитель, заходя в класс, становится соучастником действия, под его руководством пишется сценарий урока, а ученики - активные участники спектакля под названием "Урок". Дуг Лемов через всю книгу проводит мысль о взаимодействии учителя и учащихся.
Часть 2.
Мысли, которыми делится с нами Д.Лемов, актуальны. Во второй части идёт речь о том, как научить учащихся читать. К сожалению, проблема чтения, осмысленного, вдумчивого, - это проблема не только учителей литературы, но и биологии, химии, истории, географии и др. Дети не умеют читать! Нет, конечно, они читают, но вот всегда ли понимают то, чтО прочитали?"Научить учеников в полной мере понимать смысл того, что они читают, - самая большая услуга, которую может оказать им учитель" (стр. 321).
К счастью, в России есть предмет "Литература" (конечно, мало часов, но...). Мы, учителя литературы, должны научить ребёнка осмысленно читать. Автор книги рассказывает о приёмах, которые можно использовать всем без исключения предметникам. Д.Лемов раскрывает в книге некоторые тайны читательской активности (снова скажу, что эти приёмы будут интересны учителям начальной школы): "Не называйте имя следующего читателя", "Не обозначайте продолжительность чтения". Впоследствии мы знакомимся с методами (во время чтения, после чтения), о которых в нашей высшей школе говорят на первых занятиях по методике преподавания литературы.
Эта часть для меня стала слишком уж простой (может, потому, что это всё избитые истины?).
Итак, книга прочитана. Впервые за много лет я обратилась к профессиональной литературе. Не могу сказать, что меня впечатлил автор на новые подвиги, но возвращаться к ней буду, особенно буду рекомендовать её молодым учителям. Сегодня, к сожалению, не так много книг, подобных книге "Мастерство учителя". Автор делится интересными находками, которые должны пригодиться. Если помнить, что учитель - это мастер, преподавание - это искусство, ученик - соучастник.
Оля, здравствуй! Было бы интересно почитать. Если тебе будет нетрудно и нетяжело, привези мне ее, пожалуйста.
ОтветитьУдалитьПедагогика - это наука из наук. Есть много талантливых специалистов, но никаких педагогов. Общение с детьми, их воспитание - как же это трудно! Найти подход к каждому ребенку, "держать" класс - да, об этом в институте ни слова. А очень бы хотелось. Может, подумаю и напишу об этом книгу. О реальности, про которую на методике преподавания не учат и в фильмах не показывают. Подумаю, подумаю...
Света, здравствуй!
УдалитьВсё-таки это не моё чтение. Наверное, лень читать такого рода книги. Даже не лень... Не могу читать постранично. Что вырвал взгляд интересное, на том и останавливаюсь.
Я её распечатала, привезу, конечно.
А так книгу можно прочитать, если пройдёшь по ссылке.
Не соглашусь с тобой, что в институте не говорят о подходе к каждому. Да только об этом и был разговор: личностно-ориентированное обучение.
Светлана, когда издательство сообщило, что готово дать возможность прочесть книгу до её выхода нескольким учителям, я подумала, в том числе, и о Вас. Писала Вам через Google+, но ответа, к сожалению, не получила.
УдалитьМария, здравствуйте! Большое Вам спасибо! Простите, пожалуйста, но я Вашего сообщения не видела, хотя проверяю почту ежедневно. Мне очень приятно, что Вы вспомнили обо мне, спасибо Вам!!!
УдалитьОля, я имею в виду, что в институте на мне говорят о некоторых тонкостях - где мне стоять на уроке, как вести себя в некоторых стрессовых ситуациях, общаться с родителями. Ведь с этими ситуациями мы сталкиваемся ежедневно и учиться приходится на практике. В институте много было полезной информации, я очень благодарна Шикиной Ирине Викторовне, именно ее советы мне очень помогли и помогают в работе, однако во всем остальном - одни восторги и охи.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна! Огромное спасибо, за такой подробный обзор книги. Заинтересовалась) Нашла в Интернете.
ОтветитьУдалитьПримеры техник, описываемых в книге:
Техника № 1. "Не отклоняться от ответа". Как добиться того, чтобы ученики давали правильные ответы каждый раз, а не смотрели на учителя пустым взглядом, пожимая плечами.
Техника № 35. "Сделайте это снова". Ученики не могут справиться с простым заданием? Повторяйте его снова все лучше и лучше, вплоть до совершенства. Это приведет к положительным последствиям.
Техника № 38. "Никаких предупреждений". Если вы сердитесь на своих учеников, обычно это означает, что вам стоит сердиться на себя. Эта техника поможет избежать неуместного поведения в классе.
С удовольствием бы познакомилась со всеми технологиями.
Люблю я такие книги читать. Не так давно на одном дыхании читала «Введение в школьную жизнь» Цукермана, читала с карандашом, много взяла для себя. В молодости прочла все труды Амонашвили.
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьПожалуйста! Но не считаю обзор подробным. Книгу Вы можете прочитать, если пройдёте по ссылке.
Да, методик много, учителя всегда найдут что-то для себя.
Возьму на вооружение Цукермана.
Спасибо, что зашли!
Ольга, согласитесь, есть в книге очень интересные = правильные мысли (как о ремонте и образовании))) Читала с маркером в руках! Теперь пришел бумажный вариант этой книги. Перечитаю на досуге уже с ручкой)))
ОтветитьУдалитьМеня поразил тот факт, что Д. Лемов пишет о методиках, взятых у лучших учителей. Мол, равняться на таких надо! Надо применять в своей пед. практике! А мы в России так работаем всегда. Не могу сказать, что все, но ведь откуда-то я эти методики знаю, а многие просто применяю в своей практике.
Книга полезная. Причем, если советовать ее молодым учителям, то надо с ними садиться рядом и разъяснять причину их использования. Многое из описанного кажется смешным, пока самолично не столкнешься с ним на практике.
P.S: книга уже пришла и ждет своего часа)))
Здравствуйте, Лариса! И я читала так же, как и Вы, что-то выделяя, на чём-то останавливаясь.
УдалитьКак Вы правы: "А мы в России так работаем всегда". Работали и продолжаем работать по многим методикам.
Считаю эту книгу наставником. Да, молодого учителя нужно научить работать, книга "Мастерство учителя" должна стать в таком случае настольной.
P.S. Лариса, ещё более полезного перечитывания! Спасибо за Ваш комментарий!
Спасибо, Ольга Николаевна, за книгу, за Ваши интересные рекомендации. Благодарна Вашим ПЧ за дополнения. Я с удовольствием читаю книги по педагогике и возрастной психологии, всегда следую принципу "Век живи - век учись!"
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьПрисоединюсь к Вам и поблагодарю всех гостей, откликнувшихся на отзыв о книге!
Вы можете прочитать и эту книгу, если пройдёте по ссылке в сообщении. Хочу пожелать Вам и Вашим коллегам полезного чтения. Уверена, что найдётся интересная мысль, зацепка.
Спасибо!
Спасибо,Ольга Николаевна. "Иду" в сеть искать книгу.
ОтветитьУдалитьЮлия Владимировна, здравствуйте! Рада видеть Вас! Добро пожаловать!
УдалитьКнигу Вы можете прочитать, если пройдёте по ссылке в сообщении. Приятного и полезного чтения!
Ольга Николаевна, доброго времени суток! Всегда интересно, как другие оценивают те произведения, которые прочитал ты. Мои ощущения от книги в чём-то схожи с Вашими.
ОтветитьУдалитьХочу поправить небольшое заблуждение, в которое Вы вводите своих читателей: по ссылке размещена информация о книге на сайте и несколько первых страниц (обычно - страниц 15, не больше). Полные тексты книг издательство не размещает на своих страницах (только изредка во время каких-то акций), электронная книга - это тоже объект купли-продажи.
Здравствуйте, Мария Николаевна!
УдалитьЯ не читала ни один отзыв, хотя их и было немало. Не хотелось, чтобы мысли повторились. Но всё-таки мы думаем со многими одинаково. Находим точки соприкосновения своих мыслей, своей профессиональной деятельности.
Спасибо за заблуждение. Я ведь знаю, что не могут книгу целиком пустить, но не посмотрела страницу до конца. СПАСИБО!
Здравствуйте, Ольга Николаевна. Давно не заглядывала к Вам. Поглощена ремонтом... Выдалась минутка просмотреть, "чем дышит сообщество" и натолкнулась на Ваш отзыв. Эту книгу я уже заказала для себя, решила прочитать Ваше мнение о ней. Своим я тоже поделюсь, когда прочитаю. Спасибо за отзыв.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Александровна!
УдалитьИзвините, что долго не отвечала.
Книга, думаю, станет настольной для многих учителей. Хотя... Не всё в ней подходит так уж для российской школы.
Спасибо за Ваш комментарий. Рада Вас видеть.