26 января 2016 г.

Литературные аргументы для сочинения: Человек и природа

   Продолжаем готовиться вместе к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Архив сообщений >>>>>.  
   Литературный аргумент не простой элемент в композиции сочинения. Вспомним, перечитаем некоторые произведения, указанные ниже. Поможет нам книга Е.В. Амелиной "Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С) /Ростов-на-Дону: Феникс, 2015/

   "Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы
Ф.И. Тютчев
стихотворения: 
"Природа-сфинкс"
"Певучесть есть в морских волнах..."
"От жизни той, что бушевала здесь...".
Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших - "хаос шевелится". В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Ф.И. Тютчева, - всего лишь "мыслящий тростник".
И.С. Тургенев
повесть "Поездка в Полесье"
стихотворение в прозе "Природа".
Человек смертен, а природа вечна. Человек - дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для неё законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с лёгкостью даёт жизнь и легко отнимает её у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.
Н.А. Заболоцкий
стихотворения: 
"Я не ищу гармонии в природе..."
"Вчера, о смерти размышляя..."
"Метаморфозы" 
Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности. Человек - всего лишь мысль природы, "зыбкий ум её". Человеческое сознание не в силах соединить "смерть и бытие". Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь "дыханием цветов", ветвями большого дуба.
В.П. Астафьев
повествование в рассказах "Царь-рыба"
Основная тема - взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И всё это даёт ему "какое-то ещё не постигнутое умом освобождение". Игнатьичу удаётся спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гётевскому тезису: "Природа всегда права". 
Ч.Т. Айтматов 
роман "Плаха".
В романе писатель говорит об уничтожении живой природы человеком. Трижды волчья семья лишается своих детёнышей. И волчица Акбара начинает мстить человеку, забирает его детёныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибает сама волчица, маленький ребёнок, сын Бостона, а также Базарбай, похитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстаёт против уничтожающего её человека.
Б.Л. Васильев
повесть "Не стреляйте в белых лебедей".
Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничтожающим природу".

Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармонического сосуществования? Как природа воздействует на человеческую душу? и др. - в следующем тематическом сообщении.

8 комментариев:

  1. Спасибо, Ольга Николаевна, с большим вниманием отношусь к таким советам - публикациям в блогах. Любую полезную информацию стараюсь донести до своих учеников. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо за добрые слова!
      Вы всегда на передовой! Вам как никому другому понятна тревога учителя, готовящего учащихся к ЕГЭ.
      Буду рада, если информация окажется полезной.

      Удалить
  2. Добрый вечер. Что называется в десятку. Советую ребятам эти же тексты. Последнее время делаем с коллегами подборку небольших произведений. Среди них к Вашей статье предложила бы рассказ современного писателя Сергея Палия "Кохинор". Кроме проблемы взаимоотношения человека и природы можно обозначить ряд других. Например, одиночество человека в соврем.мире, детская жестокость,нравственный выбор. Вам терпения и веры, а у ребят пусть откроется второе дыхание. Грамотное распределение сил по дистанции - это очень важно в любой работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Огромное Вам спасибо! Обязательно посоветую своим ученикам обратиться к рассказу С.Палия.
      Вера есть! Надеюсь, что всё у нас получится!
      И Вам отличных результатов! СПАСИБО!

      Удалить
  3. Ольга, добрый вечер. Заинтересовалась вашим постом и зашла посмотреть. А вот интересно, берут ли ваши 11-классники стихи для аргументации? Мои два года назад к стихам вообще холодно относились. Поэтому просто весной задала читать им "Плаху" и по всем проблемам произведения потом прошлась (прямо так с цитатами, с чтением на уроках...).
    А летом для себя открыла Роман Сенчина и его "Зону затопления". (Писала о книге в блоге.) Очень схоже с "Прощанием с Матерой". Думается, что на уроке можно как раз и запараллелитьэти произведения. А морально-этических тем сколько у Сенчина поднимается! В общем, стоит прочитать и деткам порекомендовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, здравствуйте!
      Поэзию, конечно, не берут. Если только Пушкина в какой-нибудь теме о любви и соответствующих проблемах.
      "Плаху" люблю сама. О Сенчине не слышала. Беру на заметку. Спасибо огромное, коллега!
      Благодарна всем своим блогоколлегам за подсказки, новые мысли, новые планы!

      Удалить
  4. Интересные материалы. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Lubov, пожалуйста!
      Надеюсь, найдёте ещё немало интересного ))

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.