7 июня 2014 г.

Размышления после...

   Как-то так сложилось, что получается у меня три сообщения-размышления о государственных экзаменах ("Размышления до...", "Размышления во время..."). Предыдущие два года выводила 11-тиклассников на ЕГЭ, в этом году мои 9-тиклассники (где я ещё и классный руководитель) сдают ОГЭ (ранее ГИА). Математику пережили, хотя было совсем не просто. На мой взгляд, всё-таки очень жёстко и жестоко бросать девятиклассников в такие условия. За этот экзамен хотя и переживала, но самое страшное для меня было впереди.
   Не думаю, что есть не переживающие за результат экзамена учителя. А учителя математики и русского языка переживают в несколько раз больше (не в обиду коллегам, преподающим другие предметы). И поэтому в думах о 27 своих учениках проходили не только месяцы учебного года, а последние дни. 
   Для меня принципиальным стал вопрос: "Можно ли ученику приносить с собой орфографический словарь?" Объясню почему.

   Как известно, до 2014 года 9-тиклассники сдавали экзамен по русскому языку в других школах (пунктах проведения экзамена - ППЭ), писали изложение и сочинение, выполняли тесты в ОДНОЙ аудитории, где находились всем классом. Тогда мы, учителя русского языка и литературы, готовили словари на свои классы (брали в библиотеке, дети приносили из дома книги): маркировали, заклеивали справочную информацию. Мы были уверены в том, что словарь достанется каждому ученику.
   В этом, 2014 году, ученики, как и прежде, сдавали ОГЭ по русскому языку в ППЭ (не в своей школе), но класс разбили на 15 аудиторий. Где-то находился один ученик, где-то 2-3 одноклассника. Что делать со словарями?
   Я на родительских и классных собраниях неоднократно говорила, чтобы были приобретены новые орфографические словари. Поясняла это тем, что лексика русского языка пополняется, новые слова включаются в последние издания и толковых, и орфографических словарей. На экзамен ученик должен взять с собой чёрную гелевую ручку, паспорт и орфографический словарь (учителям на одном из методических семинаров такую же информацию давал специалист из Самары). Словари были приобретены непросто: кому-то пришлось изрядно побегать по книжным магазинам, т.к. книг катастрофически не хватало на всех 9-тиклассников. Я успокоилась... и продолжала дальше консультировать детей.
   Всё изменилось 31 мая. Во время проведения экзамена по математике я вступила в спор с руководителем ППЭ, утверждавшей, что словари должны быть доставлены в пункт, чтобы она лично проверила, скреплены ли страницы со справочным материалом. На мой вопрос: "Каким образом получится тогда так, чтобы словарь, например, Васи Иванова достался именно ему, а не Маше Петровой?" руководитель ответила, что не будет такого, чтобы словарь Васи лежал на его рабочем месте. Как? Почему? Мои ученики закупили НОВЫЕ словари, а будут работать со СТАРЫМИ? Да, ничего не поделаешь. Пыталась я доказать, что инструкция, по которой якобы сейчас действует руководитель, относится к тем временам, когда девятиклассники сдавали экзамен классом, а не отдельно. Всё было бесполезно. И мои слова о том, что организатор в аудитории может проверить словарь на наличие справочного материала, ничего не изменили. Жаль, что не прочитала инструкцию для организатора ОГЭ... Некогда было... Готовила и готовилась к экзамену... Когда только прошёл экзамен, прочитала:

   
   Заместитель директора отвезла 4 июня орфографические словари в ППЭ, предварительно получив их в школьной библиотеке (1990 г.). Дети потом рассказали, что на партах лежали книги из другой школы, датированные семидесятыми годами прошлого века. Кроме того, не все мои ученики получили словарь. В аудитории находилось 15 учащихся, а словарей было 10. Не пользуешься им? Отдаём другому. Вот так было.
    Ещё аудиозапись было очень плохо слышно: то нет колонок для усиления звука, то организатор во время прослушивания начала со скрипом закрывать окно. 
   Теперь я очень волнуюсь за результат экзамена. Мои хорошо подготовленные дети, переволновавшись, могли совершить неоправданные ошибки только потому, что кому-то так захотелось...    
Перед линейкой
Слушают напутствия директора гимназии
Перед экзаменом хлопаем в волшебную ладонь
Л.И. Андреевой, директора гимназии
Мои отличницы к экзамену готовы...
Переживающая Валентина Геннадьевна,
учитель русского языка в 9 "Б" классе,
и Зинаида Владимировна, классный руководитель 9 "Б"
До экзамена осталось минут 40.
Настя и Катя внимательно слушают комментарии Лены
В какую аудиторию приглашают? 
В ППЭ. До экзамена несколько минут.
   После экзамена ребята приходили ко мне (всех ждала в гимназии), говорили о сочинении, об изложении, задавали вопросы по тестам, огорчались, если находили ошибку, радовались... 
   Так хочется, чтобы все мои ученики получили только "4" и "5". Потому что они заслуживают это. Потому что и я немало поработала на этот экзамен.
   Будем ждать результаты экзамена. Долго только. Ведь математики пока нет. А прошла уже неделя.

20 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, здравствуйте! Мне понятно Ваше волнение и переживания.
    Вчера я была аудиторным организатором на экзамене у девятиклассников.
    Текст, который был предложен для изложения, был очень доступен для пересказа. В нашей аудитории было 7 словарей, из 14 участников только трое им воспользовались. Да, словари были выпуска прошлого века, но их было достаточно. Но это моё мнение, мнение взрослого человека.
    Я вчера была очень удивлена другим моментом: если ребенок выполнил полностью части А и В, но не написал изложение и сочинение-рассуждение, то он экзамен не сдал. Но ведь треть работы сделана?!
    В нашей аудитории все написали часть С, на каком уровне качестве не знаю, а вот в других кабинетах некоторые участники ответили только на тестовые вопросы. Предупреждают ребят об условиях аттестации? Может у меня ошибочная информация об оценивании?
    Желаю удачи Вашим ребятам! Не переживайте, они у Вас УМНИЦЫ!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Вы верно пишете: мнение взрослого человека. Перед нами сидят дети. Может, взрослые, но дети. Как мы раньше писАли изложение? Учитель читал текст, а потом мы писАли ПОДРОБНОЕ изложение. Сегодня дети работают над сжатым изложением. Чтобы текст сжать (мы обучаем разным приёмам компрессии текста), его нужно записать ПОЛНОСТЬЮ. И если текст достался Вашей области простой, то это замечательно.
      Сочинение (С2) дети пишут, раскрывая суть цитаты. Учёный, писатель, философ, лингвист и т.п. когда-то что-то сказали, а составители КИМов "выдернули" её из труда учёного, и ребёнок должен объяснить, КАК он понимает эту мысль, аргументируя её примерами из текста, по которому, в свою очередь, дети выполняют тест.
      Если решён тест полностью, то работа не засчитана, т.к. на тройку нужно "набрать" 18 баллов, а в тестовой части 16 заданий.
      Что касается словарей: да, дети в большинстве своём неохотно ими пользуются, но если книги должны быть у КАЖДОГО, то и обеспечить ими должны всех.
      Ольга Николаевна, огромное Вам спасибо за неравнодушие к проблеме.
      Надеюсь, что Ваши пожелания исполнятся!

      Удалить
  2. Ольга Николаевна, позвольте и мне высказаться в Вашем блоге по поводу ОГЭ, В этом году меня наказали) Назначили ответственным организатором на все экзамены ЕГЭ и ОГЭ. Если говорить на тему экзамена по русскому языку, то после пятницы, если честно, я "отхожу" второй день. Начну сначала. Словари нам дали, но всего 5 шт, на 15 человек. Но наши дети НИ ОДИН не воспользовались во время экзамена этими книгами, как мы им не предлагали это сделать. С коллегой спросили друг друга: "Не учили, что ли пользоваться словарями?" Дальше раздали одни КИМ, но затем из-за утечки информации, меняли на новые. Текст для изложения, нам показалось был сложный для 9 класс. Да и диктор одно предложения повторял два раза, дети тихо улыбались) Может быть своих детей Вы научили работать в бланках, но у нас единицы умели это делать. после экзамена посоветовала МК в следующем году обратить на это внимание. Некоторые ребята совсем не сделали часть С, сдали пустые бланки. Первый раз столкнулась с такими проблемами. Раньше дети были лучше подготовлены. Простите за столь сумбурные высказывания, но это к Вам никак не относится, просто накипело.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Понимаю Ваши послеэкзаменационные чувства.
      Оказывается, всюду не обошлось без оплошностей.
      Что за "утечка информации"? То есть в этом году снова на те же грабли?
      Текст изложения Вам показался сложным. Получается не совсем одинаковый подход к девятиклассникам страны: Ольга Николаевна (выше) написАла, что текст простой, у Вас же - сложный.
      В бланках мы учим работать, но в любом случае кто-то может из-за волнения ошибиться. И что значит не делали часть С? На ЕГЭ или ГИА?
      Не могу согласиться с Вами, что "раньше дети были лучше подготовлены". Учителя остались те же, а вот уровень учащихся, к сожалению, не возрастает.
      Спасибо, Ольга Александровна, за Ваш неравнодушный комментарий!
      Пока мы, учителя, ТАК волнуемся, жива будет ШКОЛА!

      Удалить
    2. Добрый день, Ольга Николаевна! Хотелось бы пояснить. На математике и на русском (ОГЭ) в этом году заменяли Кимы, зачитывали информацию о том, что в связи с утечкой информации в сеть Интернет, контрольно-измерительные материалы заменить на новые, приказ № ...от ... число Департамент области. И меняли собирали Кимы в конвертах и выдавали новые.
      Дети "сдавали пустые бланки", где должны были писать изложение и сочинение.
      А ЕГЭ прошло всё нормально, 11 класс более собранные ребята, более ответственные. И писали работы, всё отведённое для этого время.

      Удалить
    3. Неужели дети не писАли даже изложение, Ольга Александровна? Так это же реальные "неуды" за экзамен!
      Как же так дети готовились к экзамену? Или как же их готовили? Очень странно.

      Удалить
  3. Ольга Николаевна, добрый вечер. Я в пятницу была на ОГЭ по русскому языку. Попала в аудиторию "безответственным" организатором (неудивительно, что при крайней серьезности мероприятия, уже сложились и такие "должности").
    За качество звука отвечали организаторы, но нам предложили его проверить, как и сам диск на пригодность. Я это сделала во время второго инструктажа, убавив звук колонок. Все работало хорошо.
    Словари принесли из школы и были они весьма разномастными. Некоторые ещё помнили времена царя Гороха, некоторые вполне современные. Личное наблюдение - дети практически словарями не пользуются. В нашей аудитории не было гимназистов, но ребята, чувствовалось, очень успешные. Из 25 человек только два девятиклассника взяли словарь (они лежали на общем столе, так что бери то, что хочешь), вернув через пару минут.
    Сдадут ваши ребята хорошо, я просто уверена!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      О "безответственном" организаторе хорошо сказали :))) Пока я о такой "должности" не слышала.
      За качество звука отвечают организаторы и руководитель ППЭ, видимо, у нас этот ответственный пункт в инструкции проработан из рук вон плохо.
      О словарях, которые со времён царя Гороха, тоже уже устали говорить.
      Галина Станиславовна, согласна, что не все дети пользуются словарями, но если - снова - по инструкции они должны быть, то... Почему же где-то каждый пункт блюдут, а где-то... Почему двойные подходы?
      Спасибо Вам огромное за Вашу уверенность! Спасибо за добрые слова!

      Удалить
  4. Оля, здравствуй! Очень хорошо понимаю твои возмущения. Сама неоднократно сталкивалась с тем, что нас, "простых учителей", никто не слушает и не слышит, не считает нужным, а это не просто обидно, а оскорбительно.
    По поводу того, что были шумы на диске, организатор хлопала оконной рамой - так у каждого ребенка есть с нынешнего года специальная бумага, которую ему обязаны выдать, в которой он может написать о своих претензиях, имевших место на экзамене. Данные шумы недопустимы как на экзаменах по русскому, так и по английскому языку.
    Очень-очень надеюсь, что твои ученики написали только на хорошие и отличные оценки. Это заслужила, прежде всего, ты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Света!
      Собственно говоря, я и не возмущаюсь, а нахожусь в недоумении: почему у нас ОДИН человек, читая ОДНУ инструкцию, выполняет РАЗНЫЕ действия.
      Что касается бумаги специальной=анкеты, то она есть у учащихся, сдающих ЕГЭ, а не ОГЭ. Призывала детей ДО экзамена писАть апелляции, но у нас, видимо, в крови: стучать не буду. Хотя и убеждала, что это не стукачество, но... а воз и ныне там.
      Спасибо, Светочка, за поддержку. Буду надеяться на хорошие и отличные результаты!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Как я Вас понимаю! Вы абсолютно правы - есть дети, которым будет нужен словарь, современный. Да и вообще - положено - будьте добры, обеспечьте! Меня бесконечно возмущает такое отношение, когда о том, что и как будет, сообщается в последний момент! Дело не в то, сколько ребят воспользовались, а в том, что всегда надо выполнять инструкции, раз уж что-то меняется в организации. А вот то, что не предупредили вовремя, обязательно должно стать известно вышестоящим инстанциям... Но, конечно, тратить время или нет - решать Вам.
    Это всё равно, что я пыталась в этом году добиться, будут на ЕГЭ у детей калькуляторы или брать с собой... Получала ответы разные, вплоть до того, мол, из-за одного задания "париться", пусть в столбик посчитают... Но, слава Богу, заранее разобрались, калькуляторы были.
    Искренне желаю Вашим ребятам успеха!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Полностью с Вами согласна: действуя по инструкции, ДЕЙСТВУЙТЕ!
      Я, к сожалению, уже ничего не могу изменить. Дети не написАли апелляции по поводу процедуры ОГЭ. Конечно, обо всём сообщила зам.директора, директору. Но снова... Без какого-либо доказательства мы ничего не можем сделать.
      Спасибо Вам, Лилия Павловна, за ПОЗИЦИЮ справедливого человека!
      Спасибо за пожелания! Буду ждать результаты!

      Удалить
  6. Ольга Николаевна, здравствуйте, уверена все будут хорошо. Вот только удивляет, что ваших ребят рассаживают по аудиториям. Ведь в 9 классе - этого не положено делать. Наши дети сидели по классам. Но все-равно стресс пережили.
    Сегодня – великая Троица, чудесный день, который обязательно подарит Вам надежды на лучшее и отличное настроение! Желаю Вам радоваться жизни, любить своих близких и всегда помнить о том, что судьба любит смелых!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      В этом году наши 9-тиклассники находятся в тех же условиях, что и 11-тиклассники: сидят вперемешку.
      Спасибо Вам за добрые слова!
      Поздравляю и Вас с великим праздником! Божьей помощи в Вашем нелёгком труде!

      Удалить
  7. Ольга Николаевна, золотая вы наша учительница. Все сдали и у всех все будет хорошо. Детки - умнички, учительница - чудо, так что не переживаем и просто ждем оценок. В конце концов, ну что такое эта оценка? Просто цифра и все. Поверьте семье отличников-рецидивистов, которым 99% полученных пятерок никогда и нигде не пригодились. Знания есть, и это главное. Ваши Малявины.:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, Оксана Владимировна и Максим Иванович! Не ожидала совсем такого позитива. Обрадовали и порадовали!
      Согласна с Вами во всём: оценка - просто какая-то цифра, НО... Не буду дальше думать!
      Яночка Ваша умница! Поэтому от неё только "5" и глубокие лингвистические знания!
      СПАСИБО ЗА ПОЗИТИВ! Ваша, О.Н.

      Удалить
  8. Прочитала и ужаснулась... И кто только это все придумал, Ольга Николаевна? У нас в 9 классе сдают диктант по обоим языкам, а в 11 - изложение. Язык, русский или белорусский, на выбор. Читает учитель. Сдают в своей школе. Сидят классом, но по одному ученику за партой. Сочувствую и Вам, и Вашим ученикам...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Михайловна!
      Уже более 10 лет наши 11-тиклассники сдают ЕГЭ (тест, сочинение) и лет 7 9-тиклассники - ОГЭ (изложение, тест, сочинение). ЕГЭ является вступительным в вуз.
      Как-то привыкли мы к этому, простите за слово - "натаскиваем" учащихся на тесты и сочинения.
      Я просто мечтаю, что когда-нибудь в наши школы вернётся старый добрый экзамен.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Экзамен из праздника превратился в кошмар. Всё хотят стандартизировать! Дети-девятиклассники, хоть и взрослые на вид, но с неокрепшей еще психикой. Для чего такие жесткие условия? Непривычный голос из колонок, хорошо, если они качественно транслируют звук, для сельских детей - непривычные классы и совершенно чужие учителя. Что-то человеческое исчезло с появлением ОГЭ... Так и хочется сказать: "Давайте будем добрее к нашим детям и вообще ко всем! А экзамены пусть будут праздником!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна!
      Так хочется, чтобы Ваши слова были услышаны. Давайте будем добрее! Кому надо государственный экзамен превращать в нечто страшное. Как будто наши дети отправляются в зону особого режима.
      Пусть экзамены будут праздником! Может, это когда-нибудь случится?

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.