17 августа 2020 г.

Поговорим о культуре речи, или Кому она, кроме учителя русского языка, нужна?

Источник
   Читая сообщения Лилии Павловны Казанцевой, учителя географии из Краснодара (блог "Географочка"), в которых она рассказывает о правилах сетевого этикета во время дистанционного обучения для детей, родителей и учителей, порадовалась, что учитель пишет о грамотности, о культуре речи. К сожалению, сегодня такой подход - исключение из правил. Да, с культурой речи дружат, увы, далеко не все взрослые. Когда я сказала об ошибке учителю ("НЕ с глаголом пиши, пожалуйста, раздельно, дорогая NN"), то в свой адрес получила немало агрессии: и мы не на диктанте, и я учитель не русского языка, и... Всегда хочется спросить: грамотно писАть и говорить нужно только на уроках русского языка? А в школе, уважаемый учитель, Вы разве не изучали русский язык?
Источник
   Про социальные сети вообще лучше пока промолчать. Потому что сплошные: "не чего", "иметь ввиду", "в течении лета", "ложить", "ихний", "красивЕе", "в двух тысяч двадцатом году" и пр. Про детей в данном случае промолчу, потому что дети учатся правильно писать и говорить на уроках русского языка.
   Что же такое культура речи? Заглянем в словарь: культура речи - 1) вла­де­ние нормами ли­те­ра­тур­но­го язы­ка в его уст­ной и пись­мен­ной фор­ме, а так­же уме­ние использовать вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва язы­ка в соответствии с це­ля­ми и со­дер­жа­ни­ем ре­чи; 2) об­ласть язы­ко­зна­ния, за­ни­маю­щая­ся про­бле­ма­ми нор­ма­ли­за­ции ре­чи и разрабатывающая ре­ко­мен­да­ции по ис­поль­зо­ва­нию язы­ка (источник).
   Владеть нормами учат в школе, конечно. О том, какие бывают нормы, расскажу в следующий раз. И будем, кому это интересно и нужно, говорить и писАть правильно. 
   В блоге уже есть рубрика "Орфографический ликбез" (принимаю "заказы" на повторение того или иного орфографического правила). Мне бы хотелось, чтобы мы повторили и вспомнили, как говорить правильно. Очень хочу верить, что владение нормами русского языка нужно не только учителю русского языка и литературы.
   Чтобы понять, о чём говорить дальше, предлагаю всем блогодрузьям, гостям блога, ученикам (готовимся к ВПР) и родителям ответить на вопросы анкеты. Отвечать нужно анонимно и честно (не заглядывая в словари, не задавая вопросы Google и пр.).
Спасибо!!!

25 комментариев:

  1. Добрый день, Ольга Николаевна! Несомненно, культура речи важна для всех в обществе! К сожалению, наблюдая детей в начальной школе, вижу, что более всего их затрудняет смысл слов - многие слова в речи детей и их окружении не употребляются, а в книгах и детской литературе встречаются. Для современных детей список устаревших слов очень велик - на уроках литературного чтения иногда словарная работа занимает бОльшую часть))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      Очень рада видеть Вас!
      Спасибо за Ваше мнение!
      А вот как быть, когда в школе учим говорим правильно, но приходит ребёнок домой и слышит: ложить, ску[ч']но, квАртал и пр.?
      Словарная работа очень важна при изучении произведений. Вы проводите огромную работу! Спасибо Вам! Учитель русского языка, когда берёт Ваших учеников, думаю, очень Вам благодарен.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Ответила на тест предельно честно, особо не задумываясь и не пытаясь "прикинуться белой и пушистой" )))
    Понимаю, что на некоторые вопросы (по правильному) надо было бы ответить не так, но что делать, если я так действительно считаю?
    К примеру, я считаю, что учитель не только "может", но и "должен" употреблять слова молодежного сленга (в некоторых случаях), чтобы элементарно не прослыть "древним ящером".
    Давным-давно (в моей советской молодости) был даже специальный обучающий курс для комсомольско-молодежного актива по "жаргонизмам и проникающим иностранным паразитизмам в русский язык советского человека".
    Помню, нас приглашали на лекции, там я и научилась распознавать слова "шузы", "блайзер", "диски", "деним" и другие.
    Почему нас этому учили?
    Лектор сказал очень интересные "правильные" слова: чтобы бороться с врагом, надо знать его язык.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Спасибо большое Вам за мнение!
      Согласна с Вами: учитель может включать в свою речь сленговые выражения. Учитель не должен быть динозавром.
      Совсем скоро о сленге напишу. Есть у меня интересный материал.
      Спасибо большое за то, что приняли участие в опросе. Если есть возможность, пусть и Ваши знакомые ответят на вопросы.
      Спасибо!!!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Безусловно, культура речи очень важна - и в магазине, и дома, и в школе, везде! Отговариваться тем, что "я не учитель русского языка" в ответ на замечание - глупо и как-то не по-учительски!
    С удовольствием ответила на вопросы, не подглядывала, сомневаюсь про помидоры, но ответила так, как говорю!))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Очень уважаю людей, которые признаЮт свои ошибки и готовы учиться и повторять изученное.
      Спасибо Вам за мнение!
      Вот и меня удивляют такие отговорки. Всегда задаю вопрос: а как же общий орфографический режим?

      Удалить
  4. Вся жизнь борьба)
    Рада, что нас много!))
    По долгу службы приходится вычитывать море текстов, зачастую далёких от идеала. Каждый раз удивляюсь агрессии, когда указываешь на ошибки, причем в личной переписке, а не публично позоря.
    заимствование иностранных слов не считаю критичным. И сленг учителю не зазорно употребить. Но везде нужна золотая середина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте!
      Агрессии удивляюсь и я. Но... Всё реже исправляю коллег. Зачем нарываться? Стыдно тогда, когда ученики рассказывают, как говорит или пишет учитель.
      Согласна на 100% про золотую середину!
      Заимствования - непростая тема.

      Удалить
  5. Опрос прошёл. Интересный, пришлось даже задуматься на будущее, но все равно думаю на твердую 4, произношу я правильно фразы)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей Фëдорович, здравствуйте!
      Благодарю Вас за комментарий!
      Очень жду комментарии от родителей своих учеников.
      Отлично, что поставили себе твёрдую "4".

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Николаевна! С удовольствием приняла участие в опросе! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Огромное спасибо Вам за участие в анкетировании!
      Вы, как и Ирина Валерьевна, не пропускаете ничего в "Пишичитае". Спасибо!
      Приглашайте знакомых к участию в анкетировании.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Когда получала специальность "библиотекарь" я изучала курс "Культура речи" и сдавала зачет. У нас в семье все говорили грамотно, даже дедушка с бабушкой, которые имели образование в 4 класса! О культуре речи нужно говорить обязательно! Обратила внимание, что киногерои стали всегда говорить "едь" (вместо поезжай), а еще часто встречается словосочетание "садить огород", "садить цветы". Раньше так никогда не говорили...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Спасибо Вам за мнение!
      Рада слышать Вас!
      О культуре речи нужно говорить - Вы правы и я с Вами согласна. Даже, наверное, курс для учителей ввести.
      Помните, была профессия диктор? Как говорили грамотно представители этой профессии! Образец речи!
      Сегодня, увы, телевидение нельзя считать учителем по культуре речи. Сплошь и рядом:.феномЕн, В Украину, обеспечЕние и пр.
      Точно: ещë же и "садят"!
      О культуре речи будем говорить вместе, хотя бы на страницах блога.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Орфографический режим многие учителя-предметники не соблюдают. И не будут. Говоришь, напоминаешь, в ответ – тишина. Или чаще всего: «Мне - скидка!»
    Популярна была в период сдачи ЕГЭ фраза-картинка «Ни пуха ни пера» в интернете, в ней откуда-то появилась запятая. Писала «автору», что не ставится знак препинания. В ответ – тишина.
    После уроков химии напоминаешь ученикам, что правильно «перИод», а не «пЕриод», «каучУк», а не кАучук.
    Многие учителя говорят «вытери» (ВЫТРИ!), «компью[Т’Э]р» (ДУМАЮ, ТАК ГОВОРЯТ ТЕ, КТО С КОМПЬЮТЕРАМИ НА «Вы»). А уж ученикам остается только повторить сказанное …
    В дневниках постоянно вижу АНГЛИСКИЙ, РУСКИЙ. Исправляешь, потом – повторение серии.
    Про употребление деепричастных оборотов молчу … Лучше бы вообще не обращались к ним!
    В школах постоянная нехватка учителей-словесников. Уроки ведут (по первой специальности) и психологи, и учителя начальных классов, и воспитатели ДОУ, и … биологи. Ученики после таких «специалистов» в старшей школе испытывают затруднения в написании сочинений, чтение их не интересует, с неохотой участвуют в дискуссиях.
    В журналах классные руководители выдавали разные версии моей фамилии: я была и КЛИМЕНТЬЕВА, и КЛИМЕНТЕВА, и КЛЕМЕНЬТЬЕВА.
    В общем, тихий ужас …

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Борисовна!
      Спасибо огромное Вам за мнение, развёрнутый комментарий!
      Практически все критические точки Вы обозначили. Самое страшное, что безграмотную речь мы наблюдаем у учителей. Утопия: если бы все учителя говорили и писали грамотно, то, может, и общество наше было более грамотным...
      Вот Вы написали о специалистах, ведущих русский язык и литературу... Буквально на днях в "ВК" меня назвали и высокомерной, и гордой, и посочувствовали моим коллегам, кто со мной работает. Почему? Потому что на вопрос учителя: "Могу ли я преподавать русский язык и литературу в средней школе (несколько лет отработала в началке)?" я написала: "Почему считают многие коллеги, что наши предметы так легко преподавать?" И понеслось... Я же отстаивала ту же литературу: не просто мы приходим на урок и книжку читаем. Нет, меня не слышали. Если такой подход у коллег, то о чём можно дальше говорить? Я за профессионализм!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Какую важную тему Вы затронули! Я очень трепетно отношусь к грамотной речи. Строго спрашиваю, прежде всего, с себя. Если в чём-то сомневаюсь, бегу узнавать у "русоведов". И не стесняюсь этого!
    Испытываю всегда трудности в морфемном разборе.
    Согласна с Анной Анатольевной Гончаровой: беда современных детей - скудный словарный запас! Очень мало, к сожалению, читают ребята!
    Анкету заполнила и отправила. Буду следить за следующими статьями на эту тему!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Николаевна, здравствуйте!
      "С себя спрашивать" - это правильно. Знаю Ваше трепетное отношение к русскому языку и литературе. Мы уже с Вами как-то говорили о том, что эти предметы Вам нравятся больше математики ))
      Я тоже не стесняюсь признаться в том, что мне неизвестно. И детям всегда говорю. Готовимся к ЕГЭ, например. Есть задания, которые ставят меня в тупик. ПризнаЮсь ребятам. Это верно!
      Морфемный разбор очень сложный. У нас ведь практически вся орфография построена на знании морфемного состава слова. И тоже частенько обращаюсь к словарю Тихонова.
      И читают дети мало, и говорят мало и некрасиво. Увы! Будем стараться исправлять эту ситуацию ))
      Спасибо Вам огромное за участие в анкетировании!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Только что отправила Вам два ответа от моих "бабушек-подружек" (возраст 82 и 85 лет).
    Я распечатала на бумаге анкету и дала им.
    Понравилось!!!
    Говорят, неси ещё, это лучше кроссвордов!
    И у них целый вечер шло обсужденеие о правилах русского языка.
    Завтра ещё другим бабушкам дам. Пусть порезвятся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Ой, спасибо Вам огромное!
      Каких мудрых людей привлекли к анкетированию!!!

      Удалить
  11. Добрый вечер, Ольга Николаевна! Очень важную тему Вы затронули. Дети откликаются на интересную работу по культуре речи. Нам помогают литературные герои, второклассники из другой школы... Радуюсь, когда срабатывает речевое чутьё. Где ошибка? Как лучше? Как правильно? Сейчас в УМК начальной школы включены словари. Учимся с ними работать. Времени уходит много.
    На вопросы анкеты ответила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Петровна!
      Благодарю Вас за участие в анкетировании и мнение!
      Мне очень интересно услышать коллег!
      Работа над культурой речи проводится ежедневно. Маленькими шажками. Вот слово правильно произнесли - и ребёнок, возможно, запомнил.
      Спасибо!

      Удалить
  12. Ответила быстро, не задумывалась вовсе. Так что если кто-то там "не вписался в тематику", так это Я! И молодёжный лексикон применять надо, и не считать, что учитель - некий динозавр, который и ругнуться не может. А если кто в трамвае на ногу, да больно?..
    Переписка на днях с ребенком-девятиклассником в WhatsApp:
    - ГС, я этот учебник в печку отправлю, раз его в этом году не сдаём.
    - А по шее за это?..
    - Неа, не надо. Я всё понял.
    Нет, можно было и политесы развести, но короткое "по шее" сразу привело дЕтя в чувство)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я с Вами на одной волне )))
      Согласна со всем! Молодёжный лексикон, ругнуться (осторожно) - можно и нужно. А как прошибает-то! Всё сразу становится ясно. Вот она, сила русского крепкого слова!

      Удалить
  13. Здравствуйте, Ольга Николаевна! На вопросы анкеты ответила. Очень важная и полезная тема, тем более сейчас, когда мы все авторы и создатели собственных контентов. Всегда с опаской публикую свои посты: вдруг ошибка? А вдруг запятую не там поставила?
    А уж культура речи современных детей! Порой рассказывают о прочитанной книге настолько косноязычно, что просто диву даёшься.
    Поэтому писать и говорить о культуре речи можно и нужно.

    ОтветитьУдалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.