Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога! Блог "Пишичитай" и Ольга Николаевна Голубева рады видеть вас!

вторник, 25 февраля 2014 г.

Проект "Портрет одного слова", или Как мы изучаем "Лексикологию и фразеологию" в 5 классе

   В этом учебном году в 5 классе в процессе изучения раздела "Лексикология и фразеология" мне пришла мысль: пусть каждый пятиклассник создаст портрет одного слова. На уроках русского языка мы постоянно говорим об антонимах, синонимах, омонимах, об однозначных и многозначных словах, об общеупотребительной лексике, диалектизмах, профессионализмах, неологизмах, пополняем свой словарный запас. Бесспорно, уроки очень насыщены лексикой. Но мне так хочется, чтобы дети видели, как играют слова в пословицах и поговорках, загадках и фразеологизмах, текстах разных стилей.

   В прошлом учебном году ученица тогда ещё 5 "Б" класса Ксения С. на Городской конференции "Первые шаги в науку" защищала работу "Культурологический портрет слова "мёд". Работа стала не только успешной (II место), но и познавательной, интересной. Может, уже тогда мне захотелось расширить и свои познания в области лексики и культурологии?
   И вот мои пятиклашки получили задание: создать "Портрет одного слова". Мы учимся не только работать с толковым или фразеологическим словарями, со словарями синонимов, антонимов, но и составлять список использованной литературы, работать с научными источниками, искать нужную информацию в Интернете. Кто-то, возможно, думает, что это неважно, несущественно, просто. Я отвечу: "Для меня важно. Существенно. Непросто". Если ученик с малых лет учится РАБОТАТЬ, ИСКАТЬ, НАХОДИТЬ, УВАЖАТЬ (указать список литературы - разве это не уважение к авторскому праву?), ДОКАЗЫВАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ, то это (по крайней мере, для меня) дорогого стОит. Сегодня, на этом этапе, мне не стыдно сказать, что мой ученик НАУЧИЛСЯ... 
   И сегодня хочется поделиться первым проектом, над которым работала Валя Суханова. Слово, портрет которого она создавала, огромное во всех значениях. КОСМОС. Как-то сразу Валя задала тон, думаю, всем портретам. Не исправляла ничего. Моя позиция: работу ребёнка не трогаю. Замечания, может, и будут, но позже. А пока только скажу: "Спасибо, Валя! Ты труженица. Работа проделана огромная". (А разве космос мал?)
   

8 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, здравствуйте. Вижу, что у вас появился баннер участника Фестиваля ТГПУ, но почему же самого ресурса нет в номинациях? Я этого очень ожидала...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Да, у меня есть этот баннер, но вот почему нет моего блога в списке? Не знаю. Надо написАть об этом.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Вы правы... Слово очень объёмное, в нём заложено огромнейшее количество смыслов! Я думаю, что Валентина достойно справилась с работой, но смотрю на класс - пятый - и понимаю, что не просто достойно, а великолепно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Спасибо! Я обязательно завтра передам Валечке Ваш отзыв. Тоже думаю, что она, пятиклассница, справилась превосходно с поставленной задачей. Буду ждать следующие проекты.

      Удалить
  3. Вот здорово! Сразу вспомнила московский планетарий. Приезжайте к нам на экскурсию!

    ОтветитьУдалить
  4. Понравилось. Обязательно попробую применить Ваш опыт, когда будут младшие классы. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Петя! Спасибо за добрые слова! Скоро опубликую на страницах блога и другие проекты детей.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...