Учащиеся 7-го класса уже знакомы с такими речеведческими понятиями, как: «художественный стиль», «научный стиль», «официально-деловой стиль», «разговорный стиль». В начале учебного года мы повторяем эти сведения и готовимся к знакомству с публицистическим стилем речи.
Вспомнить функции того или иного стиля речи, его задачи, характеристику, языковые средства помогут материалы, расположенные ниже (огромная благодарность авторам материалов: В.Готнога – за таблицу, А.Захаровой – за инфографику).
Функция
|
Сфера применения
|
Задачи речи
|
Характеристика
высказывания
|
Языковые средства
(лексические и
грамматические)
|
Разговорный стиль
|
||||
Общение
|
Неофициальная обстановка, диалоги, дружеские послания
|
Обмен впечатлениями, мыслями с близкими или знакомыми людьми
|
Непринужденность, эмоциональность, оценочный характер речи
|
Эмоциональная, выразительная разговорная лексика, слова с суффиксами
субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений,
междометий, модальных частиц; повторы; инверсия и пр.
|
Научный стиль
|
||||
Изложение научной
информации
|
Научные труды, выступления, доклады, лекции, статьи, книги, учебники и
пр.
|
Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений;
разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них
|
Точность, логичность, доказательность; отсутствие эмоциональности,
возможна некоторая сухость речи
|
Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории
состояния; глагольные формы множественного числа; деепричастия, причастия;
прямой порядок слов; простые предложения, осложненные обособленными и
однородными членами; вводные слова, указывающие на порядок оформления мысли и
пр.
|
Официально-деловой стиль
|
||||
Точная передача
деловой информации
|
Деловые бумаги (объявления, заявления, отчеты, справки, расписки,
инструкции, договоры, законы и пр.)
|
Сообщение сведений, имеющих деловое информационное значение
|
Строгость, точность, официальность, бесстрастность – речь, лишенная
эмоций
|
Использование штампов, специальной деловой лексики, прямого порядка слов,
преобладание существительных над другими частями речи, употребление
отглагольных существительных, глаголов в повелительном наклонении;
производных предлогов, составных союзов; простых и сложных предложений с
обособленными членами; сложноподчиненные предложения с придаточными условия и
пр.
|
Публицистический стиль
|
||||
Воздействие, агитация и пропаганда
|
Выступления,
доклады, диспуты, статьи, брошюры и пр. на общественно-политические темы
|
Передача
информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на
людей, формирования общественного мнения
|
Призывность,
страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при
информативной насыщенности
|
Использование
лексики разных пластов; общественно-политическая лексика; слова с подчеркнуто
положительным или отрицательным значением; фразеологические обороты,
пословицы, поговорки, цитаты; изобразительно-выразительные средства языка
(эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и пр.), синтаксические конструкции
книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные) предложения,
риторические вопросы, обращения и пр.
|
Художественный стиль
|
||||
Художественное воздействие
|
Художественное
воздействие
|
Воздействие
путем словесного художественного изображения жизни; передача отношения к
окружающему, создание художественных образов и пр.
|
Образность,
выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи
|
Сочетание
языковых средств разных стилей; широкое использование
изобразительно-выразительных средств языка; привлечение лексических и
синтаксических средств других стилей для большей выразительности и т.д.
|
А вот так, с помощью инфографики, можно повторить стили и типы речи.
Ольга Николаевна, здравствуйте. Задание семиклассникам, а я вот уже думаю, как на перемене между своими уроками, старшеклассникам представлю Ваш материал. Он полезен всем! Спасибо.
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, здравствуйте!
УдалитьОгромное-преогромное Вам спасибо за добрые слова! Буду очень рада, если Ваши 11-тиклассники потренируются на текстах (открою секрет: тексты предназначены для 9-го класса, но, думаю, семиклассникам по силам справиться с ними, а уж 11-тиклассникам и подавно) и заполнят форму. А может и сделают инфографику? Уж тогда попросим учителей русского языка поставить работягам отличные отметки?
Ольга, добрый день. Опять полезная подсказка в вашем блоге) А вот ссылку на блог вы семиклассникам где дали (они ведь новые для вас)? У нас , в Пермском крае, есть совместный ресурс - электронные дневники и журналы, но седьмые классы пока еще не завели. Вот и думаю, как поступить. Не хотелось бы с семиклассниками начинать работу с сети ВК.
ОтветитьУдалитьА материал очень полезный. Опять же мучаюсь вопросом: с одной стороны, хотелось, чтобы дети собрали такую таблицу сами (больше в памяти останется), но , с другой стороны, времени на это уйдет о-очень много. Подскажите, Ольга, вы как работали с таблицей?
Лариса, здравствуйте!
УдалитьСсылку семиклассникам на блог дала на уроке. Ещё и родителей познакомила с блогом на родительском собрании. Кроме того, в 7-ом классе начинаем вести электронные тетради. Что из этого получится - вопрос времени. Но очень хочется накапливать некоторые материалы к итоговому экзамену по литературе.
У нас тоже есть совместный электронный ресурс: "АСУ РСО". Можно и там объявление сделать, но, к сожалению, родители, например, нечасто заходят в электронный дневник.
Соглашаюсь с Вами: очень хочется, чтобы дети нарабатывали материал самостоятельно. НО... К сожалению, таких детей у меня, например, мало. Поэтому я предлагаю семиклассникам обращаться к таблице при выполнении домашнего задания, при работе в классе над текстом (доказать, пользуясь материалами таблицы, отнесённость текста к тому или иному стилю).
Простые способы, но после неоднократного обращения к материалам результат будет.
Спасибо, Лариса, что зашли в гости!
Спасибо на спасибо:D Так приятно общаться, пусть и виртуально! А еще люблю ходить в гости и выискивать новое и полезное. Ольга, у Вас много почерпнула. Пишите, читаем!!!
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам огромное за этот пост! С удовольствием повторила стили и типы речи. Размещу ссылку на этот пост для своих восьмиклассников, пусть тоже повторят!
Ольга Николаевна, и когда же Вы успеваете? )))
Здравствуйте, Лилия Павловна!
УдалитьБлагодарю за комплимент ))) Ссылку, конечно, можете разместить. Кого заинтересует, тот и обратится к материалам.
Ох, Лилия Павловна, не успеваю. Так жаль, что практически не пишу. Обратила внимание: получается о чём-то написАть только в воскресенье. А материалы, действительно, есть. Только вот времени катастрофически не хватает!!!
Спасибо, что зашли да ещё и повторили ранее изученное )))