29 августа 2017 г.

"Вспоминая 1 сентября...": история шестая


   Пять историй-воспоминаний уже нашли своих читателей. На сегодня около 600 раз посмотрели и, надеюсь, прочитали воспоминания о 1 сентября педагогов. Я получаю истинное удовольствие, читая все эти истории: каждая из них очень личная. Ты, рассматривая фотоальбом, слушаешь рассказы учителя. 
   Сегодня своими воспоминаниями делится Анна Борисовна Ткаченко, директор школы, учитель математики, автор блога "Директор.RU".
Источник
   
   Слово Анне Борисовне...
   "1 сентября 1973 года. Это было в другом веке, другой стране, а черно-белая фотография запечатлела немного испуганную девчонку с чужой тетрадкой, где уже были прописаны ровные ряды цифр и букв. Нет, я так никогда не сумею…

   Я долго кручусь перед зеркалом: вот она, настоящая школьница! Коричневое платье с нарядным белым фартуком. На голове завязаны два банта из капрона, белые гольфы и красненькие туфельки. Как же мне идёт школьная форма! В одной руке у меня портфель, а в другой – огромный букет бело-розовых лохматых астр, которые заботливо вырастила моя бабушка к этому дню. Сегодня мой праздник! Точно не помню, сколько лет, провожая старшую сестру вместе с мамой первым сентябрьским днем в школу, я мечтала о том, чтобы скорее наступил МОЙ праздник.
   А сегодня мама, папа, бабушка и сестренка Наташка ведут меня в школу, и мне кажется, что все взоры прохожих обращены только на меня!    Школа № 4 города Краснодара стала МОЕЙ школой на целых 10 лет! Это был волшебный день. Праздничная линейка во дворе школы, и я стою скромная, молчаливая, немного испуганная, а в душе - необыкновенно счастливая. Наступило время читать стихи. Меня и еще несколько ребятишек вывели вперёд. Ого, передо мной столько людей!!! Помню, я растерялась, голос немного дрожал, тряслись поджилки. Но я протараторила всё, что выучила. Потом кому-то из десятиклассников подарила свои астры, а мне был вручён «Набор первоклассника». Очень хотелось отдать букет сестре Наташке, но она шла только в девятый класс. Хорошо, два года мы с ней будем вместе ходить в НАШУ школу!


   А потом был первый урок. Я ничего не помню, что говорила первая учительница Тамара Борисовна, но остался мой рисунок и мои первый буковки. Спасибо мамочке, она бережно хранила мою первую классную работу. А дома ждал торт, который испекла Наташа, и еще один огромный букет бабушкиных астр До сих пор люблю эти осенние цветы! Здравствуй, новая жизнь, полная интересных событий и приключений, здравствуйте, учителя и школьные друзья!

   1 сентября 1983 года. Как быстро летит время! Я почти стою на пороге новой жизни. Пролетит еще один школьный год, и в памяти останутся самые лучшие школьные годы... Праздничное сентябрьское утро, и опять я стою перед зеркалом: новое школьное платье, мне его сшила сестра Наташа, и выглаженный фартук из белого кружева, я его сшила сама; на голове завязаны два огромных белых банта, как у первоклассницы, в одной руке держу портфель типа «дипломат» (писк моды того времени), в другой - букет бабушкиных астр, который я непременно подарю Заслуженному учителю РФ замечательному классному руководителю, учителю химии Прокопец Елене Владимировне. Я так хотела в школу, что даже ночь не спала, а ждала этого 1 сентября! Я очень любила учиться, всегда была в активистах, и в последний год школьный год, год окончания школы, я непременно должна доказать, что я - лучшая!
   Иду в школу сама, я же взрослая! Торжественная линейка во дворе школьного здания, все как десять лет назад, только тогда деревья казались очень большими… Я не помню, как прошли уроки в этот день, но помню, как всем классом после пошли в кино, потом сидели в кафе, а потом до вечера гуляли в парке, пели песни под гитару, катались на каруселях. Крылышки белого кружевного фартука нежно трепетали в качельном ветре. И тогда мне тоже казалось, что все смотрят только на меня, на эту повзрослевшую девчонку в школьном платье и с бантами на голове.

   1 сентября 1984 года. Школа осталась где-то позади, праздник тоже. В этот день, мне помнится, я испытывала настоящий шок. Нас, студентов первого курса математического факультета Кубанского государственного университета, отправили в этот день на сбор винограда в Темрюкский район Краснодарского края. Приехали, обустроились, а вечером все отправились на Час знакомств. Всё как в пионерском лагере: костёр и запечённая картошка, игры в «ручеек» и «третий лишний», ароматные пироги, новые друзья… и Первый звонок. Такой замечательный праздник подарили нам наши преподаватели. И ничего, что у костра с песнями под гитару, ничего, что студенты и преподаватели в спортивных костюмах, ничего, что не за партами и не мел в руках… Здравствуй, взрослая студенческая жизнь!

   1 сентября 1988 года. Я всегда знала, что 1 сентября станет важным днём на всю мою жизнь. Ученица, потом студентка, а в этот день я впервые переступила порог школы в новой для себя роли - роли учителя. Приветливо встретили меня администрация и педагоги школы № 85 ст. Старокорсунской, дав старт моей педагогической деятельности. На торжественной линейке старшеклассники приветствовали не только малышей, но и молодых педагогов, а в ответ мы подарили всем песню о школе из кинофильма «Первоклассница»:
В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей!
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.

   А потом был первый урок и мои первые девчонки и мальчишки, которые остались в моей памяти навсегда. 

1 сентября 1996 год. Впервые этот праздник стал общим праздником для меня и моей Людмилки. Я – мама школьницы! Впервые за много лет ночь была бессонной. Еще бы: доченька выросла, она пошла в первый класс. Теперь моя доченька несла букет астр в одной руке и портфель в другой. Хотела ей помочь - она отказалась. А потом её, хрупкую и слегка испуганную, совсем маленькую, старшеклассник по-богатырски поднял на плечо, а она отчаянно затрезвонила в школьный колокольчик. Первый заливистый школьный звонок приглашал теперь не только меня войти в класс. Дочурку в школе ждали новые друзья, новые знания и умения, и лучшие учителя, без сомнения! Помню, как после двух уроков, моя малышка прибежала ко мне в кабинет: «Мама, я с таким мальчиком сижу! Он меня угостил яблоком!» А мальчик и девочка давно выросли, поженились, у них растет замечательная девочка Миланочка.

   1 сентября 1976 года. Чем запомнился мне этот день? Сломала накануне руку, наложили гипс, а в первый сентябрьский день постеснялась пойти на праздник в таком неприглядном виде. Подружки обо мне не забыли, после уроков зашли проведать, наперебой рассказывая о новых учителях и новых одноклассниках. А потом пили чай с пирожными, которые испекла моя сестра. Все старались меня развеселить, но все же этот первосентябрьский праздник был отмечен для меня ноткой грусти.

   1 сентября 2017 г. Закружившись в лёгком танце, первый жёлтый кленовый лист тихо опустится на землю. Осень... И кто сказал, что она почти завершает календарный год? Нет! Осень – это только начало новым планам, открытиям, встречам, дружбе. Именно первым сентябрьским днем начнётся увлекательная и порой непростая дорога в страну знаний. И вновь школа оживёт от звонков и топота детских ног, убедительных слов педагогов и уверенных ответов учеников, несмелого шёпота подружек и громкого спора друзей... Впереди День знаний – праздник светлой надежды, крепкой веры, мечты, устремленной в будущее. 

   Всем коллегам желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, творческого поиска, массы новых идей, смелых экспериментов, удачных находок и успешных свершений, единства в отстаивании профессиональных интересов, верных коллег и понимающих родителей. Помните, что мы занимаемся важным делом в жизни: мы все вместе творим будущее! От всей души хочу пожелать творчества педагогам, удачи ученикам, мудрости родителям! В жизни не обойтись без неожиданностей, так пусть они будут приятными, яркими, незабываемыми. Терпения всем!!!"

Все фотографии из семейного архива А.Б.Ткаченко

28 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Как интересно! В первом классе угостил яблоком, а потом, спустя несколько лет женился на Людмилке? Это просто фантастическая история.
    Ваня заглядывал через плечо и "хмыкнул": "Я тоже угощал в первом классе девочку, правда шоколадками. Интересно-интересно!"
    Аннушка-первоклассница просто прелесть! Этакий курносый человечек с очень серьёзными глазами. Наверное Вы потому сейчас такая улыбчивая, что вся "серьёзность" в детстве осталась.
    Очень интересно было читать. Спасибо за рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, добрый вечер. С небольшим опозданием читаю и свои воспоминания, и Ваши отклики. Да, я была очень серьезной девочкой, со мной меня даже старшая сестра с детства по-взрослому разговаривала, советовалась. Удивляюсь, и когда я так научилась улыбаться? Мне кажется, в тот момент, когда я поняла ценность всей нашей жизни, и главное, что "от улыбке краше наша жизнь, хоть на нервах все работа педагога")))
      Спасибо за отклик, внимание

      Удалить
  2. Здравствуйте, коллеги! Анна Борисовна, спасибо за рассказ. У первоклассницы Ани в тетради полный порядок))) Видны ровные строчки цифр.
    С какой любовью и нежностью Анна Борисовна говорит о своей сестре. Сразу видно, что ценит её) Успехов в Новом учебном году!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, с детства научилась писать аккуратно, но, не поверите, иногда, на доске у меня такой беспорядок, когда пытаешься вместить все, да еще и сохранить не только до конца урока, но и на следующий))
      Спасибо, Ольга Александровна, за Ваше внимание. У нас с сестрой очень добрые и нежные отношения, и хоть я и младшая, но иногда командую (работа такая) Мне все прощается.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Борисовна! Признаюсь, что я очень ждала Вашу первосентябрьскую историю! Хороша Анютка-первоклассница! Удивительная у Вас история, вся жизнь через 1 сентября! А как может быть иначе, если жизнь свою связали со школой! Успехов Вам в новом году, Анна Борисовна!
    Ольга Николаевна, еще раз хочу выразить Вам огромную благодарность за этот проект, за возможность вспомнить и рассказать свою историю и познакомиться с историями блогодрузей! Интересно, а сколько еще историй впереди? С нетерпением жду и Вашу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я еще в садике играла с куклами в школу. А как могло быть иначе, если я из семьи потомственных педагогов? Да и сестра моя - учитель математики и информатики, ее дочь - учитель искусства, кубановедения, технологии.
      Ольга Николаевна задумала и реализовала отличный блогерский проект. Я не только с огромным удовольствием читала рассказы -воспоминания друзей-блогеров, но и сама не раз прогулялась по дороге Детство-Взрослая жизнь

      Удалить
    2. Наталия Викторовна, здравствуйте!
      Спасибо за Ваш интерес и, конечно, участие в блогопроекте!
      Планируется ещё 4 истории. К 1 сентября не успею разместить все истории. Думаю, даже в начале сентября воспоминания блогодрузей будут интересны)

      Удалить
  4. Анна Борисовна, жизнь у Вас такая интересная, думали ли Вы когда-нибудь, что будете директором? Вы замечательный творческий человек.Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алла Юрьевна. Помня крылатую фразу А. Ф. Погосского "Плохой тот солдат, который не думает быть генералом...", которую мне "подарил" мой папа, поздравляя с получением диплома о высшем образовании, для себя решила: "Идти только вперед, никогда не останавливаться на достигнутом?" Мечтала!!!

      Удалить
  5. Анна Борисовна! Так интересно было читать ваши воспоминания. И фотографии замечательные! Интересно смотреть на фотографии блогеров, когда вы все были маленькими девочками. Анна Борисовна, Ольга Николаевна, С Новым учебным годом!
    День знаний – главный праздник сентября,
    Для нас с тобой он значит очень много, –
    Не просто дата из календаря,
    Он открывает к знаниям дорогу,
    Порою нелегко по ней идти,
    Но нам всегда учиться интересно,
    Желаем всем счастливого пути
    И поздравляем с праздником чудесным!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, спасибо за поздравление. Скоро все начнется снова

      Удалить
    2. Ирина Михайловна, спасибо! 1 сентября - это новый ежегодный этап ))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за интересную первосентябрьскую историю. Я тоже очень люблю осенние астры и гладиолусы. Эти цветы связаны со школьными воспоминаниями. В Вашем рассказе очень сильно чувствуется нежность и любовь к родным людям. Желаю, чтобы в новом учебном году близким нам людям доставалось как можно больше тепла и заботы. В работе желаю благополучия. Ольга Николаевна, спасибо за очередную интересную историю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна Николаевна.за поздравления и пожелания У нас очень дружная семья. А праздник 1 сентября у нас семейный.

      Удалить
    2. Татьяна Николаевна, рада видеть Вас! Спасибо за интерес и, надеюсь, сотрудничество ))

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Какая трогательная история нескольких десятков лет... Удивило, что мальчик с яблоком так прочно вошёл в жизнь Людмилы аж с 1 класса! Слышала про подобные истории, но думала, что всё это выдумки!))))
    Спасибо Вам за пожелания - они очень-очень кстати!!!

    Ольга Николаевна, здравствуйте! Спасибо Вам за интересное продолжение! Поймала себя на мысли, чью первосентябрьскую историю я бы ещё с удовольствием прочитала)))) Ирины Валерьевны К.!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, так и былою Когда на свадьбе у дочери спросили, сколько лет мама невесты знаем жениха, я ответила так: "10 школьных лет, 5 лет институтских и два года раздумий". Кстати, я тоже была замужем за одноклассником, не сложилась, но никого не виню. Был Афган)))

      Удалить
    2. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Как говорится, продолжение следует... И... сюрприза не получится: история будет )))

      Удалить
  8. Здравствуйте, Анна Борисовна, Ольга Николаевна! Читаю очередную историю и прихожу в восторг!Какие чудесные фотографии, какие теплые и трогательные воспоминания!Сколько эмоций, впечатлений!
    Ольга Николаевна, не устану благодарить за идею!))) Огромное спасибо!
    С наступающим новым учебным годом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Александровна, спасибо за Ваш трогательный отзыв. Не перестаю благодарить Ольгу Николаевну, за предоставленную возможность еще раз перелистать семейный альбом

      Удалить
    2. Нина Александровна, здравствуйте!
      Перелистывали семейные альбомы - и вот уже 1 сентября. Всего самого доброго желаю Вам в новом году!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Анна Борисовна, Ольга Николаевна! В течение дня несколько раз перечитывала пост, сегодня у меня был тяжелый день, и поэтому я только сейчас пишу комментарий. Анна Борисовна, сколько нежности и как трогательно вы рассказываете о своей семье и сестре Наташе, а ведь я её очень хорошо знаю, и знаю, как Вы дружны, и поддерживаете друг друга!!! Анна Борисовна, с наступающим праздником, с Днём знаний!!! Я желаю Вам всех земных благ, всего самого наилучшего, Вы так этого заслуживаете! И пусть здоровье, благополучие и успех с Вами будут ВСЕГДА!!!
    Ольга Николаевна, я горжусь знакомством и общением с Вами, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за проект!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Валентиновна, добрый вечер. Спасибо за Ваш добрый и душевный, что нам родители смогли привить любовь и уважение к каждому члену семьи, независимо от его возраста. А еще - показать на личном примере, что профессия педагога - лучшая на свете! Спасибо за добрые пожелания

      Удалить
    2. Елена Валентиновна, мне тоже очень приятно знакомство и общение с Вами. С праздником! И пусть трудных дней будет в нашей жизни меньше.

      Удалить
  10. Дорогая Ольга Николаевна, спасибо за проект. От всей души поздравляю Вас и Ваших коллег с Днем знаний! Желаю, чтобы в нашем труде чаще встречались отзывчивость и понимание, чтобы трудности обходили стороной, а учебный процесс шел легко и непринужденно. Пусть каждый день радует вас успехами и достижениями, как собственными, так и учеников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, С НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ! Здоровья всем нам, оптимизма! Пусть на всё хватит времени!
      Спасибо за поздравления и пожелания!

      Удалить
  11. Ольга Николаевна, Анна Борисовна, спасибо за такой интересный эмоциональный рассказ! история о мальчике и девочке очень тронула...вот ведь как в жизни бывает!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Васильевна, здравствуйте!
      С ПРАЗДНИКОМ!!!
      Спасибо за интерес к истории ))

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.