3 марта 2018 г.

Алексей Иванов. "Географ глобус пропил" (18+)

   Люблю участвовать в различных конкурсах. А если эти конкурсы касаются чтения книг! Не упущу этот момент. 
   После проекта "Читать не вредно - вредно не читать!" участие в "Новогоднем флэшмобе" станет и стало знакомством с новыми книгами.
   "Географ глобус пропил" Алексея Иванова - роман, который посоветовал мне почитать Владимир, учитель из Новосибирска (sinbad7). 
   К этой книге шла долго. Несколько раз принималась за фильм с Константином Хабенским в главной роли, но более получаса не получалось посмотреть... не шло... Да и не люблю я смотреть сначала фильмы, а потом читать книги. Когда sinbad7 порекомендовал "Географа", подумала: "Время пришло".
   Читала очень долго. Мне было что-то неприятно, что-то непонятно, что-то отвратительно, что-то необъяснимо. Все эти чувства не от того, что было тяжело читать (читала как раз легко), а от того, что в романе много чего с прибавкой "слишком". 
   Конечно, я понимаю, что Алексей Иванов не ставил себе целью показать в качестве героя произведения учителя, каковым, собственно говоря, и является Виктор Служкин (говорящая фамилия, правда?), но всё же...

   Конечно, я понимаю, что не всё удачно складывается в личной жизни у Виктора Служкина, но всё же...
   Конечно, я понимаю, что "как бы" учитель может влюбиться в "как бы" ученицу (и чувства эти взаимны), но всё же...
   Продолжать бессмысленно. Страдающий герой, мечущийся герой, ищущий герой (только не пойму что). Сколько их в русской литературе: Онегин, Печорин, Базаров, Болконский, Безухов... Но все они интеллигентны. Виктор Служкин тоже старается играть роль совестливого, ищущего и ничего не находящего героя, но как-то слишком грубо всё это получается.
   Читала и проводила параллели с "Героем нашего времени" М.Ю.Лермонтова: вот о Печорине рассказывает Максим Максимыч, вот автор, но как-то это тоже интеллигентно получается, Служкина же мы видим практически всегда с бутылкой в руках (как тоскливо становится следить за героем), не хотящего, не умеющего и не мОгущего работать над собой и с детьми (учитель всё же). 
   Могу отметить, пожалуй, что страницы, через которые мы слышим голос самого Виктора Служкина (рассказ о пяти походных днях) читала с интересом и неким удовольствием: герой с детьми отправился в поход, преодолевал немало препятствий на своём пути (несколько раз жизнь его и ребят буквально висела на волоске), сам рассказывал нам об этих трудностях (как снова не провести параллель с "Дневником Печорина").
   "Географ глобус пропил", пожалуй, принёс больше разочарований. Ожидала другую развязку как некий путь самосовершенствования героя. Но... всё осталось и останется, как есть. Надеется ли на что-нибудь Виктор Служкин? Не могу ответить. Надо подумать. Может, если посмотрю фильм, найду ответ на вопрос?

27 комментариев:

  1. И книгу читала,и фильм смотрела. Прощаю фильму только за присутствие Хабенского.
    Те же терзания, хоть и объясняли умные люди, дескать, абстрагируйся, смотри глубже)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина!
      ПисАла и думала: "Наверное, читатели не поймут меня". А тут Вы в одну ноту! Спасибо!
      Хабенского уважаю, но вот спас ли он "Географа"?

      Удалить
    2. Сложно смотреть фильм тому,кто в школе не понаслышке. Это очень мешает) Для меня некоторые факты априори были невозможными, а ведь стороннему обывателю может показаться,что так оно и есть на самом деле)
      Сам герой не очень приятен и понятен, смотрела на Хабенского - это как-то примиряло с действительностью)))

      Удалить
    3. Вот и для меня некоторые факты недопустимы. Хабенский, наверное, может примирить с действительностью, если я при этом тоже постараюсь примириться с увиденным ))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Рада, что Вы появились в блогосфере.
    Фильм не смотрела. Смотрела спектакль в омском театре(уже года 4 назад, тогда был аншлаг). Я не понимала, почему все в восторге... Прочитала книгу, и опять разочарование. Неужели Хабенский спасёт фильм? Где, вообще, автор нашёл такого учителя?
    Но вчера я дочитала первую часть романа А. Иванова "Тобол". Такое впечатление, что автор другой - и язык, и прекрасно прорисованные образы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
      Спасибо за добрые слова ))
      То есть и у Вас разочарование. Может, что-то нам непонятно? Возьмём князя Мышкина... Мы же терзаемся вместе с ним. Здесь... Хочется бежать.
      Беру на заметку роман "Тобол". Спасибо за рекомендацию!

      Удалить
  3. Мне не понравились ни книга, ни фильм (тоже смотрела из-за актера). И, да, так показать учителя...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, удивительно получается: книга у многих нас не вызвала интереса. Может, мы слишком законсервировались в своём учительстве? Хотя... Не верю, чтобы кто-то из разумных родителей хотел бы видеть у своего ребёнка такого учителя.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Не поверите, только что с сайта магазина Чаконы, где добавляла в список будущих покупок книги по совету Людмилы Фёдоровны. Добавила книгу Иванова "Тобол" 2 части. Посмотрела на книгу "Географ глобус пропил", задумалась. Хабенский манил, очень уважаю актёра, но... книга же это не Хабенский. Пока не стала брать, так как реальный и виртуальный шкаф с книгами и так трещат по швам. А тут попадаю на Ваш отзыв. Бывают такие совпадения. Не скажу, что категорично отказываюсь от книги, но как-нибудь позже возможно))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      "Географ" давно шёл ко мне, а тут... Назвалась груздем... Не могла не прочитать. Думаю, хорошо, что начала именно с неё.
      Шкафы наши трещат уже по всем своим швам. Эх, времени бы побольше для любимого занятия. "Тобол" постараюсь со временем почитать. Если нужен будет "Географ", то обращайтесь, дам почитать...

      Удалить
  5. Кстати, почему-то и до фильма всё никак не доберусь.

    ОтветитьУдалить
  6. Эту книгу пыталась прочитать, но не получилось. Не моя. Фильм не видела. Спасибо, Ольга Николаевна! Так долго вам не видела. Соскучилась ужасно! Новый и красивый дизайн блога!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Спасибо большое за добрые слова! Дела, дела...
      И Вам книга не приглянулась. Нашего полку прибывает ((

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна! «Географа…» прочла в 2012 году. Фильм не смотрела. Читаю Ваш отзыв и понимаю, что мои тогдашние впечатления о главном герое были примерно такими же, как и Ваши. И подсознательно тоже проводила параллели с Онегиным, Печориным. По поводу интеллигентности Онегина, Печорина, Базарова, Безухова…Если «покопаться» в их литературной биографии, то некоторые поступки вызывают, мягко говоря, смятение. А вспомните, что говорил об интеллигентности Д.С.Лихачев. Тут только Безухов и Базаров могут «пройти».
    Очень впечатлили главы, где рассказывается о пяти походных днях. Ребята («отцы») прошли через порог! Думаю, в этом есть заслуга и Служкина.
    «Отцы все сделали не так, как я учил. Все сделали неправильно. Но главное — они прошли. И лед в моей душе тает. И мне становится больно оттого, что там, в Долгане, меня вместе с отцами не было. Так болят руки, которые ты на стуже отморозил, а потом отогрел, оживил в тепле. Мне больно. Но я обреченно рад этой боли. Это — боль жизни».
    Да, к сожалению, герой не на пути самосовершенствования. Наверное, автор и не ставил перед собой такой цели… Показать жизнь без прикрас? Возможно… Обычный человек в повседневной среде… Но обыденность – интригующая.Спасибо большое за отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Борисовна, здравствуйте!
      Видите, как получается: наши впечатления и мысли практически совпали во многом.
      Благодарю Вас за исчерпывающий комментарий, к которому и добавить-то нечего. Браво! Аплодирую!

      Удалить
  8. Ольга Николаевна, книгу не читала. Всё смелости не хватает. Но фильм разочаровал, даже несмотря на Хабенского. Мнение полностью созвучно с Вашим!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, здравствуйте!
      Чувствую, что как-то неважно высказалась о книге. Может, я не права? Хотя...

      Удалить
  9. Фильм совсем не впечатлили, ничего в душе не осталось, разве что хорошая игра Хабенского))) А протестовать очень хотелось. Против таких серых служак
    Хочу ли я прочитать книгу? Скорее всего, не стану

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Фильм не видела, наверное, всё-таки решусь когда-нибудь.
      Но Служкина мне иногда жаль. Не нашёл он себя...

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ольга Николаевна!Вот-вот мне тоже жаль... Жаль как-то, что автор выбрал для него именно такую стезю...неудачника.
      Спасибо за участие в акции "Книга-разочарование".)

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я пытался смотреть фильм, но в голове ничего не отложилось. Книгу читать не хочется. особенно после вашего отзыва. Наверное действительно есть "книги не для всех".
    Рад Вашему возвращению в блогомир!
    [im]https://1.bp.blogspot.com/-OxzSXtIhnd8/Wkfbhtmb-ZI/AAAAAAAAHIM/GIqw1bvj3ucFQec3DzxAiDbB7pEkmCIMACLcBGAs/s1600/%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B0%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2B%25D0%25B4%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25B5%25D0%25B9.gif[/im]

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иван, здравствуй!
      Рада встрече с тобой! Спасибо за искренность)
      На книгу есть хорошие отзывы. Но вот у меня не сложилось ))
      Пыталась раза три смотреть фильм и я. Не зацепилась пока. Возможно, когда-нибудь.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Согласна с Вами полностью. Как-то "заразившись Хабенсколюбием" я смотрела все фильмы с Константином. Потом поняла, что ему частенько приходится в одиночку вытягивать откровенно слабые сценарии и "эксцентричность" режиссёров.
    Да, каждый хочет показать свою оригинальность, но не всем это по плечу.
    Так и с "Географом". Ну не получилось. Не получилось. Ни книга. Ни фильм.
    Мне книга показалась "заказной", на потеху публике. Вроде ярмарочного Петрушки. Захотелось кому-то увидеть "вот такого учителя", заказал-получил.
    Автор не справился "с заказом" - наверное потому,что и сам НЕ считает учителей вот такими.. подбираю слова, но кроме как ничтожествами, бесхребетниками, малодушными, на ум не приходит.
    Я такие книги (фильмы) не люблю,хотя есть те, кто взахлёб готов восторгаться.
    У каждого свой вкус.
    Но мне это не по вкусу (или не по зубам).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Спасибо за мнение!
      Действительно, книги ищут своих читателей. Так и с "Географом": кому-то ведь понравились искания Служкина.
      И я задумывалась над многими вещами: Служкин не мерзавец, он просто ищет своё место. Но найдёт ли?
      Роман, написанный в 1995 г., говорит о таком герое, который, возможно, был тогда популярен. Ведь в нём - черты многих русских мужиков и мужчин.

      Удалить
  12. Присоединяюсь по поводу игры Хабенского. Мы с Андреем еще очень давно этот фильм смотрели, книгу я не читала, да и желания такого не было. Тоже не понимаю замысла автора. Никакого движения души нет. Единственное, что я оценила в этом учителе, - то, что он не завел роман со своей же ученицей, удержался, несмотря на, казалось бы, все представленные возможности. Есть за что уважать только из-за этого.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Света!
      А если уйти от того, что Служкин - учитель? Мне как раз жаль, что у Служкина и девочки, влюбившейся в него, нет шансов. Может, как раз эти чистые отношения смогли бы изменить мир героя. А так... Всё возвращается в унылость и серость...

      Удалить
    2. Такие отношения ну уж явно не могут быть чистыми и светлыми. Всё равно что жениться на своей дочери - девчонке в 2 раза его младше. У нее ни образования, ни какого-либо подобного прикрытия. Ему, может, и пошло бы на пользу, хоть я очень сомневаюсь, а ей - уверена, что нет. И уйти от того, что он учитель, не удастся. Ведь Служкин - именно учитель. И вообще зря он в школу пошел. Лучше бы чем другим занялся.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.