воскресенье, 21 сентября 2014 г.

И снова о стилях и типах речи, или Домашнее задание для 7-го класса


   Учащиеся 7-го класса уже знакомы с такими речеведческими понятиями, как: «художественный стиль», «научный стиль», «официально-деловой стиль», «разговорный стиль». В начале учебного года мы повторяем эти сведения и готовимся к знакомству с публицистическим стилем речи.
   Вспомнить функции того или иного стиля речи, его задачи, характеристику, языковые средства помогут материалы, расположенные ниже (огромная благодарность авторам материалов: В.Готнога – за таблицу, А.Захаровой – за инфографику).



Функция
Сфера применения
Задачи речи
Характеристика
высказывания
Языковые средства
(лексические и грамматические)
Разговорный стиль
Общение
Неофициальная обстановка, диалоги, дружеские послания
Обмен впечатлениями, мыслями с близкими или знакомыми людьми
Непринужденность, эмоциональность, оценочный характер речи
Эмоциональная, выразительная разговорная лексика, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометий, модальных частиц; повторы; инверсия и пр.
Научный стиль
Изложение научной информации
Научные труды, выступления, доклады, лекции, статьи, книги, учебники и пр.
Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений; разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них
Точность, логичность, доказательность; отсутствие эмоциональности, возможна некоторая сухость речи
Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния; глагольные формы множественного числа; деепричастия, причастия; прямой порядок слов; простые предложения, осложненные обособленными и однородными членами; вводные слова, указывающие на порядок оформления мысли и пр.
Официально-деловой стиль
Точная передача деловой информации
Деловые бумаги (объявления, заявления, отчеты, справки, расписки, инструкции, договоры, законы и пр.)
Сообщение сведений, имеющих деловое информационное значение
Строгость, точность, официальность, бесстрастность – речь, лишенная эмоций
Использование штампов, специальной деловой лексики, прямого порядка слов, преобладание существительных над другими частями речи, употребление отглагольных существительных, глаголов в повелительном наклонении; производных предлогов, составных союзов; простых и сложных предложений с обособленными членами; сложноподчиненные предложения с придаточными условия и пр.
Публицистический стиль
Воздействие, агитация и пропаганда
Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры и пр. на общественно-политические темы
Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения
Призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности
Использование лексики разных пластов; общественно-политическая лексика; слова с подчеркнуто положительным или отрицательным значением; фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты; изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и пр.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные) предложения, риторические вопросы, обращения и пр.
Художественный стиль
Художественное воздействие
Художественное воздействие
Воздействие путем словесного художественного изображения жизни; передача отношения к окружающему, создание художественных образов и пр.
Образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи
Сочетание языковых средств разных стилей; широкое использование изобразительно-выразительных средств языка; привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для большей выразительности и т.д.
   
А вот так, с помощью инфографики, можно повторить стили и типы речи.



   Думаю, материала достаточно, чтобы не только вспомнить, но и закрепить основные речеведческие понятия.
   На уроках русского языка мы продолжаем работать с текстами разных стилей и типов речи, доказываем, рассуждаем, дискутируем.
   Предлагаю вам, уважаемые семиклассники, поработать самостоятельно над следующими текстами (ссылка).
   В тетрадь записывать ничего не нужно. Достаточно записать ответы в форму, расположенную ниже. Задания нужно выполнить в течение дня 22 сентября. Форма будет закрыта в 22:00
Желаю вам удачи!



Дополнительное задание для желающих
   «В последние несколько лет очень распространилась новая форма наглядного представления информации. Её можно встретить в печатных изданиях (особенно новостных и аналитических), на телевидении. Ею пестрит интернет. Она отражает статистические данные, результаты исследований, схемы процессов и многое другое.
   Это всем нам знакомая по сути, но назвавшаяся модным нынче словом – инфографика.
   Под инфографикой подразумевают визуальное (зрительное) представление некоторой информации, данных и знаний». (Захарова А. Инфографика на уроках русского языка. - // Русский язык. - 2013. - №11).
   Тему «Стили речи» предлагаю вам, семиклассники, «изобразить» при помощи инфографики. В течение недели (до 26 сентября) буду ждать ваши работы, которые размещу у себя в блоге. 
Желаю удачи!
   Это же задание предлагаю выполнить всем желающим ученикам - из любой школы любого города нашей страны. А на следующей неделе устроим "парад"-соревнование инфографик! Очень жду ваших решений, уважаемые учащиеся!

7 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, здравствуйте. Задание семиклассникам, а я вот уже думаю, как на перемене между своими уроками, старшеклассникам представлю Ваш материал. Он полезен всем! Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Огромное-преогромное Вам спасибо за добрые слова! Буду очень рада, если Ваши 11-тиклассники потренируются на текстах (открою секрет: тексты предназначены для 9-го класса, но, думаю, семиклассникам по силам справиться с ними, а уж 11-тиклассникам и подавно) и заполнят форму. А может и сделают инфографику? Уж тогда попросим учителей русского языка поставить работягам отличные отметки?

      Удалить
  2. Ольга, добрый день. Опять полезная подсказка в вашем блоге) А вот ссылку на блог вы семиклассникам где дали (они ведь новые для вас)? У нас , в Пермском крае, есть совместный ресурс - электронные дневники и журналы, но седьмые классы пока еще не завели. Вот и думаю, как поступить. Не хотелось бы с семиклассниками начинать работу с сети ВК.
    А материал очень полезный. Опять же мучаюсь вопросом: с одной стороны, хотелось, чтобы дети собрали такую таблицу сами (больше в памяти останется), но , с другой стороны, времени на это уйдет о-очень много. Подскажите, Ольга, вы как работали с таблицей?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, здравствуйте!
      Ссылку семиклассникам на блог дала на уроке. Ещё и родителей познакомила с блогом на родительском собрании. Кроме того, в 7-ом классе начинаем вести электронные тетради. Что из этого получится - вопрос времени. Но очень хочется накапливать некоторые материалы к итоговому экзамену по литературе.
      У нас тоже есть совместный электронный ресурс: "АСУ РСО". Можно и там объявление сделать, но, к сожалению, родители, например, нечасто заходят в электронный дневник.
      Соглашаюсь с Вами: очень хочется, чтобы дети нарабатывали материал самостоятельно. НО... К сожалению, таких детей у меня, например, мало. Поэтому я предлагаю семиклассникам обращаться к таблице при выполнении домашнего задания, при работе в классе над текстом (доказать, пользуясь материалами таблицы, отнесённость текста к тому или иному стилю).
      Простые способы, но после неоднократного обращения к материалам результат будет.
      Спасибо, Лариса, что зашли в гости!

      Удалить
    2. Спасибо на спасибо:D Так приятно общаться, пусть и виртуально! А еще люблю ходить в гости и выискивать новое и полезное. Ольга, у Вас много почерпнула. Пишите, читаем!!!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Спасибо Вам огромное за этот пост! С удовольствием повторила стили и типы речи. Размещу ссылку на этот пост для своих восьмиклассников, пусть тоже повторят!
    Ольга Николаевна, и когда же Вы успеваете? )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Благодарю за комплимент ))) Ссылку, конечно, можете разместить. Кого заинтересует, тот и обратится к материалам.
      Ох, Лилия Павловна, не успеваю. Так жаль, что практически не пишу. Обратила внимание: получается о чём-то написАть только в воскресенье. А материалы, действительно, есть. Только вот времени катастрофически не хватает!!!
      Спасибо, что зашли да ещё и повторили ранее изученное )))

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...