27 августа 2020 г.

"В мире изобразительного искусства": "Вратарь" С.А.Григорьева

   В 7-м классе (по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова) на уроках развития речи работаем над описанием внешности человека. Учащиеся пишут сочинения по личным впечатлениям, выборочные и сжатые изложения и, конечно, сочинение по картине Сергея Алексеевича Григорьева "Вратарь".
О художнике
Сергей Алексеевич Григорьев (05.07.1910-09.04.1988) родился 5 июля 1910 года в городе Луганске в многодетной семье, где был двенадцатым ребенком.
С.А.Григорьев
   Из воспоминаний художника: "Родился в Луганске, а детство прошло в Запорожье. На железной дороге работал кондуктором мой отец Алексей Васильевич. Фамилии моих родителей были: отца, украинца - Григораш, матери, молдаванки - Кондра. Отец рассказывал мне, что по фамилии Григорьев его записали в паспорт, когда он пошёл работать на железную дорогу. В селе отец был единственный грамотный и по понятиям односельчан сделал блестящую карьеру, пройдя путь от станционного чернорабочего до кондуктора пассажирского поезда.
"Портрет отца" (1925 г.)
   Путь этот был длинный, и сначала семья наша, как и все односельчане, жила очень бедно. В сырых землянках и бараках дети рождались и умирали. Став кондуктором, отец получил квартиру в одноэтажном четырёхквартирном доме. Электричества еще не было, вода - в колодце. Купались и стирали после большого дождя, набрав воды во все вёдра и кадки.
   В первые годы после революции учился в единой семилетней школе. Школу я не любил, но очень много читал, имел хорошую память и много знал для своего возраста. Систематических знаний не имел, не знал в нужных объемах по школьной программе физики, математики. В дальнейшей жизни это не раз приводило к большим неприятностям.
   В нашем классе был ученик Толя Амелин, который прославился на всю школу как художник, так как срисовал с картинки портрет Тараса Шевченко в барашковой шапке, а потом и самого Карла Маркса. Как-то за пропуск уроков на меня сердился зав.школой и, как пример, указывал на Амелина. У меня взыграло самолюбие, и я взял да и срисовал Шевченко из учебника украинского языка. Это был мой первый рисунок. Все пришли в изумление, а учитель рисования стал помогать мне, учил рисовать разные несложные предметы с натуры, даже подарил новый карандаш и тетрадь для рисования. Так я взялся тогда рисовать, уже совсем забыв о других уроках…".
   В 1923-1926 годах Сергей Герасимов учится в Запорожской художественно-профессиональной школе. Затем неудачная попытка поступления в Академию художеств в Ленинграде (в те годы – Высший художественно-технический институт), после чего в 1928 году поступает на живописный факультет Киевского государственного художественного института, получив после окончания специальность графика и живописца. Среди учителей его были известные русские и украинские художники: М.Куприянов, В.Фаворский, Ф.Кричевский, Ф.Красицкий.
   После окончания института в 1932 году Сергей Алексеевич переехал в Харьков и начал работать в республиканском издательстве "Мистецтво". Он создаёт серию плакатов: "Передовики Донбасса", "Даёшь контакт", "Даёшь стране хлеб", "Комсомолия" и др.
   В 1932 году Сергей Алексеевич женится на Любови Игнатовне Стелецкой (1910 - 1991), которая была тоже графиком и живописцем. В 1933 году у них родились дочери-близнецы: Майя (1933-2004) и Галина.
   В 1934 году С.А.Григорьева назначают на должность доцента кафедры рисунка Киевского художественного института. В возрасте двадцати четырёх лет, начав преподавать в том же институте, который недавно окончил сам, он смог завоевать любовь и уважение студентов. С этого момента начинается педагогическая и творческая деятельность, которая продолжалась всю жизнь. А собственно живопись в 30-е годы как-то не давалась ему.
"Дети на пляже"
 1937 г.
   И вот в 1937 году, может быть, только как пробу, как проверку себя и зрительской реакции выставил Сергей Григорьев небольшую работу "Дети на пляже". Около картины задерживались зрители, её обсуждали знатоки. Картину купил с выставки Киевский музей украинского искусства.
"Детская музыкальная
школа"
   С 1940 по 1945 годы С.А.Григорьев в качестве офицера-политработника участвовал в Великой Отечественной войне. Даже во время войны он не забывал о живописи и пишет картину "Детская музыкальная школа". И сразу после Победы художник пишет целую серию акварельных пейзажей - уцелевшие от бомбежек районы Киева.
   В 1950 году С.А.Григорьеву присуждают Сталинскую премию второй степени за картины "Вратарь", "Приём в комсомол", "Обсуждение двойки".
"Вратарь"
1949 г.
"Приём в комсомол"
1949 г.
"Обсуждение двойки"
1950 г.
   В 1951 году мастеру присуждено звание Народный художник УССР, и вручен орден Трудового Красного Знамени.
"Вернулся"
1954 г.
   Когда в 1954 году на выставке в Москве, посвящённой 300-летию воссоединения Украины с Россией Сергей Алексеевич показал зрителям картину "Вернулся", о ней заговорили. Зал, где она была представлена, всегда был полон народа, и люди не спешили отойти от картины. А после, бывало, спорили дома, на работе, с друзьями, сослуживцами: "Простит она его или не простит?"
   ...Тяжелый мужской ботинок поставлен рядом с хрупким игрушечным сервизом. И от неуместности этого соседства с особенной остротой ощущается, как чревато опасностью для мира детства вторжение в него взрослых неурядиц, бед и сложностей. Пепел дымящей папиросы сыплется на цветной коврик, где только что угощались чаем плюшевый мишка и кукла. Но грузный мужчина - отец, усевшийся на детский столик, не замечает всей нелепости своего поведения. Ведь он шёл сюда с двумя коробками конфет и с уверенностью, что его приход станет в покинутой семье праздником. И вдруг встретил отчуждённость в маленькой дочери, непримиримость в сыне-подростке. Грустная и усталая женщина оказалась сильнее, выше мужчины душевно. Но она его не судит. Судят этого человека зрители.
   В 1960 году создана картина "Родительское собрание", в которой художнику позировала его дочь для образа молодой учительницы. Также в 60-х годах им была оборудована мастерская в поселке Конча-Озёрная, где живописец писал различные пейзажи и ряд портретов.

   В 1973 году открывается персональная выставка с работами художника в Киеве. В 1987 году С.А.Григорьев снова участвует в Республиканской выставке в г. Киеве.
   9 апреля 1988 года Сергея Алексеевича Григорьева не стало. Его похоронили на Байковом кладбище в Киеве.
   Художника при жизни очень уважали, ему доверяли многие ответственные посты. Его карьерному росту могли позавидовать коллеги. Сергей Григорьев свою творческую жизнь прожил не зря, он создал немало живописных и графических работ, создано огромное количество монографий, плакатов, отражающих ту действительность, в которой он жил и трудился на благо людей.
   Картины Сергея Григорьева сегодня находятся в различных музеях Украины, России, Болгарии и Японии. 
О картине

Источник

   Картина "Вратарь" создавалась в непростое время, в 1949-м году. После войны прошло всего четыре года. Страна восстанавливается быстрыми темпами. Строятся новые предприятия, жилые дома, культурные сооружения. Да, население жило в бедноте, но даже мирное небо внушало им достаточно оптимизма для того, чтобы верить в лучшее. Дети, которые видели своими глазами голод, бедность и бомбёжки, были особенными. Они были неизбалованными и умели искренне радоваться чему-то простому. Например, та же игра в футбол с друзьями могла стать настоящим событием. Именно такое отношение к простым вещам и сумел передать С.А.Григорьев в картине «Вратарь».
   Художник изобразил на полотне рядовой факт из повседневной жизни советских детей в послевоенном Киеве так, что он становится событием в жизни не только персонажей картины, но и её зрителей. Полотно находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи и много раз экспонировалось на выставках в городах СССР и современной России, а также в Китае и США.
   Советский искусствовед Василий Андреевич Афанасьев реконструировал события, изображённые на картине: группа возвращавшихся после занятий школьников устроила импровизированный футбольный матч, соорудив ворота из портфелей, сумок и беретов. За пределами изображения на картине происходит захватывающий эпизод, который приковал внимание случайных зрителей, расположившихся на штабеле свежих досок. К событиям на поле обращено внимание и долговязого белобрысого мальчика в тёмном свитере, занимающего место в воротах. На полотне изображена ранняя осень, когда ещё тепло, но "некоторые опасливые мамаши" уже одели своих детей в пальто. Художник выбрал не сцену борьбы за мяч, которая в данный момент происходит в центре поля, а самый край футбольного поля.
"Вратарь" (фрагмент)
   Художник выбрал, пожалуй, самый драматический эпизод футбольного матча, когда подросток-вратарь ожидает удара со штрафного или пенальти. Остальные дети не принимают участия в игре, а только наблюдают за ней. При этом футболист противника оставлен художником за пределами полотна. Вратарь наклонился вперёд и упирается руками в колени, с тревогой и решимостью готовый выполнить свою роль. Чулки мальчика спустились, старенькие калоши привязаны тесёмками (он не обращает внимание на свою одежду), но на руках достаточно дорогие кожаные перчатки. Вратарь напряжён и готов быстро действовать. Мальчик стоит, "как заправский вратарь, пригнувшись, пошире расставив ноги, упёршись руками в колени и впившись глазами в мяч", он "весь поглощён азартной игрой".
Андреевская церковь
в Киеве
   У мальчика забинтовано правое колено, и это, безусловно, - знак преданности своей команде, готовности поступиться ради неё своим здоровьем.
   Фоном изображённой на картине сцены является панорама Киева: видны Андреевская церковь над Днепром, стройки, дома. Некоторые искусствоведы считали, что можно точно определить и само место, где происходит матч. Это сад Киевского художественного института, где в то время работал художник на кафедре рисунка. Именно отсюда и открывается изображённый художником вид на Андреевский собор и здания над крутыми склонами Днепра.

Список использованной литературы:
2. Topkartin

2 комментария:

  1. Как хорошо, Ольга Николаевна, что вы учите детей описывать картины известных художников.
    Приглашаю посмотреть мой отзыв о книге Даниэлы Стил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Оставляю материалы о художниках, чтобы ребята познакомились и с его личностью, и с картинами.
      Благодарю Вас за внимание к сообщению!

      На отзыв обязательно отвечу.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.