16 декабря 2018 г.

Технология РАФТ, или Как пятиклассники изучают "Муму" И.С.Тургенева: часть 1

Источник
   "Муму" И.С.Тургенева всегда вызывает у пятиклассников (и почему изучают этот рассказ в пятом классе?) сильные чувства: не обходится без слёз. Но моя задача - убедить учеников в том, что это не столько рассказ о том, как Герасим утопил собачку, сколько о протесте человека. И собачка здесь как раз показывает силу Герасима, а не слабость.
   Готовясь к уроку, обнаружила на сайте "Первое сентября" статью Ольги Примак "Несколько слов о РАФТе", которая была опубликована 11 лет назад. К сожалению, узнала о ней только что. К счастью, познакомилась с новой технологией. 
   Как оказалось, этот игровой приём заимствован у американских педагогов ("Дидактор. Педагогическая практика"). РАФТ - аббревиатура: Роль, Аудитория, Форма, Тема.
Р - роль (от имени кого этот текст).
А - аудитория (кому адресован текст).
Ф - форма (письмо, дневник, записка, беседа, внутренний монолог и т.д.).
Т - тема (о чём?).
   Данный приём обеспечивает эмоциональное, познавательное и аналитическое восприятие текста, способствует самовыражению учащихся, даёт возможность проявить свои творческие способности. Задача ученика — создать свой собственный текст на основе имеющегося, переосмыслить его и освоить.
Герасим

   Когда мы поговорили с ребятами о прототипах рассказа, охарактеризовали "самое замечательное лицо", получили пятиклассники домашнее задание: написать текст по технологии РАФТ. 
   Первый блин комом не вышел. Да, есть ошибки, есть недочёты. Но, на мой взгляд, ребята справились с поставленной задачей.
   Мне бы хотелось и поделиться с читателями блога интересными текстами, и оставить, конечно, работы в блоговом архиве.


РАФТ №1 - автор Макар Ш.
   Р - Гаврила Андреевич, дворецкий
   А - барыня
   Ф - записка
   Т - Герасим
   Спешу Вам доложить, что приехал из деревни крепостной крестьянин глухонемой Герасим. Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему метлу и определили дворником. Его обязанность состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привозить бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить... Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём.
Гаврила Андреевич

РАФТ №2 - автор Андрей С.
   Р - Герасим
   А - барыня
   Ф - письмо
   Т - Муму
   Дорогая барыня!
   В первое время мне нравилось у Вас работать. Но мне очень хотелось найти друга. Я приютил милую собачку. Даже имя ей дал - Муму. Я за ней ухаживал и молоко давал. Но вы не одобрили мою затею. И мне пришлось лишиться своего лучшего друга.
   Больше к Вам не вернусь. Прощайте.
Герасим

РАФТ №3 - автор Олег Л.
   Р - барыня
   А - Герасим
   Ф - записка
   Т - Муму
   Герасим, прости меня, пожалуйста, я совершила очень серьёзную ошибку и много раз пожалела об этом. Мои слуги очень плохо ко мне относятся, с тех пор как я приказала утопить собачку. Я не думала, что ты к ней так привязан.
   Герасим, ещё раз: прости меня за всё, что я сделала. Извини за боль, которую я тебе причинила. Если ты простишь меня, то напиши мне письмо.
Барыня

Источник

РАФТ №4 - автор Мария П.
   Р - Герасим
   А - Татьяна
   Ф - записка
   Т - уезд из Москвы
   Ну, уезжаю я из Москвы. Тебя замуж за другого выдали, так ещё и мой лучший друг погиб. Извини, не могу я тут больше оставаться. Делать мне тут нечего. Так что... прощай.
Герасим

РАФТ №5 - автор Всеволод Ш.
   Р - Гаврила Андреевич, дворецкий
   А - барыня
   Ф - записка
   Т - исчезновение Герасима
   По Вашему приказанию дворнику Герасиму было велено утопить собаку. После того как Герасим исполнил приказ, он скрылся в неизвестном направлении. Я так полагаю, что он отправился обратно в деревню. Жду Ваших приказаний по этому делу.
Гаврила Андреевич

Барыня и Муму
РАФТ №6 - автор Юлия А.
   Р - Гаврила Андреевич, дворецкий
   А - барыня
   Ф - записка
   Т - Степан отвёз Муму
   Милостивая барыня, спешу сообщить, что Степан отвёз ту собачонку на Охотный ряд. Там он скоро отыскал покупателя, которому уступил её за полтинник, с тем только, чтоб он по крайней мере неделю продержал её на привязи и тотчас вернулся, но, обойдя двор вокруг, с заднего переулка через забор перескочил во двор: в калитку-то он побоялся идти - как бы не встретить Герасима.
Гаврила Андреевич

РАФТ №7 - автор Екатерина К.
   Р - Герасим
   А - барыня
   Ф - письмо
   Т - Муму
   Барыня! Мне нравилось работать у Вас. У меня появился новый друг, назвал я его Муму. Это собачка. Я очень её любил. Но Вы приказали избавиться от неё. Теперь я остался один, без друга. Больше к Вам не вернусь!
Герасим

Источник
РАФТ №8 - автор Виктория Т.
   Р - Татьяна
   А - Татьяна
   Ф - дневник
   Т - дворник Герасим
   Дорогой дневник!
   Когда я была ещё молодая и служила у барыни прачкой, любил меня дворник Герасим. Большой, крепкий, сильный, как богатырь, но немой. Ни слова не поймёшь, что он мычит себе под нос. Сначала я его побаивалась, а он всё ходил за мной, один раз даже петушка подарил. Несмотря на свой внешний вид, Герасим был очень добрым, он мухи не обидит. Жил он один, в каморке под кухней. 
   Однажды позвала меня к себе барыня и сказала, что решила выдать меня замуж за Капитона. Я очень расстроилась, плакала по ночам, долго не могла заснуть.
   Вышла я замуж, а Капитон не исправился, пил ещё больше. Тогда решили его выгнать. Мне как его жене пришлось уехать вместе с ним.
   С тех самых пор меня долго мучит совесть. Я очень хочу снова встретиться с Герасимом и попросить у него прощение. Надеюсь, он меня простил.

РАФТ №9 - автор Полина П.
   Р - дворецкий
   А - барыня
   Ф - записка
   Т - доложить о прибытии Герасима
   Здравствуйте, барыня! Дворник Герасим был доставлен по Вашему указанию. Устроен дворником, работает хорошо. Крепкий мужик, выносливый. Выделено ему помещение под кухней, каморка. Спит он на большой кровати.
Гаврила Андреевич, дворецкий

РАФТ №10 - автор Артём В.
   Р - барыня
   А - Гаврила Андреевич
   Ф - записка
   Т - Герасим
   Гаврила Андреевич, прошу зайти к Герасиму после обеда и поговорить насчёт его собаки Муму. Прошу сообщить ему, что мне мешает его собака. Всю прошлую ночь она пролаяла. Попроси его принять меры. И чтобы впредь такая ситуация больше не повторялась. А то меры буду принимать я.
Барыня

Продолжение следует...

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Прекрасно повеселила меня эта техника РАФТ.
    Таких прекрасных преображений я даже предположить не могла.
    Это просто потрясающе, в своём безумстве. Наверное, я ничего не понимаю, но мне это напомнило... "Алекс - Юстасу" (Думаю Вы поняли, о чем я)
    Ребята просто потрясающие молодцы!
    Такой супер-перенос эпохи крепостного права в современные условия - это браво!
    А РАФТ №3 с искренним раскаиванием барыни - это шедевр!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Мне тоже РАФТы очень понравились. Да и детям, видимо, тоже ))
      Про крепостное право рассказывать очень непросто. По истории ребята это ещё не изучали, вот и приходится чуть ли не весь первый урок рассказывать, что такое крепостное право.
      РАФТ №3 понравился? Согласна )) Видимо, Олегу очень хотелось, чтобы барыня раскаялась.

      Удалить
  2. Интересный приём!
    Возьму себе на заметку. Спасибо, Ольга Николаевна!
    PS Обратила внимание на записку Олега Л. Я с третьеклашками беседовала об этом произведении (не углубляясь в исторические экскурсы). Многие тоже свой вариант концовки домыслили. Им так легче, видимо, для их душевного равновесия:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Викторовна, здравствуйте!
      Рада видеть Вас!
      РАФТ - технология не новая, но мне очень понравилась. А уж 10-тиклассники что придумали про Базарова и Обломова!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я считаю шедевром РАФТ №5. Шикарное донесение в стиле капитана Жиглова. Видно, что автор данного шедевра увлекается детективами. Получил истинное наслаждение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иван, здравствуй!
      Твой комментарий прочитала на уроке. Севе было приятно ))

      Удалить
  4. Интересный прием, Ольга Николаевна. Спасибо, что поделились. Посоветую и своим коллегам обратиться к первоисточнику. Мне понравились детские домыслы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Познакомилась сама с удовольствием с этим приёмом. Детские рассуждения, действительно, интересны.
      Да и использовать приём можно на многих гуманитарных предметах.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Действительно, очень интересная технология - совсем иначе осмысливается текст, предоставляется возможность понять каждого персонажа. Ребята справились хорошо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, здравствуйте!
      Да, согласна с Вами: ребята справились. Да и это первый раз мы писали такие работы. Обязательно попробую ещё не раз.

      Удалить
  6. Сложно быть в роли кого-то...Технология спорная.
    Такие приемы мы тоже используем, безусловно, хотя выглядят они немного по-иному. В любом случае - интересно!
    А Вы, Ольга Николаевна, в постоянном поиске! Это здорово!Учить понимать, мыслить, перевоплощаться - это наша работа!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина Ивановна, здравствуйте!
      Технология, конечно, спорная. Но почему бы и не попробовать. Дети по-своему раскрывают идейное содержание произведения.
      Спасибо Вам большое за комплимент. В поиске ли в постоянном? Пожалуй, нет. Некогда. А иногда хочется много почитать о том или другом интересном методе или приёме.

      Удалить
  7. Ольга Николаевна, здравствуйте! Интересную форму работы вы вспомнили.А какие ученики у Вас творческие! Как и учитель! Надо будет тоже попробовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Михайловна, здравствуйте!
      Спасибо большое за добрые слова! Но не совсем считаю себя уж творческой, если честно.
      А приём заинтересовал. Да и дети такие превосходные тексты сочинили.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.