16 августа 2022 г.

"Люблю тебя, Петра творенье...": Царскосельский Лицей, Екатерининский дворец

Продолжение

На 23 июля мы запланировали поездку в город Пушкин. Билеты в Царскосельский лицей были куплены через сайт (взрослый - 400 руб., Лиза купила по "Пушкинской карте"), когда мы находились дома. А вот билеты в Екатерининский дворец мы купили (тоже через сайт), когда приехали в Пушкин, потому что обилетиться можно только за неделю до запланированной экскурсии. Мы не знали, сколько точно пробудем в Лицее, поэтому решили действовать по ситуации.
   Экскурсия начиналась в 11:10. Из Петербурга мы доехали до Царскосельского Лицея в Пушкине за минут 30 на такси (451 руб. 50 коп.): дорога была превосходная, пробок не было.
   Успели прогуляться по рыночку. Он великолепный! Продают много сувениров, платков, сумок, зонтов и... кошечек ручной работы. Одну мы приобрели (250 руб.). Время ещё оставалось, мы узнали, сколько длится экскурсия по Лицею и купили тут же билеты в Екатерининский дворец (взрослый - 900 руб., Лиза приобрела билет по "Пушкинской карте").
   Билеты в Лицей А.С.Пушкина мы получили в кассе и отправились на экскурсию. Здесь я уже в третий или четвёртый раз. И каждый раз всё по-новому. Слушаю с огромным интересом. Ни разу ещё не разочаровалась в экскурсоводе. И в этот раз нас водила по залам Царскосельского Лицея Окунева Светлана Леонидовна. Настолько очаровательный человек, рассказчик, что, уходя, мы не смогли не оставить в книге Лицея благодарность.
   Обращаю ваше внимание на некоторые видеоотрывки экскурсии. Мы, экскурсанты, были пленены рассказом Светланы Леонидовны.

Рассказ экскурсовода. Начало - здесь.
   Мы в Большом зале Лицея, где проводилось торжественное открытие Лицея и где сам император принимал мальчиков, будущих лицеистов, в этот храм науки. Здесь же проходили экзамены. Помните картину И.Е.Репина "Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г."? И Гавриила Романовича Державина увидели?
Источник

Теперь мы в библиотеке. Некоторые лицеисты прочитали все книги, стоящие в шкафах. Кто-то читал стихи, кто-то - книги о морских путешествиях, кто-то - на иностранных языках.

Проходим по коридорам. Наше внимание обращают на увлечения лицеистов. И вот что мне ОЧЕНЬ понравилось: Светлана Леонидовна рассказывала обо всех лицеистах, так или иначе отличившихся. Не было акцента только на имени А.С.Пушкина. И это было замечательно. Мы услышали и о Кюхле (Вильгельме Кюхельбекере), и об Антоне Дельвиге, и об Иване Пущине... Несмотря на тяжёлую учёбу лицеисты успевали и отдыхать: рисовали, например, карикатуры, писали эпиграммы.

Переходим в класс, где учились лицеисты. Ежедневно юные воспитанники занимались не менее семи часов. Учёба продолжалась с 1 августа по 1 июля. Месяц каникул лицеисты также проводили в Царском Селе.
   В Лицее было заведено, что на каждом уроке самые успевающие ученики сидели ближе всех к учителю. Юный Пушкин мог похвастаться первой партой на уроках русской и французской словесности.
   А вот класс физики юный Саша Пушкин не очень-то и жаловал))

Всех учеников оценивали строго. Первенствовали всегда лицеисты Александр Горчаков и Владимир Вольховский.
   А это рисунки А.С.Пушкина, которые он создал на уроках рисования. Сергей Гаврилович Чириков, учитель рисования, не очень-то жаловал работы лицеиста Пушкина, считал, что не доведено до конца задуманное.
   Уроков музыки в Лицее не было, но вот фортепиано было. И А.Дельвиг написал стихи к "Прощальной песне воспитанников Императорского Лицея в Царском Селе".

Мы поднимаемся на третий этаж, где располагались комнаты всех лицеистов. Как нам сказали, эта лестница подлинная. Сам же Лицей пострадал в годы Великой Отечественной войны.
Комната А.Пушкина

Комната И.Пущина

Рассказ экскурсовода ЗДЕСЬ.
   Были, конечно, в Лицее и свои правила, которым должны были подчиняться все лицеисты.
   Это комната учителя рисования и гувернёра Сергея Гавриловича Чирикова.

Оставили отзыв. Очень нам понравилась экскурсия.

Теперь наш путь лежит в Екатерининский дворец. Я была уверена, что его построили для Екатерины II. Оказалось, нет. Дворец был заложен во времена Екатерины I, Всероссийской императрицы (1725-1727), жены Петра I.

Виды, конечно, царственные и великолепные. Мы наслаждались тишиной сада, пока ожидали начало экскурсии.

Буду откровенной: экскурсия не понравилась. В Санкт-Петербурге я далеко не в первый раз, а вот в Екатерининском дворце не была. Конечно, после музея-квартиры А.С.Пушкина, после Царскосельского лицея ожидала таких же впечатлений, но... не сложилось.
   Просто ужасная организация! Мы подошли к своему времени, заходили по QR-кодам, размещённым на электронных билетах. Пускали всех. Было не важно, экскурсия начинается через 5 минут или через 45. Нам выдали наушники (всё тоже как-то скопом), прокричали: "У кого синие наушники, подходите к дверям" (а у нас была как раз синяя гарнитура). Подошла экскурсовод и начала рассказ.
   Народу - тьма. Мы буквально шли, не останавливаясь. Из одного зала в другой переходили быстрым шагом, иногда замедляя его, чтобы обратить внимание на те предметы, о которых рассказывала экскурсовод. Из рассказа я, правда, мало что запомнила. Когда дают общую информацию, не находя какие-то изюминки, то задумываешься над тем, что мог бы и самостоятельно прочитать об этом.
   Да, дворец, безусловно, красив, но... впечатлений у меня нет. А ведь это самая дорогая экскурсия.
   Знаменитая Янтарная комната. Она была создана в Пруссии и подарена Петру I. Во время Великой Отечественной войны её похитили немцы. К трёхсотлетию Санкт-Петербурга мастера и реставраторы воссоздали уникальный интерьер Янтарной комнаты.
   Высота Янтарной комнаты ‑ 7,8 метра, площадь пола ‑ 100 кв.м., облицовка трёх стен янтарём ‑ 86 кв. метров. Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на неё израсходовано:
‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы;
‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%;
‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;
‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Гуляем дальше по залам Екатерининского дворца, бывшего летней резиденцией царской семьи.
   После мы погуляли по парку Екатерининского дворца и решили, что в следующий раз будем брать экскурсию не во дворец, а сюда, в парк. Наслаждались видами, несмотря на жаркую солнечную погоду.
   Искали скульптуру девушки у разбитого кувшина. Как не вспомнить стихотворение А.С.Пушкина о ней?
Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
А. С. Пушкин, 1835
   Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя», или «Девушка с кувшином», занимает особое место среди парковой скульптуры Царского Села: это единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка.
   Статуя исполнена известным скульптором П.П.Соколовым на сюжет басни Ж.Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств.
   Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки. Из разбитого кувшина, лежащего у ее ног, бежит струя ключевой воды, поступающая по узкому протоку в Большой пруд.
   В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещён в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году. (Источник)
   Тучи начали сгущаться как-то быстро. Мы всё же не спеша гуляли.

Вызвали такси и полил сильный дождь. Мы достали милые дождевики. Таксист повёл себя непорядочно. Он приехал не к тому месту, к которому его вызвали, и без объяснения причин уехал. Елена Юрьевна, моя коллега, пыталась выяснить у него причины невыполнения заказа, но... таксист, видимо, плохо владел русским языком.
   Из-за дождя такси безбожно подняли цены. Дождь же не унимался, мы, конечно, вызвали машину за 1098 руб. (на четверых).
   Доехали на другой машине. Нам нужно было поужинать, потому что на вечер было запланировано ещё одно замечательное мероприятие... О котором в следующий раз.

1. Царскосельский лицей до сих пор славится своими прекрасными экскурсоводами, я этому очень рада. Когда мы с тобой были там в 2000 г., экскурсоводом был молодой мужчина, рассказывал так, что я боялась даже слово пропустить, дышать боялась.
    В Екатерининском дворце, к сожалению, ни разу не была. Очень жаль, что с экскурсией у вас не сложилось, а ведь рассказывать можно и нужно столько интересного!
    Такси - безобразие! Вот попадаются же такие граждане!

1. На меня Царскосельский лицей всегда производит впечатление. Экскурсоводы просто живут атмосферой Лицея.
      А я вот совсем не помню этого экскурсовода. Жаль.
      В Екатерининский дворец я попала впервые. Рассказывала экскурсовод много, даже иногда интересно, но всё как-то бегом, будто читая энциклопедию.
      В общем, не впечатлил. Проходили мимо шикарных стендов с фотографиями, где запечатлены немцы на лестнице дворца. Мне так хотелось остановиться, рассмотреть, что сделали фашисты с дворцом, но, увы, мы не то что рассказ не услышали, а прошли мимо.
      Такси - оно же везде такое. Дождь - цены поднимают или не приезжают )) Всё хорошо, что хорошо кончается. А день наш второй завершился просто великолепно.

2. Articolo molto bello.Il palazzo è meraviglioso.Buon mercoledì.

3. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Материалы про Лицей все такие знакомые, когда готовила детям классный час на День Лицея, конечно, всё это смотрела и читала. Я вот не была там, а уже смотришь, как на знакомое место)). Вживую Вам, конечно, смотреть было ещё интереснее. Вы правильно сделали, что оставили хороший отзыв, а то у нас жалобы писать любят и ругать, а вот хвалить редко. Если человек заслужил, то написать благодарность будет правильно.
    Вторая экскурсия не удалась, и это неприятно. Даже если это случайность для данного экскурсовода (ну не знаю, может самочувствие, может настроение, может рабочая накладка какая-то и она так скомкано провела), но для Вас же это была одна единственная возможность, уже не начать сначала. Жаль, конечно...
    Цена на такси удивила. Рыночная экономика)) Спрос рождает предложение. Нам бы так)))

1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Мне кажется, трудно найти учителя начальных классов или учителя литературы, который бы не был виртуально в Лицее. И когда окажетесь Вы в Царскосельском Лицее, уверена, на всё посмотрите по-иному.
      Вот мы с Лизой как-то так захотели очень отзыв написать. И написали... Вы правы, жаловаться умеют многие, а вот благодарят единицы.
      Про экскурсию в Екатерининском дворце не хочется говорить. Вот вроде бы и экскурсовод знающий, и место прекрасное, но когда нет возможности остановиться, меня это напрягает.
      Такси удивляло, конечно. Это цена на четырёх. А если бы мы вдвоём ехали.
      Конечно, траты большие.

4. Посмотрела с интересом, Оленька, спасибо! А без экскурсии в Екатерининский не пускают? С аудио гидом или телефоном? Я терпеть не могу экскурсии толпой, вприпрыжку за гидом. Что заинтересует можно посмотреть по QR коду, и рассматривать то, что интересно тебе, а не то, что в маршруте экскурсовода. В любом случае, Царское село прелесть! Мы ездили туда на целый день, с ракетками, с корзинкой для пикника. Во дворец, если новая выставка, а остальное время гуляли, играли в бадминтон, сидели в тенистой аллее - отдых! Для нас такой вариант предпочтительнее.

1. Здравствуйте, Ирина Александровна!
      Ваше обращение меня так радует )) Вспоминаю своего любимого преподавателя, к которой испытываю нежные чувства))
      Без экскурсии пускают только в сад. Но за посещение тоже нужно платить.
      Какой у Вас отдых был великолепный в Царском Селе. Мы, конечно, такой не планировали, потому что из четверых в Лицее была только я ))
      Но мы уже решили: если приедем ещё, то экскурсию возьмём по саду. Во дворец больше не пойдём.

5. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
    Как здОрово выглядит Лиза на ступеньках Лицея)
    Как будто это её дом.

1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Спасибо! Мы обе с ней в своей стихии))

6. Экскурсоводы наше всё) Если уж повезёт, ходишь рядом, смотришь в рот. Так было со мной на экскурсии по лермонтовским местам Кавминвод. Невероятная эрудиция и энтузиазм.
    В вашем случае, один снаряд в одну воронку не падает))
    Рисунки пушкина меня всегда впечатляли. Талант всесторонний.
    И про таксистов. В Питере вызвали в дождь, чтобы уехать в гостиницу, были в концертных костюмах. Долго объясняли, как к нам подъехать. В итог товариСч разозлился и демонстративно промчался мимо нас. Пожаловалась в службу такси

1. Относительно не повезло только здесь. И не вина экскурсовода, наверное: групп много - и нужно поскорее провести много людей.
      Рисунки Пушкина не нравились учителю )) А лицеисты вообще были все талантливые. Действительно, обучали весь цвет нации.
      Таксисты - отдельная история. Попадались очень порядочные. Но есть, увы, овца, которая стадо портит. Неприятно: дождь, ждёшь машину, а тебя просто кидают.

7. Ольга Николаевна, у меня нет слов! Я в восторге! Посмотреть комнату, где жил Пушкин. Если нельзя потрогать, просто посмотреть. Наверное, нетрудно было представить будущего поэта, как он ходит по коридорам и лестницам лицея.

1. Ирина Михайловна, восторг и у нас! Увидеть всё воочию - дорогого стОит.
      То, что по лестницам, залам, классам, этажам ходил сам Александр Сергеевич, конечно, давало повод почувствовать запах эпохи.

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.