29 января 2017 г.

Всероссийский заповедный урок


   2017-й в России объявлен ГОДОМ ЭКОЛОГИИ.
   "Почему именно 2017-й?" - задавала вопрос своим обучающимся 8-го и 9-го классов. Услышала много разных ответов. Самое главное - нужно обратить пристальное внимание к вопросам экологии.
   Безусловно, экологические проблемы существуют. Но, оказывается, в 2017-м отмечается столетие заповедной системы Российской Федерации. 
   Мои ученики и я стали участниками проекта "Всероссийский заповедный урок", реализуемого ЭкоЦентром «Заповедники» в рамках программы "Движение друзей заповедных островов" при поддержке Комитета общественных связей города Москвы, ГПБУ "Мосприрода", АНО «Твоя природа», а также при информационной поддержке Минприроды России и Минобрнауки России. Идею реализации урока поддержали Российское движение школьников, Русское географическое общество и экологическое Движение «ЭКА».
   ВСЕ материалы (а они настолько отличные, что сама до урока уже получила эстетическое удовольствие) Всероссийского заповедного урока доступны на сайте "Всероссийский заповедный урок" после регистрации.

   "Заповедные острова. Сохраняя будущее" - тема урока, который я провела и в 8 "А", и в 9 "А" классах. 

   Может, кто-то воскликнет: "Заповедники и литература с русским языком - где связь?" Отвечу: "Год экологии, конечно, в бОльшей мере падёт на географов, биологов, химиков. А разве на уроках русского языка и литературы мы не читаем и не анализируем тексты на экологические темы? Всё это делаем и мы, филологи. Поэтому не могла пройти мимо проведения этого экологического урока".

   Ход урока описывать не буду, так как предполагаемый план урока тоже есть в методических рекомендациях.
   Кроме просмотра мультфильма и подробного просмотра презентации (конечно, рассказа-диалога по ней), обучающиеся ответили на предложенный вопрос: "Какое животное могло бы стать символом 2017 г., Года экологии?"
   Вот что писали ребята:
Источник
Анастасия Я.: "Я бы хотела, чтобы символом Года экологии была панда...
До 2016 г. панда считалась исчезающим видом. Учёные предполагают, что в дикой природе осталось около 2060 особей. Большая панда является символом Всемирного фонда дикой природы...
Панда - моё любимое животное, поэтому оно и ассоциируется у меня с символом года".
Арина А.: "Я считаю, что символом 2017 г. может быть дятел...
Роль дятла в процветании экосистемы трудно переоценить. Эта птица всегда останется истинным санитаром леса".
Анастасия Б.: "Символом года может быть лев. Он символ королевской власти и могущества, военной силы и храбрости, мудрости и справедливости, благородства и великодушия..."
Александра М.: "Важную роль в экосистеме играют пчёлы".
Роман Ш.: "Я думаю, символом Года экологии может быть муравей... Муравьи - коллективные насекомые. Они живут большими дружными семьями - муравейниками. Так и весь мир должен объединиться в одну дружественную семью. Так же, как в муравейнике, в мире должны быть распределены выполняемые каждой страной функции. Каждый должен трудиться на общее благо, быть трудолюбивым, жить мирно".
Даниил Н.: "Выбирая символ Года экологии, невольно задумываешься о возросшем интересе к России за последние пять лет.
Кого бы я хотел видеть символом Года экологии? Слона или медведя. Слон олицетворяет силу и и благоразумие, неагрессивную мощь. Медведь же олицетворяет недюжую силу. Вспомним, что древние русичи почитали медведя".


 

   Ребята писали и об ирбисе, и о снежном барсе, и о волке, и о петухе (ничего общего с китайским календарём), и о кролике...
   Каждое мнение имеет право на существование. А для меня стало открытием размышление Романа Ш. (о муравье как символе Года экологии).
   А ещё были поздравления нашему национальному парку "Самарская Лука". Все поздравления непременно отправим по адресу. 
 

   Вот так мы провели Всероссийский заповедный урок, к материалам которого я непременно буду возвращаться.
Заповедные уроки в блогах коллег:
2. Год экологии в России: Всероссийский Заповедный урок (учитель начальных классов А.А. Гончарова);
3. #всероссийскийзаповедныйурок# (учитель начальных классов О.А. Папулина). 

13 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Поздравляю! Отличный урок! А сочинения- поздравления просто чудо!
    С нетерпением жду своей очереди. Так хочется провести! Уже всё придумала. Вот размышляю, а может мне во вторник и провести? Тоже ведь окружающий мир.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Поздравления и сочинения и мне понравились. Как-то от души дети размышляли.
      И Вы, конечно, проведите. Материал есть и для первоклассников.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Замечательный получился у вас урок, интересные работы ребят! Спасибо за информационный материал и ссылки на уроки коллег!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Валентиновна, здравствуйте!
      Об этом уроке узнала из блога Л.П. Казанцевой "Географочка". Загорелась.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Понравились рассуждения ребят о символе Года экологии.
    Для меня представляется символ Года, не в образе какого-то животного, а в образе каких-то символов экосистемы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, здравствуйте!
      Символ года в образе животного - вопрос, сформулированный в конспекте урока. Ваше суждение по этому поводу, конечно, шире ))

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Очень рада, что и Вам понравился урок! Как я поняла, Вы не сами нашли его, а ещё его рекомендовала к участию местная организация?
    С интересом рассматривала работы ребят - вот ведь как, урок один, а в итоге у каждого учителя получается что-то своё, ведь урок пропущен через душу и сердце...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Нет, нашла урок не сама. Вы помогли ))
      А урок удался, Вы правы.

      Удалить
    2. А я думала, что местные организации его рекомендуют тоже... У нас в начале февраля прислали приглашение участвовать, а мы уже провели)))

      Удалить
  5. Ольга Николаевна, добрый день. Так интересно следить за развитием проекта. каждый педагог вносит что-то свое, присущее своему предмету. Спасибо, что и Вы поделились своими наработками

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Как бывает: по одному рецепту сваренные щи у разных хозяек будут разными. Так и урок. Материал один, а вот уроки в разных концах нашей страны различны.
      Рада очень видеть Вас и слышать ))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Тема экологии настолько обширна, что с какой стороны на нее не посмотри, везде будет интересно!!! Урок замечательный!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
      Согласна: тема всеобъёмна! Каждый предметник найдёт для себя ТО, для чего ))
      Спасибо Вам! Рада Вас видеть!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.