24 августа 2020 г.

Поговорим о культуре речи, или Давайте говорить правильно!

   Красивая и правильная речь - признак красоты человека. Приглашаю всех, кто когда-то учил и забыл - повторить; кто когда-то не учил - научиться; кто учится - продолжать учиться ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО. 
   Мы обязательно что-то вспомним, о чём-то услышим впервые. И всё у нас получится. 
   Это сообщение могу считать заказным. Обработав результаты анкеты, увидела, что... Впрочем обо всём по порядку.
   В анкетировании приняли участие 69 человек. Благодарю всех и каждого! СПАСИБО!!!
   На вопросы отвечали три разновозрастные группы: до 16 лет, от 17 до 25 лет, старше 25 лет. Большинство анкетируемых входит в группу "25+". Взрослых волнует культура речи, наверное, больше ))

   Посмотрим ответы и порассуждаем (в круговой диаграмме представлены по всем возрастным группам; в диаграммах-столбиках - по возрастным категориям).


   Интересен взгляд "отцов" и "детей". "Отцы" считают, что интернет оказывает отрицательное влияние на грамотность, "дети" же практически уверены в обратном. 
    Здесь наблюдаем единение: и одни, и другие, и третьи уверены, что на обучение русскому языку никак не влияют дети, владеющие своим родным, не русским, языком. Не забываем, что наша страна - многонациональное государство. Всегда в одном классе учились дети разных национальностей.
    Очень интересный вопрос для меня как учителя. "Как правильно сказать: солдат или солдатов? нет трёхста экземпляров или трёхсот экземпляров? и т.п." - вопрос, который волнует тех, кому 16- и 25+. Вот в следующем сообщении мы и начнём вспоминать повторять кое-что по этой теме. "Какое ударение верное?" - ещё один вопрос, который волнует анкетируемых.
   Отмечу, что орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы не самые простые для запоминания. Но для того чтобы правильно говорить, нужно... говорить. Будем учиться!
    Очень показательны ответы: тем, кому 25+, ближе словари, справочники, т.е. книгам доврия больше; а вот нынешние ученики и студенты более доверяют Интернету. Таковы наши реалии.
    Правильно: включИт. Обратите внимание, что бОльшая часть школьников произносит слово неправильно. Тем, кому от 17 до 25 лет, произносят слово по-разному: 50/50. Те, кто старше 25 лет, в большинстве своём произносят слово тоже неправильно. Учимся )) Надеюсь, после сегодняшнего сообщения вы запомнили, как произносим слово. Ну а если забыли, то вспомните песню из мультфильма "Пластилиновая ворона".
    Здесь прАвы "отцы. Произносить нужно только СКУ[ШН]О. И никак иначе.
    Форма родительного падежа множественного числа слова ПОМИДОР звучит правильно: ПОМИДОРОВ. Многие произносят эту форму правильно.
   Только ДВЕ СПОРТСМЕНКИ. И никак иначе. Здесь практическое согласие у всех.
    И снова "отцы" считают, что заимствование иноязычной лексики представлется опасным для языка. Думаю, в данном случае представителей группы 25+ пугает лексика "детей". Англоязычные, в основном, слова не переводят на русский язык. Ну посмотрите на всяких хейтеров, фейки, пруфы и пр. 
    А вот здесь интересно было мне как учителю посмотреть на результат. Моё мнение: учитель имеет право употреблять некоторые сленговые слова и выражения. Ну не динозавры же мы. Язык наш живой. А вот ученики и родители разделились ровно 50/50: половина допускает использование сленга учителем, половина не допускает.
   В данном вопросе я на стороне тех, кто считает угроой для культуры речи употребление нецензурной лексики. Отрадно, что практически все, кому от 17 до 25 лет, считают тоже нецензурную лексику злом. 
   Впрочем, анкета всегда даёт повод для размышления. Думаю, что каждый должен обязательно соблюдать нормы речи. Помните у А.С.Пушкина: богатыри "вмиг по речи распознали, что царевну принимали"? Так давайте говорить правильно! 
   Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: "Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит"

17 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Мне кажется, что эти данные наиболее верные, потому что анкета была анонимной.
    Каждый смог ответить так, как считает на самом деле (а не так, как правильно считается в обществе)
    Меня немного насторожило, что, оказывается, есть такие люди, которые считают, что наличие в классе "иноязычных" учеников отрицательно влияет на освоенеие программы русского языка остальными учениками.
    Скорее всего это люди из разряда "ищу причину в собственном невежестве".
    И ещё удивило, что среди "до 16" есть такие, кто обращается к справочникам.
    Возможно, дети имеют в виду учебники или интернет-справочники?
    Мне очень понравилась анкета.
    Рада, что ответила всё правильно и "в большинстве".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Я очень надеюсь на то, что анкетирование прошло правдиво. Да и, собственно говоря, зачем нужно лукавить?
      Вот вопрос о национальном многообразии в наших школах насторожил и меня. Видимо, кто-то так считает. Но в одном я уверена: если дома разговаривают на родном языке, то с русским языком будут проблемы.
      Спасибо Вам большое за участие и мнение!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Интересная статистика! Про ударение. Можно вопрос? Фамилия Королёвы, семья меняет фамилию и теперь они Королевы. Как правильно ставить ударение в этом слове теперь. Наш учитель русского языка с огромным стажем работы, говорит , что по нормам русского языка ударение на второй слог - КорОлевы. Сами носители фамилии утверждают, что они КоролЕвы. Как же правильно? Как называть ученика?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Мне кажется, что здесь ударение зависит от формы мужской фамилии.
      Как она пишется "Королев" или "Королева"
      В первом случае по правилам русского языка будет КорОлевы, во втором - КоролЕва.
      НО! Фамилии - это прозвища, зачастую сленги и "местечковые" слова, поэтому может быть ударение на любую гласную.
      Фамилии (прозвища) вообще не подчиняются правилам русского языка.
      Я знаю фамилии Шышкин, Царевичь, Шыхыць (адыгейская), Каровин, Кросоткин, Кочькин, Мкртчян.
      А ударения в одних и тех же фамилиях ставятся в зависимости от места проживания.
      Вспомните ПопОв и ПОпов, ИванОв и ИвАнов.
      Раньше по ударению (фамилии) можно было определить место, откуда человек прибыл.
      Это то, что я помню (знаю), но правила сейчас меняются, многое искореняется, подводится под общую черту, так что, Ольга Николаевна меня поправит.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Вопрос можно, конечно. Но вот ответа у меня точно нет.
      в русском языке ударение подвижное и разноместное.
      Здесь же фамилия без двух точек над буквой Е. Почему же они стали какими-то КоролЕвами?
      Очень много учеников, у которых в паспорте неграмотная паспортистка написала не Ё, а Е. И даже мылси не было произносить фамилию по-другому.
      Да и называйте, как хотят!
      Вопрос у меня всегда возникакт: всё ли в порядке у этих людей?

      А Ирина Валерьевна много интересного и правильного рассказала ))

      Удалить
    3. Во! Сколько тонкостей с этими ударениями) Вы правы меняли документы, чтобы получить какие-то денежки.
      Ольга Николаевна, так мы и называем , как они хотят. В разных классах дети учатся из одной семьи. В одном классе - Королёва, в другом- КороЕв и т.д) Просто, думала, существуют какие-либо нормы на этот счёт. Спасибо за консультацию Вам и Ирине Валерьевне!

      Удалить
    4. Кстати о документах.
      Вот с такими "спорными" фамилиями, где "ё-е" и "и-й" надо быть очень осторожными.
      Соблюдать, чтобы во всех документах правильно указывали так, как написано в паспорте.
      Иногда в паспорте и в свидетельстве о рождении стоят разные буквы - вот тут мороки не оберешься.
      Или у детей и родителей "разные фамилии" получаются.
      Или выдают больничные листы, не поставив "точечки", а бухгалтерия не принимает.

      Удалить
    5. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Вы знаете (конечно, знаете), что родители хотят многого. Ну в данном вопросе и не будем им противоречить. Хотят - да ради Бога. А мы будем следить за своей культурой речи))

      Удалить
  3. Интересная анкета! Жаль. что я не записала свои ответы, поэтому не помню, как отвечала.
    Ольга Николаевна, вы же продолжаете до конца августа свой конкурс "Книжное путешествие"? Я сейчас заканчиваю путешествовать по Норвегии (города Осло и Берген) вместе с героями книги (Харри Холе и другие) Ю Несбё "Полиция".
    Потом начну читать "Звёзды смотрят вниз" Кронина. Взяла эти книги в библиотеке, а "Замок Броуди" сдала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Спасибо за участие в анкетиовании))
      Путешествие продолжается до конца августа. Вы правы. Скоро итоговый пост. Спасибо Вам!

      Удалить
    2. Про последние две книги напишу уже в сентябре. Завтра планирую опубликовать отзыв о романе Даниэлы Стил.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга! Грамотность и правильное произношение сейчас ценны. Потому что и вульгаризмы, и мат, и неформальная лексика и сленг уродуют язык. Особенно в книгах, в соцсетях. Но это примета времени, к сожалению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия!
      Когда-то и Пушкина обвиняли в употреблении "неправильных слов" ))
      И, как показала история (эволюция русского языка), Пушкин был прав))
      Теперь он не "салонный рифмоплёт", а "классик русского языка".
      Возможно, наши далёкие предки и будут общаться на этом "сленгово-техническо-рваном" языке, а наши правильно построенные предложения будут казаться такими же архаичными, какими нам кажутся оды Державина и древние летописи.
      Время покажет.
      Главное, чтобы человек не перестал общаться и хватило бы слов для обмена информацией.

      Удалить
    2. Лилия, здравствуйте!
      Думаю, что мат - это не примета времени, а воспитание. Увы.
      Согласна с Вами на 100%: грамотная речь ценна!
      Очень рада Вас видеть!

      Удалить
    3. Да, я тоже против мата, но вот "новые слова" (не путайте с неологизмами- общепринятыми) иногда прочно входят в нашу речь.
      Обычно это слова-сокращения: комп (вместо компьютер), разные аббревиатуры и т.д.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! К сожалению, я пропустила эту анкету, но проверила свою грамотность по итоговым результатам. Согласна, что язык живой и очень меняется, но ни в каком времени нецензурная речь не должна присутствовать. Это засоряет не только саму речь, но и душу, если хотите, портит ауру. Моя бабушка (о, сколько лет прошло!) всегда требовала от моего брата, употреблявшего "грязные" слова: "Сейчас же вымой рот с мылом!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
      Очень с Вами согласна: нецензурщину не терплю совсем. Ауру или карму портят такие слова очень.
      А бабушка Ваша была права. Попробую-ка я говорить так некоторым ученикам ))
      Спасибо!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.