ДЕМОВЕРСИИ ЕГЭ и ОГЭ-2018 уже в блогах "Просто о ЕГЭ" и "Просто об ОГЭ". Приглашаю!
НАПРАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ УЖЕ В БЛОГЕ "ПРОСТО О ЕГЭ". ПРИГЛАШАЮ!

воскресенье, 15 января 2017 г.

Учимся писать сжатое изложение

   Основной государственный экзамен (ОГЭ) является обязательной формой сдачи экзамена в 9-м классе.
   ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей: сжатого изложения, тестовых заданий с выбором ответа и кратким ответом, сочинения-рассуждения.
   К сочинению и тестовым заданиям мы, конечно, обратимся чуть позже. Сегодня обобщим (для девятиклассников) знания о написании сжатого изложения и изучим новый материал (новое - для восьмиклассников).
   Сжатое изложение - воспроизведение исходного текста кратко, обобщённо. Необходимо сохранить при этом основные стилевые и языковые особенности текста, понять услышанный текст, осознать его, правильно выделить главную информацию и второстепенную.
Существуют 

1. Исключение подробностей, деталей (удаление, исключение)
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
- выделить главное (существенное) и детали (подробности);
- убрать детали;
- пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
- пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
- объединить существенное;
- составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
До сжатия: У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. (15 слов)
Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
После сжатия: У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка. (13 слов)
До сжатия: Сказка живёт везде, во всём: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)
Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всём. Уберём эти однородные обстоятельства, смысл предложения не изменится.
После сжатия: Сказка живёт везде, во всём (5 слов)
До сжатия: Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского. (17 слов)
Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
После сжатия: Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского. (12 слов)
До сжатия: Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (19 слов)
После сжатия: Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером. (16 слов)

2. Обобщение конкретных, единичных явлений (объединение, обобщение)
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
- вычленить единичные факты;
- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
- составить новый текст.
Варианты ОБОБЩЕНИЯ:
До сжатия: Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. (35 слов)
После сжатия: Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек. (12 слов)
До сжатия: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
После сжатия: Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
До сжатия: Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же бы изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. (25 слов)
После сжатия: Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловой роскошную карету. (9 слов)

3. Сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение)
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
- заменить сложное предложение простым;
- заменить предложение или его часть указательным местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную.
Варианты УПРОЩЕНИЯ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
До сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. (17 слов)
После сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма. (8 слов)
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
До сжатия: Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. (11 слов)
После сжатия: Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине. (9 слов)
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
До сжатия: Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу. (18 слов)
После сжатия: Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу. (14 слов)

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

   Обратимся к тексту изложения.
   Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.
   Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечни с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.
   Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.
(По В.И. Белову) 184 слова
   Пример сжатого изложения
   Мир детства постоянно расширяется. Детская душа одинаково впитывает все впечатления, сохраняя их на всю жизнь. А.С. Пушкин писал, что счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души. Добросердечное отношение к ребенку не противоречит требовательности взрослых.
   Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому они запоминаются по-разному. Если взять весну, то наверняка многим она запомнилась установкой скворечника, устройством запруды, первым ужением рыбы и многим другим.
   Дети тонко чувствуют неуловимую грань при переходе одного состояния в другое. Всем известно, что самая вкусная картошка на грани сырого и испеченного. Момент, когда качели, двигаясь вверх, вот-вот начнут обратное движение, миг перед падением в воду или солому — всё это рождает восторг счастья и жизненной полноты.
(109 слов).

Надеюсь, что материал будет полезным не только девятиклассникам, но и семи- и восьмиклассникам. Ведь работа над сжатым изложением начинается далеко не в 9-м классе. 

В следующих сообщениях обратимся к выполнению тестовых заданий и написанию сочинения. 
О сочинениях на лингвистическую тему (задание 15.1) >>>>>>> здесь.

Источники:
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Хаустова Д.А. ОГЭ. Основной государственный экзамен. Русский язык: сборник заданий. - М.: Экзамен, 2017

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо! Очень интересный и полезный материал! Порекомендую нашим педагогам и выпускникам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте! Материал этот нужен 9-тиклассникам. Удивилась, когда узнала, что у меня его нет. Спасибо коллегам!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Спасибо за подробный рассказ о сжатом изложении.
    А Вы знаете, мне жаль, что есть такое задание.
    Наверное это с точки зрения современного образования вещь нужная. но, как мне кажется, лучше бы было наоборот: сжатое изложение обогатить образными выражениями.эпитетами, какими-то своими примерами...
    И так великий и могучий русский язык постепенно упростился до СМСок, а теперь и вовсе "лайков". Скоро будем разговаривать на языке "тумбо-юмбо".
    Как говорила учитель русского языка - будем учить детей писать длиннее, а Куничкина - короче.
    Вот Ваш пост будет очень полезен для Ивана. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Сжатое изложение - самый сложный вид изложения. Нужно обладать умением исключить информацию, заменить, упростить. Так что умение сжимать информацию нужное.
      А вот Ване, к счастью, писать сжатые изложения больше не надо будет. Ему предстоит через год с небольшим написать сочинение на экзамене по русскому языку.

      Удалить
  3. Ольга Николаевна, спасибо. Материал - это кладезь полезностей для подготовки к ОГЭ. Обязательно отправлю ссылку на школьный сайт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Материал полезный )) Вам - огромное спасибо за рекламу!😉

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...