29 января 2023 г.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку: пишем сочинение 9.2

Источник
   В 2023-м году на ОГЭ по русскому языку всем девятиклассникам будет предложено три темы для написания сочинения-рассуждения:
- сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (9.1),
- сочинение-рассуждение по цитате из данного текста (9.2),
   В трёх сообщениях блога будут даны план сочинения-рассуждения, алгоритм написания и пример сочинения-рассуждения.
   Все материалы взяты из пособия С.Ю.Ивановой "ОГЭ-2022. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе".
Материалы к сочинению-рассуждению на тему,
связанную с анализом текста (9.2)

Примерный композиционный план сочинения-рассуждения

1-2-й абзацы: вступление (формулировка тезиса сочинения-рассуждения: введение предложенной в задании цитаты, объяснение её смысла с опорой на ключевые слова).
3-й абзац: основная часть (пример-иллюстрация 1 (только из предложенного текста, доказывающий тезис).
3-й абзац: основная часть (пример-иллюстрация 2 (только из предложенного текста, доказывающий тезис).
4-й абзац: вывод, который логически связан с тезисом, данном в первом абзаце, и с примерами-аргументами.

Примерный алгоритм написания
сочинения-рассуждения 9.2, речевые клише
1-й абзац
Вступление (введение цитаты)
  • Перед нами фрагмент повести (рассказа) (имя, фамилия автора) "...". Автор повествует, обращается здесь (или в тексте) к ... эпизоду (<или> событию о... <или> воспоминаниям о... <или> истории о... <или> рассказу о...).
  • В предложении ... автор пишет: "..." (выпишите цитату из задания).
  • В финале автор пишет: "..." (выпишите цитату из задания).
  • Как понять смысл этих слов7
  • О чём заставляет задуматься нас автор?
  • Мне предстоит поразмышлять над этими словами.
  • Задумаемся: что стоит за этими словами?
2-й абзац
Формулировка тезиса сочинения-рассуждения (объяснение смысла предложенного в задании фрагмента (цитаты)
  • Смысл этих слов я понимаю так: ... (формулируется Ваше понимание смысла фразы из задания: одно-три предложения).
  • Я считаю, что...
  • Я понимаю эти строки так: ...
  • Я думаю, что...
  • По-моему, речь идёт о...
3-й абзац
Введение примеров-аргументов, подтверждающих тезис, комментарии к аргументам
  • Попробую доказать справедливость своего суждения...
  • Мои рассуждения легко подтвердить фрагментами из текста (имя, фамилия автора). Во-первых, автор пишет в предложениях ... - ... : "..." (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (одно-два предложения) к цитате.
  • Во-вторых, предложения ... - ... также доказывают, что...
4-й абзац
Заключение
  • Итак, финальные слова (финальная фраза текста) свидетельствуют о том ...
  • Прочитав текст (имя, фамилия автора), я понял(а), что важно... (как важно...)
  • Таким образом, предложенный нам текст (...) актуален для нашего времени, нашего возраста, потому что в нём поднимается важная проблема ...
Пример сочинения-рассуждения 9.2

ТЕКСТ
   (1) А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул по стенке за спинами ребят к двери, взялся за её ручку, осторожно нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… (2) Ах, как ему хотелось исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет, когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает, обязательно придумает… (3) В последний момент он оглянулся, столкнулся взглядом с Ленкой – и замер.
   (4) Он стоял один у стены, опустив глаза.
   – (5) Посмотри на него! – сказала Железная Кнопка Ленке. (6) Голос у нее задрожал от негодования. – (7) Даже глаз не может поднять!
   – (8) Да, незавидная картинка, – сказал Васильев. – (9) Облез малость.
   (10) Ленка медленно приближалась к Димке.
   (11) Железная Кнопка шла рядом с Ленкой, говорила ей:
– (12)Я понимаю, тебе трудно… (13) Ты ему верила… зато теперь увидела его истинное лицо!
   (14) Ленка подошла к Димке вплотную – стоило ей протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча.
   – (15) Садани его по роже! – крикнул Лохматый.
   (16) Димка резко повернулся к Ленке спиной.
   – (17) Я говорила, говорила!
   (18) Железная Кнопка была в восторге. (19) Голос её звучал победно. 
   – (20) Час расплаты никого не минует!.. (21) Справедливость восторжествовала! (22) Да здравствует справедливость!
   (23) Она вскочила на парту:
   – (24) Ре-бя-та! (25) Сомову – самый жестокий бойкот!
   (26) И все закричали:
   – (27) Бойкот! (28) Сомову – бойкот!
   (29) Железная Кнопка подняла руку:
   – (30) Кто за бойкот?
   (31)И все ребята подняли за нею руки – целый лес рук витал над их головами. (32) А многие так жаждали справедливости, что подняли сразу по две руки. (33) «Вот и всё, – подумала Ленка, – вот Димка и дождался своего конца». (34) А ребята тянули руки, тянули, и окружили Димку, и оторвали его от стены, и вот-вот он должен был, наверное, исчезнуть для Ленки в кольце непроходимого леса рук, собственного ужаса и её торжества и победы.
   (35) Все были за бойкот! (36) Только одна Ленка не подняла руки.
   – (37) А ты? – удивилась Железная Кнопка.
   – (38) А я – нет, – просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась.
   – (39) Ты его простила? – спросил потрясённый Васильев.
   – (40)Вот дурочка, – сказала Шмакова. – (41) Он же тебя предал!
   (42)Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к её черной холодной поверхности. (43) Ветер прошлого хлестал её по лицу: «(44) Чу-че-ло-о-о, пре-да-тель!.. (45) Сжечь на костре-е-е-е!»
   – (46) Но почему, почему ты против?! – (47) Железной Кнопке хотелось понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот. – (48) Именно ты – против. (49) Тебя никогда нельзя понять… (50) Объясни!
   – (51) Я была на костре, – ответила Ленка. – (52) И по улице меня гоняли. (53) А я никогда никого не буду гонять… (54) И никогда никого не буду травить. (55) Хоть убейте!
(По В. Железникову)

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: "Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять... И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!"
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

   Перед нами фрагмент из повести В.К.Железникова "Чучело", эпизод, описывающий судилище школьников над одноклассником. В момент, когда все готовы объявить бойкот провинившемуся Димке Сомову, совершенно неожиданно для всех звучат слова Ленки Бессольцевой: "Я была на костре... И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!" Задумаемся: что стоит за этими словами героини?
   На мой взгляд, смысл этих слов понятен каждому человеку: нельзя быть бессердечным, мстительным, нельзя унижать другого ни при каких обстоятельствах, поддаваясь дикому инстинкту толпы, даже если перед тобой предавший тебя друг; тем более нельзя добивать уже униженного и страдающего от мук человека, и тот, кто испытал травлю на себе, навсегда отказывается от мести, участия в бесчеловечных гонениях. Такой мы и видим в этом эпизоде героиню В.Железникова: милосердной, прощающей зло, не желающей вершить суд над предавшим её другом и берущей его под защитой.
   Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста. Во-первых, в начале эпизода Ленка видит, как замирает Димка, встретившись с ней взглядом, как опускает глаза (предложения 3-4), как боится "её осуждающих глаз" и ждёт удара по лицу (предложения 15-16), как почти "исчезает" в "кольце непроходимого леса рук", одноклассников, замирая от "ужаса и стыда" (предложение 34). И героиня не демонстрирует "торжества и победы" над уже униженным и страдающим от мук совести бывшим другом: "А я - нет, не бойкотирую, - просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась". Во-вторых, в этот момент в её памяти возникает страшная картина того, как совсем недавно эти же одноклассники унижали и травили её (предложения 42-45). Она "была на костре" и знает, как больно и страшно пройти через такое судилище, предательство. Вот почему так убедительно, как клятва, звучат её слова: "...никогда никого не буду травить. Хоть убейте!"
   Итак, финальные слова героини В.Жедезникова свидетельствуют о том, что девочка на отлично сдала жизненный экзамен на человечность: пройдя через травлю, гонения, она не озлобилась, не затаила обиду, а приняла решение никогда не приносит боли другим.

5 комментариев:

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.