ЧМ "Отличная книга"-2020/2021

Подборка книг МАЯ ЗДЕСЬ

Кто чтО читает ЗДЕСЬ

17 апреля 2021 г.

О ярких красках в жизни Катерины Кабановой, или Как я была экспертом-8

Источник
   15 апреля 2021 г. все одиннадцатиклассники Российской Федерации писали итоговое сочинение, которое является допуском к ЕГЭ. То есть нужно получить "зачёт". Так-то в прошлые годы мы писали итоговое сочинение в первую среду декабря. Но пандемия внесла коррективы в расписание.
   Каждый регион получает темы сочинений по заранее оговорённым направлениям. В 2020-2021-м учебном году в Самарской области темы звучали так:
102. Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
210. Может ли отдельная личность изменить общество?
309. Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен"?
405. Что значит быть совестливым человеком?
503. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

   Проверяют сочинения эксперты, т.е. учителя русского языка и литературы школ города. Все итоговые сочинения привозят в отдельную школу, где мы, эксперты, работаем не менее двух дней. 
   Я проверила 24 сочинения. К сожалению, не читала ни одну работу о переменах (№309). Более всего - 11 работ - о личности, способной или не способной изменить общество; 8 работ - о совестливых людях; 3 работы - о деяниях, которыми можно гордиться; 2 работы - о влиянии технических открытий на поколение.
   Сочинения, как всегда, были разные. Но всё же более хороших, ровных работ (попался пакет сочинений учащихся одной из лучших школ города). Видна отличная работа учителей. Литературный аргумент (он обязателен; при его отсутствии будет "незачёт" за работу) приводился в 22 работах (среди проверенных мною). Какие же произведения удостоились внимания?
102
К.Г.Паустовский "Новая эра",
В.В.Быков "Всенародная память", "Сотников",
Б.Л.Васильев "А зори здесь тихие",
А.С.Пушкин "Медный всадник",
М.А.Шолохов "Судьба человека".

210
А.С.Грибоедов "Горе от ума",
И.С.Тургенев "Отцы и дети",
Л.Н.Толстой "Война и мир",
Н.В.Гоголь "Тарас Бульба",
М.А.Шолохов "Судьба человека",
Э.Портер "Поллианна",
Л.М.Мотгомери "Аня из Зелёных Мезонинов".

405
В.В.Быков "Сотников", 
Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание",
Н.М.Карамзин "Бедная Лиза",
М.Горький "Старуха Изергиль",
А.С.Пушкин "Капитанская дочка", "Евгений Онегин",
М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита",
А.И.Солженицын "Матрёнин двор",
В.Гюго "Отверженные",
А.Н.Островский "Гроза",
В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой".

503
Р.Брэдбери "Вельд",
У.Эко "Оно".

   По традиции, не могу не порадовать вас, читателей, ученическими перлами. Увы, так говорят и пишут. Надеюсь, мои ученики зафиксируют подобного рода ошибки )) И всех призываю улыбнуться! Есть чему ))
Источник
   Орфография и пунктуация частично сохранены.
210
Мысли Чацкого о разрушении фамусовского общества подтвердились. Жители разорились и были лишены статуса.

Он [Чацкий] имеет невероятно прогрессивные для того времени идеи, которыми он делится в общества Фамуса [вместо Фамусова].

Чацкий уезжает, а Фамусов и его окружение продолжают жить своей порочной жизнью.

Сыновья Тараса учились в старой Польше.

Атаман Сечи сам бездельничает, да к тому же ещё и мир с турками заключил. Об этом Тарас рассказал всё казакам после написания письма турскому [вместо турецкому] царю.

Есть отдельные личности, которые изменили целые страны. Далеко ходить не будем - наш дедушка Ленин.

Крестьяне понимали, что в словах Чацкого есть смысл... Надо было идти работать и учиться, а потом отменить крепостное право и начинать развивать отечественную культуру.

Сейчас на территории нашей братской страны, с которой у нас общая история и кровь...

"Тогда пей за свою смерть!" - подумал он в голове [рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека"].

В качестве примера я хочу привезти произведение Андрея Платонова «Юшка».

В произведении Джорджа Оруэлла «1984» главный герой чувствовал, что его душа не может больше закрывать глаза на обман и жестокость.

Иногда только после своей смерти человек может изменить взгляды на жизнь других людей.

Так, в произведении И.А.Гончарова "Обломов" автор изображает жизнь простого богатого помещика.

...люди обращали друг друга огнестрельное оружие, артиллерию, сабли...

405
Вследствие её раннего прихода в свою квартиру она застала там главного героя с топором, ударом которого он её и убил.

Его слуга Сергеич [вместо Савельич] был в ужасе...

...его слуга Савельевич...

...а Соня направляет его на истину и говорит, что последует за ним...

Но однажды Катерина встретила Бориса, и её жизнь заиграла яркими красками.

Спустя какое-то время девушка не смогла найти выход из положения и закончила жизнь самоубийством [Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"].

Совесть помогла предотвратить дальнейшие отрицательные поступки [В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой"].

Источник
Однажды, после долгой разлуки, они встретились на советском мероприятии, тогда Татьяна была уже за мужем за другим мужчиной.

Когда состояние алкогольного опьянения прошло, Гринев почувствовал стыд за своё поведение.

Художник предупреждал парня, что не стоит общаться с Генри близко, ведь он был мужчиной, не имея моральных принципов [О.Уайльд "Портрет Дориана Грея"]

503
Не работает больше закон: "Один за всех и все за одного", как в рассказе "Три богатыря" [вместо, видимо, романа "Три мушкетёра"].

   Благодарю своих коллег (Веронику Александровну, Татьяну Александровну и Наталию Валерьевну), которые подкинули мне в копилку несколько смешных фраз. 
   Таким было сочинение - 2020. Или 2021. До ЕГЭ чуть больше месяца. Каким будет сочинение в декабре 2021-го, покажет время и ситуация с covid-19. Здоровья всем!

"Как я была экспертом" в блоге:

21 комментарий:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
    Немноно посмеялась, а потом загрустила.
    Ну зачем пытаются составить накие-то невероятно длинные предложения, витиевато высказываются, ведь можно сказать проще.
    "Вследствие её раннего прихода в свою квартиру она застала там главного героя с топором, ударом которого он её и убил."
    - Она пришла в дом раньше обычного времени, и стала ещё одной жертвой Раскольникова.
    - Не было бы второго убийства, если бы она пришла чуть попозже и не увидела Раскольникова.
    Хотя меня удивил выбор "Преступления и наказания" в теме " Что значит быть совестливым человеком?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Вы правы: грустно. Как ни учи, не умеют дети сегодня высказывать правильно мысли. Проще? Всё упростили донельзя. Получаем теперь вот эти ВСЛЕДСТВИЕ...
      Выбор "Преступления и наказания" для учеников очевиден. Всё считают, что Раскольников - совестливый человек, ведь он признался в убийстве из-за мук совести. Не понимают и значение этого слова: совестливый.

      Удалить
  2. Тяжело проверять такие сочинения. Мне кажется, что и темы очень трудные. Современные дети в большинстве своём очень мало читают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, увы, дети в большинстве своём не читают. Темы не всё трудные. Вполне приемлемые.

      Удалить
  3. Добрый день, Ольга Николаевна! Прочитав пост, улыбнулась и не раз. Почему-то вспомнилась встреча 15 апреля со своим учеником (11 класс). Я работаю во 2 смену, а он выполнив работу, спускался вниз. Обратила внимание на бледность и усталость. Поговорили, он назвал тему своей работы. Как-то сердце сжалось от сочувствия.
    Я никого не оправдываю и не обвиняю. Просто впечатления от встречи оставили след.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Петровна, здравствуйте!
      Конечно, детям тяжело. В 11-м классе учатся всё же дети. И все переживают. Даже слабые дети. Они храбрятся и делают вид.
      Переживают ещё от неумения и незнания. Читают мало или совсем не читают, писАть не умеют, говорить тоже.
      Увы...

      Удалить
  4. Считаю этот экзамен ненужным. Помню, как возмущались методисты разных уровней, когда не стало выпускного сочинения: ах. дети читать перестали! Как будто этот дамоклов меч, висящий над выпускниками, может пробудить интерес с литературе. А когда ввели это итоговое сочинение, те же самые методисты стали публиковать списки коротеньких рассказов, которые следует использовать в работе. На настоящую работу с литературой у учителя времени не остаётся - сплошное натаскивание. А уж во что превратилась сама процедура написания в некоторых школах. говорить не хочется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Алексеевна.
      Согласна с Вами.
      Сложно добиться от не читающих детей качественного анализа произведений.
      Да даже заученные фразы не всегда применяются правильно.
      Как-то нашла тетрадь с сочинениями ученика 70-х годов прошлого века - это настоящая рецензия на книгу, полный анализ темы, правильно проставленные цитаты, вывод, и всё это красивым почерком на пати-восьми страницах.
      Разве можно сравнить это с работами современных школьников?
      Представляю, как ужаснулись сейчас учителя, представив себя, разбирающей восьмистраничные каракули...
      Но это немного другая тема.
      А вот кажущиеся ещё несколько лет тому назад смешные случаи с каждым годом воспринимаются уже как типичные.
      Кого сейчас удивит фраза "Отелло озверело и набросилось на Дездемону"?

      Удалить
    2. Ирина Валерьевна, я с грустью вспоминаю время, когда после сочинения\я по литературе приходила домой со стопкой 30 тетрадей и не бралась ни за какие дела. пока все не пролистаю хотя бы - так было интересно, что написали дети. Прошло то время, и причин тому немало. Конечно, надо учить детей мыслить и грамотно мысли излагать. Но уж слишком всеобъемлющие задачи ставят перед этой работой. А ещё многообразие видов: эссе по обществознанию, сочинение на ЕГЭ по русскому языку, итоговое (как все утверждают. что не по литературе. а проверка гражданской и нравственной состоятельности). И везде свои нормы, строгие каноны. Иногда, встретив особенно замысловатую тему, я загоралась кровожадным желанием: посадить того, кто её придумал, заставить написать сочинение за ограниченное время и в стрессовой обстановке.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Людмила Алексеевна!
      Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Я тоже против итогового сочинения!
      Мыслилось оно как метапредметное. Сразу же стало считаться сочинением по литературе. Программа по литературе прескверная! В 10-м и 11-м классе нечитаемая!
      Да, многие учителя и я в том числе учим аргументировать на примере малых жанров. Сама читаю рассказы, иначе многие и это не прочитают.
      Писать по критериям - отвратительно!
      Ох, разошлась))
      Правда, мне жалко два дня, потраченных на проверку никому не нужного сочинения.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я ждала этого традиционного поста, чтобы ещё раз подтвердить свои опасения, что этот экзамен ничему школьников не мотивирует - ни к желанию читать, ни к умению выразить свои мысли о художественном произведении.
    Но я помню, как писала моя дочь сочинения... И её учительницу литературы, которая утверждала, что её предмет главный, потому что учит выражать свои мысли. Это в жизни пригодится. И моя дочь не раз вспоминала Галину Ивановну добрым словом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна.
      Я тоже с ужасом вспоминаю времена, когда Иван писал все эти сочинения.
      Помню его жутко бледный вид после написания.
      Я ещё успокаивала: ну ты же пишущий человек. твои статьи и рассказы уже публикуют в прессе...
      А он говорил, что это никому не нужно.
      Что сейчас надо писать по определенным правилам, и он никак не может понять, что кому надо.
      Да, эти правила созданы, чтобы ученики "хоть что-то написали", но одновременно это так подрезает крылья тем, кто умеет писать.
      И как самый невероятный пример: за школьное сочинение по литературе у него "0", а при поступлении на журфак КубГУ - "87" (максимально - 90).
      Мне до безумия жаль учителей литературы, которые вместо того, чтобы прививать любовь к творчеству, развивать мышление, умение нестандартно мыслить, искать новые формы творчества... вынуждены пресекать любые инакомыслия и загонять всех "в рамки требований".

      Удалить
    2. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
      Я тоже говорю, что самые главные предметы, - русский язык, литература и история. Но... читать заставить невероятно сложно. Говорю даже на примере своей дочери. Читает еле-еле. Но читает! Это моя боль.
      Сочинение, Вы правы, не мотивирует, а только убивает хотя бы какие-то попытки читать. Надеюсь, что его отменят. И тогда мы будем читать в удовольствие и с удовольствием.

      Удалить
  6. жду уже этого поста))
    Мой фаворит – дедушка Ленин.
    А если честно, искренне сочувствую филологам.
    Мне кажется, они чемпионы по числу проверок детских фантастических произведений?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О дедушке разослала сразу всем подругам. Потрясло меня это))
      Вы правы: проверки не море - океан. Есть хорошие работы, но, увы, в меньшинстве.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Это было бы смешно, если не было бы так грустно... Вот уже много лет Вы нам показываете отрывки, я вспоминаю перлы на своих уроках и... всё же грустно, что так получается. Мой фаворит, конечно, перл про "дедушку Ленина"....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Грустно - это правда. Год от года всё грустнее.
      Про дедушку Ленина - хит мой тоже. Это ж надо: как повлияли уроки истории, видимо.
      Но искренне жаль, что дети читают преступно мало. Или не читают ничего, кроме соц.сетей.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Перлы бесподобные. Читала с улыбкой. Расскажу вам маленькую историю про одного из моих читателей. Приходит первоклассник в школьную библиотеку и спрашивает книгу секретных рецептов. Я ему, это про еду? Он нет. Нужны секретные рецепты, которых мы еще не знаем. Спрашиваю тогда автора. Кто написал такую книгу? Он сдвинул брови и говорит, автор – Рецепт.))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Фëдоровна, здравствуйте!
      Спасибо за историю))
      Мне кажется, у библиотекарей их море.
      Вот так - автор Рецепт. А ещё бывают авторы Евгений Онегин и Василий Теркин.
      Чудеса творят и говорят дети. Только мне всё грустнее.
      Хотя и смеюсь тоже над перлами...

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ольга Николаевна! А мне понравилась мысль: "Иногда только после своей смерти человек может изменить взгляды на жизнь других людей". Существует-таки еще одна, а может, и не одна жизнь!..😃😃😃😃

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина Ивановна, здравствуйте!
      Вот и я, когда читала эту мысль, не смогла сразу понять, то ли я прочитала. И грустно, и смешно.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.