П.О.Ренуар. Чтение (урок) |
когда перестают читать.
Д.Дидро
Ни о чём не думает лишь тот,
кто ничего не читает.
Д.Дидро
Переворачивая страницы,
мы совершаем открытие
за открытием.
Жорж Дюамель
"Что читать летом?" - этот вопрос в конце учебного года слышат учителя русского языка и литературы от родителей своих учеников. Единицы же учеников интересуются списком летнего чтения. Может, он, действительно, изжил себя? Может, не навязывать "эту классику", а давать читать то, что просит душа?
"Куда же без "Войны и мира", "Преступления и наказания", "Мёртвых душ"? Если не прочитают это летом, то не прочитают точно в течение учебного года!" - как часто говорят учителя литературы об обязательности чтения больших произведений. Не могу сказать, что думаю так же. Да, доля правды есть: произведения, действительно, объёмные. Но есть и другая сторона: может ли подросток прочитать более двух тысяч страниц за лето? Обычный подросток. Средний ученик. Каких больше, к сожалению.
П.О. Ренуар. Читающая девушка |
Из 26 моих девятиклассников в закончившемся учебном году читали все произведения человек 5-6. Это 20% класса! Смирилась ли я с тем, что дети не читают? Нет-нет-нет. Но я смотрю реально: взрослые (родители) не читают сами, не обсуждают прочитанное детьми - одна из причин низкой читательской активности. Есть ли другие причины? Несомненно. И поголовная "гаджетная болезнь", и лень, например...
И всё же читать летом нужно. 20-30 минут в день даже самому ленивому человеку можно найти, чтобы прикоснуться к книге, художественному слову, отправиться вслед за героями... Да, в 8-11-х классах есть объёмные произведения, да, можно прочитать не всё из списка. Я же настаиваю на том, чтобы учащиеся 5-7-х классов даже не прикасались к тому, что будут изучать в школе на уроках литературы! Произведения небольшие по объёму, поэтому с ними можно познакомиться и на уроках. А летом наслаждаться теми произведениями, которые точно понравятся.
И.Н. Крамской. За чтением |
- Ольга Николаевна, никогда бы не подумала, что Вы можете мне дать читать такую книгу! (Так сказала моя девятиклассница, когда прочитала "С кем бы побегать!" Д.Гроссмана. Книгу я Насте порекомендовала и принесла. Уже потом повесть прочитают и некоторые другие девочки.)
Всё, что пяти-, шести-, семи-, восьми-, девяти-, десяти-, одиннадцатиклассники будут изучать на уроках литературы, то есть ПРОГРАММНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - ЗДЕСЬ.
Всё, что можно почитать для души, то есть НЕПРОГРАММНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - ЗДЕСЬ.
Интереснейший список от "Гильдии словесников", где есть и программная и непрограммная литературы: 5 класс - ЗДЕСЬ, 6 класс - ЗДЕСЬ, 7 класс - ЗДЕСЬ, 8 класс - ЗДЕСЬ, 9 класс - ЗДЕСЬ, 10 класс - ЗДЕСЬ, 11 класс - ЗДЕСЬ.
Немало интересных (если не все) произведений предлагает для чтения 14-17-тилетних детей Оксана Вениаминовна Смирнова, учитель русского языка и литературы «Традиционной гимназии» (Москва) - ЗДЕСЬ.
Список для совместного чтения с детьми, для подростков и старшеклассников предлагает Наталья Михайловна Свирина, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Института специальной педагогики и психологии, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург) - ЗДЕСЬ.
Читайте с удовольствием!
Наслаждайтесь незабываемыми минутами или часами чтения!
Источник |
В пятницу мы были на спектакле учеников школы-студии МХАТ. Ставили современную интерпретацию Горького "На дне". И я подумала о том, что рано все-таки дают некоторые классические вещи ученикам читать по программе, нет еще жизненного понимания и, соответственно,понимания сути произведения. С возрастом все приходит...
ОтветитьУдалитьИ еще. Работая на выдаче в библиотеке с удовольствием вижу, что молодежь читает, читает по рекомендациям друзей, и читает хорошие качественные книги. Правда, больше зарубежную литературу. Кизи, Фицджеральд, Сэлинджер, Харпер Ли, Брэдбери... Из наших - Набоков, Токарева, Улицкая... Это радует. Хорошо еще, когда есть рядом учитель, который посоветует, к которому прислушается подросток. Я думаю, Ольга Николаевна, вы и есть тот учитель, которому дети доверяют.
Ирина Витальевна, здравствуйте!
УдалитьЗнакомить с произведениями надо, только не насильничать. Мы же понимаем, что ученики, став взрослыми, никогда не возьмут в руки "Войну и мир", например, если ничего не слышали о ней в школе. А так... хоть шанс есть.
Конечно, всё приходит с возрастом. И "Капитанскую дочку" рано изучать в 8-м классе.
Очень приятно читать в Вашем комментарии о читающей молодёжи. Интересно: Ирина Витальевна, есть ли какая-то статистика в библиотеках по тому, какие книги больше всего читают?
Ольга Николаевна, специально анализ не делали, но формуляры читательские проанализировать можно. По моим наблюдениям молодежь читает больше зарубежных классиков и современных писателей, любят фэнтази Стивена Кинга, Мартина. Из наших больше всего спрашивают Булгакова, Набокова, Акунина, Прилепина, поэзию читают - очень "моден" среди молодых Бродский, потом читают Ахматову, Евтушенко...
УдалитьКлассику тоже берут, но все больше по программе... Так что молодежь читает. И не важно - использует традиционные книги или гаджеты - лишь бы читала.
Спасибо, Ирина Витальевна!
УдалитьВажно, что молодёжь читает. Пусть не все, но многие. И читают ведь серьёзную литературу.
Спасибо, Ольга Николаевна. Как всегда очень актуально. Нашла и для себя что почитать и для внука.
ОтветитьУдалитьЛюдмила Геннадиевна, здравствуйте!
УдалитьВы постоянный читатель постов о чтении. Очень рада, коллега и единомышленница всегда общаться с Вами. Надеюсь, прочитанные книги доставят Вам и внуку удовольствие, а предвкушение от встречи с книгой будет сладким.
Ольга Николаевна, добрый вечер. Последние уроки литературы в учебном году, классные часы, родительские собрания...И везде шел разговор о летнем чтении. Ох, и наслушались учителя от отдельных родителей, что деткам отдыхать летом нужно))) Грустно. но я точно знаю, что многие ребята читают. Спасибо за Ваши ссылки, с удовольствием познакомлюсь с непрограммным списком и списком от "Гильдии словесников"
ОтветитьУдалитьЕсли родители говорят об отдыхе без книги, то искать ответ на вопрос: "Почему дети не читают?" не нужно.
УдалитьАнна Борисовна, думаю, ссылки от "Гильдии словесников" будут интересны и Вам не только как учителю, но и как бабушке. Есть интересный список книг для совместного чтения с малышами. А Ваша Миланочка будет получать несказанное удовольствие, когда Вы ей будете читать книги.
Спасибо, Ольга Николаевна! Обязательно познакомлю своих ребят с интересными произведениями, о которых Вы рассказали.
ОтветитьУдалитьТатьяна Евгеньевна, здравствуйте!
УдалитьЧитайте с детьми, получайте удовольствие в чтении наедине с книгой ))
Рада видеть Вас!
Главное, что у ребят есть выбор - что читать! Из списков и для себя нашла летнее чтение, спасибо, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, в разнообразии и есть прелесть. Хочется, чтобы дети тоже, как и Вы, нашли свои книги.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьСписок литературы для чтения летом наш учитель русского языка обязательно даёт ребятам в конце мая, говорим об этом на собрании, но... как же страшно иногда слУшать и слЫшать родителем, мол, а зачем читать - можно и аудиокнигу освоить или в интернете краткое содержание прочитать... А как Вы относитесь к аудиокнигам по произведениям?
Здравствуйте, Лилия Павловна! Учительница литературы Ваших уже 11-тиклассников - умница. Она понимает: в декабре у ребят итоговое сочинение, которое является допуском к ЕГЭ. Литературу нужно начитать. Да и уроки литературы никто не отменял.
УдалитьА родители, правда, странные: не думают о пользе чтения. Хотя на худой конец... можно и в кратком изложении книгу прочитать или аудиокниги слушать.
Я люблю же книгу чувствовать: держать в руках, листать страницы, конечно, читать. К аудиокнигам равнодушна.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьА мне всегда интересно ЗАЧЕМ некоторые произведения дают читать детям? На каком основании составляется программа для чтения.
Я столкнулась с тем, что мой внук не понимает большинства слов, которые написаны в стихотворении. Хорошо. что есть мама и я, которые разъясняют. что это такое.
А вот некоторые дети просто заучивают "буквосочетание", совершенно не представляя, о чём написано. Естественно, какое уж тут наслаждение, образное представление, осмысление...
Поэтому дети и не любят читать.
Не понимают. И ещё, был вопрос от старшеклассника: зачем вообще древние воевали, да ещё предупреждали, что идут воевать? Можно же было военную хитрость применить!...
И некоторые произведения напоминают страшилки. А я до сих пор с содроганием вспоминаю описание степи в "Старухе Изергиль". Помните?
"Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью..."
Такое на ночь почитаешь - не уснешь, если, конечно, "воображалка" работает.
Хотя я - любитель чтения. И в семье у нас читают все.
Даже обмениваемся мнением.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!На вопрос "Зачем?" ответа, честно,не знаю. Программы пишут учёные.
УдалитьКонечно, сегодня трудно читать не то что Ломоносова, но иногда и Пушкина. Тем не менее лексический набор свой собственный ребёнок развивает: замечательно, что Ваш внук интересуется значением слова, куда хуже, когда школьник читает, ничего не понимает, не обращается к словарям. Поверьте: не потому дети не читают, что многих слов не понимают, а потому, что нет примера перед ними.
Описание степи у Горького, действительно, жёсткое, но и оно верное )) Учитель или родитель может акцентировать потом внимание на этом: как описание работает на идею.
Читайте с удовольствием!
Спасибо, Ольга Николаевна!
УдалитьМне всегда интересно услышать Ваши пояснения. Наверное это потому, что Вы всегда откровенны.
А что Вы любите читать с дочкой?
Ирина Валерьевна, доброе утро! С Лизой вместе мы, к сожалению, не читаем: нет времени. Каждый читает своё: Лиза пишет о прочитанных книгах в своём блоге, я стараюсь писать в своём. Вот в отпуске, думаю, что-нибудь вместе прочитаем. Обязательно детскую книгу. Лиза участвует в литературном проекте ))
УдалитьЗдравствуйте,Ольга Николаевна, спасибо за рекомендации! У меня в этом году был 11 класс и на следующий год 1класс. Читатьили не читать классические большие произведения вопрос актуальный и спорный. Все больше говорят о том,что в школе не следует читать "Войну и мир" и т.д.Не воспринимают школьники такие произведения. Согласна с Вами, а когда и где они тогда познакомятся с ними. Как найти золотю середину?
ОтветитьУдалитьАлла Юрьевна, здравствуйте! Так хочется найти золотую середину. Но пока, увы!
УдалитьУ меня в следующем году и 9-ый, и 10-ый классы. Невероятно значимые и интересные произведения будем изучать! Но, боюсь, что значимые они только для меня и нескольких учеников. Буду надеяться на то, что многие 10-тиклассники обратятся к шедеврам русской литературы. А уж с 9-ым будем учиться читать ))
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо за Ваши мысли) Согласна, читать дети должны. Но мы с дочей всегда читаем произведения школьной программы летом, учится она в классе-комплекте, поэтому на уроке прочесть не успевают. Да и учитель у нас работает по совместительству,поэтому уроки бывают не всегда((( Вот и читает всё летом, а в учебном году, чтобы вспомнить, прочитывает краткое содержание. Посмотрела список литературы для чтения 5-6 класс, многие произведения Юлия уже прочла. Но нашла для неё ещё много интересного) Сейчас читает "для души" Т. Михеева "Когда мы остаёмся одни", но приготовила для себя уже стопку книг из школьной программы)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна! Читать книги в таких условиях, в которых учится Ваша умница дочка, конечно, можно по программе и НУЖНО!😉 А уж сколько интересных книг сегодня можно прочитать вне программы! Удовольствия Вам, Ольга Александровна, и Вашей дочке от чтения нового ))
УдалитьРада Вам, друг!
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за ссылки! У читающих родителей, и дети читают. Мне нравится обсуждать со своими детьми прочитанное. Диалог получается только тогда, когда ты понимаешь о чём речь. Рада, что среди моих подопечных всё-таки большая часть читает! Вижу, что многие успевают за отведённое время прочесть и другие произведения автора. Считаю, что, если "ввела" внеклассное чтение, то нужно не только начитывать произведения, но и обсуждать их, разбирать и делиться своими мыслями о прочитанном.
Я даю на лето список, рекомендуемой для прочтения детской литературы, но родителям и детям говорю, что можно и нужно добавлять своих книги и расширять его в зависимости от интереса читающего.
Ольга Николаевна, здравствуйте!
УдалитьВы поступаете как абсолютно правильный учитель: читаете и говорите о книге.
Буду рада познакомиться со списком детского чтения. Интересно, какие книги ребята прочитают вне программы за лето?
Ольга Николаевна, здравствуйте! Рада, что Вы тоже предлагаете списки литературы для чтения летом. На моём блоге тоже есть разные списки, предложенные учителями нашей гимназии (как начальная школа, так и и в других классах). Мы берём родителей в союзники, убеждая, что чтение летом необходимо! Как 2-классникам, так и 11-классникам. Мой внук (2 кл) уже прочитал за первые дни июня "Приключения жёлтого чемоданчика". Сначала нехотя, потом втянулся. А теперь просит что-нибудь интересненькое...
ОтветитьУдалитьЛюдмила Фёдоровна, здравствуйте!
УдалитьВы, думаю, всегда сталкиваетесь с читателями-детьми, которые ХОТЯТ читать )) Да и родителей в этом убеждать не нужно: если ребёнок любит читать, то в семье, видимо, читают.
Ваш внук - ровесник моей дочери )) Будет приятно узнать, чтО читает он. А вот чтО читает Лиза, всегда можно посмотреть в её блоге ))
Здравствуйте, Ольга Николаевна! В нашей школе учителя начальных классов и литературы всегда дают списки книг на лето! Спасибо Вам за ссылки на различные списки книг! Обязательно познакомлюсь сама и познакомлю учителей!
ОтветитьУдалитьНаталия Викторовна, здравствуйте!
УдалитьЕжегодно эти списки литературы даются учителями всем детям, но, к сожалению, не все дети читают. Так хочется, чтобы эти многочисленные ссылки в сообщении были востребованы. А ещё больше хочется, чтобы каждый читатель нашёл СВОЮ книгу.
Спасибо Вам! Рада видеть ))
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Никогда не могу пройти мимо списков для чтения, так что большое спасибо Вам за публикацию. Я своим Буквоежкам уже дала список для чтения летом, знаю, что половина точно читает, вижу по читательским дневникам, они у нас, как и предыдущие 3 года - виртуальные или обычные, кто как пожелает.
ОтветитьУдалитьЧтение до сих пор воспринимается "бессмысленным подвигом" (вычитала недавно это у Д. Пеннака в "Школьных страданиях", где он замечательно говорит о том, что надо, просто необходимо читать), к сожалению, причем не только родителями, но даже учителями. Недавно беседовала со знакомой коллегой, так ее точка зрения - бесполезное это занятие... Знаете, я даже растерялась... Как? Как может так говорить учитель, а потом жаловаться, что дети не любят читать. Причем даже ее собственные дети и внуки? Мои слова в защиту привития детям привычки читать (не говорю "любви" с некоторых пор) воспринялись как желание "умничать". Грустно...
Но я все равно не сдамся :)
Спасибо Вам за рекомендации! Пусть не все, но некоторые дети полюбят находиться в мире книг, создавать свой собственный, найдут новых друзей, получат бесценный опыт познания мира и себя - и я уже буду счастлива.
Кстати, мой собственный сын - будущий 11-классник, читает, но сейчас все больше подростковую литературу, типа "Бегущий в лабиринте", любит Кинга - в общем, как обычные дети в его возрасте - фантастику, ужасы или приключения. Классику приходится заставлять... Эх, жаль, что-то, видимо, я сделала не так :(
Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
УдалитьПрошу прощения за опоздание с ответом: ЕГЭ, ОГЭ...
Конечно, Ваши Буквоежки читают, мы с дочкой всегда с интересом следим за их кругом чтения.
Сегодня встретила свою ученицу. Год назад она выпустилась. Встретились мы... в книжном магазине, куда зашли с дочерью: она продолжает читать книги о приключениях девочки-детектива. 4 книги приобрели )) А вот ученица говорит: "А я вот не люблю читать!" Мне, конечно, обидно было услышать такое: в этом ведь есть и моя вина - не увлекла, не рассказала. Если о чтении как бесполезном занятии говорит учитель... У меня нет слов. Как говорится, занавес!
Я же низко кланяюсь Вам, маме и учительнице, которой удалось воспитать любовь к чтению. Пусть Ваш сын читает с удовольствием! А классика... Может, придёт к ней САМ, но чуть позже...
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Сегодня натолкнулась на статью "6 СОМНИТЕЛЬНЫХ АРГУМЕНТОВ, ПОЧЕМУ НАМ НУЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ". Аргументы и вправду приведены крайне сомнительные. Считается, что стОит только составить правильный, всех удовлетворяющий список, который будет состоять только из самых лучших и важных книг, — и волшебным образом литература из одного подчас самых нелюбимых школьных предметов превратится в предмет, каким она должна быть по определению. Предметом, который бы удовлетворял любопытство и приносил эстетическое наслаждение от чтения.
ОтветитьУдалитьМы с сыном каждое лето читаем и не всегда по предложенному списку. Именно "мы", потому что Илья просит меня пояснить какие-либо слова или выражения; или я мотивирую сына на обсуждение определённых событий. Не скажу, что процесс идет гладко, часто-со скрипом. Но, может, это и хорошо...
Елена Алексеевна, здравствуйте!
УдалитьТоже видела эту статью. Думаю, мы с Вами имеем одинаковое мнение: такого списка просто быть не может! Нельзя заставить читать, можно только научить. Вот и сына Вы учите читать. За что Вам огромное спасибо!
Рада видеть и слышать Вас ))
Ольга Николаевна, а я помню, что в школе еще за первый месяц прочитывала весь список литературы, который нам давали. И начинала читать для души)
ОтветитьУдалитьАнна Владимировна, мы читали )) Просто потому, что любили и любим читать.
УдалитьБуду надеяться на то, что и мои ученики тоже будут читать для души.