Георгиевская ленточка

суббота, 7 апреля 2018 г.

Как шестиклассники поэтами были, или Лингвистический анализ стихотворения А.К.Толстого

Источник
   Уроков развития речи в 5-6-х классах не просто много, а очень много: практически каждую неделю пишем то изложения, то сочинения. И к моему сожалению, тематика сочинений однообразная (традиционное сочинение по картине или по сюжетным рисункам).
   Не могу не сказать об учебном комплексе, по которому вынуждена работать: УМК Т.А.Ладыженской и М.Т.Баранова при всём огромном уважении к авторам я не люблю. Подготовка к урокам по данному учебнику занимает немало времени (вынуждена искать дополнительные материалы к уроку, потому что учебник предлагает однообразные упражнения).
   Вот и сейчас - снова сочинение-рассказ по сюжетным картинкам "Стёпа дрова колет". 
Источник
   Да, необходимо включить данный в упражнении текст в своё сочинение, но мы совсем недавно сочиняли рассказ по карикатуре
Источник
и по данным картинкам:
Источник
   "Надоело!" - подумала я )) И рискнула... 
   При подготовке к урокам практически всегда использую материалы журнала "Русский язык". В № 4 за 2016 г. познакомилась с конспектом урока И.В.Тумаковой "Обучение лингвистическому анализу стихотворного текста" (с номером журнала каждый из вас может познакомиться, если обратиться к окончанию данного сообщения). "Почему бы и нет?" - подумала я и смело зашла к ребятам с целью поработать над стихотворением, а не над сочинением о Стёпе, колющем дрова.
   И поработали на отлично! Весь урок анализировали, искали, удивляли и удивлялись, раскрывая истинный смысл стихотворения Алексея Константиновича Толстого "Где гнутся над омутом лозы...". Послушайте: 
    Домашнее задание ребятам многим показалось сложным, но уже на другой день я увидела горящие глаза детей, поднятые руки с просьбой спросить всех и каждого. А значит цель МОЯ достигнута: ребята творили. Было предложено сочинить продолжение стихотворения - ответ мальчика на вопрос стрекоз. Можно ли сказать, что были неудачные сочинения? НЕТ! Абсолютно все старались. И я убеждена, что придумать стихотворное четверостишие - задание ничуть не легче написания сочинения по сюжетным картинкам. 
   Предлагаю всем вам, постоянным читателям, моим ученикам-шестиклассникам (обещала им всем разместить "опусы"), родителям моих учеников, познакомиться с поэтическим домашним заданием. 
- Не буду летать я учиться! - 
Им мальчик в ответ прокричал.
- Придётся с вами проститься! -
Сказал и к маме умчал. (Андрей Ю.)

     Песчаное дно мне опасно:
     Уплыть далеко не смогу.
     Там солнце мне светит неясно,
     Боюсь, что пойду я ко дну. (Алёна С.)

          Не пойду я за вами, стрекозы,
          Летайте над омутом сами,
          Смотрите: ветер раскачал берёзы,
          Прогонят они вас ветвями. (Полина Я.)

               Мне песенок ваших не нужно,
               И здесь хорошо мне играть.
               Пойду подойду к дому ближе,
               Пока не проснулася мать. (Виктория К.)

                    Вы, стрекозы, меня не зовите,
                    Лучше круг надувной принесите,
                    Так как очень опасна вода!
                    Без жилета? Да никогда! (Иван П.)

                         - Смотри, как вода серебрится,
                         И рыбки плывут в никуда,
                         И видится берег нам дальний,
                         И горы, и лес, и поля.

                         Мы хотим увести тебя в небо,
                         И в небесах научить тебя плыть,
                         А сверху, смотря над землёю,
                         Увидишь, как мир наш красив!

                         - Как маму мою мне оставить?
                         Кто же заботится будет о ней?
                         Я улетел бы радостно с вами,
                         Но без мамы не будет радостных дней. (Богдан С.)

                                 Конечно, стрекозы!
                                Вы, несомненно, прекрасны,
                                Но эти воды слишком опасны,
                                Не по душе мне берег отлогий,
                                Я уверен: выбирался оттуда немногий. (Анна Х.)

                                   - Ну нет, - отвечает им мальчик. -
                                   В глазах ваших вижу я зло,
                                   Мне песни поёт моя мама,
                                   Глаза её дарят добро. (Артём М.)

                                        Не пойду я с вами никуда!
                                        Не обманете меня вы никогда!
                                        Вот проснётся мамочка, затолкнёт вас в баночку,
                                        Будете вы знать, как дитятко обижать. (Иван С.)

                                             Простите меня вы, стрекозы,
                                             Никак не могу я ослушаться мать.
                                             Уж слишком опасные воды!
                                             Беды мне не миновать! (Татьяна П.)

                                                 - Здесь райски птички щебечут,
                                                 Здесь яркое солнце горит,
                                                 Беги к нам скорее навстречу,
                                                 Тебя этот мир удивит.

                                                  - Спешить я не буду, наверно,
                                                  Пожалуй, в тени подожду.
                                                  Ведь если за вами пойду я,
                                                  В пучину болот попаду. (Ольга К.)

                                                       Я на берегу сижу,
                                                       К вам, стрекозы, не спешу,
                                                       Я на вас тут погляжу,
                                                       За полётом послежу,
                                                       А потом домой пойду. (Ева М.)

                                                            Смотрю я на берег отлогий,
                                                            Смотрю и любуюсь я им,
                                                            Просто не хочется очень,
                                                            Близко к нему подходить. (Антон М.)

                                                                 Хочу сказать я вам, стрекозы,
                                                                 Уж вы не трогайте меня,
                                                                 Ступайте мимо! Нет угрозы!
                                                                 И не толкайте вы меня!

                                                                 Я лишь хочу сказать вам прямо:
                                                                 Не надо делать так! И всё!
                                                                 Вам надо мыслить неспонтанно!
                                                                 Вам надо знать: когда и что. (Анна А.)

Вас не знаю я, стрекозы,
С вами я же не пойду!
Мать проснётся и посмотрит.
Без неё я не пойду,
Вы зовёте на беду. (Екатерина С.)

     Летите, стрекозки, летите,
     Я с вами не буду играть!
     Ждём мама меня у берега,
     Чтоб с нею пошли мы гулять. (Алия М.)

          Малыш отвечает стрекозам, 
          Что омут не манит его,
          И песенок знает он много,
          И маму он любит давно! (Софья Л.)

               И ответило сразу дитя:
               - Я знаю, что это омут,
               Идти мне с вами нельзя,
               В нём люди чахнут и тонут! (Анастасия Г.)

                    Песчаное дно как красиво!
                    Вокруг всё свежо и светло.
                    Я с вами пошёл бы,
                    Но мама моя осторожна,
                    Не пустит меня одного. (Дарья С.)

                         Мне берег не нравится вовсе,
                         И песенки ваши мне не нужны.
                         Просто хочу погулять я подольше,
                         Подольше от вас, дорогие мои! (Михаил Д.)

                              Мои дорогие стрекозы,
                              Не хочется вас огорчать,
                              Но я не вожу хороводы,
                              И я не умею летать! (Мария Д.)

                                   Полетел бы я с вами, стрекозы,
                                   На омут тот поглядеть,
                                   Взглянуть на тот берег отлогий
                                   И, конечно, на вас посмотреть.

                                   Но я не хочу расставаться
                                   С мамочкой спящей моей,
                                   С нею хочу я остаться
                                   И на омут идти только с ней. (Вера Г.)

                                        Пошёл бы я с вами, стрекозы,
                                        Под солнышком летним летать,
                                        Но мама уснула в тени у берёзы,
                                        Её не хочу оставлять. (Мария М.)

                                             Нет-нет, не пойду же я с вами,
                                             Мне здесь хорошо и тепло.
                                             Тут спит моя милая мама,
                                             А нам с ней всегда весело. (Кристина У.)

                                                 Старались стрекозы напрасно,
                                                 Малыш оказался неглуп.
                                                 Схватил он сачок ярко-красный,
                                                 И сразу у всех пыл притух.
                                                 
                                                 - Не надо, стрекозы, уйдите,
                                                 Я вам подобру говорю.
                                                 Вы только на миг подлетите,
                                                 В мою мы сыграем игру.

                                                 Ребёнок был очень рассержен,
                                                 Ведь рядом спала его мать,
                                                 А эти стрекозы щебечут,
                                                 Мешают нормально ей спать.

                                                 И тут подбежала собака,
                                                 Дружок встал на стражу дитя.
                                                 И бегал, и лаял, и гавкал.
                                                 Стрекоз запугал до конца.

                                                 - Ну что же, малыш, не сегодня,
                                                 Настроен серьёзно отнюдь.
                                                 Но позже, когда пёс утихнет,
                                                 Вам будет сложней ускользнуть.

                                                 Сломаем сачок твой красивы,
                                                 А в данный момент улетим.
                                                 А ночью, когда вы уснёте,
                                                 Мы вас, несомненно, съедим. (Ника Б.)

   Не обошлось и без "фильмов ужасов". Но могу ли я противостоять этому? Нет. И не надо. Мягко идти по пути воспитания читателя - такова моя цель, цель учителя и человека.

19 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Мне очень понравились стихи ребят, а особенно:
    " Вы, стрекозы, меня не зовите,
    Лучше круг надувной принесите,
    Так как очень опасна вода!
    Без жилета? Да никогда! (Иван П.)"
    Столько иронии и юмора. Молодец, Иван!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Мы с Вами заодно: и я отметила юмор моего ученика Вани П.))
      А стихи ведь, действительно, интересные! С этими ребятами работаю первый год, и вот так они раскрылись ))

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, а можно Ивана П. отметить как-то "в номинации приз зрительских симпатий"?
      Может дополнительная оценка "5" будет для него хорошим стимулом к развитию поэтического мастерства?

      Удалить
    3. Ирина, спасибо большое за высокую оценку моего творчества! Иван Петров

      Удалить
    4. Ирина Валерьевна, конечно, отмечу особо ))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Согласен с мамой, Иван П. молодец! Заставил улыбнуться :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иван, здравствуй!
      Я рада, что заставило творчество моего ученика тебя улыбнуться))

      Удалить
  3. Добрый день, Ольга Николаевна! Чудесная задумка для урока!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Евгений!
      Спасибо той учительнице, которая поделилась опытом. Я только использовала эту разработку.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Вы растите настоящих поэтов!
    С праздником! Христос воскресе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Поэты - не поэты: не могу сказать )) Но у многих ребят получилось!
      И Вас со Светлым Христовым Воскресением поздравляю!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо за пост! ЗдОрово!
    В этот праздничный день хочется пожелать Вам добра здоровья, мира, процветания. Пусть каждый день Ваш дом наполняется уютом, теплом, счастьем, благополучием. Дарите друг другу внимание и заботу, любовь и верность. С Праздником Светлой Пасхи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, поздравляю Вас со Светлым Христовым Воскресением! Света и радости! Мира и тепла!
      Рада видеть Вас))

      Удалить
  6. Ольга Николаевна, спасибо. Очегь понравился Ваш урок, детское творчество. Многим не нравяится учебники. Но одни творчески к этому подходят, побуждая и мотивируя школьников; а другие просто ропщут. Спасибо Вам за опыт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Задание мною заимствовано из любимого журнала "Русский язык". Но соглашаюсь с Вами: на урок идёшь не просто бездумно копируя чей-то труд. Вот и здесь: поработала с ребятами и получила награду - великолепные продолжения стихотворения. А учебник... Это моя боль.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Потрясающие стихи получились у ребят! Решила выбрать, какое понравилось больше и не смогла - уж очень много отличных, все!!! А как Вы оценили работы ребят?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      С Вами согласна: стихи великолепные. Впервые дала такое задание, и ребята удивили!
      Да и лучшее продолжение трудно отыскать. Все по-своему прекрасны.
      Оценивала, конечно, содержание (чтобы и рифма была) и грамотность. Как и любое сочинение. Ставила две отметки. Думаю, все остались довольны ))

      Удалить
  8. Молодцы! У творческого учителя - творческие дети!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Юрьевна, спасибо большое за добрые слова!
      Думаю, в нашей профессии невозможно не придумывать что-то, хотя бы раз в неделю ))

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...