15 июля 2022 г.

Путешествуем по Самарской области: село Ширяево

Что я люблю делать в отпуске? Конечно, читать. Ещё что-нибудь печь или готовить блюда с овощами. И обязательно путешествовать.
   В этом году с морем у нас не получится встретиться. Мы поедем в... А это другая история, о которой я обязательно после расскажу.
   И пока мы с Лизой готовимся к путешествию в... (билеты куплены, музеи выбраны и даже выкупили экскурсии по "Пушкинской карте"), решили сходить по Волге в село Ширяево, что находится примерно в 74-х километрах от Тольятти.
   Речной порт Тольятти предложил прогулку по Волге (в группе в "ВК" было выложено объявление):
   Недолго думая, мы собрали группу из четырёх человек (мои дорогие коллеги: Елена Юрьевна и Раиса Леонидовна, Лиза, моя дочь, и я). Ждали отличную погоду (прогноз был не самым радужным: весь день дождь обещали) и дождались 14 июля.
В ожидании такси и с надеждой на день без дождя
   На такси добрались до Речного порта (минут 30 езды), приобрели билеты (к огромному сожалению, в кассе берут только наличные) и прошли на омик, или речной трамвай. Так как желающих поехать в Ширяево было много, то всех разместили на двух омиках.
В ожидании отплытия погуляем по трамвайчику и, конечно, пофотографируемся.

Плыть три часа. Погода прекрасная. Мы все вЫсыпали на палубу, чтобы посмотреть, как будем проходить шлюзы. Это впечатляющая картина. Сначала мы дважды опускались, на обратной дороге - дважды поднимались.
Уже видно, как глубоко опустился первый омик.
Вся стена мокрая. Так уже опустилась вода.
   Шлюзы проходили более часа. Плывём дальше... Проплываем прекрасные места: микрорайоны Шлюзовой и Фёдоровка, полуостров Копылово. Волга - настоящая красавица! Мы плыли в окружении не только деревьев, но и, конечно, гор.

Приплыли... Выходим на берег Волги.
   "Село Ширяево значилось по переписи уже в 1647 году. И называлось оно тогда Ширяев буерак (буерак - овраг). В источниках именуется также Ширяев Буерак, деревня Ширяева, Ширяевка, село Ширяевское, село Богоявленское.
   Долгое время устье Ширяевского овраг было местом короткого отдыха бурлаков.
   Первое упоминание о селении Ширяево в исторических документах относится к 1643-1645 годам. Описание окрестностей села в Жигулях можно найти в записках голландского живописца и путешественника Корнилия де Бруина, видевшего эти места в мае 1703 года.
Объекты историко-культурного наследия:
- известковый завод Ванюшина (комплекс): дымовая труба; корпус известкового завода; дом управляющего известковым заводом; хозяйственная постройка. Выявленный объект культурного наследия;
- штольни и каменоломни горы Поповой и Липовой поляны. Достопримечательное место. Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения;
- домик Репина. И.Е.Репин жил в селе в 1870 г., когда работал над картиной «Бурлаки на Волге». Дом отреставрирован в 1987 году. Ныне является домом-музеем;
- дом, в котором провёл детство А.В.Ширяевец. Поэт родился в Ширяеве в 1887 году. Дом был отреставрирован. Ныне дом-музей;
- монумент «Серп и молот» близ села Торновое. Металлический монумент - символ советской эпохи, олицетворяющий единство рабочих и крестьян".
   Целью нашей поездки была прогулка, поэтому мы не посещали ни домик Репина, ни дом поэта Ширяевца. Я была в Ширяево лет 20 назад, посещала и домик И.Е.Репина. Да, художник здесь жил всё лето в 1870-м году, делал наброски к своей картине "Бурлаки на Волге".
   У нас было всего 4 часа, чтобы погулять и подышать чистым воздухом. В музеи не пошли ))
   Поднимаемся в гору. Наш путь лежит в штольни.
   "Село Ширяево знаменито штольнями. Однако вопреки расхожему мнению, разработка строительного камня на склонах волжских гор началась не в годы советской индустриализации, а по крайней мере, полутора веками раньше. В частности, в окрестностях села Ширяево его добывали ещё в XIX веке. Однако наши предки относились к природе на удивление бережно, а не так, как сейчас: ширяевский известняк добывали только с тех горных склонов, которые не были видны с Волги. Позже камень стали брать из горизонтальных штолен, уходящих в глубь горы. Эти квадратные «окна» у подножия горы в окрестностях Ширяево хорошо видны и по сей день – они более известны как Ширяевские штольни. Их ежегодно посещают тысячи людей".
   В штольнях было прекрасно! Мы же взяли тёплые вещи на на всякий случай. Но они нам не понадобились. Даже в штольнях. Где температура, по словам экскурсовода, может опускаться в летнее время до +5°.
  Сегодня в штольнях нашли приют колонии летучих мышей, в том числе и редких видов, занесённых в Красную книгу.
   Теперь отправляемся на Попову гору, одну из гор образующих устье Ширяевского оврага. Название горы произошло от владений местного священника, расположенных в былые времена у подножия горы. В 90-х же годах XIX века саратовский купец Георгий Сергеевич Ванюшин в селе Ширяево начал крупную промышленную разработку жигулёвских карбонатных пород. Сначала он заложил большой карьер на Поповой горе, рядом с которым в 1897 году открыл первый известковый завод «Ширяевец».
   Виды с горы красивейшие! Перед тобой Волга и Жигулёвские горы. Прекрасное место для прогулки. Мы отправляемся на смотровую площадку, где установлен памятник горнодобытчику. По некоторым версиям, он посвящён заключённым, работающим на добыче известняка в Ширяевских штольнях в годы репрессий.

Спускаемся вниз. Нужно пообедать, а потом и немного погулять вдоль Волги.
   Обед был не совсем хороший. Салат "Греческий" и не "Греческий" вовсе. Куриное филе на "4".

Пока обедали, пролил дождь. Мы его переждали, приятно беседуя, и отправились на прогулку вдоль Волги. Увидели молодого мужчину, который писал картину. Оказалось, что он свободный художник, приехал из Пензы на мастер-класс "По следам Репина", который проходит здесь, в Ширяево. По его словам, художников здесь немало: из Кузнецка, из Донецка, из Пензы....
 Спустились к Волге, Лиза ноги чуть намочила: вода холодная. Побросали камушки. Пора и домой.
   В беседе время пролетело незаметно. Быстро дошли до Тольятти. В 20:00 мы были дома.
   Однодневное путешествие состоялось! Погуляли, глаз порадовали, физическую нагрузку своему организму устроили, с друзьями пообщались.
   Великолепный день! Решили, что в Ширяево приедем ещё.

1. Оля, приветствую!
    Спасибо, что рассказала и показала Ширяево. Я, к сожалению, ни разу там не была, а очень бы хотелось. Волжские места такие красивые! А уж на экскурсии туда с детьми ездить - это вообще здо́рово!
    Молодцы, что прогулялись! Отличной вам погоды и настроения!

1. Света, здравствуй!
      Удивила ты меня)) Я почему-то думала, что ты была в Ширяево.
      Места, правда, красивейшие! Мне кажется, красивее всего осенью.
      По Волге мне очень понравилось плыть.

2. В том-то и дело. Пропустила я как-то Ширяево.
      Насчёт осени - да, представляю, как там красиво.
      Я мечтаю попасть в Абрамцево осенью. Говорят, вот это - просто сказка.
      А другая мечта - это увидеть горы Бахчисарая, рядом с Успенским монастырем, тоже осенью. Но это , скорее, из области фантастики.

3. Ну почему же фантастика? Всё может быть, когда сильно хочется.
      В сентябре, если получится, съезжу в Жигулёвские горы. Золотую осень постараюсь застать.

2. Ширяев Буерак, по-моему, интереснее название! Я бы в дом Репина пошла. А Ванюшин тот, что в фильме "Дети Ванюшина"? Ваш рассказ напомнил, как в круизе по Дунаю всех пригласили на палубу, когда проходили первый шлюз. До этого читала о них в "Трое в лодке, не считая собаки" и смутно представляла.
    А путешествия прекрасны всегда и на любой срок! Мы сейчас дома между первым и вторым - отпуск распланировали на две части. Впечатлений уже немало, потом расскажу)) Чудесного отдыха!

1. Ирина Александровна, рада видеть Вас))
      Чудесного отдыха и Вам! Хорошо, что он продолжается))
      В музее Репина я была. Домик, в котором Репин жил всего лишь лето. Есть его эскизы.
      Про Ванюшина не могу ничего сказать.
      Отдыхаем дальше! Интересностей нам!

3. Здравствуйте Ольга Николаевна! Можно сказать, что Вы по моему примеру отправились в однодневное путешествие по родному краю! Красивые места! Вижу, что Вам понравилось! Спасибо, что рассказали историю Ширяево!

1. Наталия Викторовна, здравствуйте!
      Я не могу сказать, что это была экскурсия в полном понимании значения этого слова.
      Да, экскурсовод была, но как-то мало что мы услышали от неё.
      Мы с коллегами хотели по Волге поплыть, вот и получили такую прогулку.
      У нас в Самарской области, конечно, тоже красиво. Природа наша - красавица.
      Ширяево находится в каком-то благословенном месте.

4. Просто погулять - мне нравится))
    Когда куда-то едешь, тебя наставляют - сюда обязательно и туда, а это ваще пропустить нельзя, ибо себя не уважать))
    Про волжские прогулки читаю второй раз за два дня.
    Люблю большие реки)

1. Да, да, да)) Именно погулять. Это мой вариант.
      Красива наша Волга! Красивы Жигулёвские горы!
      Ещё раз убеждаюсь, как красива наша страна.

5. Ольга Николаевна, какие красивые места! И название интересное - Ширяево! Наверное, здорово плыть по Волге!

1. Ирина Михайловна, очень красивые места. На видеофрагментах видно это.
      Волга, конечно, красавица!

6. Ольга Николаевна, здравствуйте! Ширяево - это село? Ну, ничего себе! Экскурсия познавательная. Но Волга - это самое удивительное! Молодцы Ваши коллеги, как быстро собрались!

1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      Да, вот такую прогулку мы себе организовали на другой берег Волги.
      Коллеги легки на подъезд))
      Волна очень красива!

7. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
    Я люблю такие прогулки - самостоятельные.
    Вроде всё организовано (доставка), но есть возможность самому решать что и как.
    Мы тоже обычно гуляем сами, потому что зачастую то, что интересно нам, мало интересно другим.

1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Я люблю экскурсии, но здесь всё как-то было плохо организовано, поэтому мы решили гулять самостоятельно и находить информацию в интернете. А самое главное - наслаждались природой.

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.