5 января 2023 г.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку: пишем сочинение 9.3

Источник
   В 2023-м году на ОГЭ по русскому языку всем девятиклассникам будет предложено три темы для написания сочинения-рассуждения:
- сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (9.1),
- сочинение-рассуждение по цитате из данного текста (9.2),
- сочинение-рассуждение по морально-нравственному понятию (9.3).
   В трёх сообщениях блога будут даны план сочинения-рассуждения, алгоритм написания и пример сочинения-рассуждения.
   Все материалы взяты из пособия С.Ю.Ивановой "ОГЭ-2022. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе".
Материалы к сочинению-рассуждению на тему,
связанную с определением морально-нравственного понятия
и анализом текста (9.3)

Примерный композиционный план сочинения-рассуждения
1-й абзац: вступление (разъясняем определение, данное в задании; затем формулируем тезис, опираясь на вопрос, данный в теме).
2-й абзац: основная часть (аргумент №1 - из предложенного текста).
3-й абзац: основная часть (аргумент №2 - из жизненного опыта).
4-й абзац: вывод, который логически связан с тезисом, данном в первом абзаце, и с примерами-аргументами.

Примерный алгоритм написания
сочинения-рассуждения 9.3, речевые клише
1-й абзац
Вступление. Формулировка тезиса.
  • Что такое...? По-моему, речь идёт о...
  • Что (кого) можно назвать...?
  • Мне предстоит поразмышлять над этим понятием...
  • Смысл этого слова я понимаю так: ...
  • Я считаю, что ...
  • Я думаю, что ...

2-3-й абзацы
Введение примеров-аргументов
  • Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к предложенному тексту и собственному жизненному опыту.
  • Моё рассуждение легко подтвердить фрагментами из текста (имя, фамилия автора).
  • Убедительность своей позиции хочу доказать примером из текста...
  • В качестве иллюстрации этой мысли хочу привести пример из текста...
  • Подтверждая сказанное, хочу обратиться к реальной жизненной ситуации, когда ...
  • В качестве примера хочется рассказать об одном событии из жизни моей семьи.
  • Однажды я прочёл (увидел репортаж по телевидению) в газете... историю о том, как...
  • Я убедился в этом, когда сам испытал...
  • Что может быть убедительнее личного опыта? Так, однажды ...
  • Размышляя о ..., вспоминаю случай, произошедший ...
  • Хочется в этой связи вспомнить одного из персонажей произведения, прочитанного мной недавно.
  • Ярким примером может служить поступок героя произведения (указываем автора) (указываем героя), который ...

4-й абзац
Заключение
  • Размышляя о прочитанном (имя и фамилия автора предложенного текста), вспоминая эпизоды из собственной жизни, я прихожу к выводу о том, что ...
  • Таким образом, предложенный нам текст (имя и фамилия автора) актуален для нашего времени, нашего возраста, потому что в нём поднимается важная проблема ...

Пример сочинения-рассуждения 9.3
ТЕКСТ
   (1) Я Валя Зайцева с Васильевского острова. (2) Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо...
   (3)У меня есть подружка, её зовут Таня Савичева…
   (4) Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. (5) Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой... (6) В Румянцевский сад она ходила с другой подружкой, которую звали так же, как зовут меня. (7) Но я все про Таню знаю. (8) Мне рассказывали.
   (9) Таня была певуньей. (10) И всегда играла в учительницу… (11) Она осталась там, моя подружка… Таня Савичева. (12) Её везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане жизнь… (13) Девочка умерла от голода...
   (14) Я решила отыскать Дорогу жизни. (15) Поехала на Ржевку, где начинается эта дорога, прошла два с половиной километра и увидела: там строили памятник детям, погибшим в блокаду, уже заложили основание – бетонную плиту. (16) Я тоже захотела строить.
   (17) – Я тоже хочу строить для своей подруги Тани Савичевой, и у нас все общее: и улица, и школа… (18) У нас даже почерк одинаковый! (19) После этих слов строители неожиданно повеселели:
   (20) – Ты будешь строить! (21) Ты будешь для памятника писать Таниным почерком… на бетоне.
   (22) Я никогда не писала на бетоне. (23) Я писала на стенках, на асфальте, но меня привезли на бетонный завод и дали Танин дневник, записную алфавитную книжку… 
   (24) Я взяла в руки Танин дневник, открыла страничку и прочитала: (25) «Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.». (26) Мне стало холодно, так захотелось отдать им книжку и уйти.
   (27) Но я василеостровская, и, если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать.
   (28) … От бетона веяло холодом, писать было трудно, и я выводила буквы медленно. 
   (29) «Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.»... (30) Пока я писала про Женю, умерла бабушка... от голода; её жизнь прервалась длинной лютой зимой 1942 года.
   (31) Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. (32) Я пробовала голодать с утра до вечера. (33) Вытерпела. (34) Голод – это когда изо дня в день голодают голова, и руки, и сердце – все, что у тебя есть, голодает. (35) Сперва голодает, потом умирает.
   (36) «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.»… (37) У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, и он, тихий и близорукий, там чертил, всегда ходил в очках и все скрипел у себя своим рейсфедером. (38) Мне рассказывали…
   (39) Я очень устала писать слово «умер». (40) Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. (41) Она давно перестала петь, уже не играла в учительницу. (42) Но не сдавалась – жила. (43) Мне рассказывали...
   (44) Пришла весна, наступили тёплые деньки, зазеленели деревья, расцвели первые цветы. (45) Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой-прелёгкой, почти превратилась в тень, у нее дрожали руки, и от солнца болели глаза. (46) Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. (47) Но с ней была мама, и Таня держалась.
   (48) Я долго не решалась открыть страничку на букву «М». (49) На этой страничке Таниной рукой было написано: (50) «Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года». (51) Таня не написала слово «умерла»: у нее не хватило сил на это слово…
   (52) Я писала изо всех сил, трудно писала. (53) Бетон стал густым, почти застыл, он уже не наползал на буквы…
   (54) Открыла страничку на букву «С», там было два слова: (55) «Савичевы умерли». 
   (56) Открыла страничку на букву «У», прочитала: (57) «Умерли все». (58) Последняя страничка дневника Тани Савичевой была на букву «О»: (59) «Осталась одна Таня». 
   (60) И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна в пустой квартире на Второй линии. (61) Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу, но бетон затвердел, и палочка сломалась…
   (62) Кто-то положил мне руку на плечо и сказал:
   (63) – Пойдём, Валя Зайцева, ты сделала всё, что нужно…
   (64) Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. (65) Она просто жила в родном городе в очень трудное время. (66) Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила славная девочка Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, так и оставшихся навсегда в своем времени. (67) И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней.
   (68) А дружат ведь только с живыми!
(По Ю.Яковлеву)

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ПАМЯТЬ СЕРДЦА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "О каком человеке можно сказать, что он обладает памятью сердца?", взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

   Что такое память сердца? О каком человеке можно сказать, что он обладает памятью сердца? Память принято считать свойством ума. Память бывает разная: хорошая и плохая, короткая и долгая. Но есть ещё добрая память, самая твёрдая память - это память сердца. Она особенная, она как живое существо, внутри тебя. Память сердца - это светлая, живая сущность дорогого Человека, которого нет рядом, но которому ты бесконечно доверяешь, он живёт внутри и никогда не подведёт, поможет в беде. Это очень дорогое и сокровенное, это опора, к которой человек прислоняется по доброй воле, которая не позволяет согнуться и всегда ведёт вверх, помогает совершать добрые дела, потому что память сердца всегда граничит с совестью, с лучшим, что есть в человеке... И на мой взгляд, такой памятью сердца обладает героиня рассказа Ю.Яковлева "Девочка с Васильевского острова" Валя Зайцева.
   Попробую доказать справедливость своего суждения. Во-первых, обратимся к предложенному тексту. Как живо встаёт в воображении героини повествования Вали Зайцевой всё, что связано с Таней Савичевой, мужественной девочкой, которая жила в блокадном Ленинграде! Однажды прикоснувшись к великому подвигу человеческого духа, который жид в маленькой хрупкой девочке Тане Савичевой, на чью долю выпало страшное испытание, Валя Зайцева навсегда приобрела память сердца. Блокадный дневник Тани Савичевой - маленькая записная книжка с семью страшными записями - стал для Вали Зайцевой, как и для многих детей, рождённых после войны, примером стойкости духа. Валя размышляет: "Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в очень трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила славная девочка Таня Савичева". Поэтому Вале дорого всё, что она знает о Тане, что ей "рассказывали". Именно по зову памяти сердца Валя отправляется на поиски "Дороги жизни", по зову памяти сердца участвует в строительстве памятника детям, погибшим в блокаду. Для Вали Зайцевой Таня Савичева стала тем светлым дорогим другом, по жизни которого она сверяет собственную жизнь, той опорой, которая не позволяет согнуться и всегда ведёт вверх, помогая совершать добрые дела.
   Во-вторых, мне хотелось бы рассказать о том, как дорожат памятью сердца в нашей семье. В этом году мы с бабушкой ездили на Брянщину. "Что заставляет Вас ехать, мама?" - спросила старшая дочь бабушку перед поездкой. "Память сердца..." - таков был ответ. В Брянской области когда-то жила семья моей бабушки, жил и работал её отец, глава большого семейства, мой прадед. Он был учителем. Я запомнила слова бабушки: "Отец был очень светлым человеком, всегда оберегал нас, своих детей, от всего того, что могло сделать нас безнравственными. Всю жизнь я черпала из памяти сердца мудрость заботы истинного отца и наполнялась этим негасимым чквством к своим детям и внукам". Я точно знаю, что эту память сердца бабушка передала моей маме...
   Размышляя о прочитанном рассказе Ю.Яковлева, вспоминая рассказы бабушки о её  отце, я понимаю: добрая память, память сердца как ангел-хранитель, путеводитель, добрый советчик. То, что мы сохраняем в сердце, не испаряется, не теряется никогда, оно остаётся вечно живо.

1 комментарий:

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.