Так уж получилось, что роман "Шантарам" читаю очень медленно. Думала, справлюсь с двухтомником за две недели, но не получается. Уже третья неделя на исходе, а я всё не готова рассказать о своих впечатлениях от прочитанного просто потому, что книгу не прочитала.
Но сегодня всё-таки напишу об одной книге, от чтения которой (в субботний вечер) получила наслаждение.
Это сказочная повесть Якова Акима (1923-2013) "Учитель Так-Так и его разноцветная школа". Повесть-сказка написана была ещё в далёком 1968 г.
Думаю, имя Я.Акима знакомо многим с детства. И в детском саду, и в начальной школе мы слушаем, в основном, его стихотворения. Но, к сожалению для себя, признАюсь, практически не читала Я.Акима-прозаика.
Это сказочная повесть Якова Акима (1923-2013) "Учитель Так-Так и его разноцветная школа". Повесть-сказка написана была ещё в далёком 1968 г.
Думаю, имя Я.Акима знакомо многим с детства. И в детском саду, и в начальной школе мы слушаем, в основном, его стихотворения. Но, к сожалению для себя, признАюсь, практически не читала Я.Акима-прозаика.
В прошлом году, когда с дочкой готовились к конкурсу чтецов (в детском саду), перечитали много стихотворений, среди которых, конечно, были произведения Якова Акима.
В пятницу, случайно попав в книжный магазин, увидела целую полку книг под общим названием "Сказочные повести". Я минут 20 стояла и просто рассматривала книги, знакомые с детства и в детстве же прочитанные. Красивые, очень красивые книги (спасибо издательству "Махаон", не могу не прорекламировать качественные товары), с изумительными иллюстрациями (художник Татьяна Обухович), текст напечатан на белой бумаге. Взяв в руки книгу Якова Акима, не смогла поставить её на место. Заинтересовало название (люблю читать о школе), возник вопрос: "Что же это за школа-то такая разноцветная?"
Отложив на вечер "Шантарам", за час с небольшим прочитала "Учителя Так-Так..."
Помните: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"? Повесть Я.Акима сказочная, но я уверена, что учителя, подобные Так-Таку, есть. И я знакома с такими учителями! (Так и представляла себе Анну Анатольевну Гончарову, Эльвиру Ульфатовну Шемякину, Ирину Петровну Пархоменко, учителей начальной школы.)
"Этот волшебник сумел разглядеть в каждом - и в тебе... и в тебе... и в ней - самого лучшего человека. И многому научил вас".
Научил быть добрыми, отзывчивыми, сострадательными, научил дружить, приходить на помощь.
"- Что вы, - сказал учитель Так-Так, и солнце быстро зайчиком сверкнуло в его очках, - ведь мы ещё только начинаем учиться".
А почему школа разноцветная?
"- Ясное дело, наша школа должна быть разноцветной, на манер карусели, - повернулся Так-Так к Ленточке. - Можно, конечно, выкрасить школу одной серой краской, но, боюсь, тогда и уроки станут похожи один на другой. Непременно разноцветная!.."
Как бы и мне хотелось работать в такой школе!
Какие же уроки преподаёт учитель Так-Так, очень любящий качаться на качелях? Он учит не только математике (решают задачу о кораблях), но и - главное - жизни. Всё это воспринимается так легко, так свободно, что, кажется, ничего сложного нет в том, чтобы учиться и жить так, как говорит учитель-волшебник. Судите сами:
"- Понимаешь... вот я, скажем, люблю качаться на качелях. Но ведь надо помнить и о других. Если я всё время буду качаться, кто же будет вести уроки и учить школьников, не правда ли? НЕ ВСЕГДА ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ЕМУ ХОЧЕТСЯ".
"... Бывают люди, умеющие слушать только себя. Тем хуже для них. Если другой человек доверил тебе свою беду, слушай и не говори ему: "Да-да, мне тоже плохо". Горе у каждого своё. Когда другому человеку радостно и он пришёл рассказать тебе об этом - слушай и радуйся вместе с ним. Запомните: каждый человек говорить по-своему. НАУЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ И ОТКЛИКАТЬСЯ - ЭТО И ЗНАЧИТ БЫТЬ ДРУГОМ..."
"- Талант... Как бы вам объяснить... Это когда человек умеет свою радость, свою печаль, своё удивление передать другим..."
Повторюсь, нельзя читать эту книгу как сказку. Не может в сказку врываться война. Да-да, учитель Так-Так, оказывается пережил войну. Невозможно без слёз читать страницы, посвящённые рассказу учителя о глиняной дудочке (окарИне), подаренной отцом. "Отца убили в первом же бою. Я не верил сначала, и долго ещё мне снилось, будто отец вернулся, а я ему играю на окарине".
Сама дудочка воспринимается неким талисманом, сохранившим жизнь учителя во время Великой Отечественной войны. Его, бойца, тяжело ранило, а дудочка, лежавшая в заплечном мешке, раскололось надвое. "...Я склеил свою окарину в день Великой Победы. Да, да, представьте себе, склеенная, она заиграла! Правда, немного по-другому, не так весело, как раньше..." И теперь на этой дудочке Учитель играет детям. "Музыка была тихая и печальная. Песня о тех, кого уже нет с нами".
Уважаемый Читатель, прошу прощения за такой длинный рассказ о Книге. Может, кто-то из вас раньше читал эту удивительную повесть и поделится своими мыслями и чувствами? А если, уважаемый Читатель, Вы не знакомы с учителем Так-Таком, то познакомьтесь с ним. Ведь в каждом родителе должен жить такой Так-Так, который научит многому. А каждый учитель, искренне любящий свою профессию, строит разноцветную школу для своих учеников. Не правда ли?
В пятницу, случайно попав в книжный магазин, увидела целую полку книг под общим названием "Сказочные повести". Я минут 20 стояла и просто рассматривала книги, знакомые с детства и в детстве же прочитанные. Красивые, очень красивые книги (спасибо издательству "Махаон", не могу не прорекламировать качественные товары), с изумительными иллюстрациями (художник Татьяна Обухович), текст напечатан на белой бумаге. Взяв в руки книгу Якова Акима, не смогла поставить её на место. Заинтересовало название (люблю читать о школе), возник вопрос: "Что же это за школа-то такая разноцветная?"
Отложив на вечер "Шантарам", за час с небольшим прочитала "Учителя Так-Так..."
Помните: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"? Повесть Я.Акима сказочная, но я уверена, что учителя, подобные Так-Таку, есть. И я знакома с такими учителями! (Так и представляла себе Анну Анатольевну Гончарову, Эльвиру Ульфатовну Шемякину, Ирину Петровну Пархоменко, учителей начальной школы.)
"Этот волшебник сумел разглядеть в каждом - и в тебе... и в тебе... и в ней - самого лучшего человека. И многому научил вас".
Научил быть добрыми, отзывчивыми, сострадательными, научил дружить, приходить на помощь.
"- Что вы, - сказал учитель Так-Так, и солнце быстро зайчиком сверкнуло в его очках, - ведь мы ещё только начинаем учиться".
А почему школа разноцветная?
"- Ясное дело, наша школа должна быть разноцветной, на манер карусели, - повернулся Так-Так к Ленточке. - Можно, конечно, выкрасить школу одной серой краской, но, боюсь, тогда и уроки станут похожи один на другой. Непременно разноцветная!.."
Как бы и мне хотелось работать в такой школе!
Какие же уроки преподаёт учитель Так-Так, очень любящий качаться на качелях? Он учит не только математике (решают задачу о кораблях), но и - главное - жизни. Всё это воспринимается так легко, так свободно, что, кажется, ничего сложного нет в том, чтобы учиться и жить так, как говорит учитель-волшебник. Судите сами:
"- Понимаешь... вот я, скажем, люблю качаться на качелях. Но ведь надо помнить и о других. Если я всё время буду качаться, кто же будет вести уроки и учить школьников, не правда ли? НЕ ВСЕГДА ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ЕМУ ХОЧЕТСЯ".
"... Бывают люди, умеющие слушать только себя. Тем хуже для них. Если другой человек доверил тебе свою беду, слушай и не говори ему: "Да-да, мне тоже плохо". Горе у каждого своё. Когда другому человеку радостно и он пришёл рассказать тебе об этом - слушай и радуйся вместе с ним. Запомните: каждый человек говорить по-своему. НАУЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ И ОТКЛИКАТЬСЯ - ЭТО И ЗНАЧИТ БЫТЬ ДРУГОМ..."
"- Талант... Как бы вам объяснить... Это когда человек умеет свою радость, свою печаль, своё удивление передать другим..."
Повторюсь, нельзя читать эту книгу как сказку. Не может в сказку врываться война. Да-да, учитель Так-Так, оказывается пережил войну. Невозможно без слёз читать страницы, посвящённые рассказу учителя о глиняной дудочке (окарИне), подаренной отцом. "Отца убили в первом же бою. Я не верил сначала, и долго ещё мне снилось, будто отец вернулся, а я ему играю на окарине".
Сама дудочка воспринимается неким талисманом, сохранившим жизнь учителя во время Великой Отечественной войны. Его, бойца, тяжело ранило, а дудочка, лежавшая в заплечном мешке, раскололось надвое. "...Я склеил свою окарину в день Великой Победы. Да, да, представьте себе, склеенная, она заиграла! Правда, немного по-другому, не так весело, как раньше..." И теперь на этой дудочке Учитель играет детям. "Музыка была тихая и печальная. Песня о тех, кого уже нет с нами".
Уважаемый Читатель, прошу прощения за такой длинный рассказ о Книге. Может, кто-то из вас раньше читал эту удивительную повесть и поделится своими мыслями и чувствами? А если, уважаемый Читатель, Вы не знакомы с учителем Так-Таком, то познакомьтесь с ним. Ведь в каждом родителе должен жить такой Так-Так, который научит многому. А каждый учитель, искренне любящий свою профессию, строит разноцветную школу для своих учеников. Не правда ли?
Оля, здравствуй! Так странно, что на эту книг совсем нет комментариев. Очень хочу эту книгу прочитать, и обязательно прочитаю при первом удобном случае. Вчера пугала своих четвероклассников, что я учитель Так-Так, хотя мне до такого учителя еще далеко. Сначала дети пугались, потому что не знали, кто это. Но потом я им сказала, что это хороший и добрый учитель, и они успокоились. А уж прочитаю - всем расскажу подробней.
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, Света!
УдалитьДа, так получилось, что отклика не нашла. Спасибо тебе, что ты достала это сообщение двухмесячной давности.
Книга добрая, как и всякая детская литература тех лет. Читай! Думаю, понравится.
Прекрасная, светлая, тонкая повесть... Читать ОБЯЗАТЕЛЬНО!
ОтветитьУдалитьСоглашаюсь, Ирина Александровна!
Удалить