ДЕМОВЕРСИИ ЕГЭ и ОГЭ-2018 уже в блогах "Просто о ЕГЭ" и "Просто об ОГЭ". Приглашаю!
НАПРАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ УЖЕ В БЛОГЕ "ПРОСТО О ЕГЭ". ПРИГЛАШАЮ!

понедельник, 17 июля 2017 г.

"Чёрное дерево, обожжённое молнией...": В.Т. Шаламову - 110 лет

Источник
По снегу. В.Т. Шаламов
   Как топчут дорогу по снежной целине? Впереди идет человек, потея и ругаясь, едва переставляя ноги, поминутно увязая в рыхлом глубоком снегу. Человек уходит далеко, отмечая свой путь неровными черными ямами. Он устает, ложится на снег, закуривает, и махорочный дым стелется синим облачком над белым блестящим снегом. Человек уже ушел дальше, а облачко все еще висит там, где он отдыхал, – воздух почти неподвижен. Дороги всегда прокладывают в тихие дни, чтоб ветры не замели людских трудов. Человек сам намечает себе ориентиры в бескрайности снежной: скалу, высокое дерево, – человек ведет свое тело по снегу так, как рулевой ведет лодку по реке с мыса на мыс.
   По проложенному узкому и неверному следу двигаются пять-шесть человек в ряд плечом к плечу. Они ступают около следа, но не в след. Дойдя до намеченного заранее места, они поворачивают обратно и снова идут так, чтобы растоптать снежную целину, то место, куда еще не ступала нога человека. Дорога пробита. По ней могут идти люди, санные обозы, тракторы. Если идти по пути первого след в след, будет заметная, но едва проходимая узкая тропка, стежка, а не дорога, – ямы, по которым пробираться труднее, чем по целине. Первому тяжелее всех, и когда он выбивается из сил, вперед выходит другой из той же головной пятерки. Из идущих по следу каждый, даже самый маленький, самый слабый, должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след. А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели.
Рукописный текст рассказа.
Источник
   Трудно ступает писательская нога по той самой снежной целине, о которой пишет Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982). Были, конечно, те, кто не шёл первым, а лучше вторым. Но, к счастью, были и есть те, кто идёт первым, "поминутно увязая в рыхлом глубоком снегу", "отмечая свой путь". Именно первых мы и помним. Среди них был сам В.Т. Шаламов, прошедший тяжёлый жизненный (=писательский) путь. И он никогда не шёл по протоптанной дороге, всегда смело ступал по “снежной целине”.
Источник

   2017-й год для всех ценителей творчества В.Шаламова юбилейный. 18 июля 2017 г. Варламу Шаламову исполняется 110 лет. Пишу в настоящем времени, несмотря на то, что писателя нет уже 35 лет. Но живы его произведения, прошедшие, как и сам писатель, непростой путь к читателю. В.Шаламов в большей мере известен нам как автор "Колымских рассказов". Начал работать над сборником в 1954 г. Кажется, работал всю жизнь. Ведь Колыма не отпускала автора. "Писательский и человеческий подвиг Шаламова — в том, что он не только вынес 17 лет лагерей, сохранил живой свою душу, но и нашел в себе силы вернуться мыслью... в страшные годы..." (источник)
   "Я пишу о лагере не больше, чем Экзюпери о небе или Мелвилл о море. Мои рассказы — это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе… Не только левее левых, но и подлиннее подлинных. Чтобы кровь была настоящей, безымянной", - писал Варлам Шаламов. 
   Именно так, о настоящем, подлинном, о том, что пережил сам: арест в 1929 г. (Шаламов - "социально-опасный элемент"), арест в 1937 г. (за контрреволюционную троцкистскую деятельность), арест в 1938 г. (по лагерному «делу юристов»), арест в 1943 г. (по доносу солагерников «за антисоветские высказывания» и за похвалу в адрес И.А. Бунина), арест в 1944 г. (по доносу с тем же инкриминированием, но срока не получает, т.к. отбывает по той же статье). "Спасти прозу Варлама Шаламова – значит спасти большую часть правды; хотя правда его жестока порой невыносимо жестока. После рассказов Шаламова охватывает чувство безысходности; воистину он заморожен Архипелагом Гулаг на всю жизнь. Черное дерево, обожженное молнией, которое видно уж не зазеленеет, но без которого нет и всей правды…" (Евгения Гинзбург / Источник).
   Читайте рассказы Варлама Шаламова, чтобы знать "всю правду".
   Приглашаю посетить сайт https://shalamov.ru/. Я утонула... 

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! "Колымские рассказы" сейчас изучаются по школьной программе. В моё школьное детство, и даже когда училась в библиотечном техникуме, даже автора такого не называли. Хорошо что спасли эту прозу! Хорошо, что спасли правду! Спасибо Вам, что напомнили о юбилее В. Шаламова!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      Заглянула на свою блоговую страницу "Писатели-юбиляры" и вспомнила о юбилее писателя.
      Да, в школе сегодня говорят о Шаламове, но всё-таки крайне мало.
      Вот хотя бы этим сообщением вспомним великолепного писателя, не побоявшегося говорить правду.

      Удалить
  2. Ольга Николаевна, сегодня в блогах друзей столько интересностей про книги для детей, подростков, и вот теперь и Ваша публикация по юбилей Шаламова. Спасибо за напоминание. В этот вечер, наверное, с него и начну чтение. Отправляюсь по Вашей ссылке. Нда))), я там тоже потеряюсь. Закладку сохранила, спасибо. Интересно узнать про новые издания

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Вот и я провела на этом сайте не один час. Можно послушать некоторые произведения в исполнении писателя. Рассказы можно почитать. Они небольшие по объёму, но чтение всё равно непростое.

      Удалить
  3. Ольга Николаевна, огромное спасибо за рассказ о замечательном писателе! Как хорошо, что его рассказы сейчас в школьной программе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Как я уже отметила, в школьной программе есть В.Шаламов, но... говорим о нём вскользь, а хочется задержаться, обдумать, вжиться.
      Хорошо, что через блог знакомлю своих учеников с творчеством писателя. Может, кто-нибудь и прочитает на досуге "Колымские рассказы"?

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Спасибо за рассказ, ссылку, но... я совсем не понимаю - а раньше Шаламов был в программе? Что-то я совсем не помню. А я в школе читала вроде бы всё!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Шаламова я изучала в 11-м классе, но и училась я в классе с углублённым изучением литературы. И сегодня "Колымские рассказы" есть в программе, но... не факт, что их изучат подробно. "Лагерная проза" - так звучит тема. Здесь же можно остановиться не только на Шаламове. А.И. Солженицын, например.
      Не изучали в школе? Читайте сейчас. Сегодня на правду мы смотрим по-другому, не по-детски.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    А мне жаль, что подобные произведения включают в школьную программу.
    Ну не готовы дети принять лагерную правду. Не прочувствуют они глубину отношений. Только и поймут, что "в тюрьме-не так то и плохо".
    Это литература для более старшего, морально окрепшего поколения.
    И то, далеко не все готовы это принять.
    Сейчас поколение "Х" легко отрицает любые попытки "навязать" мнение старшего поколения.
    Они считают себя более развитыми и "продвинутыми". Хотя, по сути дела. являются элементарными пользователями того, что сделали прошлые поколения.
    И вот такая литература им не понятна, как не понятен "Тихий Дон", не говоря уже о "Преступлении и наказании".
    Знаете, какой вопрос задала мне одна девочка-отличница (9 класс)? "А куда в 20-м веке городах девались отходы жизнедеятельности человека?"
    Понимаете? в 20-м!!!
    Для них - 20-й век - это пещерная жизнь.
    И бесполезно рассказывать, что канализацию изобрели ещё в Древнем Риме...
    Для них показатель - это то, что даже сейчас есть такие места, где "нет никаких удобств".
    И рассказ о том, как было трудно в лагере, где худо-бедно, да была крыша над головой и какая-никакая, да еда... не воспринимается ужасными лишениями по сравнению с тем, что сейчас многие не имеют работы и жилья.
    Такие рассказы не для детей. А они долго ещё будут детьми. Даже, когда заведут свои семьи...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте! Не совсем согласна с Вами. Если не говорить о такой литературе хотя бы вскользь и в школе, то дети и не узнАют никогда о той, такой далёкой для них жизни. Литература и история - самые главные школьные предметы: литература развивает духовную жизнь, история формирует гражданина. Вот и изучаем разные произведения с надеждой на формирование личности.

      Удалить
  6. Первая встреча с творчеством Шаламова произошла в 97-ом: короткая встреча, как помню, с прочтением рассказа "Воскрешение лиственницы"(какая сила духа!). Вторая - в универе.) А затем ещё и ещё. И каждый раз чувство восхищения стойкостью человеческого духа. Через ЭТО пройти и ... найти силы поведать об ЭТОМ и о "превосходстве природы над душой людской". Фрагменты из кинофильма "Завещание Ленина" Н. Досталя - подтверждение тому.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Борисовна, я тоже впервые прочитала Шаламова в школе. Поразительно, но понятнее стало уже в университете.
      Философичность "Колымских рассказов" напоминает мне солженицынские "Крохотки".

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...