ДЕМОВЕРСИИ ЕГЭ и ОГЭ-2018 уже в блогах "Просто о ЕГЭ" и "Просто об ОГЭ". Приглашаю!
НАПРАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ УЖЕ В БЛОГЕ "ПРОСТО О ЕГЭ". ПРИГЛАШАЮ!

пятница, 8 января 2016 г.

"Что бы вы пожелали (посоветовали, просто сказали) министру образования?"

   Не могу не поделиться с коллегами (да, наверное, и с родителями учеников) данным интереснейшим, на мой взгляд, материалом.
   Семнадцатый год выписываю методические издания "Русский язык" и "Литература".  Каждый раз читаю с удовольствием: современны, актуальны все материалы.
   Получила первый номер журнала "Русский язык". На первых страницах рассказывается о III Межрегиональном педагогическом марафоне учебных предметов «Живая методика. Сибирская дистанция», который проходил в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского. Интересное мероприятие, интересные лекции и лекторы... И вот участников марафона попросили написать пожелания, советы министру образования. С интересом я стала читать рекомендации министру своих коллег, учителей русского языка и литературы. Думаю, и другим учителям-предметникам будет интересно.

   Итак, редакция журнала "Русский язык" спросила: "Что бы вы пожелали (посоветовали, просто сказали) министру образования?"


1. Министру образования необходимо увидеть реальных детей, настоящие работы, в которых бывает по 40 ошибок Верит ли он, что ребенок действительно ставит себе цели на каждом уроке, перед каждым заданием? 
Зачем учителю тематическое планирование на 83 печатных страницах по одному предмету?

2. Много надо, должен, а когда все это делать? Увеличьте количество часов по литературе, языку. 
А зарплата?

3. Отменить волюнтаризм в распределении стимулирующей части зарплаты. 
Работник должен знать, сколько он получает. Сейчас зарплата не поддается прогнозированию. Надоело!

4. Что бы сделать министру?
Пересмотреть количество часов, отведенных на уроки русского языка в старших классах.
Разобраться и установить единые программы.

5. Нашему министру образования я бы посоветовала «выйти в народ» (как, например, Ходжа Насреддин) и побывать хотя бы неделю в роли обычного учителя. А потом ответить себе самому на вопрос: все ли выверты современного образования можно воплотить на практике? Для всего ли готовы учителя, дети и их родители?

6. Срочно спасать образование.

7. Я бы посоветовала министру образования более глубоко вникать в проблемы образования, повернуться лицом к учителю.

8. Прийти и поработать хотя бы один день в школе и понять на своей шкуре, как живется российскому учителю.
P.S. А потом попробовать сохранить самообладание, желание еще остаться в профессии.

9. Отмените ЕГЭ! Должен быть другой формат экзамена, этот заставляет мыслить только шаблонами и концентрирует основные силы учителей не на том!
Важно учить мыслить, делать то, о чем говорили сегодняшние выступавшие, школа должна готовить к жизни, а не к экзамену.

10. а) Министру образования следует приехать в обычную школу на периферии и пообщаться с учителями вживую, узнать их проблемы, увидеть их воочию, понять, что не в каждой школе возможно введение внеурочной деятельности.
б) Сократить отчетность.

11. а) Обратить внимание на школы, находящиеся на окраине города.
б) Хотелось бы, чтобы школы занимались образованием, а не хозяйственными работами (в большей степени за свой счет).

12. Слушали замечательных московских педагогов о работе со словом на уроке литературы, о свободе подхода к изучению произведения. Возник печальный вопрос: что пишут в классном журнале?
У нас шаг влево, шаг вправо – расстрел.
Мало часов для развития речи и вообще для изучения литературы.

13. Необходимо увеличить количество часов в 10–11-х классах (русский язык), в 7-м классе (литература).
Необходимо продолжить оснащение кабинетов. Я проработала 21 год, государство мне ничего не давало. Так и уйду на пенсию с телевизором из дома.
Надо пополнить фонды школьных библиотек. Книги приходили только один раз!

14. Прекратить превращать школу в часть бюрократической машины государства! У учителя другие задачи.

15. Я бы посоветовала соотнести требования к учителям-словесникам, обязанности, которые легли на их плечи (ОГЭ, ЕГЭ, итоговое сочинение и программа), и то количество часов, которое есть на эти предметы. Или пересматривайте программу, или не требуйте невозможного.

16. а) Меньше экспериментов.
б) Брать опыт советской школы.
в) Считаться с мнением учителей-практиков по составлению программ по литературе.
г) Достойную зарплату за 18 часов. В Омске за 18 час. учитель с высшей категорией получает 11 429 рублей.

17. Увеличить количество часов русского языка в 10–11-х классах, т.к. невозможно за один час обобщить материал предыдущих девяти лет обучения. Дети забывают даже то, что знали!
Вспомнить то хорошее, что было в советской школе.

18. У вас есть желание тратить собственную зарплату на техническое оснащение учебного кабинета, оплату Интернета?

19. Поработать в школе, в кабинете без Интернета, а затем дома доделывать работу, сидеть 3–4 часа: выставлять в дневники отметки, забивать планирование, задание.
Почему не включают в оклад подготовку к урокам, работу с документацией?
Пусть поработают то количество часов за те деньги, которые получаем мы!!!

20. Советы министру образования и науки России:
а) Быть ближе к народу (учительству).
б) Попасть в обычную школу на урок.
в) Провести самому урок!!!

21. Не успеваю качественно готовиться к урокам (имея 9-й – ОГЭ и 11-й – ЕГЭ + литература в декабре) – нагрузка 28 часов (сельская школа).
Сократить нагрузку на учителя, вынужденного зарабатывать в ущерб здоровью и качеству. Скоро в сельских школах не будет молодых, закроются школы, умрет село.

22. Министру образования России хочется сказать следующее.
Будет звучать, может, грубо – уйти на покой! Как человек, находясь на такой должности, не понимает, что так нельзя обращаться с детьми, это – будущее России: убили! несколько поколений – обездушили, разучили читать, превратили в желудки на ножках и т.д., а теперь – выучите, сочинение по литературе напишите. Во-вторых, поменяйте отношение к учителю, он не быдло, это Данко Горького. У меня все.

23. Что бы я посоветовала министру образования?
Относиться к учителям не как к издателям томов ненужной печатной продукции.
Учителя должны учить и воспитывать. (Отчеты, разработка программ и т.п. задавили.)

24. Побыть по одному дню в школе в качестве (роли):
а) директора;
б) учителя;
в) ученика.
Итого три дня.
Отменить 50% бумаг, чтобы учитель мог быть учителем.

25. а) Зачем нужны пересдачи?
б) Почему экзамены сдаются круглый год?

26. Сдать ЕГЭ. Если откажется, дать поработать 36 часов учителем русского языка и литературы (хотя бы месяц).

27. а) Увеличить количество часов литературы в 5–11-х классах!
б) Увеличить оклад учителям до 30 тыс. рублей. За 8 тыс. руб. не хочется творить на уроках, а только вытворять.

28. Вспомнить о том, что учитель – представитель очень важной профессии.
Разгрузите учителя: уберите ненужные отчеты.
Услышьте: оплата труда в 10 тысяч за ставку – это унижение!

29. Увеличить количество часов на изучение русского языка и литературы.

30. Что посоветовать министру образования?
Самый злейший враг образования – это Министерство образования.
а) Отменить ФГОС, потому что между ФГОС и ЕГЭ – непреодолимая стена. Учителей загрузили бумагомарательством, а качество знаний по итогам четырех лет не выросло.
б) Оптимизация довела до абсурда, русский язык преподают кому не лень – историки, биологи и т.п.

31. Министру образования.
Спасибо, но попробуйте остаться без Интернета на рабочем месте.

32. Дать больше часов филологам в старших классах в связи с подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ. Теоретическая база к этому времени уже накоплена, а на практику времени катастрофически не хватает.

33. Что-то сделать с программой по литературе. Объем огромный! Количество часов – мало!
Зарплата – чтобы содержать семью, мне надо набирать много часов по предмету. Поэтому нет качественной подготовки к предмету. Работаю 6 дней в неделю, нет методического дня.
Много «бумаготворчества»: рабочие программы – целая диссертация!

34. Реально оценивать способности учащихся и возможные результаты.
Что делать, когда заставляют ставить три, а ребенок (много детей) программу освоить не в состоянии???!!!

35. Пусть придет в конкретную школу (не элитную) и посмотрит на реальных учеников. Думаю, ему будет о чем поразмыслить!

36. а) Прекратить бесконечную модернизацию и дать школам пожить.
б) Трезво взглянуть на ситуацию в образовании и перестать быть романтиком.
в) Запретить АССУЛ как организацию, порочащую профессиональное сообщество учителей-словесников.

37. Министру образования посетить несколько обычных школ, чтобы увидеть 3 часа физкультуры в реальности. Нет раздевалок, спортзалов… Занимаются одновременно несколько классов.

38. Ввести в аттестат отметку «два» (9-е и 11-е классы).
Сократить чиновников, которые мешают работать школе.
Отменить декабрьское сочинение!

39. а) Мало часов русского языка в старших классах.
б) Школы не оснащены технически.
в) Мел покупаю на собственные деньги.
г) Много бумажной работы.

40. Министерству образования.
Самим подготовить урок (методики, литературы, технологии) – современный во всех отношениях с точки зрения целей и задач и ожидаемых результатов.
А еще лучше – 6 («на завтра») – сколько сил и времени это займет.
Самим пройти программу литературы 10-го и 11-го классов (или 9-го класса по русскому языку), чтобы успеть все изучить – и тщательно, осмысленно.
Где взять время на изучение всего, что нужно за отведенные 1 час на русский и 3 часа на литературу.
Извините, это некстати! Но в чистом виде на уроки нам удается тратить время процентов на 20% по отношению к тому, что тратится на отчеты, бумажки (80%).
А где взять время на самообразование (мое личное)?

41. Русский язык в 10–11-х классах – 1 час, а сдают дети экзамен, который (единственный) является и выпускным, и вступительным. Может быть, и вовсе исключить предмет и заменить его физкультурой и ОБЖ?
Министру образования России хотелось быпосоветовать в течение четверти выдать программу по литературе в любом классе и при этом обязательно развить ребенка! Развить! А не выполнить задачи и цели ФГОСов.

42. а) Прекратить бесконечно менять учебники по русскому языку и литературе, ссылаясь на «Утверждено» – «Не утверждено» Министерством образования! Это ад! А страдают дети, учитель, «прыгая с учебника на учебник», с программы на программу.
б) Увеличить количество часов на гуманитарные предметы (особенно на литературу!) – тупость наших детей потрясает!

43. Прекратить сокращать часы русского языка и литературы в 10–11-х классах.

44. Достаточное количество часов.
1 класс – 1 учитель – достойная зарплата = полноценная работа.

45. В связи с постоянной занятостью душа опустошается.
Хотелось бы, чтобы было меньше бумажной работы. Нет времени для творчества учителя.
Платить за проверку тетрадей.

46. Что практически посоветовать министру образования? 
Филологам дать возможность работать с детьми, применяя индивидуальный подход, используя современные подходы, требования ФГОСа. Но для этого нужно большее количество часов по программе и деление класса на подгруппы, что позволит нам и работать с текстом, и готовить к сочинению, и к ОГЭ, и к ЕГЭ.

47. Доверять учителям:
– перестать давить писаниной всяческих программ и отчетов;
– остановить уже наконец изобретение новых форм итоговой аттестации;
– честно признать, что если декабрьское сочинение основано на литературных примерах, то оно есть сочинение по литературе, а не продолжать лицемерно утверждать его «метапредметность»;
– если вы хотите, чтобы образование было, потрудитесь обеспечить достойную зарплату преподавателям вузов (лично Вы, уважаемый министр, попробуйте пожить на среднюю зарплату доцента государственного вуза хотя бы один месяц).

48. Не «сотрясать» ежегодно то, что приобретает какую-либо основу, форму. Хочется хотя бы в литературе нравственной стабильности. Она ведь вечная и не зависит от указаний сверху. Дайте «не гнать, а дышать», желательно свободно. Поверьте нам.

Нельзя не согласиться со многими пожеланиями и советами!
Уважаемые коллеги и родители!
А что бы Вы пожелали (посоветовали, просто сказали) министру образования?

24 комментария:

  1. Я не учитель, но тоже хотела бы посоветовать министру образования вспомнить, что такое образование:
    - это обучение:
    - это повторение:
    - это заучивание того, что не подлежит осмысливанию;
    - это проверка качества усвоенного материала, и только после этого переход на следующую ступень обучения.
    Невозможно научить ребенка кататься на лыжах, если он ещё не научился ходить.
    А в современном образовании так.
    Огромные пробелы в знаниях не дают возможности усвоить последующий учебный материал. Выход - нанимать репетиторов (за денежки!).
    Вы посчитали, сколько реально ребенок тратит время на учебу? Чтобы более-менее успевать по предметам, надо заниматься практически круглосуточно!
    И не надо готовить, что есть дети, которые учатся отлично, успевают, это единицы, а основная масса - это "списыватели" готовых домашних заданий из интернета.
    Почему министерство допустило такое? В погоне за отчетностью и внедрением новшеств в систему современного образования был некачественно проведен опрос по выявлению уровня образования детей. Как результат, получили поколение детей, совершенно не умеющих учиться.
    Моё предложение Министру образования: прекратите бумажную волокиту. Ни один отчет "со стороны" не покажет, насколько плохи знания у учеников. Поднимите свои важные персоны из уютных кабинетных кресел и немного поработайте в реальной школе. Самой обычной, не элитной. Именно поработайте (по своим-же разработанным программам), а не нагряньте с "ужасной строгой проверкой", как выполняются ваши указания.
    У нас, в России очень много талантливых молодых людей, которые хотят учиться. Так давайте учить, а не испытывать терпение всех участников педагогического процесса.
    Пока получилось так: Вы дали обезьяне в руку гранату...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Благодарю за такой развёрнутый ответ-комментарий.
      Он ценен ещё и потому, что это голос родителей, заказчиков образовательной услуги.
      Думаю, обсуждения этого сообщения ещё будут, поэтому подытожу всё чуть позже.

      Удалить
  2. Прекратить уменьшать количество часов русского языка, чтения и математики в начальной школе ради бессмысленных спецкурсов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Михайловна, согласна с Вами полностью!
      Начальная школа - начало начал...
      Спасибо Вам за визит! Рада видеть Вас!

      Удалить
  3. Добрый вечер, Ольга Николаевна! Я бы пригласила к себе на урок по ФГОС в класс-комплект в сельскую школу! Пусть приезжает и посмотрит!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, как я с Вами согласна! Как я Вас понимаю!

      Удалить
  4. Интересно, услышал ли министр этот глас народа?)))
    Нашему министру я бы посоветовала все то же самое))). Но в первую очередь, я бы попросила его вернуть в казну все деньги, которые получил он и его министерство за последние 15 лет. Ведь это наши деньги, на которые мы содержим зачем-то тех, кто не только не сделал ничего хорошего за это время, а испортил все то, что было. Собственно можно сразу отменить все, что было придумано министерством за последние 15 лет и спокойно вернуться к тому, с чем мы пришли в 2000-е годы). Мы ничего не потеряем, а только приобретем. Вся бюрократия, все учебники, все постановления, тестирования, десятибалльная система - все рубить на корню, не жалея. Наше образование еще никогда не было в таком жутком состоянии, как сегодня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется что-то услышал, так как обещали сократить кипу отчетности и бумажной рутины. Поверим?

      Удалить
    2. Анна, Ваши проблемы - наши проблемы ))
      Они одинаковы! Наше образование тоже сегодня переживает не лучшее время. Мы всё продолжаем реформировать ((

      Удалить
    3. Анна Борисовна, я надеюсь, что так оно и случится!
      Ольга Николаевна, я думаю, что наши реформы не очень от ваших отличаются, так - нюансами, а результат - один - сами знаем какой). Но я верю в лучшее, возможно моим мальчикам еще повезет учиться в лучших условиях. А вам желаю все же достучаться до министра, хоть в чем-то!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Я подписываюсь под каждым и 48 мнений учителей + комментарии коллег.
    Сейчас школа находится в плачевном состоянии!Самое ужасное, что учитель завален бумагами,а ещё одновременным ведением бумажного и электронного журналов (у меня лично так).
    В классе нет интернета, приходится действительно ещё и вечером сидеть за компьютером.
    Чтобы объяснить темы по русскому яыку и математике часто приходится жертвовать уроками труда и рисования. Жалко, дети очень любят эти уроки, но по - другому нельзя. В 4 классе 4 урока русского и 4 урока математики, этого мало, чтобы объяснить и закрепить. А это ещё и выпускной класс - дают то проверочную, то тест, то ещё чего- нибудь.
    Тепло вспоминаю первые годы своей работы - это была песня, полёт фантазии. А сейчас очень трудно петь, когда стоят на горле, а крылья подрезаны.
    Но я - оптимист, верю, надеюсь и жду перемен!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, спасибо огромное за Ваш объёмный и такой важный комментарий!
      Вы, учитель начальной школы, поймёте и мою боль: в 9-м классе, например, 2(!) часа русского языка в неделю! Мы должны подготовить к ОГЭ - ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ!!!
      А литература в 10-11-м классах! И к итоговому сочинению нужно подготовить, и к ЕГЭ!
      Я тоже оптимистка )) Буду надеяться ))

      Удалить
  6. Добрый вечер, Ольга Николаевна!
    Сложная ситуация в образовании. И все это потому, что министерство, перефразируя, "страшно далеко от народа". Отсюда и советы - прийти поработать в школу.
    В дошкольном образовании тоже имитация реформ - ФГОС ДО - прогрессивный документ, а вот условия для его реализации оставляют желать лучшего во многих аспектах...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, здравствуйте!
      Вы правильно написали: "Сложная ситуация в образовании". Это и детские сады, и школы, и ссузы, вузы.
      Меня поразил один факт в детском саду в связи с введением ФГОС: дочку учила читать я. В саду сказали: "Мы не имеем права это делать!" В школе же нам сказали, что ребёнок ДОЛЖЕН УМЕТЬ ЧИТАТЬ (и это на подготовительных курсах!)!
      Давайте будем откровенны, что не все родители будут учить читать ребёнка. И что же тогда? Первоклассник заведомо неуспешен?

      Удалить
    2. ФГОС ДО и руководитель группы по разработке этого документа академик Асмолов А.Г. четко говорит о том, что школа должна быть готова принять ЛЮБОГО ребенка, а не ребенок должен готовиться к школе.
      Дошкольное образование должно дать ребенку представление о звуковом анализе слова, развить фонематический слух и ВПФ, правда, обучение чтению есть в некоторых дошкольных программах (в частности. в "Радуге", но её -то как раз считают перегруженной)

      Удалить
    3. И вот в эти ножницы попадают родители!
      А я уверена: в начальной школе ребёнка должны научить читать, считать, писать. И всё!
      А домашние задания отменить вообще! Со 2-го по 11-ый класс!

      Удалить
    4. Ой, как бы было великолепно))).
      А мне кажется, что неправильно перекладывать на сад, подготовительные курсы и родителей обучение чтению, счету и письму. Дети идут в школу, чтобы учиться, вот пусть и учатся. Если случилось так, что ребенок научился раньше - хорошо, но это не должно быть показателем готовности и успешности. Я вот перед своими дошколятами ставлю совсем иные задачи, потому что читать и писать их в любом случае научат, а вот мыслить, особенно нестандартно, вряд ли. Но домашние задания в условиях современной школы с переполненными классами, к сожалению, отменить нельзя. Вот уж не знаю, что бы выучила моя дочка, если бы я с ней дома не занималась))). Да и она сама тоже дома получает очень много знаний, тут только на школу полагаться не приходится, к сожалению.

      Удалить
  7. Грустно))) Да, очень грустно. И хочется верить, что придет министр в рядовую общеобразовательную школу, где МТБ устарела на все 100%, где ремонта не было 60 лет, где учатся дети, родители которых потеряли работу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Вам, директору, более всего видны все проблемы школы. К сожалению, всё, о чём Вы написали, верно.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Как всё правильно уже написано и в статье и в комментариях! И от этого не просто грустно... А если у учителя нет огонька в глазах от встречи с детьми и любимой работой или хотя бы желания соответствовать... Но требований столько, что соответствовать очень трудно, а огонек и был-то не у всех... Думаю, что многое зависит даже не от министра, а от всякого другого начальства рангом пониже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Михайловна, здравствуйте!
      Огонёк в глазах учителя появляется по разным причинам. И зарплата - одна из составляющих огонька.
      Но, к сожалению, чтобы получить хорошую зарплату, приходится брать немало часов. Иначе как? Приходишь домой и начинаешь готовиться к дню следующему. Грустно очень-очень. Но, может, что-то скоро изменится?

      Удалить
  9. Ох, сказала бы я этому министру, что думаю:
    1) Дайте компьютеры в каждый класс, чтобы прямо на уроке (как у нас требуют в регионе) выставлять отметки, писать ДЗ, а то ведь требуют, чтобы ребенок, придя домой, уже видел ДЗ у себя дома. Интересно, как бы министр решил эту простую задачу при условии, что 6 урок заканчивается в 14:20, а учитель сразу после уроков не бежит домой, размахивая портфелем, а проводит внеурочку.
    2) Отменить внеурочку!!! Большей дурости, чем внеурочка в обычной школе, извините за прямоту, я просто и придумать не могу.
    3) Пусть он придет и посмотрит, что такое заниматься физкультурой 3ч в неделю при 2-3 классах в одном зале.
    4) Причина сокращения зарплаты вдвое в 2014г. в Подмосковье.
    5) Пусть выделит учителям АЯ хотя бы магнитолы.
    6) Пусть составит идеальное планирование по ФГОС по АЯ, а я перениму опыт и буду следовать заданному образцу, а не выдумывать программу самой, тратя на это месяц. Учителя начальной школы так вообще всё лето пишут программы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Света, за развёрнутый комментарий!
      У всех учителей практически одни и те же советы и просьбы.
      Рабочие программы - это целый научный труд! ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬ ИХ?

      Удалить
    2. Я думаю, учитель должен их составлять, чтобы кто-то потом преспокойно защитил диссертацию. Для этого нужно быть просто суперкрутым, вести никому ненужные курсы, собирать "домашние задания". Вот и всё, материала хоть отбавляй, жар чужими руками. И - самое главное! - НЕ работать в школе.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...