ЧМ "Отличная книга"- 2021/2022

21 сентября 2021 г.

Как шестиклассники поэтами были, или Лингвистический анализ стихотворения А.К.Толстого - 2

Источник
   Уроки развития речи. Сколько их проведено! А сколько ещё впереди! И всегда одна цель - развивать речь обучающихся, т.е. учить красиво говорить. Изложения, сочинения пишем, конечно. Но иногда хочется отойти от правильности и поиграть... в поэтов.
   Три с половиной года назад я уже писала сообщение об уроке, на котором мы анализировали стихотворение А.К.Толстого "Где гнутся над омутом лозы...". И вот в середине сентября 2021 г. решила познакомить своих нынешних шестиклассников с красивым стихотворением русского поэта.
   Мы снова анализировали язык стихотворения и пришли к выводу о том, что весёлость и лёгкость начала стихотворения переходят в страх и, возможно, трагедию его окончания.
   И снова дети получили задание: придумать четверостишие - ответ ребёнка стрекозам. 
   Я же приглашаю вас познакомиться с детскими предложениями продолжения. Я в восторге! И это правда.
   Если будет вами, уважаемые читатели, обнаружен плагиат, пожалуйста, сообщите мне!
Нет, голубые небесные пташки, 
Ваши мысли известны давно! 
Летите вы прочь, букашки, 
На вас мне всё равно.
Владимир А.

Вы так хороши и прекрасны, 
Летаете здесь над водой, 
Но ваши призывы опасны, 
Мне лучше вернуться домой.
Софья Б. 

Мама мне сказала: 
 «К незнакомцам не ходить!» 
Ведь они мне могут 
 Сильно навредить. 
Потому, стрекозы, 
Я уйду от вас, 
Чтоб не видеть больше 
 Ваших хитрых глаз. 
Варвара Б.

 Голубая стрекоза, 
Так меня не проведёшь! 
Я не рогатая коза, 
Меня туда не уведёшь. 
Илья В. 

Ах, вы, стрекозы голубые, 
Сладкоголосые, но злые. 
Утонуть мне не судьба, 
Вы не обманете меня. 
Илья В.

 А я подожду маму свою, 
Когда проснётся она. 
Тогда я спрошу у неё: 
«Можно посмотреть на песчаное дно?» 
Виктория Г., Александра О. 

Песчаное дно – это опасно! 
Там утонуть можно легко. 
Берег отлогий – это ужасно! 
Меня заманить не так уж легко! 
Полина Д.

 Какие красивые спинки, 
И очень прекрасные вы, 
И как хорошо вы поёте, 
Но нужно домой мне идти. 
Дарья Д. 

Как жаль, что летать не умею, 
Зато я умею ходить 
И видеть красивые розы, 
И слышать мелканье стрекоз. 
Роман Д.

 Ребёнок стрекозам ответил: 
«Я тоже вас сильно люблю! 
И с радостью с вами поиграю, 
И песенки с вами спою!» 
Андрей З. 

Да я подошёл бы поближе, 
Но мне и в траве хорошо. 
Пускай себе кружат в сторонке 
И пляшут смешной хоровод. 
Диана М.

 Нет-нет, дорогие стрекозы! 
Мне рано ещё погибать. 
Летите вы прочь, на болото, 
А то позову-ка я мать. 
Виктор М. 

Дитя улыбнулось украдкой
 Манительным речам стрекоз. 
Так сказочны были рассказы, 
Что не сдержалось оно. 
Вероника М.

 Нет, нет, не хочу к вам, стрекозы, 
Вы тянете в омут на дно. 
Уж лучше на бреге останусь, 
Отсюда на вас погляжу. 
Елизавета Н. 

Но помнить надо о главном, 
Что в воду лучше не лезть, 
И если не умеешь плавать, 
То у берега лучше присесть. 
Кира О.

Мне с мамой тепло и уютно, 
Я с вами пойти не могу. 
Летите себе, веселитесь, 
На вас издали посмотрю. 
Михаил П.

 Дитя, поспешив за стрекозами, 
Бросило на землю игрушку. 
От шума проснулась мать 
И поспешила его спасать. 
Елена С. 

Вы так прелестны и красивы, 
Порхаете над этой водой, 
Но к вам идти я не осмелюсь, 
Лучше пойду я домой. 
София Т.

 Извините, стрекозы, 
Не могу я пойти, 
Надо маму дождаться, 
Чтоб домой нам пойти. 
Матвей Т. 

Он ответил в тот же час: 
- Очень дружен ваш рассказ, 
Но летать я не умею, 
Да и крыльев не имею… 
Анастасия Т.

 Ладно, стрекозочки, ладно, 
Пойду я к вам танцевать. 
Только давайте завтра, 
Сейчас мне надо поспать. 
Даниил Ц. 
Не полечу, стрекозы, с вами я, 
Уйду от вас и маму разбужу,
 А теперь запомните, что в омут 
С вами не пойду. 
Ярослав Ц.

 Вы очень красивые пташки, 
Но к вам подойти не могу. 
Летите вы дальше, милашки, 
А я не пойду на дно. 
Артём Ч. 

Я тоже люблю вас, стрекозы,
 С друзьями своими веду хоровод. 
Подлетайте к нам поближе,
 Вместе создадим мы хор. 
Будем петь мы много песен 
И разбудим весь народ. 
Арсений Ш.

 Пока не проснулась мать, 
Я буду сидеть и мечтать, 
Я буду её охранять.
 И вовсе не хочется мне с вами летать. 
Софья Я.

18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
    Увы, без плагиала не обошлось.
    Вот это:
    " Дитя побежало проворно
    На голос манящий стрекоз.
    Там дно было глубоким и чёрным,
    И тиной омут пророс.
    Дмитрий П. "
    https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200403013
    Дитя побежало проворно
    На голос манящих стрекоз.
    Там ил был глубокий и черный
    И тиною омут порос.

    Стрекозы на пир поскорее
    Приятелей черных зовут,
    Из нор своих черные раки
    С клещами к добыче ползут,

    Впилися в ребенка и тащат
    И тащат на черное дно,
    Болото под ним расступилось
    И вновь затянулось оно.

    И вновь, где нагнулися лозы
    От солнца палящих лучей,
    Летают и пляшут стрекозы,
    Зовут неразумных детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Валерьевна!
      Вот многое проверила, а это как-то упустила.
      И именно в одном классе два нечестных ученика. С одной ученицей был разговор в прошлом году, повторение снова будет. И Дмитрий присоединился.
      4 строчки сочинить самостоятельно нельзя! Лень!

      Удалить
    2. Меня сразу насторожило некое несозвучие слов "дно было" и "тиной"
      Эти вот "лишний слог" и "недостающий слог" и сподвигнул на поиск.

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, ещё раз благодарю Вас!
      Проверив две стопки тетрадей, что-то, конечно, упустила. Вот и обратилась к своим друзьям с просьбой. Вы молодец! Быстро отреагировали!

      Удалить
  2. Как здорово, Ольга Николаевна! Ваши ученики - настоящие поэты, кроме, конечно, одного мальчика. Молодцы! Поздравляю! Дети очень талантливые!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, дети-то талантливые все. Ленивые вот только! Буду надеяться, что поймут многие, зачем нужно учиться.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Обожаю такие уроки творчества, СОтворчества!Молодцы! По поводу плагиата. Что ж ... Все ученики разные. Не всем, может быть, нравится сочинять, пусть даже несколько строк.И вдохновение иногда дремлет:).Тем более в истории литературы встречается немало случаев плагиата.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Борисовна!
      Молодцы дети, согласна с Вами!
      Но плагиат в таком малом деле не уважаю.
      Каждый может придумать четверостишие. Тем более это было домашнее задание.
      А творческие работы будут ещё.

      Удалить
  4. Оксана Николаенко22 сентября 2021 г., 19:08

    Здравствуйте! Какие наши дети поэты! Есть прям замечательные четверостишия, красивые. Спасибо Ольга Николаевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана (простите, не знаю отчество)!
      Как я рада Вашему отклику! Обратная связь очень важна.
      Вы правы: есть отличные четверостишия, есть хорошие. Нравятся мне все! Дети старались!
      Варвара сочинила превосходное продолжение!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Какие ребята молодцы! Я считаю, что очень важно на уроках литературы не только читать произведения, но и самому сочинять! Да, получается не всегда "очень", но как это развивает и учит чувствовать ритм стихов...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Мы исследовади язык стихотворения на уроке русского языка.
      Вот и я так считаю: нужно учиться и пробовать. Да, мы не поэты, но чувствовать ритм,Вы правы, важно.
      Некоторые дети нашли вариант списать.

      Удалить
  6. Спасибо, Ольга, Вам и деткам, с удовольствием почитала их творения. Особенно понравились про рогатую козу и маму, которая велела к незнакомцам не ходить)) Вы молодчина! А Вы работаете с теми, кто в размер не попадает? Я понимаю, что нагрузка и планы, но объясняете ритмику, количество слогов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Александровна, здравствуйте!
      Сочинения детей - это целый детский мир. Когда читаю сочинения учеников, всегда открываю для себя что-то новое в ребёнке.
      Конечно, вскользь сказала некоторым детям, что нет рифмы, что лишний слог, например, вставлен. На уроках литературы мы очень мало говорим о размерах. Всё-таки в школьной программе нельзя объять необъятное. Но я стараюсь увлечённым детям дать больше материала.
      Спасибо Вам за добрые слова!

      Удалить
  7. Не так просто зарифмовать строки, да ещё чтобы смысл остался.
    Это кажущаяся простота. Поэтому я не могу судить строго за "плагиат".
    Кстати, можно предложить ребятам посочинять "стишки-пирожки" и "стишки-порошки". Это весело и интересно.
    ну а из этих шедеров актуальный:
    Мама мне сказала:
    «К незнакомцам не ходить!»
    Ведь они мне могут
    Сильно навредить.
    Потому, стрекозы,
    Я уйду от вас,
    Чтоб не видеть больше
    Ваших хитрых глаз. ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну четыре строчки написать нужно было)) А плагиатчики попались не в первый раз.
      Стишки-порошки сочиняли. Только не рассказала я почему-то.
      Шедевр, правда, актуальный.

      Удалить
  8. Люблю такую форму работы! И дети любят!
    Многому можно научиться, если честно трудиться!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Алина Ивановна, многие дети любят. Но всё же есть и лентяи. Увы ((

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.