24 марта 2018 г.

Недетская детская "Динка": Валентина Осеева "Динка" (16+)

Источник
   Продолжаю читать книги, которые мне посоветовали участники акции "Новогодний флэшмоб".
   Прочитаны на сегодня три книги из десяти: "Географ глобус пропил" А.Иванова, "Прислуга" К.Стокетт и "Динка" В.Осеевой.
   Буду честной: дочитав, воскликнула: "Наконец-то!" Одно из условий флэшмоба такое: не предлагать книги объёмом более 600 страниц. Так откуда же я знала, когда соглашалась на рекомендацию "Динки" как "любимой книги детства", что в ней целых 717 страниц! Может, и ничего страшного, но когда читаешь через силу, то...
   Одна-единственная и главная причина того, что книга мне не совсем понравилась следующая: выросла я... Нет, не из детской литературы вообще, ибо она прекрасна (взахлёб читала, например, "Время всегда хорошее" и "Я хочу в школу!" А.Жвалевского и Е.Пастернак, "Три девочки" Е.Верейской, "Убить пересмешника" Х.Ли и многие другие). А именно из этой книги. Да и время сейчас другое.
   "Повесть "Динка" автобиографична: в ней нашли отражение многие эпизоды нелёгкого детства писательницы... Динка растёт в семье, связанной с революционным подпольем, и её находчивость, смелость нередко выручают взрослых в трудную минуту..." (из вступительной статьи к книге). 
   Повесть состоит из трёх частей. Главная героиня - восьмилетняя девочка Динка, дочь революционера-подпольщика. Когда я читала книгу, меня не покидало ощущение, что вновь я попала в своё пионерское детство, где книги о борьбе с царём, о правом деле - революции, о плохих богатых и пр. окружали меня и моих ровесников. Прочитано было в те детские годы немало: рассказы и повести о В.И.Ленине, например, пользовались бешеной популярностью. "Борьба за правое дело!", "Борьба за равную жизнь!" - идеи-лозунги этих произведений.
Источник
 Что в "Динке"? Увлекательная сюжетная линия - Динка - Лёнька. Два друга, в огонь и в воду друг за друга. Ей - 8, ему - 11-12. Они ДРУЗЬЯ! Тема дружбы, повторю, интереснейшая и увлекательнейшая! Но и тут не обошлось без революционной борьбы: Лёнька, сирота, голодный, холодный, но гордый, борется за светлое будущее своих старших товарищей. Марина, мать Динки, - настоящая жена революционера, в подполье ведёт свою агитационную работу. Алина, старшая сестра Динки, уже ввязалась в общее дело и старается выполнять поручения и наказы матери и товарищей отца. Всё пропитано революцией. До оскомины. 
   Читала и никак не могла понять, КАК эту книгу читать детям! Да ведь они многого не поймут! Поэтому была очень удивлена, когда увидела, что Татьяна Николаевна Дубровская, учитель начальных классов, участвует со своими четвероклассниками в конкурсе буктрейлеров по книге В.Осеевой. Но в данном случае учительская мудрость взяла верх: и много объясняла Татьяна Николаевна, и обсуждала с ребятами. Да и прочитали учащиеся только первую часть.
   Самая большая, вторая, продолжает тоже рассказывать о дружбе Динки и Лёньки. Но здесь больше борьбы.
Источник
   Третья часть показалась мне самой слабой: вроде бы и дружат Лёнька с Динкой (тем более стали они назваными братом и сестрой - а так легко у революционеров усыновить бездомного мальчишку), но каждый занят своим делом. Не то было в первых двух частях: и Волга, и утёс Стеньки Разина, и торговля рыбой, и песни под шарманку - все трудности пережили вместе. В третьей части семья Арсеньевых переезжает в Киев, все дети учатся, Лёнька готовится поступить в школу, занимается со студентом-репетитором. И наконец-то все встречаются с отцом, который вёл подпольную борьбу, скрываясь в Финляндии.
   Нет, не оставила "Динка" мысли взять продолжение "Динка прощается с детством". Может, когда-нибудь. Оцениваю эту повесть на слабенькую "4". Не в обиду никому. Но выросла я...

24 комментария:

  1. Переживаем сейчас две плановых надзорных проверки. Давно не до чтения, но за отзывами о прочитанных книгах в блогах слежу. Не стану я читать про Динку, уж точно не дочитаю.Спасибо, Ольга Николаевна, Вашим мнение дорожу

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, желаю пережить без ущерба для здоровья. Проверки - дело серьёзное.
      А про Динку, думаю, Вы читали в детстве. Отрывками-то Осееву мы все читали. Но вот такую книгу осилить, конечно, не каждому дано )) Я бы бросила читать, если бы не моё участие в "Новогоднем флэшмобе".

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! В детстве читала "Динку", а вот сейчас, правильно Вы сказали,что время другое! Многие книги, которые раньше читала и любила, сейчас мне читать не интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Вот и я думаю: прочитай книгу в детстве - были бы другие впечатления. Сейчас уже совсем не то.
      Очень рада видеть Вас! Давно не общались ))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Наверное, покажусь смешной... но вот "Динку" люблю до сих пор. Есть у меня и эта книга, и продолжение - "Динка прощается с детством". Когда совсем плохо на душе, перечитываю. Не смогла найти объяснения, почему она меня до сих пор не оставляет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Михайловна, здравствуйте!
      Безумно рада видеть и слышать Вас ))
      Может, прочитай "Динку" в детстве, с теплотой бы вспоминала её сегодня, как вспоминаю, например, рассказы З.Воскресенской, например, о Ленине ))
      Но сегодня... Не зацепила меня "Динка". Да, не откажусь: местами читала с удовольствием и нетерпением, но это было всё отрывочно. Некоторые страницы "убивали" своей революционностью.
      Спасибо Вам большое за отклик!

      Удалить
  4. Ольга Николаевна,здравствуйте! Помню, что в детстве читала эту книгу с удовольствием. Но прошло так много времени... Вы заинтриговали. Попробую хотя бы полистать. Но как библиотекарь скажу, что у детей она не пользуется популярностью...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
      Есть всё-таки книги, с которыми нужно знакомиться было в детстве. "Динка" - одна из них. Реалии того времени непонятны сегодняшним подросткам (недаром книга рекомендована детям от 16 лет). Я почему-то так и подумала, что сегодняшние школьники "Динку" не читают.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Что-то у меня сегодня с отправкой комментариев "не лады". Все утренние комментарии не прошли ни в одном блоге. Странно... Может опять автоматически в спам отправляются? Было уже такое.
    Я "Динку" читала уже много раз. И как-то мало обращала внимание на политику. Наверное потому, что для меня это книга о любви. О детской, чистой, настоящей.
    То, что все вокруг Динки были революционерами, так это веяние времени. Ну было такое время, когда без этого никуда.
    Да, скорее всего Ваше неприятие "Динки" произошло от того, что Вы не читали её в юности (скорее всего, в подростковом возрасте), и не пережили особого волнения в душе, в предчувствии первой любви.
    Это книга именно детская. И взрослый, перечитывая её, снова невольно погружается в свой мир детства, юности...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Полностью согласна: В.Осеева описывает реалии времени, которое сегодняшним детям совсем непонятно. Этот период по истории изучают в классе 9-м. А мы-то читали о революционерах уже в классе 5-6-м!
      О любви, говорите, "Динка"? Всё-таки не соглашусь. Книга о дружбе. На это я и обратила внимание ))
      Спасибо Вам за комментарий! Дошёл он до "Пишичитая" ))

      Удалить
  6. Добрый вечер, Ольга Николаевна. Интересно получается. Читала "Динку" в детские годы. Помню, что книга очень понравилась. Помню озорную девчонку Динку, помню Лёньку, утёс над Волгой, а вот про революционную борьбу и не помню. Память сохранила именно трогательную дружбу и оставила светлые воспоминания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Геннадиевна, здравствуйте!
      Ваши слова подтверждают мои: книга рассчитана только на НАШ пионерско-комсомольский возраст. Сегодня дети повесть не поймут. Дружба - это, конечно, главная тема.
      Хорошо, что с "Динкой" связана теплота.

      Удалить
  7. В детстве я с удовольствием читала "Динку". Сейчас не знаю, смогла бы прочитать или нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Смогли бы, конечно )) Только, возможно, по-другому бы оценили книгу.

      Удалить
  8. Аж подпрыгнула,когда увидела в ленте пост с названием любимой книги)
    "Динку" обожаю безоговорочно. Впервые мне её прочитала мама, потом я сама в классе третьем вроде. Потом в страших классах, в институте, потом дочери и сыну.
    Она у меня на полке стоит - мамина, старенькая,зачитанная по самое не хочу)
    Продолжение уже не так впечатлило,но сама книга, даже в революционным перекосом, без сомнения, хороша.
    есть фильм "Найди меня, Лёнька" - но это как "Война и мир" в кратком пересказе)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может, и я, если бы прочитала в классе третьем, то и влюбилась бы безоговорочно ))
      Не всё впечатлило. Дружба прекрасна! Отношения между близкими людьми замечательные! Но по-другому, по-взрослому, посмотрела на всё остальное. И революция, и вера - те две составляющие, которые мне не понравились.
      А фильм всё-таки постараюсь посмотреть. Спасибо )

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ольга Николаевна! В детстве читала "Динку", причем все три части. Очень удивлена, что в ней 717 страниц, потому что "проглотила" за ... не помню, сколько дней, но читала взахлеб и перечитывала потом не раз. Люблю! Революционная тема прошла очень как-то параллельно. Да и не это главное... Чувства, отношения, поступки, добро и зло, выбор между ними в "Динке" настолько ярко и жизненно изображены, что остальные события - только фон. В детстве он совсем не цепляет. Помню, что думала о революции тогда очень равнодушно :) Увидела несколько дней назад у Вас в блоге картинку с этой книгой, даже захотела перечитать. Обязательно выберу время :) Спасибо, что разбередили душу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте!
      И Вы тоже убедили меня в том, что эту книгу читать нужно было мне в детстве, лет в 10-11.
      Рада, что Вы вспомнили свои эмоции после прочтения "Динки". Интересно, какими они будут сегодня, после перечитывания большой повести?

      Удалить
  10. Я книгу читала в детстве с большим удовольствием и интересом! Современные дети далеки от революции, но я читала, не замечая этого уклона, - мы росли в этих реалиях:))
    Обожаю эту книгу, а автора люблю безоговорочно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, Вы правы: мы росли в этих реалиях, и поэтому содержание книги в детстве для меня было бы логичным. Сегодня на повесть посмотрела иначе.
      Как я поняла, для многих "Динка" - это книга из детства. Я же в детстве почему-то прошла мимо неё. Жаль.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Огромнейшее спасибо Вам за долгожданный отзыв! Очень ценно для меня Ваше мнение и мнение коллег. Когда предлагала ребятам эту книгу для внеклассного чтения, ничуть не сомневалась в правильности предложенного, руководствовалась своими впечатлениями о книге. Читала книгу и в СВОЕМ детстве, и своим дочкам перед сном в ИХ детстве. Даже не задумывалась о ее политическом, революционном подтексте. Семейные ценности, дружба, добрый юмор были в безоговорочном приоритете при ее чтении. Сейчас, после чтения книги моими учениками обязательно попрошу написать отзыв, высказать свое мнение о прочитанном. Попрошу дать объективную оценку, честно высказать мнение.Хотя от родителей слышала и положительные отзывы, и то, что рано и непонятно детям будет читать эту книгу. Но знакомство детей с книгой состоялось! Интересно, будут ли читать дальше? Счастлива, что познакомилась с Вами! Учусь у Вас, дорожу мнением и всегда читаю!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Не буду скрывать: общение с Вами тоже доставляет удовольствие! Рада очень нашему знакомству))
      Всё-всё-всё, что Вы отметили, - ПРАВДА. Если берём детский взгляд на книгу. Вы читали в детстве? Вот у Вас и остались такие яркие воспоминания о "Динке"! Попадись она мне в детстве, думаю, с удовольствием бы её вспоминала. Но сейчас... Нет уже такого восприятия.
      Приятно безумно, что Ваши ученики ЧИТАЮТ! А "Динка", действительно, добрая книга о дружбе и товариществе!
      Спасибо, Татьяна Николаевна, за мнение! Рада Вам))

      Удалить
  12. Только закончила перечитывать"Динку".Нет, никогда я не разочаруюсь в ней!!! Это любовь с детства!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Я очень рада, что книга Вам нравится и Вы её любите )) Перечитывать книгу... Это, конечно, надо заслужить.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.