21 февраля 2014 г.

Об итогах Городской научно-практической конференции "Первые шаги в науку"


   12 февраля мои ученицы: Вероника Карпова, Ирина Иризбаева, Яна Малявина и Анастасия Саблина принимали участие в "Х Городской научно-практической конференции школьников "Первые шаги в науку". Итак, 4 девочки представляли научных исследования. Всего в секции "Русский язык" жюри выслушало 13 работ.
   И вот на этой неделе на сайте Гуманитарного центра интеллектуального развития" появилось сообщение "Итоги Х городской научно-практической конференции "Первые шаги в науку" - 2014"
   Честно говоря, не ждала ничего. Почему? Выступая ежегодно на конференции, проходя жесточайшее сито отбора, приходишь к некоторым выводам.
   Но результаты оказались превосходными! Две ученицы стали призёрами! Да какими!
Вероника Карпова - I место
(работа "Род несклоняемых имён существительных тематической группы "Экзотические фрукты, овощи и блюда из овощей"),
Анастасия Саблина - поощрение жюри (работа "Использование прецедентных текстов в заголовках статей журнала "Телесемь").

   
Именно эти две работы, а точнее одна из глав в каждой работе, была написана при непосредственном участии читателей блога. 
   Я очень просила всех гостей и читателей блога поучаствовать в анкетировании (здесь и здесь).
   Уже тогда меня порадовал интерес к исследованиям. Судите сами: в анкетировании приняло участие 105 чел. (Мне кажется, это очень большая цифра.) При этом в комментариях и в личных письмах очень просили познакомить с результатами анкетирования. Теперь настало время.

Вероника Карпова "Род несклоняемых имён существительных
тематической группы
"Экзотические фрукты, овощи и блюда из овощей"

   Тезисы
   В начале XXI в. количество заимствованных слов в русском языке быстро возрастает, чему способствуют усиленно развивающиеся экономические, торговые, культурные связи России с другими государствами.
   Расширение контактов между государствами и народами привело к взаимному обмену иноязычными словами. Вместе с импортными товарами в Россию пришли и их названия, которые заняли свое место рядом с более ранними заимствованиями.
   Заимствования иностранных слов — один из способов развития современного языка. Основной причиной заимствования иноязычной лексики признается отсутствие соответствующего понятия в словаре языка.
   Немалая группа заимствованных слов-существительных обозначает экзотические фрукты, овощи, а также блюда, в состав которых входят фрукты или овощи.
   В своём исследовании мы определили, какие иноязычные слова употребляются для обозначения экзотических фруктов и овощей, какие грамматические признаки имеют данные имена существительные. Многие из них относятся к несклоняемым именам существительным. Некоторые из них мы давно употребляем в речи (киви, манго), другие появились сравнительно недавно, и люди испытывают затруднения при употреблении их в речи (фейхоа, авокадо).
   Род иноязычных несклоняемых имён существительных зависит от категории одушевленности/ неодушевлённости, а также от пола обозначаемых лиц.
   Род несклоняемых существительных может быть мотивирован различными нетрадиционными факторами: род родового понятия (гиперонима), род склоняемых синонимов, род слова в языке-источнике.
   У многих несклоняемых существительных наблюдаются колебания в роде.

Результаты анкетирования

Род существительного (портал «Грамота.ру»
Относят к м.р.
Относят к ж.р.
Относят к ср.р.
Киви
м.р. и ср.р.
47 (43%)
17 (15%)
46 (42%)
Манго
ср.р.
42 (38%)
1 (1%)
67 (61%)
Помело
м.р. и ср.р.
19 (17%)
16 (15%)
75 (68%)
Фейхоа
ж.р.
43 (39%)
37 (34%)
30 (27%)
Авокадо
ср.р.
46 (42%)
4 (4%)
60 (54%)
Цукини
м.р.
59 (54%)
16 (15%)
35 (31%)
Гуава
ж.р.
21 (19%)
71 (65%)
18 (16%)
Лайм
м.р.
109 (99%)
0 (0%)
1 (1%)
Маракуйя
ж.р.
24 (21%)
70 (64%)
16 (15%)
Папайя
ж.р.
28 (25%)
52 (47%)
30 (28%)
Свити
м.р.
56 (51%)
27 (24,5%)
27 (24,5%)
Брокколи
ж.р.
42 (39%)
33 (30%)
35 (31%)
Суши
ср.р.
28 (25%)
31 (29%)
51 (46%)
Рагу
ср.р.
13 (12%)
9 (8%)
88 (80%)
Лечо
ср.р.
11 (10%)
2 (2%)
97 (88%)

Анастасия Саблина ""Использование прецедентных текстов
в заголовках статей журнала "Телесемь"

   Тезисы
   В настоящее время самыми читаемыми изданиями становятся Интернет-сайты газет и журналов, а также бумажные варианты газет и журналов, которые обязательно «одеты» в яркие обложки.
   Прецедентный текст в качестве основы заголовка статьи используется часто, поскольку привлекает внимание читателя своей экспрессивностью.
   «Прецедентные тексты – это лингвокультурологическое явление, так как это явление культуры, некоторый текст, который входит в фонд фоновых знаний, в фонд исторической памяти социума (этноса)» (Т.Е. Постнова)
   Е.П. Черногрудова в своём исследовании «Заголовки с прецедентными текстами в современной публицистике» выявила 34 доминирующих источника прецедентных текстов.
   Доминирующим источником является художественная литература.
   Самой разнообразной и многочисленной по своему составу можно считать группу прецедентов, относящихся к песням.
   Идиомы – выражения, употребляющиеся как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей – тоже очень часто используется в прецедентных заголовках.
   Телевидение – одно из основных средств массовой информации. Но помимо новостных блоков, телевидение даёт возможность познакомиться с массовой культурой: фильмами и телепередачами. Их востребованность в качестве основы создания прецедентных текстов также очень велика.
   В процессе работы над исследованием мы провели анкетирование. В среднем процент узнавания прецедентных текстов среди учащихся наиболее низок (30% от общего числа прецедентных текстов), а среди педагогов он самый высокий.

   Все, кто принял участие в анкетировании, должны были соотнести фразу (заголовок) с каким-то известным выражением. Вот какие заголовки предлагались анкетируемым, рядом - источник.
  • "Укрощение телеведущей" - У.Шекспир "Укрощение строптивой",
  • "Встаньте, дети, встаньте в круг!" - песня из фильма-сказки "Золушка" ("Песенка жука"),
  • "Щас спою!" - фраза из мультфильма "Жил-был пёс",
  • "Гулять по Африке!" - К.И. Чуковский "Бармалей",
  • "Время собирать корыта и камни" - фразеологизм "Время собирать камни",
  • "И снится нам не рокот космодрома..." - фраза из песни "Трава у дома" группы "Земляне",
  • "Спокойствие, только спокойствие!" - любимое выражение Карлсона,
  • "Гений чистой кислоты" - А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..." ("Гений чистой красоты"),
  • "История игрушек": один за всех и все за одного" - девиз Д'Артаньяна и трёх мушкетёров (А.Дюма),
  • "Как бы ничего не вышло!" - выражение Беликова ("Как бы чего не вышло!"), героя рассказа "Человек в футляре" А.П. Чехова,
  • "Ба, знакомые все лица!" - А.С. Грибоедов "Горе от ума",
  • "И Леннон такой молодой" - фраза "И Ленин такой молодой..." из песни "И вновь продолжается бой...",
  • "Из колобка - в тренеры" - пословица "Из грязи - в князи",
  • "Моя вторая мама" - так назывался мексиканский телесериал,
  • "Свадьбы не будет!" - выражение Шурика, героя фильма "Кавказская пленница".
   Хочется ещё раз поблагодарить моих девочек: Веронику, Настю, Яну, Иру! Девочки, огромное вам спасибо за работу! Для меня вы ЛУЧШИЕ!
   Благодарю и всех тех, кто помог нам при написании исследования - и словом, и делом! 


12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!!! Поздравляю Вас и девочек с такой замечательной победой!!!УРА!УРА!УРА!!!!
    А можно задать вопрос? Всё-таки слово "КОФЕ" какого рода?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Иван!
      Огромное спасибо за поздравление! И правда, УРА!!!
      Вопросы задавать, конечно, можно! Очень буду рада.
      КОФЕ - слово мужского рода, сегодня допустимо употреблять это слово и в форме среднего рода.

      Удалить
  2. Поздравляем! Отличный результат! И темы исследований увлекательные, интересные, познавательные, - некоторые фразы я не узнала... С родом дело обстоит лучше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Анатольевна!
      Темы стараемся подбирать вместе. Ведь ученик должен заинтересоваться...
      Рада, что у Вас в анкетировании многое получилось. Спасибо большое за помощь!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна, поздравляю Вас и ваших девочек. Очень ждала анализа анкетирования. Со вторым у меня неплохо - 1 ошибка, а вот с первым - ой-ой-ой! Приму все к сведению. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Огромное спасибо за поздравления!
      Вам - огромная благодарность за помощь. Мне приятно, что результаты наших исследований Вам интересны!

      Удалить
  4. Оля, поздравляю! Наконец-то победа! Столько лет и столько трудов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, здравствуй!
      Большое спасибо тебе за поздравление!
      Ты прекрасно всё знаешь и понимаешь. Поэтому тебе особое СПАСИБО!

      Удалить
  5. Поздравляю от души Вас и Ваших учеников! Прекрасно, что такие сериозные конкурсы Вы переодолеваете!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Петя! Очень приятно получить поздравление от Вас!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Вам огромное спасибо за то, что вы даёте нам возможность участвовать! Для нас вы тоже лучший учитель!!!
    Карпова Вероника

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Вероника! Очень рада работать с тобой! Мы с тобой МОЛОДЦЫ!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.