16 августа 2013 г.

Нецензурная лексика, или Почему мы так говорим?

     Я не терплю мат! Не могу равнодушно относиться к тому, что слышу вокруг себя нецензурную лексику!
     Заставило меня написать это сегодняшняя прогулка. Да, и раньше около меня раздавались слова отнюдь не из словаря С.И. Ожегова, но сегодня был просто перебор.
     Как всегда с дочкой вышли на вечернюю прогулку: гулять-то и можно только вечером, т.к. стоят знойные дни. Пришли на школьный двор. Я присела почитать книгу, дочка каталась на самокате. Тут встретились две подружки-школьницы. Диалог передать невозможно, т.к. радость от их встречи, по их мнению, можно выразить только при помощи нецензурной лексики! Видимо, когда я повернулась, чтобы посмотреть на этих девушек, они прочли в моём взгляде столько недоброжелательности, что успели покинуть школьный стадион. Дальше - больше. На спортивных снарядах пришли позаниматься молодые люди. Тут бы и воскликнуть: "Молодцы, следят за своим здоровьем!" Но, поставив велосипеды, они начали друг с другом разговаривать, включая в свою речь обязательно матные слова. 
     Мои уши не могли уже это терпеть. Мы с дочкой удалились. Подходим к подъезду: на скамейке двое мужчин. Один из них произносит монолог, передать, который, как вы понимаете, невозможно. Собственно говоря, я и не прислушивалась, но слово "блин" (только его нецензурный вариант) трудно было не услышать.
     Это всё я услышала за неполные два часа прогулки. И вот думаю: "Ну почему я, мой ребёнок должны слышать эту брань?" Я терпеливый человек, но всё-таки всему наступает предел. И что делать? Замечания? Всем рот не закроешь!
     И я вспомнила одно из "Писем о добром и прекрасном" Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В 19-ом письме "Как говорить?" он пишет: "Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она "затягивает".
     И ещё: "Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. <...> Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.
     А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе..." (Полностью письмо можно прочитать здесь).
     Нельзя не прислушаться к мнению выдающегося учёного, интереснейшего человека.
     Вот и думаешь: и правда, люди, которые к своей речи относятся неряшливо (по словам Д.С. Лихачёва) какие-то убогие. "По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо".
     Как хочется, чтобы вокруг нас было побольше таких сильных и здоровых людей! 
     "Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо".

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    То, о чём Вы пишете - очень актуально! Меня всегда поражает фраза, не раз услышанная из уст ВЗРОСЛЫХ людей, которой иногда отвечают на вопрос: "Почему Вы материтесь" так: "Мы не материмся, мы так (на матерных словах) разговариваем". Я считаю, что о том, как надо говорить, какие слова произносить не следует, нужно беседовать с детьми ежедневно... Но будут ли это делать взрослые родители, которые сами так говорят???

    ОтветитьУдалить
  2. Лилия Павловна, я полностью с Вами согласна! И не перестаю говорить всегда (и на каждом родительском собрании в том числе): "Воспитание идёт из семьи". Да, мы, учителя, воспитываем в первую очередь посредством предмета. Но на школу возложена огромная миссия - воспитывать Человека и Гражданина. И возложена эта миссия отнюдь не государством, а родителями, которые, к сожалению, до сих пор уверены, что воспитывать должна школа.
    Если родители нарушают ПДД, не читают книги, матерятся и пр. и пр., всё это с точностью до 100% повторится с детьми. Увы, плохой родительский пример может научить плохому.

    ОтветитьУдалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.