27 августа 2018 г.

"Живой как жизнь": блог хорошего человека. Выпуск № 20

   Заканчивается лето. Заканчивается и блоговый проект "Живой как жизнь": блог хорошего человека". И встретились, и познакомились, и побеседовали со многими хорошими людьми, ведущими блоги. 
   Летний маршрут-2018 заканчивается в Усть-Каменогорске (Казахстан), до которого из Полысаево не так уж и далеко - 820,3 км. 
Источник

   К нам присоединяется удивительно интересный человек. По профессии она учитель биологии, по состоянию души - "исследователь живой планеты" (источник). Её блог "Магия биологии" - удивительная кладовая различных интересностей, касающихся мира природы.
Источник
   Знакомьтесь: Ольга Александровна Астраханцева, методист по организационно-массовой работе учебно-исследовательского экобиоцентра.
   Слово Ольге Александровне...
Источник

- Вы учитель. Как Вы думаете, что является самым главным в Вашей профессии?
- Я биолог и педагог. 10 лет была учителем биологии в школе, лицее. Сейчас я методист и педагог дополнительного экологического образования. «Labora et amare» - «работать и любить». Девиз Туве Янссон, который стал и моим педагогическим девизом.
Самым важным для меня в профессии было, есть и остаётся вкладывание в сердца людей любви и трепетного отношения к Жизни, к планете, формирование экоцентрического планетарного мышления. Через свою профессию я реализую свою миссию – служение Планете.
Второй постулат моего педагогического мировоззрения – любовь к детям. Считаю детей лучшей частью человечества. В силу своей специализации я работала с одарёнными детьми, помогая через свой предмет им становиться успешными, интеллектуальными, свободными в творческом самовыражении, свободными в выборе способа взаимодействия с материалом, и как следствие - они учатся нести ответственность за свой выбор, отслеживать свою динамику, корректировать траекторию развития. А вместе с тем я помогала быть осознаннее, добрее, эмпатичней, мудрее за счет понимания всеобщих планетарных законов. Отойти от парадигмы алчущей статусной обезьяны-потребителя и направить себя в сторону ноосферного мышления.

Плоды воспитания зреют долго, но они того стоят. Мне нравится удивлять детей их собственными достижениями, формировать у них потребность в творчестве и позитивном самовыражении, испытывать интеллектуальный драйв и радость познания, вдохновлять на развитие. И это мотивирует меня на собственный рост. Я в постоянном движении и поиске.
Третий постулат моего педагогического мировоззрения – свобода творчества. Я нахожусь в постоянном потоке творчества. Это мой эликсир жизни. Творить для меня - как дышать. Жизненная необходимость.
Творчество – это возможность сделать социум лучше. На ум приходят слова Генриха Альтшуллера: «Человек, занятый творчеством, не может быть плохим человеком. Ему неинтересно быть плохим человеком – это только отнимает время».
- Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете эталоном вашей профессиональной деятельности? 
- В подростковом периоде моим эталоном был мультигений Леонардо да Винчи. Природа не знает разделения на науки, она цельная, всеобъемлющая, бесконечная в своем таинстве. Из юности я вынесла важное понимание, что любой мой талант, дар, умение, можно повернуть во благо профессионального развития.
Майя Николаевна Овчинникова
В реальной жизни мне повезло с моей наставницей в лицее. Овчинникова Майя Николаевна, заслуженный учитель РК, химик от Бога, Педагог и Человек с самой большой буквы. Я благодарна за поддержку и пример, каким должен быть настоящий учитель. Именно она научила меня быть на стороне ребенка несмотря ни на что, хотя иногда это бывает очень трудно.
- Многие сегодня говорят о том, что нынешние ученики изменились. Разделяете ли Вы такое мнение?
- Безусловно, нынешнее поколение имеет свои отличия, ведь окружающая среда, социум, его тренды определяет развитие человека. Но я не считаю, что нынешние ученики хуже предыдущих поколений. Они просто другие, дети своего времени. Принимать учеников такими, какие есть, встраивать сегодняшние реалии в траекторию развития детей, при этом самому быть гибким – вот задача современного педагога.
Совместное придумывание
и изготовление с детьми
биологических настольных игр
- Общаетесь ли Вы со своими воспитанниками, родителями своих воспитанников через блог?
- Контент создавался по иным соображениям. Это тематический персональный блог. От формата использования его как площадки для педагогической отчётности, суррогата социальной сети, я отказалась изначально. Основным стремлением было упорядочивание информации, обобщение накопленного опыта, продвижение идей бережного отношения к живому, популяризация биологической науки. Мне хотелось рассказать, что бывает иная педагогика – креативная. За время своего существования ресурс занял экспертную нишу в русскоязычной блогосфере в области пропедевтической биологии. Среди целевой аудитории контента – родители, педагоги дошкольного образования, психологи, педагоги школ, коллеги-биологи.

Но, к сожалению, в казахстанском обществе царит мнение, что блог заводят от нечего делать, сложно переубедить людей в обратном. Блоговедение спускает массу заезженных триггеров в умах окружающих, откровенное непонимание. У администрации блог порождал желание подгрузить меня еще десятком обязанностей, раз у меня есть столько времени, чтобы еще и блог вести. У некоторых коллег – укоряющий вопрос «ЗАЧЕМ?????» и неприкрытая обеспокоенность, а не заставят ли и их делать это же самое, вслед за моими новаторскими сумасшедшими подходами. Некоторые родители очень настороженно относятся к публичности детей, против размещения фотографий, поэтому я стараюсь не размещать подобный контент, где дети узнаваемы. А для меня блог был способом выжить во всё сужающихся жестких образовательных рамках.
Сейчас я активно использую ссылки на статьи как городской методист при организации своей работы с педагогами, школами. В дополнительном образовании легче продвигать формат блога, так как здесь гораздо больше творческой свободы. Мне весьма помогают в организации мероприятий и занятий материалы собственного блога.
Приготовление с юннатами пряников для птиц
 - 
Каким своим профессиональным достижением Вы гордитесь?
- В лицее обратной связи от учеников уделялось много внимания, и проводились анкетирования, по результатам которых на параллелях выделялся лучший учитель, который оказал на развитие детей наибольшее влияние. Причём критерии были серьёзные. У меня были две параллели, и обе выделяли меня. Наверное, эти грамоты от детей для меня значат больше, чем моё звание лучшего учителя Казахстана за уникальную систему педагогической работы.
 
- И еще я горжусь своими выпускниками. Мир стал богаче множеством прекрасных врачей, экологов, фармацевтов. Медицину и биолого-экологические специальности выбирали до 25% выпускников.
Я горжусь своими авторскими лицейскими спецкурсами, на которых всегда был аншлаг из слушателей. И своими творческими уроками. Я горжусь, что дети, выходя с моих занятий, обсуждали происходящее на уроках, уносили какой-то вопрос в сердце.
Сейчас я горжусь моими юннатами. Несмотря на то, что уже не работаю школьным учителем, я продолжаю заниматься с детьми из родного лицея, они теперь мои юннаты. Я горжусь, что на фоне других учеников экобиоцентра мои юннаты самые активные, любознательные и веселые.
Обычное моё состояние - за объективом )))
- И я горжусь своими «звериками», которые живут в нашем мини-зоопарке экобиоцентра. Они у меня тоже молодцы.
- Можно ли считать Ваш блог профессиональным достижением? 
Какое блоговое достижение Вас радует?
- Безусловно, блог для меня - своеобразное профессиональное достижение. Я прокачала в неё новое для себя направление – пропедевтику биологии. Создала пальчиковый биологический театр БиоТОП – уникальный клуб почемучек. 

Открыла в себе способность к написанию дидактических биологических стихов для детей. Систематизировала свои наблюдения в природе. Сделала блог путеводной звездой для юного натуралиста.
Меня порадовали совместные марафоны, которые мы проводили вместе с Аней Игнатеней, Наташей Ошуевой, Надеждой Киселевой и Татьяной Лазаревой; сотрудничество с Асей Валасиной и ее «Родной тропинкой», Еленой Суздалевой. Статьи в любимом с детства журнале «Юный натуралист» тоже порадовали. Могла ли я когда-нибудь представить, что стану автором легендарного журнала?
Меня радуют мои постоянные читатели и блогодрузья.
 
Что в ведении блога Вас огорчает?
Сейчас тренд личного блоговедения сходит на нет. Стало меньше комментариев.
Техническая сторона ведения блога и его продвижение меня огорчает. Сейчас сложно продвигать блог, это требует вложений, а значит, нужна монетизация контента. А это моя боль.
Я давно думаю о переезде на свой домен, но боюсь, что мне не хватит компетенции сделать это правильно и часть материала потеряется.
- Можно ли считать Ваш блог своеобразной рекламой (=визитной карточкой) Вас, учителя?
- Да. Сейчас много говорят о личном бренде в сети. «Магия биологии» слилась с моим именем. Но и это моё творческое портфолио. Если я буду искать работу, то работодателю будет легче понять мой масштаб, ценности, решить, нужен ли такой человек в его команде, может ли он предоставить необходимую творческую свободу.
Радужные феечки - одна из фишек блога,
делающая его узнаваемым
- Какие сообщения более интересны Вашим читателям и подписчикам: учебные, профессиональные или бытовые?
- У меня нет чёткого разделения контента на данные категории. Всё так или иначе подчиняется популяризации науки. Градацию я выразила в рубриках блога.
Одной из форм популяризации науки в блоге «Магия биологии» является очерк, собственные наблюдения как натуралиста, подкрепленные фотографиями и видеосъемкой.
Подобная работа с региональным компонентом - возможность рассказать миру о моей Родине, природе Восточного Казахстана. Написан ряд статей по многолетним наблюдениям за природными объектами на Бухтарминском водохранилище. Наблюдения педагога за живой природой родного края могут стать ценным источником фактов, давать богатый иллюстративный материал для занятий с учащимися, формировать истинный патриотизм, раскрывать исследовательский потенциал у подрастающего поколения. Формат очерка позволяет привлечь внимание широкого читателя, воспринимается им как сериал о природе. Грандиозный отклик имели очерки о длиннохвостых сусликах, в которых главным героем был суслик Муничка.
Особый интерактивный формат – работа с вопросами почемучек, которые присылают родители на почту. В нём соединилась любовь к биологическим пьесам «КОАПП» М.Константиновского и авторский биологический пальчиковый театр «БиоТОП» - «Биологический театр открытий почемучек». На настоящий момент вышло 27 выпусков «БиоТОПа».
Героев создаю из фетра, их фотографиями иллюстрирую статью. В ведении блога важна уникальность контента и авторский иллюстративный ряд. Среди постоянных участников «БиоТОПа» – слон, кафрский ворон, сурикат, мартышка, орангутан, сова, осьминог, илистый прыгун, винный бражник, галапагосский альбатрос. В выпусках постепенно раскрываются биологические особенности этих уникальных животных. А каждый новый вопрос знакомит с каким-то новым представителем живой природы.
На сценической площадке побывали десятки существ: кашалот, европейский удильщик, рак речной, гепард, птица секретарь, стрекоза, комар малярийный, паук-скакунчик, дрозофила, медоносная пчела, кабан, лошадь, корова, саджа, зеленая элизия, повилика и другие.
Сценарий содержит интригу, герои поют биологические песенки, рассказывая о себе, открывают тайны, создают объяснительные модели и творческие поделки, играют в тематические игры. Стараюсь использовать материалы последних открытий, новые научные факты и достижения в материале.
Я активно работаю с метафорой через особый жанр «Философских рассказок».
Интеграция различных жанров повышает интерес общественности к науке, позволяет оперировать новейшими фактами, удивлять и удерживать внимание. Вырезание иллюстраций к произведениям Терри Пратчетта с последующими биологическими комментариями можно рассматривать как еще один канал популяризации науки в рамках блога.
- Ваш блог сегодня отличается от Вашего блога вчера (вчера= хотя бы два-три года назад)?
- Конечно. Блог находится в динамике, отражает мою деятельность, приоритеты, ресурсы времени. Сейчас много статей, которые рассказывают о моей работе в экобиоцентре, об экспедициях с юннатами. Раньше было больше взаимодействия с читателями через биологический театр почемучек, марафоны. Но сейчас у меня дефицит времени, поэтому делаю, что возможно.
И цель у меня сейчас - вплести блог в свою профессиональную деятельность, показать его полезность с точки творческой педагогики.
Игры с картошкой
- Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации А.Е.Петров 21 мая 2018 года отметил, что нужны изменения в формате проведения конкурса «Учитель года»: «Мы провели очень плодотворные встречи с победителями конкурса, представителями предметных ассоциаций, и появился целый комплекс предложений. Уже в этом году мы предлагаем внести некоторые изменения в конкурсные испытания. Интернет-ресурс, сайт, который сейчас демонстрирует конкурсант, живёт несколько месяцев, а затем за ненадобностью «умирает». Все, с кем мы обсуждали эту тему, говорят, что учитель живёт в соцсетях, общается с педагогами, коллегами, учениками, даже администрацией – в соцсетях. В связи с этим предлагаем конкурсантам 2018 года продемонстрировать вместо сайта свои страницы или группы в социальных сетях».
Как Вы относитесь к этим изменениям? Действительно ли, учитель «живёт в соцсетях»? В каких соцсетях живёте Вы? Как общаетесь с родителями и учениками через соцсети? Правда ли, что блоги и сайты учителей «умирают»?
- Я не любитель социальных сетей, болтания по телефону, пустых разговоров, заседаний в чатах. Это ворует время у моего творчества. Соцсети я завела исключительно для продвижения блога. Я есть на ФБ, ВК, но меня нет в Инстаграме. С видеоформатом я тоже на Вы, только иллюстрирую им свои статьи, без продвижения на YouTube-канале. Хотя реалии продвижения советуют развивать именно эти форматы, но сердце к ним не лежит.
Социальные сети – это записки на стикерах, которые хаотично наклеены, где придётся, а блог – это многотомная упорядоченная библиотека. Я люблю длинные тексты с фотоисторией, ценю упорядоченность и системность, поэтому храню верность подходящему для этого формату блогу.
С учениками в свое время, когда не было широкого распространения социальных сетей, я общалась через чат и электронную почту. Сейчас довольно удобно общаться через группу ВК, WhatsApp, но делаю это без воды, по делу. Личного общения ничего не заменит. Проведение ряда онлайн уроков убедили меня в этом. Онлайн воспринимается мною как своеобразный суррогат занятий. Вживую, каким-то невероятным образом в аудитории создается особая аура, атмосфера волшебства, что делает занятия эффективными и глубокими.
К сожалению, классические блоги уходят в прошлое. Это касается всех направлений, не только педагогических. Люди идут по пути наименьшего сопротивления, исходя из своих потребностей и возможностей.
Да, такая проблема есть, учителя под давлением чиновников, выполняют условия конкурсов, заводят блоги. А потом бросают. Если что-то взращивается на насилии, из-под палки, оно будет нежизнеспособным. Только внутренняя потребность и любовь способна дарить чему-либо жизнь.
В системе образования силён формализм, чинопочитание и отсутствует какая-либо гибкость. Я считаю формализм главным механизмом бюрократического аппарата чиновников от образования и извращённой формой психологической защиты учителей на давление бюрократической машины. Это зло и боль, и способ выживания.
Изменить это, увы, не получится. Можно только отойти в сторонку и творить собственные миры, приглашая в них родственные души.
- Ваши пожелания и комментарии всем тем, кто ведёт свой блог и не собирается его в ближайшие годы забрасывать.
- Творите, созидайте, дарите то, что любите, развивайте то, что любите, получайте радость от своей деятельности, вшивайте в блог свою миссию, будьте маяком в бушующим море информации. Пусть блог станет Вашей отдушиной.
Благодарю, Ольга Николаевна, за интересные вопросы. Буду рада новым знакомствам и новым читателям «Магии биологии».
   Ольга Александровна, огромное спасибо за чудесную беседу! Вы верно отметили: комментируют мало сообщения и комментируют, в основном, одни и те же люди, ставшие добрыми блогодрузьями. Их комментариев ждёшь. Но всё-таки хочется верить в то, что к таким интересным сообщениям, как у Вас, будут обращаться не только блогодрузья, но и ученики. Вам желаю продолжать творить! Оставайтесь интересным творческким человеком!

36 комментариев:

  1. Блог-энциклопедия, так бы я обозначила ресурс Ольги Александровны. Вместе с ней я познаю окружающий мир от А до Я, учусь наблюдать и видеть то, что раньше просто не замечала. Спасибо, Ольга Николаевна, за возможность еще больше узнать об увлеченном и влюбленном в свое дело Человеке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Приятно осознавать, что человек, с которым ты беседуешь, становится интересным собеседником и для твоих друзей.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Анна Борисовна и Ольга Николаевна!
      Благодарю за отзыв. Я очень горжусь нашим знакомством!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна и Ольга Александровна! Вот и еще один замечательный блог я для себя открыла! Какой неповторимый, нежный дизайн! Очень приятно будет познавать тайны природы вместе с "Магией Биологии". Спасибо за новое знакомство с очень интересным хорошим человеком!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Заключительный выпуск стал для Вас открытием. Радостно. Вы познакомились с удивительно интересным блогом и человеком.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Я рада новым знакомствам. Надеюсь материалы блога будут полезны для Вас.

      Удалить
  3. А я иду знакомиться с Ольгой Александровной и ее блогом! Спасибо Вам, Ольга Николаевна, за встречу с интересным человеком!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Наталия Викторовна! Знакомьтесь с удовольствием и в удовольствие ))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Наталья Викторовна!
      Буду рада, если блог заинтересует Вас.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Мы с Вами давно знакомы, виртуально,конечно. В нашей копилке есть даже диплом "Почемучек", за лучший вопрос. Помните?
    "Магия биологии" очень интересный и познавательный блог. В нём собрано очень много энциклопедической и собственной информации.
    Для тех, кто увлекается биологией - это неоценимый вклад. Да и тем, кто далёк от биологии, тоже стоит обратить внимание на "Магию биологии".
    Ольга Александровна, спасибо, что несмотря на сложности, Вы продолжаете вести блог. Желаю Вам успехов во всём.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Присоединяюсь к Вашим пожеланиям! Увлечённым биологией блог Ольги Александровны - кладезь!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Как же я могу забыть))) Я помню все выпуски БиоТОПа. Они для меня как дети))) Играли со своими юннатами по мотивам вашего спора. Решали задачи. Спасибо вам и сыну за вопросы.
      Благодарю, Ольга Николаевна!

      Удалить
  5. Дорогая Ольга Александровна! Позвольте я в очередной раз сниму перед Вами шляпу, поклонюсь и стоя поаплодирую! Я столько узнала и вынесла из Вашего блога, не счесть! После прочтения Вашего театра взахлёб рассказывала мужу о многих интересных фактах биологии. А я ведь очень хотела стать хирургом, но не сложилось. Однако любовь к Жизни, науке, естествознанию во мне сохранилась. И я так рада, что повстречала Вас! Спасибо Вам огромное! Я восхищена Вашими знаниями и умением их преподнести! Желаю Вам и дальше творить, Вы уже и так много сделали для планеты, уверена, сделаете еще. Почему-то чувствую в Вас родственную душу. Пусть Ваша фантазия не иссякает, а работа всегда приносит радость!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Света!
      Присоединяюсь и я к шляпосниманию и коленопреклонению ))
      Блог "Магия биология", действительно, гипнотизирует и не может не влюбить в себя.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Ольга Николаевна!
      Благодарю за проникновенный отзыв. Мне очень приятно. Я тоже считаю вас родственными душами. Думаю, когда осознаешь свою миссию, свернуть с этого пути уже невозможно. Постараюсь и дальше творить и воспевать Жизнь.

      Удалить
  6. Какой замечательный собеседник заканчивает блоговый проект!Здравствуйте, Ольга Александровна!Сколько интересной и полезной информации, заданий для детей любого возраста можно найти в Вашем блоге. Я очень рада, что являюсь его читателем, что нам с ребятами удалось принять участие в проводимых марафонах. Спасибо за то, что даете возможность увлекательно изучать мир природы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли Анатольевна, спасибо за добрые слова в адрес последнего выпуска блогового проекта!
      А я всё-таки надеюсь, что все участники были интересными собеседниками ))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Нелли Габдрахмановна!
      Я очень рада, что Вы читаете блог, находите его полезным и участвуете со своими воспитанниками в его проектах.
      Ольга Николаевна, спасибо за проект о живых блогах. Я открыла для себя новые блоги и интересных людей, благодаря ему.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Прочитала ваш пост и решила тоже познакомиться с Ольгой Александровной и ее прекрасным блогом. Бегу знакомится! Бегу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Надеюсь, знакомство с блогом хорошего человека состоялось))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Спасибо, что стали моим постоянным читателем. Надеюсь материалы блога будут полезны.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Вот уж несколько лет наблюдаю за тем, как Ваш блог рассказывает нам об удивительном мире природы! Вы - отличная рассказчица, поэт, художник, творческая личность! Как славно, что Вы среди сумасшедшей занятости находите время на блог! Помню, что мой первый комментарий в Ваш блог был про лимонное дерево)))) А в этом году оно... перестало нас радовать и засохло - одни веточки коричневенькие остались... Мы его на даче в грунт пересадили, но что-то не оживает...

    Ольга Николаевна, здравствуйте! Очень рада, что Вы пригласили Ольгу Александровну, читала её ответы и понимала, что даже если б ФИО не были б указаны, я бы все равно поняла, кто сегодня гостит в проекте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Знаю Ваши экстрасенсорные способности ))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Спасибо за добрый отзыв. Надеюсь у меня и дальше получится регулярно писать в свой бложек.
      У всех есть свой срок, и у лимонных деревьев тоже. Наш лимон тоже спустя 25 лет высох, но я оставила его корявые веточки, отмыла корни для декоративной композиции.

      Удалить
  9. Доброе утро, Ольга Николаевна и Ольга Александровна.
    Спасибо за знакомство с интересным блогом. Только сегодня заглянув в него, уже нашла много интересностей про Казахстан, удивительных животных, жутких насекомых))) А какие фото изумительные у автора!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Ваши комментарии, опытной путешественницы, дорогого стОят. Надеюсь, блоговые встречи будут с "Магией биологии" частыми.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Я рада, что Вам понравились рассказы о моей Родине. Спасибо за комплимент по поводу фотографий. Благодарю, что стали моим постоянным читателем.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ольга Николаевна и Ольга Александровна! Как это я прошла мимо такого увлекательного блога, все отзывы говорят об этом. Исправляюсь! С удовольствием стала ПЧ, а со временем, я думаю, мы лучше и ближе познакомимся через блоги с Ольгой Александровной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Надеюсь, Вам понравилась "Магия биологии". В ней можно утонуть от удовольствия ))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Очень рада видеть Вас среди постоянных читателей. Взаимно рада знакомству!

      Удалить
  11. Ольга Николаевна, здравствуйте! А я тоже мимо блога Ольги Александровны прошла! Срочно хочу исправиться и стать ПЧ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
      Столько ПЧ присоединилось к блогу Ольги Александровны! Читайте удивительные материалы автора!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      Надеюсь Вам понравятся материалы блога. Рада знакомству!
      Ольга Николаевна, еще раз благодарю за возможность поучаствовать в Вашем живом проекте!

      Удалить
  12. Здравствуйте, Ольга Александровна и Ольга Николаевна! Уже не помню, когда познакомилась с блогом Ольги Александровны, но "плотно подсела" не так давно. Удивительный человек! Просто удивительный! Биология в школе была у меня самым нелюбимым предметом, скучнее науки (разве что химия) я не представляла :( Конечно, дело в учителе. Рассказывая детям о явлениях в жизни растений и животных, все время хотела изюминки. И вот зайдя как-то на минуточку в гости к Ольге Александровне, поняла: "Вот оно!" :) Чудеса рядом! Спасибо Вам, Ольга Александровна, за Ваш уникальный опыт и за умение его преподнести. Пусть блоговедение продолжает нас радовать.
    Спасибо, Ольга Николаевна, за то, что "раскрыли" нам свою гостью!
    С праздником Вас, с Днем Знаний!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльмира Ульфатовна!
      Мне очень приятно, что через мой блог вы изменили свое отношение к науке биологии. Не устаю повторять, что биология школьная и биология настоящая - это две разных биологии. И настолько это болезненно было для меня, что родилась "Магия биологии" как попытка показать, что такое настоящая биология в моем понимании.
      Спасибо за добрые слова и пожелания!

      Удалить
    2. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте!
      С большим удовольствием "беседовала" с Ольгой Александровной! Приятно, что Вы внесли свою лепту в рассказ об этом удивительно интересном человеке!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.