18 декабря 2020 г.

Разбираемся... с разборами: фонетический разбор слова

Источник
   Когда ты ведёшь русский язык в 5-м классе, то просто-напросто обязан научить детей выполнять различные разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, орфографический. Может, ещё что забыла? 
   В этом сообщении будем разбираться с фонетическим разбором. Напомню, что фонетика - это раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи. Значит, фонетический разбор слова - это звуковой анализ слова.
   ЗВУКИ и БУКВЫ - это не одно и то же! В слове гриб последняя буква "бэ", а вот звук [п]. Когда мы говорим, то произносим звуки.
   Все звуки делятся на две группы: гласные и согласные.
   Гласных букв 10, а вот звуков - 6. НЕТ ЗВУКОВ Е, Ё, Ю, Я! 
   Характеристика гласного звука: ударный или безударный. 
   Так, в слове весна два гласных звука: [и] - безударный, [а] - ударный.
   Согласные звуки характеризуются так: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий.
   Запомните: НЕПАРНЫЕ ТВЁРДЫЕ: [ж], [ц], [ш]; НЕПАРНЫЕ МЯГКИЕ: [ч'], [щ'], [й'].
   ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с].
                                          
                                        Образец разбора:
                                        ЖЮРИ [жур'и] - 2 слога
                                        ж [ж] - согл., звон.парн., тв.непарн.;
                                        ю [у] - гласн., безуд.;
                                        р [р'] - согл., звон.непарн., мягк.парн.;
                                        и [и] - гласн., ударн.
                                        -----------------------------------------------------------
                                        4 буквы, 4 звука
   
   Это интересно!
   По тому, в каком месте в слове находятся гласные, различают слоги не только ударные, но и предударные, и заударные. 
Источник

Тем, кто хочет знать больше
   Под ударением гласный произносится наиболее чётко, ясно, он находится в сильной позиции. В безударных слогах гласные произносятся менее чётко и изменяют своё звучание. Безударная позиция гласных является слабой.
   Процесс изменения звучания гласных звуков называется редукцией.
   Редукция бывает количественная и качественная.
   Редукция количественная — это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны´ – сынΛв'j'а´], [су´днъ – суда´ - судΛво´й'].
   Редукция качественная — это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

15 комментариев:

  1. Добрый вечер, Ольга Николаевна! Спасибо за пост, интересная и полезная информация. Как бы я хотела у Вас учиться!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна!
      Спасибо Вам за внимание к этому посту )) Удивительно, что откликнулись коллеги.
      Учиться у меня? Дорогая Елена Валентиновна, уверена: рядом с Вами ПРОФЕССИОНАЛЫ!
      Если же будет какой-то у Вас вопрос, то, конечно, отвечу.
      Очень рада видеть Вас. Давно мы не общались.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Как же всё сейчас "заворочено"!
    Когда я училась было намного проще.
    К примеру, слово "ПИРАМИДА" - п,ирам,ида - 4 слога, 4 согласных (2 парных -п,д, 2 непарных -м,р), 4 гласных...
    Сейчас же п,ръм,идъ ?
    Оййййййй...
    А ведь это кто-то придумал, наверняка диссертацию защитил... а теперь бедным деткам голову заморачивать. Ой-ей-ей...
    А если серьёзно, то спасибо за отличный материал.
    Всё так прекрасно страктерировано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Нет-нет, сейчас никто деточек не обижает, заставляя делать фонетический разбор, как в вузе. Честно: мне бы хотелось учить делать ПРАВИЛЬНЫЙ разбор. И ему уже не один десяток, если не сотня лет ))
      Только сегодня на уроке приводила пример. Мы произносим в слове молоко только ОДИН раз звук [о]. Никогда никто не говорит [мАлАко].
      А транскрипция слова ПИРАМИДА вот такая: [п'ирам'идъ]. В школе же напишем: [п'ирам'ида]. Согласитесь: звуки А произносятся по-разному.
      В посте постаралась просто подать информацию.

      Удалить
    2. Ой, как хорошо, что дети в школе не делают так, как в ВУЗе.
      Я вот столкнулась с этим... на 1 курсе. Было очень сложно.
      Но это будут изучать только те, кто выберет гуманиратное направление в учебе.
      По-моему, технари на этом "не заморачиваются".

      Удалить
    3. И ещё. Сейчас раз двадцать повторила слово "молоко" и слушала в магазинах, как люди говорят у нас на Кубани.
      Пости все местные говорят именно "мАлАко", выговаривая все буквы.
      Наверное потому, что язык у нас певучий, неторопливый, богат гласными звуками.

      Удалить
    4. Ирина Валерьевна, Вы не правы ))
      Когда повторяете, Вы говорите, как НЕ НАДО. Мы же в потоке речи произносим слова. На месте первой О мы звук "съедаем", на месте второй О - произносим [а].
      Певучий язык и у нас, в Самарской области. Быстро говорят на Урале.
      А гласными звуками богат НАШ РУССКИЙ язык.

      Удалить
  3. Интересно, Ольга Николаевна Я уже ничего не помню о фонетике русского языка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Говоря "ничего", Вы лукавите: простую характеристику звуков Вы, конечно, знаете ))

      Удалить
  4. Добрый вечер, Ольга Николаевна! Сделала себе ссылку на этот пост. Спасибо. Повторила, узнала новое. Мне больше нравится запись фонетического разбора в УМК "Гармония" (М.С Соловейчик). Вообще этот курс очень грамотно построен, да и результат дети выдают хороший. Конечно, если идею автора не подменять своими понятиями. Была на авторских семинарах, обучалась на курсах. Просто в восторге от этого УМК.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Петровна, здравствуйте!
      Спасибо Вам за методический комментарий! Увы, программа начальной школы мне незнакома. Но никто не мешает познакомиться. Посмотрю. Спасибо за ориентиры!
      В начальной школе, мне кажется, слишком трудно подходят к фонетике. Где-то вводят даже понятие "фонема". Зачем? Ответа у меня нет.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Читала и радовалась)) Я своих учеников учу правильно делать фонетический разбор.Ура! Их не переучивают в среднем звене.
    Спасибо Вам большое! Повторение-мать учения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Как давно мы не общались )) Рада Вам!
      Тоже рада, что Ваши ученики в 5-м классе чувствуют себя на уроках русского языка в своей тарелке.
      Даже не ожидала, что сообщение будет интересно. Вы меня порадовали. Значит материал, действительно, нужный. Спасибо!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Николаевна! С трудом даются детям фонетические разборы в начальных классах. А если ребёнок идёт в школу с логопедическими проблемами, ему ещё сложнее понять эту систему звуков.
    Я требую от ребят первый предударный Е, указывать, как И склонное к Э, нас так в училище учили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Этот разбор, действительно, трудный. Признаюсь: не люблю я его)) Уже даже и из ЕГЭ убрали вопрос по фонетике. Различать звуки научили и научились.

      В училище Вас учили правильно. Всё верно.
      Рада видеть Вас!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.