18 октября 2019 г.

Телефон уроку не помеха, или Как мы повторяли лексику и фразеологию

   Последний урок раздела "Лексика и фразеология"... Родителям двух шестых классов за день было отправлено объявление-просьба о том, чтобы у детей были телефоны или планшеты. Огромное спасибо всем родителям за понимание! Мы работали, повторяли, спорили, доказывали, убеждались, открывали новое - делали всё это с помощью... телефонов. Программа считывания QR-кодов установлена, дети объединились в группы, приготовились.. Вперёд!
   Материалы все выкладываю здесь, в блоге, для учеников и родителей, для коллег (вдруг кому-то материалы будут полезны и интересны), для всех заинтересованных лиц (а вдруг и такие есть?).


   Перед каждым видом работы вспоминали то, что изучали, акцентировали внимание на сложном материале (старославянизмы, литота). Каждое задание выполнялось строго определённое время - не более трёх-пяти минут (засекала секундомер). 
   Терминологическая работа прошла быстро. Дети вспомнили все термины, изученные в разделе "Лексикология и фразеология". Приятно было слышать ответы детей, кто к урокам русского языка готовится... неважно.


   Очень понравилась шестиклассникам тема "Устаревшие слова". Не могла обойти её вниманием. При выполнении упражнения нужно было пользоваться словарём, но многие ребята вспомнили значения слов (мы немало произносили их на уроках по теме, выясняли лексические значения). И быстро справились с третьим упражнением (после того, как вспомнили, что старославянизмы - заимствованные слова, сказали о неполногласных сочетаниях).

   
   Центральная тема курса - "Фразеологизмы". Очень интересная, но, к сожалению, мало понятная детям. Нет-нет, дети знают, что такое фразеологизм, им известно небольшое количество этих речений. Мне, учителю, так хочется, чтобы каждый ребёнок прочувствовал красоту фразеологических единиц, почаще включал их в речь. Поэтому на двух уроках мы с ребятами, на мой взгляд, сделали немало. Так, на уроке по теме "Источники фразеологизмов" каждый ребёнок рассказал об одном фразеологизме (значение, исторический комментарий). Мы создали вместе презентацию (обязательно будет рассказ и об этой нашей работе). И сегодня на уроке выполнили две следующие работы по фразеологизмам:

   

   Важный этап урока - самооценка (рефлексия). Интересные вопросы я подсмотрела у Бойковой Марины Егоровны ("Русский язык", 2014, №2, №3). Для меня это возможность взглянуть на свою работу глазами детей, сделать определённые выводы.
   Самостоятельная работа, домашнее задание - всё прошло в штатном режиме )) А уже завтра начинаем изучать новый раздел и не исключаю того факта, что телефоны весь урок пролежат в портфелях. Даю гарантию: точно не будет этого. Проведём онлайн-тест. И конечно, всем вам об этом расскажу... и покажу. Как публикую здесь небольшой фотоотчёт о пройденном уроке в 6 "А" и 6 "Б" классах.



18 комментариев:

  1. Ольга, понимаю, что приведена мощная подготовительная работа к уроку. Я правильно поняла, что задания составляли Вы, а не дети? Уложились в один урок? Потрясающе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте!
      Да, задания составляла я - дети только выполняли упражнения. Но работать в этом сервисе некоторые ребята умеют.
      В один урок уложились.
      Спасибо за добрые слова!

      Удалить
  2. Ольга Николаевна, здравствуйте! Какая вы молодец! Все успеваете...И еще отчет на блог отправили. Здорово! Много полезного материала.А как вы находите время?
    Я ничего не успеваю...У меня 4 десятых класса и три одиннадцатых...Урок в неделю языка и два литературы. Все на бешеной скорости, а хочется дать по максимуму. И на носу олимпиада Союзного государства: Россия-Беларусь.
    Короче, закопалась я...А вам удачи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина Ивановна, здравствуйте!
      Нагрузка Ваша... Как можно столько успеть? ))
      Буду от Вас ждать рассказа об олимпиаде. И вообще мне хочется знать, как Вы готовите детей. Интересно очень-очень.
      Урок этот, конечно, готовился небыстро. Но и не каждый же раз такие развлечения будут ))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Как же интересно проходят уроки!
    Я бы и сама с удовольствием поучилась у такого учителя.
    Интересно, а родители не перезванивали Вам, не уточняли, действительно ли на урок нужны телефоны?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Вот и выкладываю интересные, на мой взгляд, материалы, потому что знаю, что таким заинтересованным людям, как Вы, обязательно захочется что-то узнать.
      Спасибо Вам большое за добрые слова!
      Родители не перезванивали, привыкают. Но дети некоторые без телефонов - или наказаны, или нет Интернета, или нет в телефоне функций различных. Поэтому и работаем в парах и группах.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Как у вас интересно проходят уроки! Дети должны знать, как правильно работать со смартфоном и планшетом, а не только играть в глупые игры. Ведь их можно и нужно использовать для обучения. Надо и родителей учить пользоваться смартфоном с пользой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Дети знают ВСЁ. Играть же умеют! А в данном случае некоторые дети сидели с широко раскрытыми глазами и не знали, на какую кнопку нажать ))
      Да, телефоны стараюсь использовать на уроке. Почему нет? Мои ученики уже не удивляются тому, что умею многое ))
      Вам огромное спасибо на добром слове!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Вот и правильно, телефон если достаётся учеником на уроке, то для дела, для учёбы!!! И я люблю на уроке "поудивлять"!
    Вот только у меня не получается сделать так, чтобы все участвовали, максимум парами, ибо интернет подключен не у всех,а в школьную сеть нас не пускают, она только для учительских ПК...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Очень рада видеть Вас!
      Удивлять стараемся, конечно. Не всегда получается. Вы сейчас описали проблему общую.
      В школьную сеть не пускают и нас. Поэтому и участвуем минимум по двое, максимум - по четверо. Никуда не денешься.

      Удалить
  6. Здравствуйте, дорогая Ольга Николаевна!Спасибо большущее Вам за такой чудесный урок и передачу опыта!Как мне самой хочется сесть за парту в роли ученицы и познавать Секреты Русского родного языка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь Анатольевна, здравствуйте!
      Рада видеть Вас!
      Спасибо Вам огромное за добрые слова!
      Будет приятно, если материалы окажутся интересными коллегам и ученикам.

      Удалить
  7. Ольга Николаевна, браво! Очень интересный урок, представляю, как интересно было ребятам. Я тоже часто обращаюсь в работе со старшеклассниками к телефонам. QR-код - отличный помощник в работе педагога. Главное, было бы желание и правильная мотивация. Спасибо Вам огромное за Ваш опыт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, СПАСИБО!!!
      Вы всегда найдёте добрые слова!
      Использовать ИКТ на уроке нужно. Вместе с ребятами стараюсь идти в ногу. А может, где-то и опережаю некоторых ))

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна! А я рад, что многие ребята познакомились с новыми функциями интернета. Урок просто удивительный. Спасибо Вам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Иван!
      Спасибо большое за добрые слова!
      Учимся, ты прав. Надеюсь, ребята впоследствии будут вспоминать о таких уроках по-доброму.

      Удалить
  9. Добрый день! Отличный урок! 👍👍👍
    Материал объёмный и интересный! Спасибо, что делитесь! 😍

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инга Петровна, спасибо большое!
      Материала, действительно, много. "Лексика" - тот раздел, где интересно всё.
      Очень рада видеть и слышать Вас!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.