ДЕМОВЕРСИИ ЕГЭ и ОГЭ-2018 уже в блогах "Просто о ЕГЭ" и "Просто об ОГЭ". Приглашаю!
НАПРАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ УЖЕ В БЛОГЕ "ПРОСТО О ЕГЭ". ПРИГЛАШАЮ!

среда, 4 июня 2014 г.

Всероссийская конференция "Интеллектуальное Возрождение": итоги, впечатления, мнения. Часть 5

   Возвращаюсь к рассказу о нашей поездке на Всероссийскую конференцию. Предыдущие сообщения: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
   После защиты наших научно-исследовательских работ мы решили отправиться в Русский музей. Будучи в Санкт-Петербурге в четвёртый раз, в Русский музей попала второй раз. Музей этот не просто люблю, я им восхищаюсь-восторгаюсь-удивляюсь... Эмоции зашкаливают. Думаю, что мой эмоциональный подъём передался и моим ученикам, и моей шестилетней дочке. 
Историческая справка
   "Идея организации государственного музея национального искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. Уже в конце 1880-х годов перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея русского национального искусства, как того требует «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном мире.
   В 1889 году вопрос об основании в Петербурге публичного музея национального искусства был, казалось, решен окончательно. Легенда связывает это решение Александра III с картиной И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», приобретенной императором с 17-ой выставки Товарищества передвижников (1889г.). Тогда же, по свидетельству одного из современников, государем и была высказана мысль — основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства.

И.Е. Репин "Николай Мирликийский избавляет
от смерти трёх невинно осужденных"
   Существовала объективная необходимость создания в столице нового, государственного музея, который мог бы активно действовать и в сфере исторической, и в сфере современного художественного процесса. Таким призван был стать, и впоследствии стал, Русский Музей императора Александра III, для которого так удачно нашлось подходящее здание — Михайловский дворец, уникальный памятник архитектуры русского классицизма первой трети XIX века.

 

  Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II, подписав 13 апреля 1895 года Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием "Русского Музея Императора Александра III" и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом". Указ начинался словами: "Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния". Тогда же была исполнена памятная медаль по случаю учреждения Русского Музея Императора Александра III...
   7 (19) марта 1898 года состоялось торжественное открытие "Русского Музея Императора Александра III" для посетителей
Торжественное открытие Русского музея
Александра III 7 марта 1898.
Художники-члены Академии художеств.
   В день открытия музея экспозиция его была представлена в 37-и залах (21 зал — на первом этаже и 16 — на втором). Первые посетители могли познакомиться с «Музеем христианских древностей», занимавшим 4 зала, с «Плащаницей» В.Васнецова, произведениями русской живописи и скульптуры, а также с коллекциями частных собирателей, переданными в дар вновь учрежденному музею (коллекция акварелей княгини М.Тенишевой и коллекция живописи и гравюр князя В.Лобанова-Ростовского).
Отделение христианских древностей. 1898 г.
В.М. Васнецов. Плащаница.

   Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в этот период насчитывало 1880 произведений. (Источник:Сайт "Русский музей")

Наше путешествие по залам Русского музея

   Итак, мы попали на площадь Искусств (первоначальное название - Михайловская площадь), где, естественно, остановились у памятника А.С. Пушкину (Михайловский сквер) работы скульптора М.К. Аникушина.
   Ворота открылись, и мы оказались у входа в Русский музей. "Какие львы!" - воскликнула моя дочь и, конечно, сфотографировалась около одного из них (львов всего два).
"Среди множества львов Петербурга, коих насчитывается более тысячи, еще одна пара является поистине произведением искусства. Это львы, охраняющие здание Государственного Русского музея (Михайловского дворец) на площади Искусств. Львы расположились на гранитных постаментах на вершине лестницы, ведущей в здание музея. Эти львы были отлиты из бронзы в 1824 году специально для Михайловского дворца. Они являются копией античных статуй, найденных в начале XVI века при раскопках в Риме. Тогда была найдена фигура льва, опирающегося лапой на шар. Долгое время эта скульптура вместе с отлитой такой же парной украшала итальянские архитектурные ансамбли. А в конце XVIII века их копии привезли в Академию художеств. С этих копий и были сделаны львы для Михайловского дворца. Как и большинство каменных львов Северной столицы, стражи смотрят друг на друга, положив передние лапы на шар. Но, несмотря на пышные гривы и мощные лапы с выпущенными когтями, выглядят эти звери очень даже дружелюбно".(Сайт "ToGeo.ru")
   Мы поднялись по парадной лестнице, экскурсовод Наталья Анатольевна (огромное ей спасибо за интереснейшую экскурсию) рассказала нам о том, в какое время был создан Русский музей, кто его основал, обращала внимание на архитектуру музея.


   Музейная коллекция русской иконописи занимает одно из главных мест. Некоторые иконы мне удалось сфотографировать. 









   После зала, посвящённого русской иконописи, мы "встретились" с Петром Первым. Бронзовый бюст императора - подлинная удача итальянского мастера Растрелли. Еще при жизни царя, в 1719 году он снял с него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах. После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "восковую персону" (ГЭ) - раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Две последние работы интересны как своего рода "документы".

Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723 - 1729, ГЭ; вариант - ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б.- К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца (Копенгагенский музей).


А это фрагменты большого мозаичного стола:






   А это потолки и предметы быта в некогда бывшей царской столовой (Михайловский дворец первоначально выполнял свои прямые функции: здесь жили члены императорской семьи).




   Мы ходили по залам, и я чувствовала: вот скоро снова повстречаюсь с шедеврами русской живописи. И моя встреча состоялась. Картины И.К. Айвазовского и К.П. Брюллова мои любимые. Ширь и мощь поражают.

"Последний день Помпеи". К.П. Брюллов


А эту картину мои девятиклассники узнали сразу:
"Ольга Николаевна, мы же сочинение писали по этой картине!"

"Портрет сестёр Шишмаревых". К.П. Брюллов
   Айвазовский... Дети буквально застыли... Море... Какая стихия! 


   А дальше мы продолжали наслаждаться искусством живописи. Всё сфотографировать просто невозможно. Да и надо ли? Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поленов, Куинджи, Суриков, Репин, Брюллов, Айвазовский, Шишкин... Можно продолжать и продолжать... А лучше, конечно, любоваться, находясь в Русском музее. 

   Наша экскурсия в этот день подошла к концу. Очарованные, воодушевлённые, мы отправились на прогулку по Невскому проспекту. А завтра мы решили ехать в гости к Александру Сергеевичу, в Лицей. Но это будет завтра...

Продолжение следует...

10 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, я всегда с удовольствием путешествую вместе с авторами. Виртуальные экскурсии зачастую дополняют личные эмоции от просмотров и путешествий (в Питере была 2 раза). Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна!
      Я как будто снова испытала те же чувства, что и месяц назад. Рассматриваю фотографии и вспоминаю, вспоминаю, вспоминаю... Надеюсь, когда-нибудь вернусь в Петербург. И Русский музей, надеюсь, снова откроет для меня свои двери.
      Спасибо, Анна Борисовна, за добрые слова.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    С огромным удовольствием и затаённым дыханием читаю Ваши рассказы-репортажи про Санкт-Петербург! Мы с ребятами собираемся туда в сентябре...
    Спасибо за интересные ссылки и фото! Какая же замечательная у Вас с ребятами была поездка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Огромное спасибо за оценку рассказов-репортажей! Думаю, кто хоть однажды побывал в Петербурге, будет не менее красноречив, если не более.
      А поездка наша, действительно, была хорошей. Но у Вас она должна получиться ещё лучше: мы ездили на конференцию - вы поедете на экскурсию. Посетите по возможности Русский музей.

      Удалить
  3. Доброго времени суток, Ольга николаевна! Испытала восторг с мурашками от просмотра Вашей фото-сессии! Очень хороший пост получился! Комментарии к фото - душевные и содержательные! Мне очень понравился мозаичный стол - чуть ли не формат 3D! А какие славные Ваши девчушки - утренняя песня весны! Спасибо за публикацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Ивановна!
      Огромное-преогромное спасибо, благодарю Вас за столь высокую оценку моей всё-таки скромной деятельности!
      Мозаичный стол, действительно, - шедевр. Не смогла его сфотографировать целиком: не помещался в кадр, поэтому только фрагменты.
      Девочкам передам комплимент (может, сами увидят и прочитают), спасибо! Мне кажется, когда погружаешься в мир подлинного искусства становишься невероятно красивым и одухотворённым!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Ваши дети, наверное, испытали настоящий восторг при виде такого великолепия! Как же здорово, что Вы вместе с ними проживаете прекрасные моменты! Спасибо за виртуальную экскурсию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна!
      Думаю, дети испытали восторг, а эмоции буду переживать по-новому, когда станут постарше.
      Спасибо Вам!

      Удалить
  5. Ольга Николаевна, спасибо за познавательный интересный рассказ об экскурсии в Русский музей! Много нового для себя открыла. Бывала в музее, давно, очень хочется приехать и не спеша, а не 2-3 часа, побродить там, может быть, несколько дней. Понимаю, что это маловероятно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, спасибо, что обратились к сообщению годовой давности!
      Люблю Санкт-Петербург! В этот приезд (а мы с детьми выступали на конференции) программу составляли сами: естественно, детей отвела и в Русский музей, и в Лицей.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...